Распоряжение Правительства РФ от 3 июня 2019 г. N 1188-р
1. Утвердить прилагаемые:
Стратегию развития спортивной индустрии до 2035 года (далее - Стратегия);
комплекс мер по формированию современной отрасли спортивной индустрии на 2019 - 2020 годы.
2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ и иных документов.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при разработке государственных программ субъектов Российской Федерации.
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 3 июня 2019 г. N 1188-р
Стратегия
развития спортивной индустрии до 2035 года
I. Общие положения
Стратегия развития спортивной индустрии до 2035 года (далее - Стратегия) направлена на создание в Российской Федерации современной, конкурентоспособной, устойчивой и структурно сбалансированной индустрии, производящей спортивную продукцию для целевых групп потребителей, с учетом текущих и перспективных социально-экономических условий.
Понятия, используемые в Стратегии, означают следующее:
"адаптивный спорт" - спорт, ориентированный на инвалидов и других маломобильных граждан, в том числе с целью их комплексной реабилитации и абилитации за счет возможностей спорта;
"адаптивная физическая культура" - восстановление (в том числе коррекция и компенсация) нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья;
"инновационная спортивная продукция" - новая или существенно улучшенная в результате проведения научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ спортивная продукция в части ее технических, функциональных, потребительских характеристик, в том числе за счет использования улучшенных материалов, компонентов, программного обеспечения, новых технологий;
"массовый спорт" - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях;
"спорт" - сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним;
"спорт высших достижений" - часть спорта, направленная на достижение спортсменами высоких спортивных результатов на официальных всероссийских спортивных соревнованиях и официальных международных спортивных соревнованиях;
"спортивная индустрия" - отрасль промышленности, представляющая собой совокупность промышленных предприятий и организаций, осуществляющих на всех этапах производство (изготовление) спортивной продукции (изделий, инвентаря, оборудования), их компонентов, материалов и программного обеспечения, а также связанных с ними услуг, обеспечивающих сопровождение этой продукции в течение всего цикла эксплуатации с учетом его специфики;
"спортивная продукция" - промышленная продукция, включающая товары, изделия, инвентарь, оснащение, оборудование, материалы и технологии спортивной направленности, предназначенные для:
проведения мероприятий по развитию физической культуры и спорта;
занятий тем или иным видом физической культуры и спорта, в том числе с целью достижения высокого уровня спортивного мастерства и оздоровления;
оснащения (создания) спортивной инфраструктуры;
повышения качества жизни населения, обеспечения физической (спортивной) активности;
восстановления (в том числе коррекции и компенсации) нарушенных или временно утраченных функций организма человека, включая инвалидов и других маломобильных граждан, с использованием средств и методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, в том числе паралимпийского;
"физическая культура" - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
В основу формирования Стратегии заложены следующие базовые принципы:
соответствие требованиям и целям государственной политики в отношении развития физической культуры и спорта, а также здоровья нации в целом;
учет особенностей отечественного рынка спортивной продукции, в том числе ее социально значимого характера;
ориентация на долгосрочную перспективу стратегического планирования с учетом мировых тенденций научно-технологического развития спортивной индустрии;
повышение уровня конкурентоспособности отечественной спортивной продукции, включая инновационное развитие спортивной индустрии;
создание условий для импортозамещения, а также для экспорта отечественной спортивной продукции.
Основными требованиями к спортивной продукции, которые предъявляются государством и конечными потребителями, являются высокая эффективность, качество, эргономичность и функциональность, безопасность и надежность, а также конкурентоспособность и соответствие технических характеристик мировым требованиям.
При разработке Стратегии учитывалась необходимость координации деятельности заинтересованных федеральных и региональных органов исполнительной власти. В Стратегии приведены общие характеристики спортивной индустрии, описаны основные положения, регулирующие ее нормативно-правовую базу, проведена системная оценка ее текущего состояния, определены системные проблемы и стратегические приоритеты развития спортивной индустрии до 2035 года, проработаны механизмы мониторинга реализации Стратегии.
Для мониторинга достижения целей Стратегии определены 5 целевых показателей: "Индекс промышленного производства товаров спортивной индустрии к предыдущему году", "Число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России и за рубежом", "Индекс производительности труда в сфере производства продукции спортивной индустрии к предыдущему году", "Индекс физического объема инвестиций в основной капитал предприятий - производителей продукции спортивной индустрии к предыдущему году", "Объем экспорта продукции спортивной индустрии".
II. Цели и задачи Стратегии
Целями Стратегии являются формирование в Российской Федерации конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной отрасли промышленности по производству эффективной, высококачественной, доступной спортивной продукции, обеспечивающей потребности населения, спортивных и образовательных организаций, а также развитие массового спорта и материально-технического сопровождения спорта высших достижений. Спортивная индустрия должна стать способной к самостоятельному дальнейшему развитию, разработкам и применению передовых технологий, нацеленной на формирование и освоение новых рынков инновационной продукции.
Основными задачами Стратегии являются:
обновление, перевооружение имеющейся и создание новой инновационной промышленной технологической базы и опытно-промышленной площадки для развития спортивной индустрии, вовлечение в спортивную индустрию новых производителей, снижение барьеров входа на рынки;
стимулирование научных исследований и работ, направленных на локализацию полного жизненного цикла лучших образцов и практик спортивной индустрии, а также на создание новых изделий, устройств и технологий;
создание научно-технологического задела и развитие производства инновационной, высокотехнологичной и иной спортивной продукции, обеспечивающей материально-техническое сопровождение спорта высших достижений;
обеспечение и стимулирование спроса на отечественную спортивную продукцию, ее компоненты и материалы, включая закупки спортивными и образовательными организациями;
создание условий для увеличения доли российской спортивной продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках;
обеспечение для российских компаний спортивной индустрии равных условий конкуренции на российском и мировом рынках;
развитие экспортного потенциала российских предприятий спортивной индустрии;
совершенствование и развитие фонда национальных стандартов в сфере спортивной индустрии, включая гармонизацию национальных стандартов Российской Федерации с международными стандартами.
Реализация Стратегии будет способствовать улучшению условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом для всех категорий и групп населения, а также для подготовки спортивного резерва, в том числе путем повышения уровня обеспеченности населения объектами спорта.
Реализация Стратегии будет гармонизировать с утвержденными стратегиями развития отраслей, смежных со спортивной индустрией, а также с разрабатываемыми концепциями развития отдельных отраслей экономики, в рамках которых реализуются или планируются к реализации отдельные мероприятия по поддержке производственных секторов, включающих в себя производство спортивного оборудования и инвентаря, отдельных технических и других средств для занятий спортом, и способствовать достижению основных показателей национального проекта "Демография", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16):
увеличение плановых показателей занятия спортом населения страны до 55 процентов;
увеличение показателя ожидаемой продолжительности здоровой жизни граждан до 67 лет;
увеличение до 60 процентов числа лиц, выполнивших нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), участвовавших в их выполнении;
в рамках программ благоустройства территорий строительство на общественных городских территориях дополнительных 9000 единиц спортивных площадок;
модернизация около 20000 единиц действующих спортивных площадок и дальнейшее развитие системы национального физкультурно-спортивного воспитания населения;
увеличение объема экспортируемой продукции на 30 процентов к 2024 году, до 113,6 млн. долларов США.
III. Нормативно-правовая база регулирования отношений в спортивной индустрии
Стратегия разработана с учетом следующих правовых документов:
Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей";
Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
Федеральный закон "О рекламе";
Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации";
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный закон "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 2008 г. N 1445 "Вопросы Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 1058 "О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта";
Указ Президента Российской Федерации от 8 августа 2016 г. N 398 "Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 18 июля 2018 г. N 432 "Об утверждении состава Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта";
Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции";
национальный проект "Демография", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16);
федеральный проект "Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта и подготовка спортивного резерва "Спорт - норма жизни", утвержденный решением проектного комитета по национальному проекту "Демография" (протокол от 14 декабря 2018 г. N 3);
государственная программа Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 377 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации";
государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";
государственная программа Российской Федерации "Доступная среда", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда";
государственная программа Российской Федерации "Развитие образования", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. N 30 "О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы";
программа "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2015 г. N 2145-р.
Требования к спортивной продукции также регулируются национальными стандартами Российской Федерации.
IV. Анализ спортивной индустрии в Российской Федерации и мире
Мировой рынок спортивной индустрии, по данным международных статистических источников, достиг в 2017 году 90,9 млрд. долларов США. Ожидается, что мировой рынок спортивной индустрии к 2024 году достигнет 144 млрд. долларов США. При этом 80 млрд. долларов США будет приходиться на сегмент спортивного оборудования. Главной тенденцией роста рынка спортивной индустрии остается увеличение количества населения, которое регулярно занимается физической культурой и спортом. Региональное развитие отдельных видов спорта также остается одной из основных тенденций для индустрии спорта. Здесь на первый план выходит, как правило, исторически сложившаяся в разных странах популярность того или иного вида спорта. Еще одной существенной тенденцией является сближение спортивной индустрии и индустрии развлечений, так как оба сектора стремятся отвечать на вызовы новых цифровых технологий, изменяющих и формирующих способы проведения досуга.
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал предприятий - производителей продукции спортивной индустрии (к предыдущему году) (далее - индекс физического объема инвестиций) показывает, что сфера отечественной спортивной индустрии вызывает высокий инвестиционный интерес (в 2017 году индекс физического объема инвестиций вырос на 3,4 процента по отношению к 2016 году). Основными причинами инвестиционной привлекательности являются быстро растущее внутреннее потребление продукции и экспортная ориентированность отрасли. Спортивная отрасль классифицируется в настоящее время как быстрорастущая (перспективная) отрасль в рамках основной классификации факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность.
В последние годы число граждан Российской Федерации, которые активно занимаются спортом, выросло с 13 процентов в 2006 году до 36,8 процента в 2017 году (из них в возрасте от 3 до 18 лет - 86 процентов, от 19 до 29 лет - 63,6 процента, от 30 до 54 лет - 21,6 процента, от 55 до 79 лет - 5,8 процента, от 80 лет и старше - 1 процент). К 2024 году необходимо обеспечить увеличение до 55 процентов доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, что в том числе является стимулом для роста спортивной индустрии.
Основные затраты на приобретение спортивного инвентаря и оборудования приходятся на возрастные группы от 19 до 29 лет и от 30 до 54 лет.
Наметился тренд увеличения количества граждан, занимающихся спортом, среди возрастных групп от 30 до 54 лет (к 2035 году прогнозируется увеличение количества данной возрастной группы граждан, занимающихся спортом, до 57 процентов) и от 55 до 79 лет (к 2035 году прогнозируется увеличение количества данной возрастной группы граждан, занимающихся спортом, до 40 процентов). Основная потребительская корзина спортивного инвентаря включает следующие товары: лыжи, снаряжение лыжное, кроме обуви, коньки ледовые, включая коньки с ботинками, ботинки лыжные, инвентарь и оборудование для занятий физкультурой, гимнастикой и атлетикой, инвентарь и оборудование для борьбы, изделия для общефизической подготовки населения, инвентарь для футбола и ручного мяча, инвентарь для игры в хоккей с шайбой и мячом.
При этом более 30 процентов спортивных изделий, вошедших в потребительскую корзину, производится отечественными производителями. Данный критерий позволяет прогнозировать, что при стимулировании развития технологий, оптимизации производства и контроля качества производимой продукции отечественные производители смогут обеспечить локальную конкуренцию, а также увеличение количества рабочих мест в регионах присутствия производителей (по данным анализа структуры предприятий по федеральным округам, производители данного вида инвентаря представлены во всех федеральных округах).
Объем производства отечественной продукции спортивной индустрии в России вырос на 6,6 процента в 2017 году по отношению к 2016 году и составил 27,32 млрд. рублей.
В настоящее время емкость рынка спортивной продукции в Российской Федерации составляет 534 млрд. рублей, при этом доля отечественных производителей на указанном рынке составляет около 61 млрд. рублей (11 процентов).
В 2017 году 52 учреждения, созданные в 46 субъектах Российской Федерации, обеспечивали работу по адаптивной физической культуре и спорту (в 2011 году было 15 учреждений в 15 субъектах).
В среднем в Российской Федерации темп прироста составил 30,78 процента с наименьшими показателями в Северо-Западном федеральном округе (0,5 процента), Северо-Кавказском федеральном округе (-0,2 процента) и Сибирском федеральном округе (-1,6 процента).
В массовом спорте наблюдается полуторакратное увеличение среднедушевых расходов на занятие спортом в Южном федеральном округе (темп прироста за 2016 год составил 150,9 процента). Вторым по темпам прироста оказался Уральский федеральный округ с показателем в 122,8 процента, третьим - Центральный федеральный округ (48,3 процента).
В настоящее время функционируют свыше 311 тыс. объектов спорта. Уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта по итогам 2017 года составляет 50 процентов.
В настоящее время в спорте высших достижений в Российской Федерации подготовку спортивного резерва осуществляет 5151 спортивная организация, в том числе 171 центр спортивной подготовки, 56 училищ олимпийского резерва, 1055 специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, 3869 детско-юношеских спортивных школ, из них: 1971 - в сфере образования, 3056 - в сфере физической культуры и спорта, 124 - в учреждениях иной ведомственной принадлежности. Общая численность занятых в системе подготовки спортивного резерва составляет свыше 3,5 млн. человек.
Наиболее динамично развивается производство спортивной продукции для зимних видов спорта. Доля отечественной продукции в горнолыжном секторе в 2017 году составила 15 процентов. В январе - марте 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом 2016 года выросло производство:
лыж - на 47,4 процента, до 191,66 тыс. пар;
лыжных палок и креплений - на 107,3 процента, до 193 тыс. пар;
хоккейных клюшек - на 15,9 процента, до 112,2 тыс. штук.
В настоящее время в ряде сегментов спортивной индустрии произошли качественные изменения в соотношении отечественных и импортных товаров (исследована динамика структурного соотношения товаров с 2012 по 2017 год).
Основными лидирующими сегментами в области импортозамещения спортивных товаров для занятий массовым спортом по состоянию на декабрь 2017 г. являлись лыжные ботинки, лыжи, борцовский инвентарь и экипировка, детское и школьное внутридомовое оборудование, уличное спортивное оборудование, велосипеды, гантели и гири, спортивная амуниция и экипировка.
При этом остаются сектора, в которых доля отечественной продукции крайне мала. К ним в первую очередь относятся товары и оборудование для занятий профессиональным спортом (от 2 до 4 процентов общей доли рынка), производство бассейнов (1 процент общей доли рынка) и товаров для занятий плаванием (4 процента общей доли рынка), умные тренажеры (от 1 до 3 процентов общей доли рынка), байдарки и каноэ (не более 6 процентов общей доли рынка), ролики и коньки (5 процентов общей доли рынка).
Несмотря на однородность потребительской корзины групп граждан, приобретающих спортивный инвентарь и оборудование, в среднесрочной и долгосрочной перспективах не представляется возможным оценить динамику ключевых видов продукции отрасли спортивной индустрии в связи с постоянно меняющимися составными элементами и материалами товаров и оборудования, изменением мировых тенденций занятия определенными видами спорта, а также изменениями технологий изготовления и классификации отдельного спортивного инвентаря.
В связи с этим включение показателей, характеризующих динамику производства по отдельным (ключевым) видам продукции, является нецелесообразным.
В настоящее время отечественными производителями спортивной индустрии являются около 300 компаний, в том числе в Центральном федеральном округе - 269 компаний, в Приволжском федеральном округе - 34 компании, в Сибирском федеральном округе - 15 компаний и Северо-Западном федеральном округе - 15 компаний.
На долю крупных предприятий спортивной индустрии приходится около 2 процентов общего количества предприятий, на долю средних предприятий - 25 процентов, малых предприятий - 27 процентов, на долю микропредприятий - 46 процентов.
Высокая волатильность отрасли спортивной индустрии за период 2014 - 2017 годов объясняется малым объемом рынка, а также неравномерным спросом на спортивную продукцию. На основании характерных изменений целевых индикаторов периода 2016 - 2017 годов и текущего прогнозного индикатора 2018 года предполагается выравнивание к 2025 году тренда характерного линейного спроса на спортивную продукцию.
В настоящее время поддержка производителей спортивной индустрии осуществляется за счет реализации механизмов смежных отраслей в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
Среди факторов, влияющих на развитие спортивной индустрии, можно выделить три наиболее существенных:
государственная поддержка производителей;
система национальной стандартизации в области спортивной индустрии;
состояние научно-технической и производственной баз спортивной индустрии.
Низкий уровень компетенций разработчиков в области спортивной индустрии из-за отсутствия спроса на отечественные инновационные разработки и высокий уровень импортозависимости в технологической цепочке являются проблемами в развитии научно-технической и производственной баз спортивной индустрии.
Основные риски компаний на российском рынке спортивной индустрии связаны с недостаточным пониманием потребительского спроса, трудностями поиска региональных партнеров, нечеткими законодательными нормами в отношении различных видов спортивных товаров и оборудования.
Анализ текущего состояния спортивной индустрии по производству спортивной продукции предполагает выделение основных сильных и слабых сторон, а также возможностей и рисков развития спортивной индустрии, а именно:
сильными сторонами являются:
активное развитие механизмов государственной поддержки инновационного развития промышленности;
значительное влияние профессионального спортивного сообщества на формирование параметров спроса, способствующего обеспечению квалифицированного и информированного выбора спортивной продукции со стороны конечных потребителей;
популяризация здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом;
обеспечение подготовки к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);
слабыми сторонами являются:
спортивная индустрия институционально не оформлена, что затрудняет процессы планирования, целеполагания, организации учета и статистического наблюдения, оценки динамики развития;
устаревшая нормативная база, в том числе в части стандартизации;
возможностями являются:
перспективный рост рынка спортивной продукции для массового спорта в связи с тенденциями развития спортивной инфраструктуры и стремлением населения Российской Федерации к здоровому образу жизни;
значительный потенциал развития импортозамещения в спортивной индустрии ввиду текущей высокой доли импортной продукции;
относительно низкий курс рубля по отношению к основным валютам делает продукцию иностранных производителей менее привлекательной по сравнению с российскими аналогами, что открывает окно возможностей для расширения доли российских производителей как на рынках Российской Федерации (в случае незначительной доли иностранных материалов и комплектующих), так и за ее пределами (удешевление экспортной продукции российского производства);
устаревшие стандарты на спортивную продукцию, а также недостаток собственных производственных мощностей определяют перспективы экспорта спортивной продукции в государства - участники Содружества Независимых Государств;
рисками являются:
отсутствие дополнительных мер стимулирования разработок и запуска производства в сфере спортивной индустрии, связанных с внешними экономическими факторами;
повышение импортозависимости спортивной индустрии по материалам и комплектующим;
прогнозируемый дефицит кадров в спортивной отрасли (инструктор-методист по адаптивной физической культуре, сопровождающий инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетних, специалист по обслуживанию и ремонту спортивного инвентаря и оборудования).
Проведенный анализ позволил определить следующие наиболее сложные проблемы спортивной индустрии, требующие решения на системном уровне:
проблемы нормативной базы, стандартизации и институционального характера:
нехватка и устаревание действующих национальных стандартов на спортивную продукцию и технологии;
недостаточность отраслевой системы статистического наблюдения;
отсутствие институционального оформления спортивной индустрии, обусловливающего отсутствие долгосрочного видения развития данной отрасли в отношении рынков, продукции и технологий;
проблемы, связанные с производством:
высокий уровень физического и морального износа основных фондов предприятий;
недостаток инвестиционных и оборотных средств большинства предприятий спортивной индустрии;
неполное соответствие спортивной продукции требованиям конечных потребителей;
высокая импортозависимость по материалам, комплектующим и технологиям;
проблемы научно-технической деятельности и инноваций:
отсутствие отраслевой научно-технической политики;
отсутствие профильных научно-исследовательских организаций;
недостаток собственных средств предприятий на научно-исследовательские работы;
проблемы кадрового обеспечения спортивной индустрии:
отсутствие системы независимой оценки квалификации в спорте с целью повышения профессионализма и производительности труда;
отсутствие связи между требованиями сферы труда и системой подготовки кадров;
проблемы информационного характера:
недостаточная информированность как производителей, так и потребителей о развитии рынка спортивной индустрии;
отсутствие единой системы учета потребления, оборота и эксплуатации спортивной продукции;
проблемы, связанные со сбытом на внутреннем рынке:
недостатки системы государственных закупок, включая недостатки сложившихся закупочных процедур, неравномерный спрос и т.п.;
низкий уровень информированности конечных потребителей о спортивной продукции нового поколения;
проблемы, связанные с экспортом:
сравнительно слабый производственный потенциал большинства отечественных производителей;
высокий уровень импортозависимости важных рыночных сегментов от поставок крупнейших зарубежных корпораций - мировых отраслевых лидеров.
Основные проблемы развития конкуренции на рынках спортивной продукции связаны как с особенностями текущей фазы развития промышленной сферы, формирующей рыночное предложение, так и с факторами отраслевого спроса.
На развитие конкуренции оказывают негативное влияние следующие факторы:
ограниченное число (или в ряде сегментов полное отсутствие) отечественных предприятий - участников рынка, серийно производящих компоненты и материалы для спортивной индустрии, программных устройств и технологий, способных конкурировать с крупными зарубежными производителями аналогичной продукции;
высокий уровень зависимости отечественных компаний и предприятий - производителей готовых изделий от импорта компонентов, материалов и технологий.
Основным фактором, ограничивающим конкуренцию, является преобладание государственных закупок в рамках реализации государственных гарантий в структуре продаж для спортивной инфраструктуры.
В данной области главные проблемы для развития конкуренции между производителями определяются:
недостатками сложившихся процедур государственных закупок, включая неравные условия доступа на данный сегмент рынка, отсутствие унификации тендерных требований и т.п.;
широким участием фирм-посредников в поставках спортивной продукции в регионах ввиду необходимости совмещения закупок изделий и связанной с ними логистической поддержки (доставка, ремонт, настройка).
V. Основные мероприятия по реализации Стратегии
В целях реализации задач Стратегии разработан ряд комплексных мер и мероприятий.
Развитие стандартизации, обеспечение высокого качества производимой продукции и противодействие незаконному обороту продукции будут осуществляться путем реализации следующих мероприятий:
комплексный анализ фонда национальных и межгосударственных стандартов спортивной индустрии;
разработка ориентационной модели совершенствования системы стандартизации спортивной продукции, включая мероприятия по унификации терминологической базы технологий, продукции, устройств и оборудования спортивной индустрии;
разработка новых национальных стандартов в сфере спортивной индустрии и внесение изменений в действующие национальные стандарты;
подготовка предложений по введению обязательной маркировки спортивной продукции и ее ключевых компонентов на основании анализа незаконного оборота товаров в отрасли спортивной продукции.
Поддержка развития производства продукции спортивной индустрии, научно-технической деятельности и инноваций предполагает:
разработку и актуализацию отраслевого плана импортозамещения в спортивной индустрии;
создание на базе образовательных и спортивных организаций, иных объектов (площадок), оснащенных современной спортивной продукцией отечественного производства;
создание в структуре федерального государственного автономного учреждения "Ресурсный центр универсального дизайна и реабилитационных технологий" лабораторно-испытательной базы для развития спортивной индустрии, совершенствования технологий разработки спортивной продукции, в том числе для спорта высших достижений, а также ее стендовых, сертификационных и натурных испытаний.
Поддержка кадрового потенциала отрасли будет включать в себя:
подготовку предложений по разработке профессиональных стандартов, обеспечивающих формирование необходимых для спортивной индустрии компетенций;
развитие компетенций в области спортивной индустрии на базе федерального государственного автономного учреждения "Ресурсный центр универсального дизайна и реабилитационных технологий", в том числе проведение мероприятий, направленных на повышение квалификации специалистов спортивной индустрии.
Поддержка спроса и экспорта спортивной продукции предполагает выполнение следующих мероприятий:
разработка и утверждение типовых контрактов для закупки уполномоченными органами отдельных видов спортивной продукции серийного производства;
разработка типовых проектов оснащения сооружений для спортивных и оздоровительных занятий с учетом специфики отечественной спортивной продукции и возможностей спортивной индустрии;
продвижение экспорта российской спортивной продукции в рамках многостороннего сотрудничества в интеграционных блоках и специализированных международных организациях, а также в рамках реализации мероприятий национального проекта "Международная кооперация и экспорт";
участие в российских и международных конгрессно-выставочных мероприятиях в сфере спорта и спортивной индустрии;
расширение представленности сведений об отечественной спортивной продукции и предприятиях спортивной индустрии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Мониторинг реализации Стратегии осуществляется на основании целевых индикаторов и показателей согласно приложению.
VI. Перспективы развития отрасли в рамках реализации Стратегии
Текущий уровень технологического и социально-экономического состояния спортивной индустрии в Российской Федерации свидетельствует о сложном положении отрасли, что характеризуется отсутствием эффективных предприятий, низким технологическим уровнем продукции, недостатком высококвалифицированных кадровых ресурсов, что подтверждается рыночными показателями. Несмотря на положительную динамику выпуска в натуральном выражении спортивной продукции, в целом уровень импортозависимости является критическим по большинству позиций. Отсутствие и недостаток компетенций в производстве комплектующих существенно ограничивают развитие отрасли. В данных условиях приоритетной целью государства в сфере спортивной индустрии до 2035 года являются "наращивание" компетенций и обеспечение расширения номенклатуры производимой продукции различной для всех типов потребителей.
В структуре отрасли будут прогнозироваться изменения, связанные с увеличением процентной доли экспортируемой продукции (по состоянию на 2017 год - 3,2 процента, прогнозируемая величина к 2035 году - 15 процентов), а также с увеличением процентной доли продукции для спорта высших достижений (с 5,9 процента в 2017 году до 10 - 11 процентов к 2035 году).
В рамках изменения структуры по размерам предприятий к 2035 году предполагается рост крупных предприятий спортивной индустрии с достижением величины в 6 процентов общего количества организаций, увеличение доли средних предприятий до 35 процентов, сохранение доли малых предприятий не более 30 процентов и уменьшение доли микропредприятий до 29 процентов.
В среднесрочной перспективе спортивная индустрия в Российской Федерации должна ориентироваться на следующие приоритеты:
увеличение доли российских компаний на внутреннем рынке;
наращивание производственного потенциала предприятий, выпускающих продукцию спортивного назначения на территории Российской Федерации;
устойчивое финансовое обеспечение производственных расходов и программ повышения эффективности предприятий, выпускающих продукцию спортивного назначения;
мониторинг финансовой деятельности предприятий, выпускающих продукцию спортивного назначения;
повышение производственно-технического потенциала и техническое перевооружение предприятий, выпускающих продукцию спортивного назначения на территории Российской Федерации;
внедрение новых технологий с учетом достижений научно-технического прогресса, создание благоприятных условий для их внедрения.
Перспективы развития спортивной индустрии зависят от следующих факторов:
формирование типовых подходов при реализации государственных закупок спортивного инвентаря и оборудования;
создание условий для производства оборудования, комплектующих изделий, материалов для производства спортивной продукции на предприятиях военно-промышленного комплекса в целях исключения их закупки за границей;
расширение рынка сбыта для продукции спортивного назначения за счет реализуемых государственных и муниципальных программ, а также за счет дальнейшего расширения категорий потребителей;
повышение инновационной активности российских предприятий спортивной индустрии за счет создания центров (программ) промышленного дизайна, в том числе на основе государственно-частного партнерства. Эти центры могут быть созданы при крупных разработчиках спортивной продукции и в рамках технологической платформы и кластера в спортивной индустрии;
стимулирование вывода на рынок инновационной продукции российских производителей (разработчиков) спортивной индустрии за счет развития патентно-лицензионной деятельности российских производителей и защиты интеллектуальной собственности российских правообладателей;
развитие производства отдельных групп спортивной продукции в рамках промышленных технологических платформ;
оптимизация производства спортивной продукции, включая обеспечение компонентной базой и материалами, унификацию, стандартизацию, обеспечение контроля качества и надежности, совершенствование логистической поддержки.
В целях развития спортивной индустрии требуется по возможности проведение разработок единых базовых технологических платформ. Единая базовая технологическая платформа может представлять собой системное решение для определенного типа (вида) изделий, относящихся к продукции спортивной направленности, а также для их элементов, созданных по единому конструкторскому замыслу с использованием модульного принципа и открытой архитектуры. В рамках единой базовой технологической платформы обеспечивается высокий уровень стандартизации и унификации компонентов, используемых материалов, программного обеспечения и метрической базы, а также долгосрочный модернизационный потенциал. Основой развития промышленных платформ станут действующие нормативные правовые документы по видам спортивного инвентаря и оборудования, а также целевого оснащения, принятые Министерством спорта Российской Федерации, а также Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, с включением в них отдельных видов предлагаемых категорий спортивной продукции, предназначенной для спортивных состязаний, учитывая интересы государственно-частного партнерства. Будет предусмотрена возможность внесения изменений в акты Министерства спорта Российской Федерации в части расширения перечня спортивного оборудования и инвентаря, подлежащего импортозамещению не только в краткосрочном периоде, но и в среднесрочном и долгосрочных периодах.
Перспективной моделью развития отрасли может стать скоординированное формирование двух типов предприятий, включающих:
небольшую группу крупных предприятий, имеющих эффективные научно-исследовательские подразделения, основной задачей которых станет выпуск высокосерийной продукции в виде комплектующих, материалов и программного обеспечения, а также готовой спортивной продукции;
большую группу малых и средних предприятий спортивной индустрии, производящих из комплектующих и материалов индивидуальные изделия и обеспечивающих подбор и индивидуальную настройку готового спортивного оборудования, предоставляющих услуги по его сервису.
Конкуренция среди предприятий спортивной индустрии будет обеспечиваться за счет следующих мер:
формирование базиса отрасли (развитие науки, институтов, кадров);
формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах спортивной индустрии;
стимулирование инноваций через поддержку точек роста рынка спортивных товаров;
упрощение деятельности предпринимателей сегмента "бизнес для потребителя" за счет развития высокосерийных производств комплектующих и материалов для изготовления спортивных товаров;
формирование типовых решений при установке уличного спортивного оборудования для массовых занятий спортом;
развитие и совершенствование национальных стандартов с их обязательным использованием при описании свойств объектов государственных закупок при проведении конкурсов и аукционов;
разработка типовых контрактов и типовых технических заданий для проведения государственных и муниципальных закупок спортивной продукции с учетом сохранения конкурентной среды.
Развитие спортивной индустрии будет проходить в соответствии с вариантами долгосрочного развития российской экономики в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации.
Консервативный вариант - пассивная модель поведения бизнеса, характеризующаяся инерционной динамикой инвестиционного процесса и низкой инновационной активностью. В случае реализации консервативного варианта произойдет снижение объемов производства, налоговых поступлений и сокращение численности занятых. Модернизация действующих производств будет осуществляться за счет собственных и привлеченных средств. Дополнительных мер поддержки отрасли со стороны государства и бизнеса реализовываться не будет.
В этих условиях отдельные предприятия с целью сохранить производство вынуждены будут переходить на мелкотоварное производство и перепрофилирование высвобождающихся активов, а также их продажу.
Базовый вариант - управляемый процесс, позволяющий форсировать развитие естественных точек роста отрасли и обеспечить замещение имеющихся пробелов научно-технологического и промышленного потенциала. Реализация данного варианта позволит выйти на новый уровень технологического развития отрасли на комплексной сбалансированной основе. Базовый вариант создаст предпосылки для эффективного развития спортивной индустрии, повышения ее конкурентного уровня и улучшения экономических показателей, импортозамещения, расширения области сотрудничества с зарубежными компаниями и научными центрами.
VII. Этапы и сроки реализации Стратегии
Стратегия предусматривает три этапа реализации.
На I этапе (2019 - 2020 годы) реализации Стратегии осуществляется выполнение комплекса мер по формированию современной отрасли спортивной индустрии на 2019 - 2020 годы, а также реализуются меры по поддержке развития производства, поддержке научно-технической деятельности и инноваций, поддержке кадрового потенциала, информационной поддержке развития отрасли, поддержке спроса и экспорта, а также по развитию стандартизации и обеспечению высокого качества производимой продукции.
Одновременно будут создаваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе системное развитие индустрии в сегменте массового спорта и материально-техническое сопровождение спорта высших достижений.
На II этапе (2021 - 2024 годы) реализации Стратегии должна быть осуществлена дальнейшая модернизация технологической базы отрасли, комплекс соответствующих мер разрабатывается дополнительно с учетом итогов выполнения комплекса мер I этапа реализации Стратегии.
На III этапе (2025 - 2035 годы) осуществляется завершение и корректировка результатов выполнения комплексов мер реализации I и II этапов Стратегии, а также планомерное дальнейшее развитие отрасли.
VIII. Организационно-финансовое обеспечение реализации Стратегии
Стратегия сформирована на основе принципов программно-целевого подхода. Решение выявленных системных проблем развития отрасли и продукции реабилитационной направленности требует программной увязки целей, задач, мер, оценки их результатов и корректировки. Успешное достижение сформированных целей и задач развития отрасли требует концентрации ресурсов, приоритетного софинансирования.
IX. Итоги реализации Стратегии
Реализация Стратегии согласно базовому варианту развития отрасли предполагает достижение следующих результатов:
увеличение к 2035 году индекса промышленного производства спортивной продукции по сравнению с 2018 годом на 258,2 процента (в 2,5 раза);
ежегодное увеличение индекса объема инвестиций в основной капитал предприятий, выпускающих продукцию реабилитационной направленности, по отношению к предшествующему году;
ежегодный рост экспорта российской спортивной продукции в среднем на 7 процентов с достижением к 2035 году объема в 220 млн. долларов США;
ежегодный рост числа отечественных патентных заявок на изобретения в сфере отрасли, поданных в России и за рубежом, с достижением к 2035 году их количества в 45 штук ежегодно.
X. Механизм мониторинга и контроль реализации Стратегии
Механизм реализации Стратегии базируется на выполнении мероприятий в области организационного, инновационного и инвестиционного развития спортивной индустрии, предусмотренных в Стратегии, а также мероприятий, предусмотренных государственными, ведомственными целевыми и региональными программами.
Общим принципом мониторинга и контроля реализации Стратегии является обеспечение методического и информационного единства подходов к проведению всех организационных мероприятий по реализации Стратегии. Мониторинг выполнения Стратегии будет осуществляться посредством комплексного экономического анализа с применением метода проектного управления, других методов и методик, ориентированных на получение точной достоверной оценки хода реализации Стратегии, соответствия результатов ее реализации установленным согласно приложению целевым индикаторам и показателям. Для обеспечения функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере спортивной индустрии необходимо наделить Министерство промышленности и торговли Российской Федерации соответствующими полномочиями. В ходе мониторинга будет осуществляться системный анализ процесса реализации Стратегии для оценки эффективности реализуемых мероприятий и корректировки стратегических ориентиров.
Индекс промышленного производства к предыдущему году является ключевым индикатором, позволяющим отслеживать тенденции экономического роста. В Стратегии в части показателя "Индекс промышленного производства товаров спортивной индустрии к предыдущему году" была определена методика использования стоимостных переменных с учетом дефляторов Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации. Использование данного метода обусловлено тем, что он позволяет включать в индекс разнородные группы спортивной продукции. Сравнение цен в рамках статистической выборки является репрезентативным для соответствующего спортивного инвентаря и оборудования, применяемого для целевого оснащения объектов спорта, с включением в нее отдельных видов предлагаемых категорий спортивной продукции, предназначенной для занятий массовым спортом и спортивных состязаний.
Показатель "Число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России и за рубежом" рассчитан на основе линейной экстраполяции данных по патентным заявкам за 2005 - 2017 годы.
Показатель "Индекс производительности труда в сфере производства продукции спортивной индустрии к предыдущему году" рассчитан стоимостным методом, согласно которому для расчета среднегодовой производительности труда в качестве результатов производственной деятельности использованы значения реальной валовой добавленной стоимости, а в качестве затрат труда - численность занятых работников и затраты рабочего времени в человеко-часах в отрасли спортивной индустрии.
Показатель "Индекс физического объема инвестиций в основной капитал предприятий - производителей продукции спортивной индустрии к предыдущему году" рассчитан путем деления данных за текущий период на данные за соответствующий период предыдущего (базисного) года, приведенные в единых (сопоставимых) ценах по соответствующему виду экономической деятельности предприятий.
Показатель "Объем экспорта спортивной индустрии" рассчитан на основе прогнозных данных, учитывающих действующие и реализуемые меры поддержки экспорта на территории Российской Федерации.
Итоги мониторинга Стратегии будут отражены в ежегодном докладе о реализации Стратегии. Данные мониторинга станут основой раздела о спортивной индустрии и о социально-экономических показателях промышленности в области спорта.
В целях мониторинга Стратегии будет скорректирована система статистического наблюдения в части спортивной продукции и услуг. Для осуществления контроля реализации Стратегии будет создана межведомственная рабочая группа, задачей которой станет проведение экспертных проверок по выполнению отдельных мероприятий Стратегии.
По результатам проверок в Правительство Российской Федерации будут вноситься предложения о целесообразности продолжения работ и их корректировке.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Стратегии развития
спортивной индустрии до 2035 года
Целевые индикаторы и показатели
реализации Стратегии развития спортивной индустрии до 2035 года
I. Базовый вариант развития спортивной индустрии
II. Консервативный вариант развития спортивной индустрии
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 3 июня 2019 г. N 1188-р
Комплекс мер
по формированию современной отрасли спортивной индустрии на 2019 - 2020 годы
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
Вид документа |
Ожидаемый результат |
|
I. Развитие стандартизации, обеспечение высокого качества производимой продукции и противодействие незаконному обороту продукции | |||||
1. |
Комплексный анализ фонда национальных и межгосударственных стандартов спортивной индустрии, в том числе для адаптивного спорта |
декабрь 2019 г., декабрь 2020 г. |
Росстандарт, Минспорт России, Минпромторг России, Минздрав России |
доклад в Правительство Российской Федерации |
разработаны подходы к совершенствованию системы стандартизации товаров и устройств спортивной индустрии |
2. |
Подготовка предложений по разработке ориентационной модели совершенствования системы стандартизации, включая мероприятия по унификации терминологической базы технологий, товаров, устройств и оборудования спортивной индустрии |
декабрь 2019 г., декабрь 2020 г. |
Росстандарт, Минспорт России, Минпромторг России |
доклад в Правительство Российской Федерации |
разработано справочное пособие, унифицирующее терминологическую базу товаров и устройств спортивной индустрии, подготовлены предложения о необходимости введения технических регламентов в области спортивной индустрии |
3. |
Подготовка предложений по разработке новых и внесению изменений в действующие национальные стандарты в сфере спортивной индустрии |
декабрь 2019 г., декабрь 2020 г. |
Росстандарт, Минпромторг России, Минспорт России |
доклад в Правительство Российской Федерации |
актуализирован план национальных стандартов в сфере спортивной индустрии |
4. |
Подготовка предложений по введению обязательной маркировки товаров предприятий спортивной индустрии и их ключевых компонентов на основании анализа незаконного оборота товаров в отрасли спортивной продукции |
декабрь 2019 г., декабрь 2020 г. |
Минпромторг России, Минфин России, Минэкономразвития России, Минспорт России |
доклад в Правительство Российской Федерации |
разработаны предложения для предметно-количественного учета оборота товаров спортивной индустрии |
II. Поддержка развития производства продукции спортивной индустрии, научно-технической деятельности и инноваций | |||||
5. |
Проведение анализа существующих мер стимулирования и поддержки деятельности в различных отраслях промышленности на предмет выявления существующих мер стимулирования, распространяющихся на деятельность промышленных предприятий в сфере спортивной индустрии, и подготовка предложений о внесении изменений в действующие меры стимулирования и поддержки промышленной отрасли с учетом специфики предприятий спортивной индустрии |
август 2019 г. |
Минпромторг России, Минфин России |
доклад в Правительство Российской Федерации |
сформированы предложения по совершенствованию существующих мер стимулирования и поддержки деятельности в сфере промышленности в части обеспечения доступности данных мер для предприятий спортивной индустрии, подготовлены собирательные классификационные группировки "спортивной индустрии" по видам экономической деятельности |
6. |
Подготовка предложений по разработке и актуализации отраслевого плана импортозамещения в спортивной индустрии |
сентябрь 2019 г., сентябрь 2020 г. |
Минпромторг России, Минспорт России, ФАС России |
ведомственный акт |
утвержден план импортозамещения в спортивной отрасли, согласованный с субъектами спортивной индустрии |
7. |
Подготовка предложений по разработке методических рекомендаций по созданию экспериментальных площадок на базе образовательных и спортивных организаций и иных объектов социальной инфраструктуры, оснащенных инновационной спортивной продукцией отечественного производства |
декабрь 2019 г. |
Минпромторг России, Минспорт России, Минпросвещения России, Минобрнауки России, Минтруд России, Минздрав России |
доклад в Правительство Российской Федерации |
проведена экспериментальная проверка спортивных товаров на предмет соответствия запросам потенциальных потребителей и обязательных требований в части оснащенности и функциональности оборудования спортивных объектов |
8. |
Подготовка предложений по внесению изменений в соответствующие нормативные правовые акты, регулирующие выполнение стратегических и программных документов в рамках спортивной индустрии |
декабрь 2019 г. |
Минпромторг России, Минспорт России, Минпросвещения России, Минобрнауки России |
доклад в Правительство Российской Федерации |
подготовлено предложение по дополнению документов стратегического планирования количественными и качественными показателями потребности в продукции спортивной индустрии, при необходимости с проектами соответствующих нормативных правовых актов |
9. |
Подготовка предложений по внесению изменений в соответствующие законодательные акты, определяющие приоритет отечественных производителей в спортивной индустрии |
март 2020 г. |
Минпромторг России, Минспорт России, ФАС России |
доклад в Правительство Российской Федерации |
подготовлено предложение о внесении изменений в соответствующие нормативные правовые акты с учетом сохранения конкурентной среды |
10. |
Создание лабораторно-испытательной базы для развития спортивной индустрии, совершенствования технологий разработки спортивной продукции, в том числе для спорта высших достижений, а также ее стендовых, сертификационных и натурных испытаний в структуре федерального государственного автономного учреждения "Ресурсный центр универсального дизайна и реабилитационных технологий" Минпромторга России |
декабрь 2020 г. |
Минпромторг России |
ведомственный акт |
создан центр компетенций и цифрового развития спортивной индустрии, научно-исследовательского сопровождения развития спортивной продукции, в том числе в интересах спорта высших достижений, а также проведения ее стендовых, сертификационных и натурных испытаний |
11. |
Подготовка предложений по развитию конкуренции при осуществлении процедур государственных и муниципальных закупок, а также закупок хозяйствующих субъектов, в том числе за счет расширения участия в указанных процедурах субъектов малого и среднего предпринимательства |
декабрь 2019 г., декабрь 2020 г. |
Минспорт России, Минобрнауки России, Минпромторг России, Минпросвещения России, ФАС России |
|
увеличение доли закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (включая закупки, участниками которых являются любые лица, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства) и закупок, в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства в общем годовом стоимостном объеме закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" |
III. Поддержка кадрового потенциала | |||||
12. |
Подготовка предложений о внесении изменений в действующие профессиональные стандарты |
март 2020 г. |
Минпромторг России, Минспорт России |
доклад в Правительство Российской Федерации |
подготовлены меры по исключению возможности дефицита кадров в рамках утвержденных профессиональных стандартов |
IV. Поддержка спроса на товары спортивной индустрии и их экспорта | |||||
13. |
Разработка и утверждение типовых контрактов для закупки уполномоченными органами отдельных видов товаров спортивной индустрии серийного производства |
март 2020 г., март 2021 г. |
Минспорт России, Минпросвещения России, Минобрнауки России, Минстрой России, Минпромторг России, Минфин России, ФАС России |
ведомственный акт |
унифицированы требования к формированию контрактов, условий контрактов для проведения закупок спортивного оборудования для государственных и муниципальных нужд |
14. |
Разработка типовых проектов открытых плоскостных сооружений для спортивных и оздоровительных занятий в пределах шаговой доступности с учетом специфики производственных мощностей предприятий отечественной спортивной индустрии |
июль 2019 г. |
Минспорт России, Минпромторг России, Минстрой России |
ведомственный акт |
включение в реестр типовой проектной документации номенклатуры товаров отечественных предприятий спортивной индустрии |
15. |
Подготовка предложений об уменьшении доли отдельных видов изделий и товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом имеющегося опыта реализации подобных механизмов в Российской Федерации |
март 2020 г. |
Минпромторг России, Минспорт России, Минфин России, ФАС России |
доклад в Правительство Российской Федерации |
подготовлены предложения об увеличении доли спортивных товаров отечественного производства в общем объеме закупок для государственных и муниципальных нужд |
16. |
Подготовка предложений по продвижению экспорта российских товаров спортивной индустрии в рамках многостороннего сотрудничества в интеграционных блоках и специализированных международных организациях |
март 2020 г. |
Минпромторг России, акционерное общество "Российский экспортный центр" |
доклад в Правительство Российской Федерации |
подготовлены предложения по формам продвижения экспорта российских спортивных товаров в конкретных интеграционных блоках и международных организациях |
17. |
Участие в российских и международных конгрессно-выставочных мероприятиях в сфере спортивной индустрии с организацией коллективных стендов при Минпромторге России |
ноябрь 2019 г., ноябрь 2020 г. |
Минпромторг России, акционерное общество "Российский экспортный центр" |
доклад в Правительство Российской Федерации |
подготовлены предложения о мерах по снижению финансовых затрат отечественных производителей на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; повышение уровня информированности потенциальных потребителей о достижениях отечественной спортивной индустрии |
18. |
Организация и проведение Форума по вопросам развития спортивной индустрии |
сентябрь 2019 г., сентябрь 2020 г. |
Минпромторг России |
ведомственный акт |
повышение уровня информированности о результатах деятельности предприятий спортивной индустрии; сбор и обобщение лучших практик отрасли |
19. |
Подготовка предложений по продвижению товаров спортивной индустрии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на действующих государственных информационных ресурсах |
декабрь 2019 г. |
Минпромторг России, Минспорт России, Минпросвещения России, Минобрнауки России |
доклад в Правительство Российской Федерации |
разработан реестр продукции предприятий спортивной индустрии; повышен уровень информированности о результатах деятельности предприятий спортивной индустрии |
20. |
Подготовка предложений по применению ввозных таможенных пошлин к ряду ввозимых товаров спортивной индустрии и снижение таможенных пошлин на комплектующие для товаров спортивной индустрии |
декабрь 2019 г. |
Минпромторг России, Минэкономразвития России |
доклад в Правительство Российской Федерации |
определены основные направления таможенно-правового порядка регулирования деятельности предприятий спортивной индустрии |
V. Поддержка проектов и программ спортивной индустрии в области спорта высших достижений | |||||
21. |
Подготовка предложений по реализации комплекса мероприятий, направленных на поддержку производителей спортивной индустрии, специализирующихся на выпуске продукции для спорта высших достижений |
март 2020 г. |
Минпромторг России, Минспорт России, общероссийские спортивные ассоциации |
доклад в Правительство Российской Федерации |
подготовлены предложения по реализации комплекса мероприятий, направленных на поддержку производителей спортивной индустрии, специализирующихся на выпуске продукции для спорта высших достижений |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правительство РФ утвердило Стратегию развития спортивной индустрии до 2035 г., которая предусматривает:
- стимулирование спроса на отечественную спортивную продукцию;
- развитие экспортного потенциала российских предприятий спортивной индустрии;
- развитие производства инновационной, высокотехнологичной и иной спортивной продукции;
- увеличение доли населения, занимающегося спортом;
- модернизацию действующих и создание новых спортивных площадок.
Стратегию планируется выполнять поэтапно.
Распоряжение Правительства РФ от 3 июня 2019 г. N 1188-р
Текст распоряжения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 13 июня 2019 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 июня 2019 г. N 24 ст. 3111