Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 июня 2019 г. N 03-07-07/42792
Вопрос: Государственное автономное учреждение области (далее именуемое ГАУ или Исполнитель) в соответствии с условиями заключенных контрактов (по результатам аукционов в электронной форме по 44-ФЗ) предоставляет специализированный транспорт (автомобили скорой медицинской помощи класса "В") для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения области (далее по тексту именуемое ГБУЗ или Заказчик).
Предмет заключенных контрактов - Услуги по обеспечению деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи в части медицинской эвакуации и транспортировки пациентов санитарно-транспортными средствами в целях оказания скорой, в том числе специализированной помощи населению (относятся к коду ОКПД 86.90.14.).
Согласно Техническому заданию Заказчика Исполнитель предоставляет автомобили скорой медицинской помощи класса "В", которые Заказчиком используются для проведения лечебных мероприятий скорой медицинской помощи силами врачебной (фельдшерской) бригады, транспортировки и мониторинга состояния пациентов на догоспитальном этапе.
Исполнитель (ГАУ) и Заказчик (ГБУЗ) находятся в ведомственном подчинении Департамента охраны здоровья населения области (Учредитель).
В уставе ГАУ предметом деятельности является организация автотранспортных перевозок больных по вызовам скорой и неотложной помощи.
Услуги ГБУЗ и ГАУ отнесены по ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) - 86.90.9 - деятельность в области медицины прочая, не включенная в другие группировки.
В штате Заказчика имеется бригада скорой медицинской помощи (врач, фельдшер, санитар), в штате Исполнителя - водитель автомобиля скорой медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 4 Приложения N 1 к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 20 июня 2013 г. N 388н - "Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи".
Пунктами 7-13 Приложения N 2 к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 20 июня 2013 г. N 388н - в состав бригад скорой медицинской помощи включается и водитель.
В соответствии с п.п. 2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации - по абзацу 5 - услуг скорой медицинской помощи, оказываемых населению.
Согласно ч. 6 ст. 35 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации "медицинская эвакуация больных автомобилями скорой медицинской помощи является неотъемлемой составной частью услуг скорой медицинской помощи, оказываемых населению".
Но, Приказом Минздрава России от 11.03.2013 N 121н утверждены, в частности, требования к организации и перечень выполняемых работ (оказываемых услуг) при предоставлении скорой (в том числе скорой специализированной) помощи. При этом транспортные услуги (эвакуация), связанные с предоставлением машин скорой медицинской помощи, в данный перечень не включены.
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ просим разъяснить:
Освобождено ли от налога на добавленную стоимость по абз. 5 пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ ГАУ в отношении оказываемых услуг по обеспечению деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи в части медицинской эвакуации и транспортировки пациентов санитарно-транспортными средствами в целях оказания скорой, в том числе специализированной помощи населению.
Ответ: В связи с письмом по вопросам применения освобождения от обложения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) медицинских услуг в ситуации и при условиях, изложенных в письме, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Одновременно сообщаем, что согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения НДС освобождаются медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность (за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. При этом ограничение, установленное данным подпунктом, не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета).
Перечень медицинских услуг, освобождаемых от налогообложения, НДС установлен вышеуказанным подпунктом пункта 2 статьи 149 Кодекса и предусматривает в том числе услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению.
Пунктом 6 статьи 149 Кодекса предусмотрено, что перечисленные в статье 149 Кодекса операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
На основании пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291, услуги скорой медицинской помощи, составляющие медицинскую деятельность, подлежат лицензированию.
Таким образом, от обложения НДС освобождаются услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями при наличии лицензии на соответствующую медицинскую деятельность.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
От НДС освобождаются услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению медицинскими организациями, ИП при наличии лицензии на соответствующую медицинскую деятельность.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 июня 2019 г. N 03-07-07/42792
Текст письма опубликован не был