Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 16 мая 2019 г. N АПЛ19-136
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Корчашкиной Т.Е., Попова В.В.
при секретаре Горбачевой Е.А.
с участием прокурора Степановой Л.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Корпоративный Центр Оздоровления "СИБУР-Юг" об оспаривании постановления Совета Министров РСФСР от 30 января 1985 г. N 45 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае"
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Корпоративный Центр Оздоровления "СИБУР-Юг" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Корпоративный Центр Оздоровления "СИБУР-Юг" Канапацкого Н.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя Правительства Российской Федерации Андре А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной,
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
Совет Министров РСФСР издал постановление от 30 января 1985 г. N 45 (далее - Постановление), которым утвердил границы и режим округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае.
Постановление устанавливает границы округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае и режим первой зоны округа (зона строгого режима), второй зоны округа (зона ограничений), третьей зоны округа (зона наблюдений).
Общество с ограниченной ответственностью "Корпоративный Центр Оздоровления "СИБУР-Юг" (далее - ООО "КЦО "СИБУР-Юг", Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании Постановления недействующим, ссылаясь на то, что текст названного правового акта не был официально опубликован. Административный истец также полагает, что Постановление, изданное Советом Министров РСФСР, в настоящее время противоречит статье 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статье 96 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющих, что границы санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Применение соответствующими должностными лицами Постановления ведёт к ограничению хозяйственной деятельности ООО "КЦО "СИБУР-Юг" по использованию водного объекта (сброс ливневых вод).
В обоснование заявленного требования Общество указало, что в соответствии с решением Министерства природных ресурсов Краснодарского края о предоставлении водного объекта в пользование от 16 января 2015 г. ООО "КЦО "СИБУР-Юг" вправе осуществлять сброс ливневых (сточных) вод в балку Цыбанова (ЧЕР/Цыбано) на 0,4 км от устья.
Министерство природных ресурсов Краснодарского края направило Обществу предупреждение от 30 июля 2018 г. с предъявлением требования о прекращении права пользования водным объектом на том основании, что при использовании балки Цыбанова (ЧЕР/Цыбано), расположенной в границах второй зоны горно-санитарной охраны курорта Анапа, было допущено нарушение положений пункта 2 части 3 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации, запрещающих сброс сточных вод в водные объекты, расположенные в границах первой, второй зон округов (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Данное предупреждение основывается на установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапа в соответствии с Постановлением.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления ООО "КЦО "СИБУР-Юг" отказано.
Не согласившись с таким решением суда первой инстанции, административный истец в апелляционной жалобе просит Верховный Суд Российской Федерации его отменить и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления. Общество полагает, что правовые акты, действующие до принятия Конституции Российской Федерации, не прошедшие процедуру официального опубликования, в настоящее время применению не подлежат. Как следует из апелляционной жалобы, в нарушение требований статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации какой-либо нормативный правовой акт об утверждении границ особо охраняемых природных территорий курорта Анапа в Краснодарском крае не издавало, в связи с чем границы, установленные в соответствии с Постановлением, являются упразднёнными.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для её удовлетворения и отмены решения суда не находит.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что Постановление было издано в пределах установленных полномочий Совета Министров РСФСР с соблюдением порядка введения в действие, действовавшего на время его принятия; каких-либо иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, устанавливающих границы округа санитарной охраны курорта Анапа, и которым бы противоречило Постановление, в настоящее время не имеется; доводы Общества о прекращении юридической силы Постановления ошибочны, основаны на неправильном толковании действующего законодательства о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
В соответствии с пунктом 2 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу данной Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Совет Министров РСФСР на основании предложений Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов и Министерства здравоохранения СССР, согласованных с Министерством сельского хозяйства РСФСР, Министерством лесного хозяйства РСФСР, Министерством здравоохранения РСФСР и Краснодарским крайисполкомом, издал Постановление.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1087 "О частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 января 1985 г. N 45" внесены изменения и скорректированы границы округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае.
В целях сохранения и рационального использования уникальных природных, лечебных и оздоровительных факторов курорта Анапа для лечения и отдыха детей и подростков Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 1994 г. N 1954 "О федеральном курортном регионе Анапа" району курорта Анапа в границах округа санитарной охраны, определённых постановлением Совета Министров РСФСР от 30 января 1985 г. N 45 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае", придан статус федерального курортного региона, предназначенного для отдыха и лечения детей, подростков и родителей с детьми.
Доводы административного истца об отсутствии официальной публикации Постановления и, как следствие, в силу части 3 статьи 15, пункта 2 раздела второго Конституции Российской Федерации невозможности его применения, судом первой инстанции проверялись и правильно были признаны несостоятельными, поскольку Конституция Российской Федерации не связывает возможность применения ранее действовавших правовых актов на территории Российской Федерации с их официальным опубликованием и не распространяет на них содержащиеся в части 3 статьи 15 требования об этом.
В настоящее время текст Постановления имеется в правовых информационных системах "Консультант Плюс" и "Гарант".
Ссылка в апелляционной жалобе на постановление Совета Министров РСФСР от 3 апреля 1959 г. N 546 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Совета Министров РСФСР" не может свидетельствовать о незаконности обжалованного решения суда, поскольку данное постановление, устанавливая требование об опубликовании актов, имеющих общее значение или носящих нормативный характер, в "Собрании постановлений Правительства РСФСР" (пункт 1), не связывает его исполнение со вступлением указанных актов в законную силу.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и Земельный кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми лечебно-оздоровительные местности и курорты исключены из состава особо охраняемых природных территорий (статья 6). Вместе с тем согласно части 3 статьи 10 названного федерального закона особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу этого закона, сохраняются в границах, определённых соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу данного федерального закона.
В силу этих законоположений правомерен вывод суда о том, что утверждённые до вступления в силу указанного Федерального закона границы округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Анапа не утрачивают свою силу.
Пунктами 1, 2 статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации, входящей в состав главы XVII данного кодекса "Земли особо охраняемых территорий и объектов", предусмотрено, что земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" определяет принципы государственной политики и регулирует отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Российской Федерации. Механизм санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов определён в главе V данного федерального закона, в силу которой охрана указанных территорий осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны (пункт 1 статьи 16).
Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 16 названного выше федерального закона).
Установление Советом Министров РСФСР границы округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае не противоречит приведённым выше законоположениям, которые не содержат ограничений действия во времени и пространстве нормативных правовых актов РСФСР по вопросам границ зон санитарной охраны.
Ввиду того, что границы и режим округов санитарной охраны названного курорта в настоящее время не утверждены Правительством Российской Федерации, Постановление подлежит применению.
При рассмотрении и разрешении дела судом первой инстанции правильно были определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, в решении приведены и проанализированы в их совокупности нормы права, подлежащие применению по данному делу, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены в апелляционном порядке решения не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Корпоративный Центр Оздоровления "СИБУР-Юг" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Манохина |
Члены коллегии |
Т.Е. Корчашкина |
|
В.В. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 16 мая 2019 г. N АПЛ19-136
Текст определения опубликован не был