Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 10 июня 2019 г. N 305-ЭС19-1212
Резолютивная часть определения объявлена 5 июня 2019 г.
Полный текст определения изготовлен 10 июня 2019 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Павловой Н.В., судей Антоновой М.К., Тютина Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙ МОНТАЖ" на определение Арбитражного суда города Москвы от 04.10.2018 по делу N А40-111339/2018 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.12.2018 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙ МОНТАЖ" о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения Третейского суда строительных организаций города при Автономной некоммерческой организации "Центр юридической поддержки строительных организаций города" от 21.11.2017 по делу N 170/2017,
при участии в деле закрытого акционерного общества "Вентинтер- монтаж" в качестве заинтересованного лица, а также Федеральной налоговой службы Российской Федерации и Федеральной службы по финансовому мониторингу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
В заседании приняли участие:
- от общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙ МОНТАЖ" - Резникова А.С., Ситдыков И.И.;
- от акционерного общества "Вентинтер-монтаж" - Кайханиди И.Л., Петров М.С.;
- от Федеральной налоговой службы Российской Федерации - Болотина И.А., Рымарев А.В.
Федеральная служба по финансовому мониторингу, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направила, в связи с чем дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в её отсутствие.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Павловой Н.В., выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации установила:
21.11.2017 Третейским судом строительных организаций города при Автономной некоммерческой организации "Центр юридической поддержки строительных организаций города" вынесено решение по делу N 170/2017 (далее - решение третейского суда) по иску общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙ МОНТАЖ" (Московская обл., Красногорский р-н, п. Светлые Горы; далее - заявитель, ООО "СТРОЙ МОНТАЖ") к закрытому акционерному обществу "Вентинтер-монтаж" (г. Москва; далее - ЗАО "Вентинтер-монтаж", заинтересованное лицо) о взыскании долга по договору подряда.
Согласно указанному решению с ЗАО "Вентинтер-монтаж" в пользу ООО "СТРОЙ МОНТАЖ" взыскано 8 928 080,40 рублей задолженности, 446 404,02 рубля неустойки по договору подряда от 30.04.2014 N 30/04, проценты в размере 625 535,90 рублей и 60 000 рублей расходов по оплате арбитражного сбора.
В связи с тем, что решение третейского суда ЗАО "Вентинтер-монтаж" не исполнило, заявитель, руководствуясь частью 2 статьи 236 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 04.10.2018, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12.12.2018, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель, ссылаясь на существенное нарушение судами норм процессуального права, просит отменить судебные акты, принятые по настоящему делу и удовлетворить заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
Заинтересованное лицо отзыв на кассационную жалобу не представило.
Федеральная налоговая служба Российской Федерации в судебном заседании указала на отсутствие у заявителя и заинтересованного лица признаков "фирмы-однодневки". Между тем согласно налоговой отчетности, представленной ООО "СТРОЙ МОНТАЖ" в налоговые органы за несколько налоговых периодов, не имеется информации о ведении заявителем предпринимательской деятельности в данные периоды.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Павловой Н.В. от 07.05.2019 кассационная жалоба ООО "СТРОЙ МОНТАЖ" вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии с положениями статьи 291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Судебная коллегия приходит к следующим выводам.
При рассмотрении настоящего дела суды, отказывая в удовлетворении заявления, руководствовались статьями 238, 239 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и указали на то, что спор, по результатам которого вынесено решение третейского суда, не мог быть предметом третейского разбирательства, а решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права, поскольку договор заключен сторонами в целях реализации инвестиционной программы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, объект строительства - НИУ "Высшая Школа экономики", расположенный по адресу: г. Москва, Покровский бульвар, 11, корпуса 1 "Б", 1 "Д", 2 "Г".
Между тем судами не учтено следующее.
Особенности производства по делам о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда устанавливаются нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (§ 2 Главы 30).
Порядок рассмотрения заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда закреплен в статье 238 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела арбитражный суд в судебном заседании устанавливает наличие или отсутствие оснований для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, предусмотренных статьей 239 настоящего Кодекса, путем исследования представленных в суд доказательств обоснования заявленных требований и возражений, но не вправе переоценивать обстоятельства, установленные третейским судом, либо пересматривать решение третейского суда по существу (часть 4 статьи 238 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 239 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда может быть отказано в случае, если приведение в исполнение решения третейского суда противоречит публичному порядку Российской Федерации.
Таким образом, противоречие решения третейского суда публичному порядку Российской Федерации является безусловным основанием для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
Указанное основание подлежит проверке судом по собственной инициативе на любой стадии рассмотрения дела независимо от доводов и возражений сторон.
Вместе с тем, участники спора вправе приводить доводы, свидетельствующие о наличии вышеуказанных оснований отказа в исполнении третейского решения (пункт 3 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел о применении оговорки о публичном порядке как основания отказа в признании и приведении в исполнение иностранных судебных и арбитражных решений, утвержденного Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Информационное письмо от 26.02.2013 N 156).
Данная правовая позиция получила свое развитие в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2018 N 305-ЭС18-15649 и N 306-ЭС18-8105, от 21.01.2019 N 305-ЭС18-16908, от 23.04.2019 N 305-ЭС18-21635, в которых было указано на необходимость участникам спора, ссылающимся на противоречие решения третейского суда публичному порядку, приводить доказательства, которые могли бы прямо свидетельствовать о наличии вышеуказанного основания для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда или для его отмены (в зависимости от заявленного стороной процесса требования и процедуры, в соответствии с которой рассматривается дело).
Заинтересованное лицо реализовало указанное право и приводило доводы о возможном нарушении исполнением решения третейского суда публичного порядка, в соответствии с которыми договор от 30.04.2014 N 30/04 между заявителем и заинтересованным лицом был заключен за счет средств бюджета и направлен на удовлетворение публичных нужд посредством расходования бюджетных средств в рамках инвестиционной программы.
Наличие инвестиционной программы по проектированию, строительству и реконструкции объекта строительства, указанного в договоре от 30.04.2014 N 30/04 (НИУ "Высшая школа экономики"), а также факт реализации указанной программы, в том числе и за счет бюджетных инвестиций, подтверждаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2010 N 842 "О бюджетных инвестициях в проектирование, строительство и реконструкцию объектов капитального строительства федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (опубликовано в издании "Собрание законодательства Российской Федерации", 25.10.2010, N 43).
Между тем при рассмотрении настоящего дела в судах, заявитель указывал на то, что ЗАО "Вентинтер-монтаж" не представило в материалы дела доказательства, подтверждающие его правовую позицию, в том числе доказательства того, что в рамках исполнения договора сторон расходовались средства указанной инвестиционной программы. Суды не исследовали, каким образом стороны спора участвовали в реализации указанной инвестиционной программы, являлись ли они получателями бюджетных средств.
При этом заявитель указывал на то, что спорный договор, учитывая характер правоотношений, сложившихся между ООО "СТРОЙ МОНТАЖ" и ЗАО "Вентинтер-монтаж", а также правовую природу договора, не предполагает использование бюджетных средств, а факт наличия инвестиционной программы сам по себе не может свидетельствовать о том, что при реализации договора были использованы средства бюджета.
Указанные обстоятельства в целях установления справедливого баланса прав и интересов сторон подлежали проверке арбитражными судами Российской Федерации при рассмотрении настоящего дела в соответствии с нормой пункта 2 части 4 статьи 239 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таком положении Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации считает, что оспариваемые судебные акты арбитражных судов первой и кассационной инстанций подлежат отмене на основании части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как принятые с существенными нарушениями норм процессуального права, повлиявшими на исход дела, дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении судам следует разрешить спор с учетом изложенных в настоящем определении положений о применении норм процессуального права, принять по его результатам законные и обоснованные судебные акты.
Руководствуясь статьями 176, 291.11 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определила:
определение Арбитражного суда города Москвы от 04.10.2018 по делу N А40-111339/2018 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.12.2018 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Н.В. Павлова |
Судья |
М.К. Антонова |
Судья |
Д.В. Тютин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 10 июня 2019 г. N 305-ЭС19-1212 по делу N А40-111339/2018
Текст определения опубликован не был