Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 5 апреля 2019 г. N 03-05-06-01/23847
В Департаменте налоговой и таможенной политики рассмотрено обращение, и сообщается следующее.
Согласно Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 8, часть 2 статьи 35, части 1 и 3 статьи 36) в Российской Федерации признается и защищается равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им; граждане вправе иметь в собственности землю, условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (в частности, постановление от 31 мая 2005 г. N 6-П, определение от 16 апреля 2009 г. N 495-О-О), право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества.
В развитие указанных выше конституционных норм статьями 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено правило о несении собственником бремени содержания имущества, которое включает в себя, в том числе уплату установленных законодательством о налогах и сборах налогов (в частности, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 марта 2008 г. N 5-П, определение Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. N КАС08-648, решение Верховного Суда Российской Федерации от 2 октября 2008 г. N ГКПИ08-1495). При этом указанные положения распространяются на всех собственников имущества вне зависимости от источников приобретения права собственности.
Предусмотренное статьями 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации правило является базовым для дальнейшего законодательного и договорного регулирования обязанностей собственника.
Налогоплательщиками по налогу на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие недвижимым имуществом на праве собственности.
Налог на имущество физических лиц входит в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования имущества.
Учитывая изложенное, физические лица, признаваемые налогоплательщиками налога на имущество физических лиц, обязаны платить законно установленный налог в отношении принадлежащего им имущества.
Между тем в силу пункта 2 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) представительные органы муниципальных образований вправе устанавливать налоговые льготы (в том числе в отношении имущества, приобретенного физическими лицами с использованием средств материнского капитала) и основания для их использования налогоплательщиками.
В части списания долгов отмечается, что согласно пунктам 1 и 3 статьи 44 Налогового кодекса обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В силу частей 1 и 3 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с указанной статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням. Решение о списании указанных недоимки и задолженности по пеням и штрафам принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 5 апреля 2019 г. N 03-05-06-01/23847
Текст письма опубликован не был