Федеральная антимонопольная служба, с учетом приказа от 04.04.2019 N 411/19 "Об отказе в согласовании решения Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Удмуртской Республики на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных ФАС России на 2019 год и отмене приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Удмуртской Республики на 2019 год", провела анализ приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (далее - Министерство, орган регулирования) от 25.04.2019 года N 8/1 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Удмуртской Республики на 2019 год" и рассмотрело заявление о согласовании установления единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Удмуртской Республики на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных ФАС России на 2019 год, направленного письмом Министерства от 16.04.2019 N 06-02/09/3719 и материалы, направленных письмом от 30.04.2019 N 06-02/09/4449.
Согласно пункту 6 статьи 23.1. Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии, в рамках предельных уровней цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются ФАС России дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81(1) Основ ценообразования на долгосрочный период или очередной год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми ФАС России, устанавливают единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
Министерство приказом от 25.04.2019 года N 8/1 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Удмуртской Республики на 2019 год" утвердило единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год.
При этом во 2 полугодии 2019 года ставка (тариф) на содержание электрических сетей на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей по всем уровням напряжения установлена на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных приказом ФАС России от 19.12.2018 N 1819/18, на 17,04%, а одноставочный тариф установлен на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, на 14,4-15,51%.
Установление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии вне рамок предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии без согласования с ФАС России является превышением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставленных им полномочий.
Согласно пункту 7 статьи 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При анализе экспертного заключения по ПАО "МРСК Центра и Приволжья" филиала "Удмуртэнерго" ФАС России установлено, что размер чистой прибыли с учетом фактических расходов за 2017 год составляет 482 473,00 тыс. руб. и информация, приведенная в Экспертном заключении, отличается от показателей, указанных в приложениях к Экспертному заключению. При этом, без анализа фактических расходов и без экономического обоснования Министерством при установлении цен (тарифов) на 2019 год еще учтены расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов в размере 224 505,88 тыс. руб. за 2017 год.
В рассматриваемых экспертных заключениях, представленных Министерством отсутствует информация, позволяющая оценить экономическое обоснование размера расходов, в том числе амортизационных отчислений, аренды, учитываемых органом регулирования.
Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики (далее - Правила утверждения ИП), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 977, определяют порядок утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и порядок внесения изменений в инвестиционные программы.
Правилами утверждения ИП предусмотрено участие в процессе утверждения (согласования) инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в том числе в соответствии с компетенцией: Минэнерго России, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Абзацем вторым пункта 2 Правил утверждения ИП предусмотрено, что под инвестиционным проектом в Правилах утверждения ИП понимается вложение инвестиций в сооружение (изготовление, создание, приобретение, реконструкцию, модернизацию (модификацию) и (или) техническое перевооружение) объектов основных средств и (или) нематериальных активов и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Таким образом, инвестиционный проект непосредственно связан с вложением инвестиций в сооружение объектов основных средств и (или) нематериальных активов и осуществлением практических действий. В рамках сооружения объектов основных средств и (или) нематериальных активов могут осуществляться такие действия как изготовление, создание, приобретение (материалов, комплектующих частей единого объекта и т.д.), реконструкция, модернизация (модификация) и (или) техническое перевооружение.
Вместе с тем вложения, осуществленные непосредственно путем приобретения самого сооружения, по мнению ФАС России, не могут относиться к инвестиционным проектам в понимании норм Правил утверждения ИП.
Таким образом, Министерству необходимо исключить затраты по следующим мероприятиям инвестиционных программ из НВВ на 2019 год.
У ПАО "МРСК Центра и Приволжья" филиала "Удмуртэнерго":
"Приобретение ТП (4 шт. - 1,583 МВА), ВЛ, КЛ 10-0,4 кВ (4 шт. - 3,172 км), принадлежащие МО "Можгинский район" - 181,00 тыс. руб. фактических затрат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь Федеральным законом от 26.03.2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст. 504), пунктом 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3259), а также в соответствии с порядком согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, утвержденным приказом ФСТ России от 07.12.2004 года N 236-э (зарегистрирован Минюстом России 18 января 2005 года, регистрационный N 6264), с изменениями и дополнениями, внесенными приказом ФСТ России от 07.08.2006 года N 150-э (зарегистрирован Минюстом России 05.09.2006 года, регистрационный N 8218), на основании писем Министерства от 27.12.2018 N 06-02/09-16024, от 18.02.2019 N 06-02/09/1568, от 30.04.2019 N 06-02/09/4449, приказываю:
1. Отказать в согласовании решения Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики об установлении на 2019 год единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Удмуртской Республики, установленных на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии" утвержденных приказом ФАС России от 19.12.2018 N 1819/18 "Об утверждении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрический энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2019 год", направленного заявлением Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 16.04.2019 N 06-02/09/3719, с учетом материалов, направленных письмом от 30.04.2019 N 06-02/09/4449.
2. Отменить приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 25.04.2019 года N 8/1 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Удмуртской Республики на 2019 год" с 1 июля 2019 года.
3. Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики установить и ввести в действие не позднее 1 июля 2019 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии поставляемой прочим потребителям, населению и приравненным к нему категориям потребителей, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив вышеуказанные нарушения законодательства.
4. Об исполнении настоящего приказа Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики в десятидневный срок с момента исполнения проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Удмуртской Республики, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим приказом;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Удмуртской Республики в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принимались решения, предписанные настоящим приказом;
- экспертных заключений по делу об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Удмуртской Республики, в том числе экспертных заключений об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по всем территориальным сетевым организациям.
5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России В.Г. Королева.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 4 июня 2019 г. N 727/19 "Об отказе в согласовании решения Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Удмуртской Республики на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных ФАС России на 2019 год и отмене приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Удмуртской Республики на 2019 год"
Текст приказа опубликован не был