Приказ Федеральной антимонопольной службы от 4 июня 2019 г. N 725/19
"Об отказе в согласовании решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Алтайского края на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных, ФАС России на 2019 год" и о внесении изменений в приказ ФАС России от 12.03.2019 N 296/19 "Об отмене решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям на территории Алтайского края, на 2015-2019 годы"
В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177), постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст. 504), на основании Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3259), а также в соответствии с порядком согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, утвержденным приказом ФСТ России от 7 декабря 2004 года N 236-э (зарегистрирован Минюстом России 18 января 2005 года, регистрационный N 6264), с изменениями и дополнениями, внесенными приказом ФСТ России от 7 августа 2006 года N 150-э (зарегистрирован Минюстом России 5 сентября 2006 года, регистрационный N 8218), на основании письма Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 22.03.2019 41-11/ип/1029, приказываю:
1. Отказать в согласовании решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее - Управление Алтайского края, Управление) об установлении на 2019 год единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Алтайского края, установленных на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных приказом ФАС России от 19.12.2018 N 1819/18 "Об утверждении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2019 год", направленного заявлением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 22.03.2019 41-11/ип/1029 (далее - заявление), в связи с несоответствием положениям Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства. Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования).
Согласно пункту 6 статьи 23.1. Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии в рамках предельных уровней цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования, предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются ФАС России дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81(1) Основ ценообразования на долгосрочный период или очередной год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми ФАС России, устанавливают единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
В представленном проекте решения Управления Алтайского края, ставка на содержание объектов электросетевого хозяйства по уровню напряжения ВН на 2 полугодие 2019 года установлена в размере 578 460,78. Данное значение превышает предельный максимальный уровень тарифа на услуги по передаче электрической энергии, утвержденного приказом ФАС России от 19.12.2018 N 1819/18, по данному показателю на 9,81%.
Пунктом 23 Правил государственного регулирования установлено, что экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;
3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;
4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;
5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В соответствии с письмом ФАС России от 19.12.2017 N ВК/89330/17 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в качестве документов, подтверждающих экономическую обоснованность установленных тарифов (пункт 4 Правил), необходимо представлять экспертные заключения по всем территориальным сетевым организациям.
Управлением Алтайского края представлены экспертные заключения, не соответствующие пункту 23 Правил государственного регулирования по следующим основаниям:
При определении базового уровня подконтрольных расходов на новый долгосрочный период регулирования 2018-2022 гг. для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Алтайэнерго" в нарушение пункта 7 Основ ценообразования Управлением Алтайского края не отражены результаты анализа по выявлению экономически необоснованных подконтрольных расходов за первый долгосрочный период регулирования (далее - ДПР) и соответствующим образом не учтены эти результаты при формировании НВВ на 2019 год. ФАС России письмом от 19.06.2017 N ИА/41019/17 дополнительно указала органам регулирования на необходимость исполнения требований законодательства.
Пунктом 29 Основ ценообразования установлены требования при определении цен на продукцию, товары и услуги, расходы на которые включаются в тарифы. При утверждении НВВ на очередной период регулирования Управлением Алтайского края не отражено надлежащее исполнение требований пункта 29 Основ ценообразования, не указаны документы, на основании которых определена величина расходов (прайс-листы, приказы, положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд организации).
При установлении тарифов на 2019 год, а также при определении экономически обоснованных фактических расходов 2017 года, в представленных Управлением Алтайского края экспертных заключениях не указаны договоры и прочие документы, подтверждающие величину расходов по статьям затрат, сформированные в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования, и подтверждающие исполнение организациями требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В Экспертных заключениях не в полном объеме приведен анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования. При этом, Управлением Алтайского края без обоснований при формировании полезного отпуска электрической энергии (мощности) по уровням напряжения допущены значительные отклонения от фактических показателей 2017 года, представленных в адрес ФАС России. Экспертные заключения не содержат документов, обосновывающих такие отклонения.
При анализе расходов по АО "Сетевая компания Алтайэнерго" установлено:
Статья затрат "Плата за аренду имущества":
Заявка на 2019 г. - 8 308,94 тыс. руб., в том числе:
- 6 477,85 тыс. руб., аренда электросетевого хозяйства;
- 834,90 тыс. руб., аренда недвижимого имущества;
- 996,19 тыс. руб., аренда земли.
Учтено в НВВ 2019 года - 6 596,88 тыс. руб., в том числе:
- 6 347,23 тыс. руб., аренда электросетевого хозяйства;
- 0,0 тыс. руб., аренда недвижимого имущества;
- 249,65 тыс. руб., аренда земли.
Экспертное заключение не содержит анализ и расчет экономической обоснованности затрат за 2 предшествующих года, в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования, Управлением не указана общая сумма договора аренды, в том числе начисление собственником имущества амортизации, уплату налогов и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, возмещаемых арендодателю.
Экспертное заключение не содержит информацию о государственной регистрации арендованных объектов.
На основании пункта 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Пунктом 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Управлению Алтайского края необходимо проанализировать договоры аренды, представленные АО "Сетевая компания Алтайэнерго" 2016-2019 годы, в том числе, на предмет их государственной регистрации, в соответствии с законодательством, и отразить результаты экономически обоснованного анализа в экспертных заключениях.
В экспертном заключении указан объект муниципального имущества г. Бийска "Межрайонные электрические сети", находящегося в хозяйственном ведении Арендодателя. По МУП г. Бийска "Межрайонные электрические сети" Управлением учтена в НВВ АО "Сетевая, компания Алтайэнерго" аренда в размере 4 451,91 тыс. руб.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (с изменениями и дополнениями, вступ. в силу с 01.01.2019): "Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.".
Управлением не представлены обосновывающие материалы, в соответствии с которыми учтены затраты на арендованное электросетевое имущество, находящееся в муниципальной собственности.
Управлением без обоснований включены затраты по аренде земельных участков муниципальных образований и комитетов по управлению муниципальным имуществом.
Управлению отразить в экспертном заключении формирование стоимости арендованных земельных участков и электросетевого имущества с указанием реквизитов нормативных правовых актов.
Статья затрат "Проценты за пользованием кредитом".
Заявка на 2019 год - 71 768,40 тыс. руб.
Принято на 2019 год - 5 560,00 тыс. руб.
В качестве обоснования привлечения заемных средств АО "Сетевая компания Алтайэнерго" представлен реестр заключенных договоров по 14 кредитным организациям. Срок действия заключенных договоров по 12 кредитным организациям истек в 2017 г. Два договора заключены до июня 2019 г.
В экспертном заключении на 2019 год при анализе обоснованности затрат Управлением на стр. 360, абзац 1, указано: "На основании анализа представленных материалов экспертами управления оценить целесообразность привлечения Обществом кредитных ресурсов и размер потребности в кредитовании не представляется возможным".
Расчёт и анализ кассовых разрывов для привлечения кредитов в заключении отсутствует, отсутствуют также результаты анализа дебиторской и кредиторской задолженности.
ФАС России считает экономически необоснованным включение Управлением в НВВ АО "Сетевая компания Алтайэнерго" на 2019 г. (на уровне плана 2018 г.) погашение процентов по привлечённым кредитам в размере 5 560,40 тыс. руб.
Статья затрат "Амортизация ОС'".
Заявка на 2019 г. - 323 809,45 тыс. руб.
Принято на 2019 год - 303 890,29 тыс. руб.
Сумма амортизационных отчислений направлена в качестве источника финансирования по ИП АО "Сетевая компания Алтайэнерго", при этом, согласно приказу Управления от 21.05.2012 N 34/47-ап (с учетом корректировки приказа от 03.10.2018 N 34-77-ап) тарифный источник по амортизации составляет 174 745 тыс. руб., без НДС.
Отсутствует анализ экономической обоснованности затрат, в том числе фактических затрат в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования за 2 предшествующих года, а также отсутствует информация о целевом использовании амортизационных отчислений.
ФАС России считает экономически необоснованным включение Управлением в НВВ АО "Сетевая компания Алтайэнерго" амортизационных отчислений на 2019 г. в размере 303 890,29 тыс. руб.
Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики (далее - Правила утверждения ИП), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 977, определяют порядок утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и порядок внесения изменений в инвестиционные программы.
Правилами утверждения ИП предусмотрено участие в процессе утверждения (согласования) инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в том числе в соответствии с компетенцией: Минэнерго России, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Абзацем вторым пункта 2 Правил утверждения ИП предусмотрено, что под инвестиционным проектом в Правилах утверждения ИП понимается вложение инвестиций в сооружение (изготовление, создание, приобретение, реконструкцию, модернизацию (модификацию) и (или) техническое перевооружение) объектов основных средств и (или) нематериальных активов и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Таким образом, инвестиционный проект непосредственно связан с вложением инвестиций в сооружение объектов основных средств и (или) нематериальных активов и осуществлением практических действий. В рамках сооружения объектов основных средств и (или) нематериальных активов могут осуществляться такие действия как изготовление, создание, приобретение (материалов, комплектующих частей единого объекта и т.д.), реконструкция, модернизация (модификация) и (или) техническое перевооружение.
Вместе с тем вложения, осуществленные непосредственно путем приобретения самого сооружения, по мнению ФАС России, не могут относиться к инвестиционным проектам в понимании норм Правил утверждения ИП.
С учетом вышеизложенного, Управлению необходимо исключить затраты по следующим мероприятиям инвестиционных программ из НВВ на 2019 год.
По АО "СК Алтайкрайэнерго":
"Приобретение объектов электроэнергетики г. Новоалтайск" - 981,09 тыс. руб. фактических затрат;
"Приобретение спецтехники и объектов электросетевого хозяйства" - 23 986,69 тыс. руб. фактических затрат;
"Устройство ограждения с благоустройством территории Староалейского СУ по ул. Шоссейная, 72 в с. Староалейское" - 413,56 тыс. руб. фактических затрат;
"Строительство наружных и внутриплощадочных сетей теплоснабжения к комплексу зданий по улице К. Маркса N 168 в городе Рубцовске" - 1 524,95 тыс. руб. фактических затрат.
По ПАО "МРСК Сибири" (филиал "Алтайэнерго"):
"Приобретение в Целинном районе ВЛ-0,4кВ, ВЛ-10 кВ протяженностью 11,1 км, КТП (2 шт.) мощностью 0,73 МВа" - 716,00 тыс. руб. фактических затрат;
"Приобретение в г. Белокуриха ВЛ-0,4кВ, ВЛ-10 кВ протяженностью 1,8 км, КТП (1 шт.) мощностью 0,63 МВа" - 400,00 тыс. руб. фактических затрат.
2. Пункт 1 и 2 резолютивной части приказа ФАС России 12.03.2019 N 296/19 "Об отмене решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям на территории Алтайского края, на 2015-2019 годы" изложить в следующей редакции:
"1. Отменить решение Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27.12.2014 года N 677 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям на территории Алтайского края, на 2015-2019 годы" с 1 июля 2019 года.
2. Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов установить и ввести в действие не позднее 1 июля 2019 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, а также населению и приравненным к нему категориям потребителей Алтайского края, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив вышеуказанные нарушения законодательства.".
3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России В.Г. Королева.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 4 июня 2019 г. N 725/19 "Об отказе в согласовании решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Алтайского края на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных, ФАС России на 2019 год" и о внесении изменений в приказ ФАС России от 12.03.2019 N 296/19 "Об отмене решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям на территории Алтайского края, на 2015-2019 годы"
Текст приказа опубликован не был