Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 апреля 2019 г. N 03-05-06-02/25861
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение об отмене налога на землю, налога на имущество физических лиц и транспортного налога за один объект налогообложения, и в части своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налоги являются необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
В развитие конституционной нормы в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены основные принципы законодательства о налогах и сборах, а именно: всеобщности и равенства налогообложения.
В соответствии со статьями 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) транспортный налог является региональным налогом, а земельный налог и налог на имущество физических лиц - местными налогами. Указанные налоги формируют в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов и в федеральный бюджет не зачисляются.
В связи с этим в целях расширения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по регулированию налоговой нагрузки на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на федеральном уровне по транспортному налогу установлены средние значения налоговых ставок, а по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц - предельные значения налоговых ставок.
Так, налоговые ставки по транспортному налогу, установленные пунктом 1 статьи 361 Кодекса, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок по транспортному налогу в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
На основании статей 387 и 399 Кодекса земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях этих муниципальных образований.
При установлении земельного налога и налога на имущество физических лиц представительными органами муниципальных образований определяются налоговые ставки в пределах, установленных Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 394 Кодекса допускается установление дифференцированных налоговых ставок по земельному налогу в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Пунктом 3 статьи 406 Кодекса определено, что налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Помимо снижения налоговых ставок регулирование налоговой нагрузки на соответствующей территории может осуществляться путем предоставления налоговых льгот по рассматриваемым налогам отдельным категориям граждан по решению соответственно законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований.
Таким образом, вопросы о введении транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц, установлении размера налоговой ставки, а также установлении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, относятся к компетенции соответственно законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 апреля 2019 г. N 03-05-06-02/25861
Текст письма опубликован не был