Федеральная антимонопольная служба, с учетом приказа от 04.04.2019 N 410/19 "Об отказе в согласовании решения Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Марий Эл на уровне ниже предельных минимальных и выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных ФАС России на 2019 год и отмене приказа Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Марий Эл на 2019 год", рассмотрела заявление Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл (далее - Министерство, орган регулирования) о согласовании установления единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Марий Эл на уровне ниже предельных минимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных ФАС России на 2019 год, направленное письмом Министерства от 22.04.2019 N 018-2894, и провела анализ приказа Министерства от 23.04.2019 N 25 т "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Марий Эл на 2019 год".
Согласно пункту 6 статьи 23.1. Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии, в рамках предельных уровней цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются ФАС России дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81(1) Основ ценообразования на долгосрочный период или очередной год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми ФАС России, устанавливают единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
Министерство приказом от 23.04.2019 года N 25 т "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Марий Эл на 2019 год" утвердило единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год.
При этом в 1 и 2 полугодии 2019 года ставка (тариф) на содержание электрических сетей на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей по уровню напряжения ВН установлена на уровне ниже предельных минимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных приказом ФАС России от 19.12.2018 N 1819/18, на 25,57-25,83%, а по уровню напряжения СН-1, на 16,58-16,81%.
Установление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии вне рамок предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии без согласования с ФАС России является превышением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставленных им полномочий.
Согласно пункту 7 статьи 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 Методических указаний по регулированию тарифов, устанавливаемых с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 N 228-э (далее - Методические указания N 228-э), пунктом 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э (далее - Методические указания N 98-э), уровень операционных, подконтрольных расходов на первый (базовый) год нового долгосрочного периода регулирования (далее - ДПР) устанавливается регулирующими органами методом экономически обоснованных расходов и при установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий. ФАС России письмом от 19.06.2017 N ИА/41019/17 дополнительно указала органам регулирования на необходимость исполнения указанных требований законодательства.
Пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 установлен порядок содержания экспертного заключения, с учетом наличия общих мотивированных выводов и рекомендаций.
Министерством представлены экспертные заключения не соответствующие пункту 23 Правил государственного регулирования по следующим основаниям:
При определении базового уровня подконтрольных расходов на новый долгосрочный период регулирования 2017-2021 гг. для филиала "Мариэнерго" ПАО "МРСК Центра и Приволжья" в нарушение пункта 7 Основ ценообразования Министерством не отражены результаты анализа по выявлению экономически необоснованных подконтрольных расходов за первый ДПР и соответствующим образом не учтены эти результаты при формировании НВВ на 2019 год, ФАС России письмом от 19.06.2017 N ИА/41019/17 дополнительно указала органам регулирования на необходимость исполнения требований законодательства.
Пунктом 29 Основ ценообразования установлены требования при определении цен на продукцию, товары и услуги, расходы на которые включаются в тарифы. При утверждении НВВ на очередной период регулирования Министерством не отражено надлежащее исполнение требований пункта 29 Основ ценообразования, не указаны документы, на основании которых, определена величина расходов (прайс-листы, приказы, положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд организации).
При установлении тарифов на 2019 год, а также при определении экономически обоснованных фактических расходов 2017 года, в представленных Министерством экспертных заключениях, не указаны договоры и прочие документы, подтверждающие величину расходов по статьям затрат, сформированные в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования, и подтверждающие исполнение организациями требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Не в полном объеме приведен анализ основных технико-экономических показателей территориальных сетевых организаций за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования. При этом, Министерством без обоснований при формировании полезного отпуска электрической энергии (мощности) по уровням напряжения допущены значительные отклонения от фактических показателей 2017 года, представленных в адрес ФАС России. Экспертные заключения не содержат документов, обосновывающих такие отклонения. Данный факт, является нарушением пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178. Министерством не в полном объеме приведён анализ экономических показателей, в том числе по территориальным сетевым организациям (далее - ТСО):
ПАО "МРСК Центра и Приволжья" филиал Мариэнерго:
- не представлен в полном объеме анализ расшифровки затрат по арендной плате по всем объектам недвижимого имущества. Отсутствует информация, позволяющая оценить экономическую обоснованность сложившихся затрат на аренду имущества, состоящих из суммы затрат на амортизацию и налога на имущество;
- не в полном объеме представлен анализ экономической обоснованности затрат на "прочие неподконтрольные расходы" в размере - 9 889 тыс. руб.;
- не в полном объеме представлен анализ экономической обоснованности затрат на амортизационные отчисления по всем объектам недвижимого имущества;
- не в полном объеме представлен анализ экономической обоснованности затрат на "обслуживание заемных средств" в размере - 20 239 тыс. руб.
МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1":
- не представлен в полном объеме анализ расшифровки затрат по арендной плате по всем объектам недвижимого имущества. Отсутствует информация, позволяющая оценить экономическую обоснованность сложившихся затрат на аренду имущества, состоящих из суммы затрат на амортизацию и налога на имущество;
- отсутствует экономическое обоснование учета договоров аренды недвижимого имущества с Администрациями муниципальных районов;
- не в полном объеме представлен анализ экономической обоснованности затрат на амортизационные отчисления по всем объектам недвижимого имущества;
- не в полном объеме представлен анализ экономической обоснованности затрат на "прибыль на капитальные вложения" в размере - 22 483 тыс. руб.;
- не в полном объеме представлен анализ экономической обоснованности затрат на "другие прочие расходы" в размере - 5 261,8 тыс. руб.;
- не в полном объеме представлен анализ экономической обоснованности затрат на "подконтрольные расходы из прибыли" в размере - 24 465,8 тыс. руб.;
АО Энергия:
- не представлен в полном объеме анализ расшифровки затрат по арендной плате по всем объектам недвижимого имущества. Отсутствует информация, позволяющая оценить экономическую обоснованность сложившихся затрат на аренду имущества, состоящих из суммы затрат на амортизацию и налога на имущество;
- не в полном объеме представлен анализ экономической обоснованности затрат на амортизационные отчисления по всем объектам недвижимого имущества;
- не в полном объеме представлен анализ экономической обоснованности затрат на "прибыль на капитальные вложения" в размере - 19 295 тыс. руб.;
- не в полном объеме представлен анализ экономической обоснованности затрат на "прочие неподконтрольные расходы" в размере - 1 483 тыс. руб., отсутствует договоры лизинга;
- не в полном объеме представлен анализ экономической обоснованности затрат на "другие прочие расходы" в размере - 5 895,1 тыс. руб.;
- не в полном объеме представлен анализ экономической обоснованности затрат на "подконтрольные расходы из прибыли" в размере - 6 496,4 тыс. руб.;
- неправомерно учтены представительские расходы, не предусмотренные законодательством в области регулирования цен (тарифов).
ООО "Волжская Сетевая Компания":
- не представлен в полном объеме анализ расшифровки затрат по арендной плате по всем объектам недвижимого имущества. Отсутствует информация, позволяющая оценить экономическую обоснованность сложившихся затрат на аренду имущества, состоящих из суммы затрат на амортизацию и налога на имущество;
- не в полном объеме представлен анализ экономической обоснованности затрат на амортизационные отчисления по всем объектам недвижимого имущества;
- не в полном объеме представлен анализ экономической обоснованности затрат на "прибыль на капитальные вложения" в размере - 15 475 тыс. руб.
ООО "Йошкар-Олинская Электросетевая Компания":
- не представлен в полном объеме анализ расшифровки затрат по арендной плате по всем объектам недвижимого имущества, в том числе с физическими лицами. Отсутствует информация, позволяющая оценить экономическую обоснованность сложившихся затрат на аренду имущества, состоящих из суммы затрат на амортизацию и налога на имущество. Отсутствует договоры лизинга;
- отсутствует экономическое обоснование учета расходов на "проценты по кредитам";
- не в полном объеме представлен анализ экономической обоснованности затрат на амортизационные отчисления по всем объектам недвижимого имущества;
- не в полном объеме представлен анализ экономической обоснованности затрат на "другие прочие расходы" в размере - 15 223,22 тыс. руб.;
- неправомерно учтены представительские расходы, не предусмотренные законодательством в области регулирования цен (тарифов).
АО "Оборонэнерго" филиал "Волго-Вятский":
- не представлен в полном объеме анализ расшифровки затрат по арендной плате по всем объектам недвижимого имущества. Отсутствует информация, позволяющая оценить экономическую обоснованность сложившихся затрат на аренду имущества, состоящих из суммы затрат на амортизацию и налога на имущество;
- не в полном объеме представлен анализ экономической обоснованности затрат на амортизационные отчисления по всем объектам недвижимого имущества;
- не в полном объеме представлен анализ экономической обоснованности затрат на "прочие неподконтрольные расходы" в размере - 632,98 тыс. руб.;
- неправомерно учтены представительские расходы, в том числе расходы на "содержание управления филиала", "содержание центрального аппарата управления".
Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики (далее - Правила утверждения ИП), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 977, определяют порядок утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и порядок внесения изменений в инвестиционные программы.
Правилами утверждения ИП предусмотрено участие в процессе утверждения (согласования) инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в том числе в соответствии с компетенцией: Минэнерго России, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Абзацем вторым пункта 2 Правил утверждения ИП предусмотрено, что под инвестиционным проектом в Правилах утверждения ИП понимается вложение инвестиций в сооружение (изготовление, создание, приобретение, реконструкцию, модернизацию (модификацию) и (или) техническое перевооружение) объектов основных средств и (или) нематериальных активов и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Таким образом, инвестиционный проект непосредственно связан вложением инвестиций в сооружение объектов основных средств и (или) нематериальных активов и осуществлением практических действий. В рамках сооружения объектов основных средств и (или) нематериальных активов могут осуществляться такие действия как изготовление, создание, приобретение (материалов, комплектующих частей единого объекта и т.д.), реконструкция, модернизация (модификация) и (или) техническое перевооружение.
Вместе с тем вложения, осуществленные непосредственно путем приобретения самого сооружения, по мнению ФАС России, не могут относиться к инвестиционным проектам в понимании норм Правил утверждения ИП.
Таким образом, Министерству необходимо исключить затраты по следующим мероприятиям инвестиционных программ из НВВ на 2019 год.
У ПАО "МРСК Центра и Приволжья" филиал Мариэнерго:
"Приобретение КЛ-0,4г. Йошкар-Ола, мкр. "Фестивальный" (0,6 км) у ЗАО СПП "Салют" - 59,26 тыс. руб. фактических затрат;
"Приобретение ВЛ-0,4 кВ от т.п. Ф-1 в Звениговском районе п. Шуйка, ул. Савина, д. 1-12, ул. Центральная, д. 1-28 (1,344 км) у МО "Кокшайское сельское поселение" - 69,99 тыс. руб. фактических затрат;
"Приобретение ВЛ-0,4 кВ от т.п. Ф-2 в Звениговском районе п. Шуйка, ул. Лесная, д. 1-9 (0,555 км.) у МО "Кокшайское сельское поселение" - 54,29 тыс. руб. фактических затрат;
"Приобретение ВЛ-0,4 кВ от т.п. Ф-3 в Звениговском районе п. Шуйка, ул. Центральная, д. 29-53, ул. Заречная, д. 1-5, переулок Восточный, д. 1-4 (1,179 км) у МО "Кокшайское сельское поселение" - 69,17 тыс. руб. фактических затрат;
"Приобретение ВЛ-0,4 кВ от т.п. Ф-4,5 в Звениговском районе п. Шуйка, ул. Центральная, д. 53-57, ул. Заводская, д. 1-13 (1,177 км) у МО "Кокшайское сельское поселение" - 67,45 тыс. руб. фактических затрат;
"Приобретение ТП N 160 в Звениговском районе, с. Красный Яр у МО "Красноярское сельское поселение" - 49,00 тыс. руб. фактических затрат;
"Приобретение ВЛ-0,4 кВ в Звениговском районе, с. Красный Яр (1,416 км) у МО "Красноярское сельское поселение" - 80,58 тыс. руб. фактических затрат;
"Приобретение ВЛ-0,4 кВ в Звениговском районе, с. Красный Яр (2,931 км) у МО "Красноярское сельское поселение" - 119,15 тыс. руб. фактических затрат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь Федеральным законом от 26.03.2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст. 504), пунктом 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3259), а также в соответствии с порядком согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, утвержденным приказом ФСТ России от 07.12.2004 года N 236-э (зарегистрирован Минюстом России 18 января 2005 года, регистрационный N 6264), с изменениями и дополнениями, внесенными приказом ФСТ России от 07.08.2006 года N 150-э (зарегистрирован Минюстом России 05.09.2006 года, регистрационный N 8218), на основании писем Министерства письмом Министерства от 22.04.2019 N 018-2894, приказываю:
1. Отказать в согласовании решения Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл об установлении на 2019 год единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Марий Эл, установленных на уровне ниже предельных минимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных приказом ФАС России от 19.12.2018 N 1819/18 "Об утверждении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2019 год", направленного заявлением Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 22.04.2019 N 018-2894.
2. Отменить приказ Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 23.04.2019 года N 25 т "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Марий Эл на 2019 год" с 1 июля 2019 года.
3. Министерству промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл установить и ввести в действие не позднее 1 июля 2019 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии поставляемой прочим потребителям, населению и приравненным к нему категориям потребителей, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив вышеуказанные нарушения законодательства.
4, Об исполнении настоящего приказа Министерству промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл в десятидневный срок с момента исполнения проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Республики Марий Эл, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим приказом;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Марий Эл в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принимались решения, предписанные настоящим приказом;
- экспертных заключений по делу об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Республики Марий Эл, в том числе экспертных заключений об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по всем территориальным сетевым организациям.
5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России В.Г. Королева.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 5 июня 2019 г. N 729/19 "Об отказе в согласовании решения Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Марий Эл на уровне ниже предельных минимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных ФАС России на 2019 год, и отмене приказа Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл "Oб установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Марий Эл на 2019 год"
Текст приказа опубликован не был