Tractor-drawn trailers and semi-trailers. General technical requirements
МКС 65.060.10
Д22
ОКП 47 4980
47 3960
45 2560
Дата введения - 1 июня 2019 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 Разработан Ассоциацией "Росагромаш"
2 Внесен Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 284 "Тракторы и машины сельскохозяйственные"
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 ноября 2017 г. N 52)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения |
AM |
Минэкономики Республики Армения |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республик Беларусь |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Узбекистан |
UZ |
Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 ноября 2018 г. N 906-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 10000-2017 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2019 г.
5 Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на тракторные прицепы и полуприцепы (далее - прицепы и полуприцепы), шасси прицепов и полуприцепов и машины, выполненные на их базе (цистерны, вагоны-дома, прицепы и полуприцепы для перевозки леса и других длинномерных грузов, животных и птиц, прицепы и полуприцепы с установленным технологическим оборудованием различного назначения).
Требования настоящего стандарта могут быть использованы при разработке прицепных и полуприцепных машин сельскохозяйственного, лесохозяйственного, коммунального назначения.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 2.601-2013 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 12.2.002.3-91 Система стандартов безопасности труда. Сельскохозяйственные и лесные транспортные средства. Определение тормозных характеристик
ГОСТ 3940-2004* Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия
------------------------------
* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 52230-2004.
ГОСТ 4364-81 Приводы пневматические тормозных систем автотранспортных средств. Общие технические требования
ГОСТ 6572-91 Покрытия лакокрасочные тракторов и сельскохозяйственных машин. Общие технические требования
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 20793-2009 Тракторы и машины сельскохозяйственные. Техническое обслуживание
ГОСТ 23181-78 Приводы тормозные гидравлические автотранспортных средств. Общие технические требования
ГОСТ 26336-97** Тракторы, машины для сельского и лесного хозяйства, самоходные механизмы для газонов и садов. Условные обозначения (символы) элементов систем управления, обслуживания и отображения информации
------------------------------
** В Российской Федерации действует ГОСТ 26336-84.
ГОСТ 27388-87 Эксплуатационные документы сельскохозяйственной техники
ГОСТ 32431-2013 (ISO 16154:2005) Машины для сельского и лесного хозяйства. Монтаж устройств освещения и световой сигнализации для проезда по дорогам общего пользования
ГОСТ 32774-2014* Тракторы сельскохозяйственные и лесохозяйственные. Устройства тягово-сцепные. Общие технические требования и методы испытаний
------------------------------
* В Российской Федерации действует ГОСТ 3481-79.
ГОСТ EN 1853-2012 Машины сельскохозяйственные. Прицепы самосвальные. Требования безопасности
ГОСТ ISO 4413-2016** Гидроприводы. Общие правила и требования безопасности для систем и их компонентов
------------------------------
** В Российской Федерации действует ГОСТ 31177-2003 (EN 982:1996).
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 тракторный поезд: Подвижной состав, состоящий из трактора, полуприцепа и (или) одного (нескольких) прицепа(ов).
3.2 звено тракторного поезда: Единица подвижного состава тракторного поезда (трактор, прицеп или полуприцеп).
3.3 прицеп: Несамоходное транспортное средство, передающее всю вертикальную нагрузку на опорную поверхность через свои колеса.
3.4 полуприцеп: Несамоходное транспортное средство, передающее часть вертикальной нагрузки на трактор через тягово-сцепное устройство.
Примечание - К полуприцепам относятся также полуприцепы с передней подкатной тележкой, через дышло которой часть вертикальной нагрузки передается на трактор за счет смещения поворотно-сцепного устройства вперед относительно оси колес подкатной тележки.
3.5 шасси прицепа (полуприцепа): Составная часть прицепа (полуприцепа), предназначенная для установки на нем одного или нескольких устройств:
- платформ, кузовов и других аналогичных устройств;
- технологического оборудования;
- грузоподъемного (погрузочно-разгрузочного) оборудования.
3.6 основной тяговый трактор: Трактор определенного тягового класса (указываемый в эксплуатационной документации на прицеп или полуприцеп), для которого предназначен данный прицеп или полуприцеп.
3.7 прицеп с центральной осью: Прицеп, ось(и) которого расположена(ы) вблизи центра масс прицепа (при равномерной загрузке) таким образом, что на тягово-сцепное устройство передается только незначительная статическая вертикальная нагрузка, не превышающая либо 10 % соответствующей максимальной массы прицепа, либо 10 кН (в зависимости от того, какая из этих величин меньше), и прицепное устройство которого не может перемещаться вертикально относительно прицепа.
3.8 прицепное устройство: Соединительные элементы тягово-сцепного устройства, устанавливаемые на прицепе, полуприцепе или шасси прицепа (полуприцепа).
3.9 прицеп (полуприцеп) специального назначения: Прицеп (полуприцеп), для которого выполнено одно или несколько условий:
- прицеп (полуприцеп) не предназначен для участия в дорожном движении, без дополнительных мер обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных изготовителем;
- прицеп (полуприцеп) предназначен для перевозки только определенных видов грузов и оборудован для этого специальным кузовом [например, открытые платформы для перевозки рулонов и тюков сена и соломы, прицепы (полуприцепы) для перевозки животных, птицы, силосной и сенажной массы];
- на прицепе (полуприцепе) установлено специальное оборудование, предназначенное для выполнения определенных технологических процессов и операций, одновременно или дополнительно с выполнением работ по перевозке грузов [например, прицепы (полуприцепы) для внесения удобрений, прицепы-загрузчики (заправщики) [полуприцепы-загрузчики (заправщики)] семян, кормов, удобрений, ядохимикатов, прицепы (полуприцепы), оснащенные грузоподъемным (погрузочно-разгрузочным) оборудованием].
3.10 инерционная тормозная система: Тормозная система, использующая для работы силу, возникающую при приближении прицепа (полуприцепа) к тяговому трактору.
4 Общие технические требования
4.1 Конструктивные требования
4.1.1 Прицепы и полуприцепы должны быть рассчитаны на эксплуатацию при хранении на открытой площадке.
4.1.2 Прицепные устройства должны обеспечивать соединение с соответствующими элементами тягово-сцепных устройств (далее - ТСУ), установленными на тракторе, выполненными по ГОСТ 32774 и выполнение требований ГОСТ 32774.
Не допускается применение прицепного устройства, вращающегося вокруг его продольной оси, на прицепе, полуприцепе или шасси прицепа (или полуприцепа), предназначенного для соединения с соединительными элементами ТСУ, устанавливаемыми на тракторе, также вращающимися вокруг их продольной оси.
4.1.3 Вертикальная статическая нагрузка на ТСУ трактора от прицепного устройства прицепа не должна превышать 500 Н.
Вертикальная статическая нагрузка на ТСУ трактора от прицепного устройства полуприцепа должна быть не менее 3 % массы порожнего полуприцепа и не менее 500 Н при разгрузке.
4.1.4 Прицепы, полуприцепы или шасси прицепов (или полуприцепов), для которых предусматривается возможность эксплуатации с присоединением сзади еще одного прицепа или шасси прицепа, должны иметь заднее ТСУ по ГОСТ 32774.
Прицепы и полуприцепы, оборудованные задним ТСУ, должны иметь сзади вывод привода тормозной системы, вывод привода управления гидроподъемниками (для самосвальных прицепов и полуприцепов), а также штепсельную розетку для подключения светосигнальных приборов. Прицепы и полуприцепы, не оборудованные задним ТСУ, должны иметь сзади приспособление для вынужденной эвакуации (вытаскивания).
4.1.5 Конструкция прицепов и полуприцепов должна обеспечивать возможность их движения в составе тракторного поезда максимальной технически допустимой массы с максимальной скоростью, установленной изготовителем прицепа (полуприцепа). Критериями оценки являются допустимые нагрузки на шины, эффективность действия рабочей тормозной системы и обеспечение прямолинейности движения прицепа.
4.1.6 Прицепы, полуприцепы и шасси прицепов и полуприцепов могут быть укомплектованы запасным колесом. В этом случае для его крепления должно быть предусмотрено специальное устройство.
4.1.7 Прицепы и полуприцепы должны быть оборудованы задними и боковыми противоподкатными защитными устройствами (кроме тех прицепов и полуприцепов, на которых установка этих устройств несовместима с их назначением).
Задние противоподкатные защитные устройства должны соответствовать требованиям [1], боковые - требованиям [2].
Противоподкатные защитные устройства могут быть съемными.
Допускается не оборудовать прицепы и полуприцепы противоподкатными защитными устройствами, если их функции выполняются конструктивными элементами прицепа (полуприцепа), при этом должны выполняться требования [1] и [2].
4.1.8 Дорожный просвет прицепов и полуприцепов должен быть не менее 300 мм.
4.1.9 Поворотные тележки прицепов (шасси прицепов) должны поворачиваться влево и вправо на угол не менее 90°.
4.1.10 Прицепы (шасси прицепов) должны быть оборудованы устройством, поддерживающим прицепное устройство в положении, облегчающем сцепку и расцепку с тяговым трактором.
При этом должна быть обеспечена возможность наклона дышла на 62° в вертикальной плоскости от горизонтального положения.
4.1.11 Система электрической сети прицепов и полуприцепов и технические требования к электрооборудованию - по ГОСТ 3940.
4.1.12 Внешние световые приборы прицепов и полуприцепов должны соответствовать требованиям ГОСТ 32431.
На прицепах, для которых установка постоянно открытых световых приборов несовместима с их назначением, любые световые приборы могут быть выполнены открывающимися, в том числе вручную. Порядок использования таких световых приборов должен быть оговорен в руководстве по эксплуатации.
Допускается использование боковых световозвращателей оранжевого цвета.
4.1.13 На прицепах и полуприцепах должно быть предусмотрено место для установки номерного знака (в соответствии с национальным законодательством).
4.1.14 Углы наклона пола поднятой платформы самосвальных прицепов и полуприцепов относительно опорной поверхности должны быть не менее:
- 50° - при безрессорной подвеске;
- 45° - при рессорной подвеске (без учета ее хода).
Угол наклона должен обеспечивать разгрузку прицепа (полуприцепа) без дополнительной ручной разгрузки.
4.1.15 Механизм опрокидывания платформы самосвальных прицепов и полуприцепов должен работать от гидросистемы трактора.
Допускается установка автономной гидросистемы с приводом от вала отбора мощности трактора.
4.1.16 Конструкция механизма подъема платформы самосвальных прицепов и полуприцепов должна обеспечивать невозможность превышения предельных значений угла подъема, установленных в конструкторской документации на конкретные модели.
4.1.17 Бортовые платформы прицепов и полуприцепов должны быть снабжены устройствами для увязки тента.
4.1.18 Колеса задней оси прицепов (полуприцепов) должны быть оборудованы брызговиками (водогрязезащитными кожухами) (кроме тех прицепов и полуприцепов, на которых установка брызговиков несовместима с их назначением). Требования к брызговикам - в соответствии с действующими национальными документами*.
------------------------------
* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 52422-2005.
4.1.19 К каждому прицепу и полуприцепу должна быть приложена эксплуатационная документация по ГОСТ 27388 или ГОСТ 2.601.
Эксплуатационная документация должна содержать следующую информацию:
- требуемые параметры трактора для агрегатирования (тяговый класс, необходимая мощность, тип тормозной системы);
- требуемые параметры трактора для агрегатирования в части ТСУ (тип, исполнение, максимальная допустимая вертикальная нагрузка, диаметр пальца, высота расположения);
- максимальную допустимую скорость движения в различных условиях применения;
- запрет на применение предохранительной цепи (троса) для соединения с трактором в том случае, когда ТСУ не соединено;
- информацию о недопустимости перевозки людей в кузове, о порядке пользования запорами платформы при работе с гидроподъемниками и предохранительным устройством при ремонте и техническом обслуживании;
- рекомендации о степени заполнения кузова в зависимости от объемной плотности перевозимого груза с нанесением ориентиров на кузове:
- об опасностях, возникающих при перегрузке;
- об опасности снижения устойчивости:
- при разгрузке на поверхностях с поперечным уклоном,
- на разворотах и поворотах, характерных для прицепов с поворотным кругом;
- об опасностях, возникающих при обслуживании и ремонте составных частей - гидросистемы, пневмосистемы, ходовой части;
- критерии износа сцепных устройств;
- рекомендации по снижению скорости транспортирования в зависимости от возможной перегрузки шин.
Кроме того, эксплуатационная документация должна содержать расшифровку средств информации, выполненных в виде символов, цветных указателей, размещаемых на прицепах и полуприцепах и их составных частях.
4.1.20 Комплектация прицепов, полуприцепов и шасси прицепов и полуприцепов устанавливается в технических условиях изготовителя.
4.2 Требования стойкости к внешним воздействиям
4.2.1 Климатическое исполнение прицепов, полуприцепов и шасси прицепов и полуприцепов должно соответствовать требованиям ГОСТ 15150 для предполагаемого района эксплуатации; при совместной поставке с трактором - соответствовать требованиям, установленным для тягового трактора.
4.2.2 Окрашивание и контроль внешнего вида поверхности покрытия прицепов, полуприцепов и шасси прицепов и полуприцепов - по ГОСТ 6572.
4.2.3 Лакокрасочные покрытия, применяемые для наружных поверхностей прицепов и полуприцепов, должны допускать возможность подкрашивания или перекрашивания их красками естественной сушки.
4.3 Требования надежности
Показатели надежности установлены в конструкторской документации на конкретные модели прицепов и полуприцепов.
4.4 Требования эргономики
4.4.1 Рукоятки запорных устройств бортов платформ и крышек технологических люков в бортах прицепов и полуприцепов (в незагруженном состоянии) должны быть расположены на высоте не более 1900 мм от поверхности дороги.
4.4.2 Усилие, необходимое для подъема бортов платформы, для открывания-закрывания запорных устройств платформы и крышек технологических люков в бортах, для подъема запасного колеса, а также усилие, прикладываемое к рукоятке привода стояночного тормоза, не должны превышать 400 Н.
5 Требования безопасности
5.1 Прицепы и полуприцепы должны соответствовать требованиям настоящего раздела.
Прицепы и полуприцепы самосвальные должны также соответствовать требованиям ГОСТ EN 1853.
5.2 Габаритная ширина прицепов (полуприцепов), участвующих в движении по дорогам общего пользования не должна превышать 2,55 м (не учитывая выступов, образуемых шинами вблизи от точки их соприкосновения с опорной поверхностью).
Допускается увеличение габаритной ширины для прицепов (полуприцепов), выход которых на дороги общего пользования является исключением или если они оборудуются специальными устройствами для выполнения определенных технологических задач. В случае выхода таких прицепов (полуприцепов) на дороги общего пользования должны применяться меры обеспечения безопасности в соответствии с действующими национальными нормативными документами, устанавливающими правила проезда по дорогам общего пользования.
5.3 Прицепы и полуприцепы должны быть оборудованы несъемными предохранительными устройствами.
Прочность предохранительных устройств должна обеспечивать соединение прицепа (полуприцепа) с трактором в случае отсоединения сцепного устройства прицепа (полуприцепа) от ТСУ трактора при максимальной скорости движения и максимальной массе прицепа (полуприцепа), установленными изготовителем прицепа (полуприцепа).
5.4 Прицепы и полуприцепы должны иметь не менее двух противооткатных упоров и должны быть оборудованы устройствами для их размещения на прицепе (полуприцепе).
Конструкция противооткатных упоров должна обеспечивать неподвижное положение прицепов и полуприцепов на уклоне не более 15 %.
5.5 Прицепы, полуприцепы и шасси прицепов и полуприцепов должны быть оборудованы рабочей тормозной системой (РТС).
Пневматический привод РТС должен соответствовать требованиям ГОСТ 4364, гидравлический - ГОСТ 23181.
Соединительные головки пневматических магистралей привода РТС прицепов, полуприцепов и их шасси, предназначенные для соединения с выводами пневматической системы трактора, должны быть расположены на гибком шланге.
Допускается не оборудовать РТС прицепы, полуприцепы и шасси прицепов и полуприцепов максимальной технически допустимой массой не более 2,5 т при условии, что максимальная технически допустимая масса прицепа или полуприцепа составляет не более 50 % массы трактора в снаряженном состоянии, для работы с которым предназначен прицеп и полуприцеп.
Инерционную тормозную систему допускается применять только на прицепах с центральной осью максимальной технически допустимой массы не более 3,5 т.
Если в эксплуатационной документации предусмотрено движение тракторного поезда задним ходом, то конструкция РТС должна обеспечивать равнозначную эффективность торможения при движении вперед и назад.
5.6 Критериями оценки эффективности РТС прицепов, полуприцепов и шасси прицепов и полуприцепов являются суммарная тормозная сила и время срабатывания тормозного привода.
РТС прицепов, полуприцепов и шасси прицепов и полуприцепов должна подвергаться испытаниям типа 0 и типа I по ГОСТ 12.2.002.3.
Нормативы эффективности РТС должны соответствовать следующим значениям при испытаниях:
- типа 0 суммарная тормозная сила, %, массы, приходящейся на ось(и), должна составлять не менее 50 % для прицепов и шасси прицепов и 45 % для полуприцепов и шасси полуприцепов;
- при испытаниях типа I суммарная тормозная сила - не менее 60 % значений, установленных для испытаний типа 0.
Для прицепов и полуприцепов, находящихся в эксплуатации, допускается оценивать эффективность РТС по величине тормозного пути тракторного поезда.
Тормозная система тракторного поезда должна обеспечивать тормозной путь при холодных тормозных механизмах S0, м, при скорости V0, км/ч, в момент начала торможения, рассчитанный по формуле
.
Время срабатывания тормозного привода - по ГОСТ 4364.
Методы определения эффективности действия РТС - по ГОСТ 12.2.002.3.
Равнозначность эффективности торможения при движении назад может быть оценена визуально с учетом конструктивных особенностей РТС и путем опробования.
5.7 Прицепы, полуприцепы и шасси прицепов и полуприцепов должны иметь стояночную тормозную систему с механическим приводом, удерживающую их полностью нагруженными в заторможенном состоянии на сухой дороге с твердым покрытием на уклоне не менее 18 %.
5.8 Орган управления стояночной тормозной системой должен располагаться сзади прицепа (полуприцепа) или с правой стороны от его продольной оси, быть легкодоступным и несъемным.
Для прицепов (полуприцепов) и их шасси, на которых выполнение данных требований несовместимо с их назначением, допускаются отступления от данных требований, а также выполнение раздельного привода стояночной тормозной системы.
5.9 Полностью нагруженный прицеп или полуприцеп в составе тракторного поезда с основным тяговым трактором при прямолинейном движении по дороге с твердым ровным покрытием во всем диапазоне транспортной скорости, установленной изготовителем для конкретной модели прицепа (полуприцепа), не должен выходить за границу коридора, ширина которого на 0,5 м более максимальной ширины тракторного поезда.
5.10 Угол поперечной статической устойчивости полностью нагруженных прицепов и полуприцепов при плотности груза 0,8 т/м3 должен быть не менее:
- 30° - для прицепов;
- 25° - для полуприцепов.
5.11 Конструкция самосвальных прицепов и полуприцепов должна обеспечивать их устойчивость при разгрузке на площадке с уклоном не более 5° в любом направлении.
5.12 На бортах или другом видном месте прицепов и полуприцепов должны быть нанесены надписи о недопустимости перевозки людей в кузове, о порядке пользования запорами платформы при работе с гидроподъемниками и предохранительной стойкой при ремонте и техническом обслуживании, а также надписи и символы по технике безопасности в зависимости от рисков проявления опасностей, присущих конструкции конкретных прицепов (полуприцепов).
5.13 На прицепах и полуприцепах сзади слева должен быть знак "Ограничение максимальной скорости".
Для прицепов и полуприцепов, для которых изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч, сзади должен быть знак "Тихоходное транспортное средство". Допускается не устанавливать знак при отсутствии данного требования в национальном законодательстве.
На боковых бортах, а при их отсутствии - сзади должна быть указана предельная грузоподъемность.
5.14 Поворотные устройства прицепов (шасси прицепов) должны иметь блокировочное приспособление для удобства маневрирования при движении тракторного поезда задним ходом.
5.15 Полуприцепы (шасси полуприцепов) должны иметь на прицепном устройстве опору, обеспечивающую их устойчивость в отцепленном состоянии.
Опора должна быть регулируемой по высоте.
По согласованию с заказчиком допускается установка нерегулируемой опоры.
Давление, передаваемое опорой на почву, не должно превышать 0,4 МПа, вне зависимости от степени загруженности прицепа (полуприцепа).
5.16 Конструкция прицепов и полуприцепов должна обеспечивать их безопасную погрузку (разгрузку) и монтаж съемных деталей, за исключением тех случаев, когда размеры прицепов и полуприцепов не позволяют использовать для погрузки (разгрузки) грузоподъемные средства, о чем должно быть указано в эксплуатационной документации. Для обеспечения безопасности погрузки (разгрузки) и монтажа съемных деталей прицепы и полуприцепы должны иметь устройства для строповки или места для строповки либо зачаливания, прочность которых должна быть достаточной для восприятия расчетных нагрузок при погрузке (разгрузке) и монтаже. Устройства и места для строповки и зачаливания должны быть обозначены символами по ГОСТ 26336. При необходимости использования специальных устройств для погрузки (разгрузки) на прицепах и полуприцепах должна быть приведена схема строповки или зачаливания.
Прицепы и полуприцепы должны иметь места или устройства для установки домкратов, обозначенные символом по ГОСТ 26336.
Способ маркировки должен обеспечивать ее сохранность на период эксплуатации прицепа (полуприцепа).
5.17 Системы доступа на платформу должны соответствовать требованиям ГОСТ EN 1853.
Допускается комплектовать прицепы и полуприцепы съемными лестницами. В этих случаях прицепы и полуприцепы должны быть оборудованы устройствами для крепления съемных лестниц.
5.18 Прицепы и полуприцепы, оборудованные гидроприводом подъема бортов, должны быть оборудованы устройствами фиксации борта в поднятом положении.
5.19 Гидросистема прицепов и полуприцепов должна соответствовать требованиям ГОСТ ISO 4413.
5.20 Должна быть обеспечена возможность контроля уровня загрузки прицепа (полуприцепа) с рабочего места оператора трактора.
Если данное требование выполнить невозможно из-за конструктивных особенностей прицепа (полуприцепа), то вне рабочего места оператора трактора должны быть предусмотрены средства доступа для визуального контроля уровня загрузки.
5.21 Технологическое, грузоподъемное, погрузочно-разгрузочное оборудование, установленное на прицепах (полуприцепах) специального назначения, должно соответствовать требованиям, установленным действующими нормативными документами для соответствующего типа установленного оборудования.
6 Маркировка
6.1 Табличку изготовителя следует устанавливать в хорошо видимом и легко доступном месте на части прицепа (полуприцепа), которую не должны заменять в течение всего срока службы. Текст таблички должен быть читабельным и сохраняться в течение всего срока службы прицепа (полуприцепа).
6.2 Табличка изготовителя должна содержать, как минимум, следующую информацию:
- наименование изготовителя;
- марку прицепа;
- год выпуска;
- заводской номер;
- общую допустимую массу прицепа (полуприцепа) в нагруженном состоянии в зависимости от допустимых типов шин, которые могут быть установлены;
- максимальную допустимую нагрузку, приходящуюся на каждую ось прицепа (полуприцепа). Информация должна быть перечислена в порядке от передней до задней оси;
- максимальную вертикальную нагрузку на ТСУ трактора (для полуприцепов).
Для крепления таблички следует применять неразъемное соединение.
6.3 Требования к маркировке шасси устанавливают в конструкторской документации.
7 Транспортирование и хранение
7.1 Прицепы, полуприцепы и шасси прицепов и полуприцепов должны быть приспособлены для их транспортирования железнодорожным, водным и автомобильным транспортом в соответствии с правилами, действующими на каждом виде транспорта.
При транспортировании допускается частичная разборка.
7.2 Прочность мест зачаливания и присоединения страховочных цепей должна быть достаточной для восприятия расчетных перегрузок при транспортировании.
7.3 Условия хранения установлены в эксплуатационной документации на конкретные модели.
8 Указания по эксплуатации
8.1 Периодичность технического обслуживания прицепов и полуприцепов должна быть равной или кратной периодичности технического обслуживания основного тягового трактора.
Основные требования к проведению технического обслуживания - по ГОСТ 20793.
8.2 Прицепы и полуприцепы должны быть укомплектованы инструментом, не входящим в комплект инструмента основного тягового трактора.
Для размещения инструмента на прицепах и полуприцепах должно быть предусмотрено специальное место.
8.3 Смазочные материалы и рабочие жидкости, используемые в шасси, прицепах и полуприцепах, должны соответствовать применяемым на основном тяговом тракторе.
9 Гарантии изготовителя
9.1 Гарантийная наработка на отказ и гарантийный срок эксплуатации прицепов и полуприцепов установлены в конструкторской документации.
9.2 Гарантийный срок эксплуатации должен быть не менее срока, установленного национальным законодательством.
Библиография
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 10000-2017 "Прицепы и полуприцепы тракторные. Общие технические требования" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 ноября 2018 г. N 906-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2018 г.
Дата введения - 1 июня 2019 г.
Текст ГОСТа приводится с учетом поправки, опубликованной в ИУС "Национальные стандарты", 2022 г., N 3