Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 апреля 2019 г. N 03-05-05-01/25730
Департамент налоговой и таможенной политики совместно с Департаментом регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности рассмотрел обращение и по вопросам, относящимся к компетенции Минфина России, сообщает.
В соответствии с Регламентом Минфина России, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, Министерством не осуществляется разъяснение практики применения приказов Министерства, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно отмечаем, что правовое регулирование отношений, связанных с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, в том числе правовое положение садоводческих некоммерческих товариществ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно положениям статей 50 и 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) товарищества собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе, садоводческие некоммерческие товарищества (далее - СНТ), являются одной из организационно-правовых форм некоммерческой организации.
По вопросам применения Указаний Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" следует обращаться в Центральный банк Российской Федерации.
На основании Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с указанным Федеральным законом, включая упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, если иное не установлено статьей 6 данного Федерального закона.
По вопросу обязанности СНТ уплачивать налог на имущество организаций сообщаем, что согласно статье 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
Таким образом, являющиеся некоммерческой организацией СНТ (юридические лица), признаются налогоплательщиками налога на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, учитываемого на балансе СНТ в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В соответствии со статьями 130 и 131 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся, в частности, подлежащие государственной регистрации здания, сооружения. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
На основании пункта 2 статьи 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, в том числе оборудование, машины, хозяйственный инвентарь, деньги и ценные бумаги и т.п. признаются движимым имуществом (пункт 2 статьи 130 ГК РФ), которое в силу статьи 374 НК РФ не признается объектом обложения налогом на имущество организаций.
При этом по вопросу квалификации объекта недвижимого имущества рекомендуется руководствоваться Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), утвержденным приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст.
Порядок определения налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества установлен статьей 375 НК РФ. Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не установлено статьей 375 НК РФ. При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. При этом установлено, что в случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.
По вопросу обязанности СНГ уплачивать налог на прибыль организаций сообщаем, что в силу статьи 246 главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ некоммерческие организации, в том числе СНТ, являющиеся юридическими лицами, признаются плательщиками налога на прибыль организаций на общих основаниях.
Согласно пункту 1 статьи 248 НК РФ к доходам в целях налогообложения прибыли организаций относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 НК РФ) и внереализационные доходы (статья 250 НК РФ).
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поименованы в статье 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим.
Согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде целевых поступлений, полученные некоммерческими организациями на осуществление уставной некоммерческой деятельности, по перечню таких поступлений, определенному данным пунктом.
При этом на некоммерческие организации - получателей указанных целевых поступлений возложены обязанности по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
К таким поступлениям отнесены, в частности: осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов); доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров.
Иные взносы, не поименованные в статье 251 НК РФ, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 апреля 2019 г. N 03-05-05-01/25730
Текст письма опубликован не был