Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 апреля 2019 г. N 03-04-05/25840
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу применения положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и сообщает, что в соответствии с регламентом Минфина России, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 25.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании в целях Кодекса признается сумма прибыли (убытка) этой компании, рассчитанная в соответствии со статьей 309.1 Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 25.15 Кодекса прибыль контролируемой иностранной компании, определяемая в соответствии с Кодексом, приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц) (далее - прибыль и доход соответственно), полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой контролируемой иностранной компании, и учитывается при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой контролируемой иностранной компании в соответствии с главами части второй Кодекса с учетом особенностей, установленных указанной статьей.
Пунктом 7 статьи 25.15 Кодекса предусмотрено, что прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы за налоговый период по соответствующему налогу в соответствии с пунктом 1 статьи 25.15 Кодекса в случае, если ее величина, рассчитанная в соответствии со статьей 309.1 Кодекса, составила более 10 000 000 рублей.
Таким образом, если величина прибыли контролируемой иностранной компании, рассчитанная в соответствии со статьей 309.1 Кодекса, не превысила предусмотренных пороговых значений, то такая прибыль не учитывается при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц. Соответственно, прибыль контролируемой иностранной компании не отражается в налоговой декларации.
Если прибыль контролируемой иностранной компании, рассчитанная в соответствии со статьей 309.1 Кодекса, например, за 2017 финансовый год, превышает предусмотренные пороговые значения, то такая прибыль при соблюдении установленных условий учитывается у налогоплательщика - контролирующего лица при определении налоговой базы в следующем налоговом периоде.
Следует отметить, что согласно подпункту 3 пункта 3.1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 Кодекса, о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами (в том числе, если прибыль контролируемой иностранной компании не превышает пороговых значений).
Уведомление о контролируемых иностранных компаниях, в соответствии с положениями пункта 2 статьи 25.14 Кодекса, представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главой 23 Кодекса.
Например, в случае если на 31 декабря 2018 года налогоплательщик признается контролирующим лицом контролируемой иностранной компании, такой налогоплательщик обязан представить уведомление о контролируемой иностранной компании в срок до 20 марта 2019 года.
Согласно пункту 5 статьи 25.15 Кодекса налогоплательщик - контролирующее лицо представляет налоговую декларацию по налогу, при определении налоговой базы по которому учитывается прибыль контролируемой этим лицом иностранной компании, с приложением следующих документов:
1) финансовая отчетность контролируемой иностранной компании за период, прибыль за который учтена при определении налоговой базы по налогу, в отношении которого представлена налоговая декларация, или в случае отсутствия финансовой отчетности иные документы;
2) аудиторское заключение по финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, указанной в подпункте 1 пункта 5 статьи 25.15 Кодекса, если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) документами этой контролируемой иностранной компании установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности или аудит осуществляется иностранной организацией добровольно.
Таким образом, налогоплательщик одновременно с налоговой декларацией представляет, в частности, финансовую отчетность или иные документы.
Одновременно сообщаем, что нормы о налоговых правонарушениях и ответственности за их совершение предусмотрены в разделе VI части первой Кодекса.
В частности, пунктом 1.1 статьи 126 Кодекса установлено, что непредставление налоговому органу документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 25.15 Кодекса, выразившееся в отказе контролирующего лица представить имеющиеся у него документы, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 100 000 рублей.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым агентам и налоговым органам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 апреля 2019 г. N 03-04-05/25840
Текст письма опубликован не был