Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Б
(обязательное)
Метод
испытания несущей способности элементов подвесной конструкции
Б.1 Общие положения
Настоящий метод испытания распространен на подвесные конструкции из металла.
Испытуемые образцы должны полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к серийно выпускаемым изделиям.
Настоящий метод испытания позволяет определить прогиб и допустимую нагрузку на элементы подвесной конструкции.
Коэффициент безопасности, применяемый для расчета допустимого изгибающего момента и допустимой нагрузки по формулам (Б.3), (Б.5), принимают равным 2,5.
Б.2 Испытание на изгиб металлических профилей подвесной конструкции
Б.2.1 Общие положения
Несущую способность металлических конструкций определяют в соответствии со следующими испытаниями отдельных элементов при различных пролетах и нагрузках.
Испытание на изгиб применяют исключительно к несущим профилям, т.е. таким, которые воспринимают вес элементов потолочных плит и дополнительные нагрузки и передают их на перекрытие.
При испытании на изгиб получают следующие параметры профилей:
- жесткость при изгибе ... EI, ;
- допустимый изгибающий момент ... Мдоп, .
Б.2.2 Оборудование для проведения испытаний
Универсальная испытательная машина по ГОСТ 28840 со следующими параметрами:
- наибольшая предельная нагрузка, кН, не менее - 2,0;
- предел допускаемой погрешности измерения нагрузки, % измеряемой нагрузки - 2;
- отношение наибольшей предельной нагрузки к наименьшей, не менее - 1000;
- предел допускаемой погрешности измерения деформации, % измеряемой величины - 2;
- предел допускаемой погрешности записи перемещения - 3.
Б.2.3 Проведение испытания
Десять профилей (пять раз в положительной и пять раз в отрицательной позиции) испытывают в рамках подготовительного испытания как балку на двух опорах с нагрузкой в центре максимального расчетного пролета L (рисунок Б.1).
Минимальная длина профиля при испытаниях Lmin должна превышать 1,0 м.
|
|
а) Т-профиль в положительной позиции |
б) Т-профиль в отрицательной позиции |
Рисунок Б.1 - Метод испытания на изгиб Т-профиля
В исключительных случаях допускается уменьшить число испытуемых профилей до шести (Б.2.4). При этом в положительной и отрицательной позициях испытывают равное число профилей n/2. При обработке результатов необходимо применять соответствующее значение статистического коэффициента , принимаемое по таблице Б.1.
Условия установки профиля при испытании должны соответствовать условиям эксплуатации. Не допускается скручивание профиля при приложении к нему нагрузки.
Проводят определение прогиба в центре пролета, по меньшей мере, до значения, соответствующего значению прогиба L/500.
Когда прогиб достигает значения L/500, нагрузку временно снимают. Прогиб после снятия нагрузки не должен превышать 0,2 мм. При превышении этого значения предусмотренный прогиб и соответствующую нагрузку сокращают, тем самым обеспечивается проведение измерений в области линейно-упругих деформаций.
Фиксируют значения максимальной нагрузки Fu и соответствующего изгибающего момента Mu.
Б.2.4 Обработка результатов
Б.2.4.1 Жесткость при изгибе EI и допустимый изгибающий момент Мдоп определяют по результатам испытаний. Жесткость при изгибе EI для однопролетной балки с нагрузкой в центре рассчитывают по формуле
,
(Б.1)
где E - модуль упругости, Н/мм2;
I - момент инерции, мм4;
- средняя нагрузка проведенных испытаний, соответствующая значениям прогиба L/500, Н;
L - пролет испытуемого образца, мм;
fmax - прогиб в центре пролета, мм.
Жесткость при изгибе определяют в условиях упругой деформации, т.е. при линейной зависимости между нагрузкой и прогибом. Если значение прогиба L/500 находится за пределами этого диапазона, то нагрузку соответственно уменьшают.
Допустимый изгибающий момент получают сравнением двух значений.
Первое значение Мдоп f, , относят к соответствующему значению прогиба и рассчитывают следующим образом:
,
(Б.2)
где - среднее значение изгибающего момента Mf.
Второе значение допустимого изгибающего момента определяют Мдоп u конечной нагрузкой Fu и рассчитывают следующим образом:
,
(Б.3)
где - 5 %-ный фрактиль;
v - коэффициент безопасности = 2,5;
,
(Б.4)
здесь - среднее значение изгибающего момента Mu, относящееся к конечной нагрузке Fu,
;
- статистический (условный) коэффициент.
Условный коэффициент указан в таблице Б.1. Значение
зависит от числа n испытуемых образцов (обычно n = 10). Минимальное значение n составляет 6 (Б.2.3);
s - среднеквадратическое отклонение, .
Таблица Б.1 - Условный коэффициент в зависимости от числа n испытуемых образцов, вероятности W и фрактиля Ф
Фрактиль Ф = 5 % |
r = n* - 1 |
||||||||
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
|
(Вероятность W = 0,90) |
2,89 |
2,75 |
2,65 |
2,57 |
2,50 |
2,45 |
2,40 |
2,36 |
2,33 |
* n - число испытаний. |
В качестве окончательного значения допустимого момента Мдоп применяют меньшее из значений Мдоп f или Мдоп u.
Б.2.4.2 Рассчитывают значение несущей способности подвесной системы Qдоп, кг/м2, по формуле
,
(Б.5)
где g = 9,81 м/с2;
qрейки - распределенный вес рейки, кг/м;
L - расстояние между подвесами, мм (см. схему нагружения несущей рейки на рисунке Б.2);
S - расстояние между несущими рейками, мм (см. схему нагружения несущей рейки на рисунке Б.2).
S - расстояние между несущими рейками; L - расстояние между подвесами; - расположение несущих реек;
- расположение длинных реек;
- расположение коротких поперечных реек;
- расположение подвесов
Рисунок Б.2 - Схема нагружения несущей рейки
Б.2.5 Протокол испытаний
В протокол испытаний включают следующую информацию:
- описание и физические свойства испытуемого образца;
- размеры и число образцов, применяемых
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.