Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 721012-7 "О приостановлении Российской Федерацией действия Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности"
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции в пределах компетенции рассмотрен внесенный Президентом Российской Федерации проект федерального закона N 721012-7 "О приостановлении Российской Федерацией действия Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности" (далее - законопроект).
Концепция законопроекта направлена на приостановление действия Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности (далее - Договор), подписанного в г.Вашингтоне 8 декабря 1987 г.
С учетом заявления Президента США Д.Трампа от 01.02.2019 о приостановлении выполнения обязательств по Договору и запуске процедуры выхода из него, а также ноты Госдепартамента США от 02.02.2019, информирующей в соответствии со статьей XV Договора о намерении выйти из Договора со ссылкой на якобы допущенное "существенное нарушение" Россией Договора, ставящее под угрозу "высшие интересы США", Российская Федерация в целях защиты интересов национальной безопасности вправе осуществить ответные меры, включая приостановление выполнения Договора.
МИД России 4 февраля 2019 года уведомил США официальной нотой о приостановлении выполнения Договора в ответ на существенное нарушение Вашингтоном своих обязательств.
Неукоснительное соблюдение Российской Федерацией обязательств по Договору и отсутствие с нашей стороны каких-либо нарушений подтверждены результатами тщательной межведомственной проработки, подтвердившей, что ракета 9 М729 не разрабатывалась и не испытывалась на запрещенную Договором дальность 500-5500 км. Обвинения со стороны США беспочвенны и бездоказательны.
Вместе с тем с 1999 года по настоящее время США неоднократно нарушали свои обязательства по Договору, в том числе осуществляя наземное развертывание в составе противоракетных комплексов "Иджис Эшор" в Европе универсальных пусковых установок Мk-41, позволяющих применять крылатые ракеты средней дальности "Томагавк". Попытки Российской Федерации урегулировать встречные претензии и выхода из сложившейся ситуации и сохранить Договор были фактически искусственно заблокированы США, а идеи России по урегулированию проблемных моментов, касающихся выполнения Договора, были демонстративно отвергнуты.
Указом Президента Российской Федерации от 4 марта 2019 года N 91 Российской Федерацией приостановлено выполнение Договора. Соответствующие уведомления в установленном порядке направлены в Республику Беларусь, Республику Казахстан и Украинскую Республику, после распада СССР также формально являющимися сторонами Договора.
В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" решение о приостановлении действия Договора, который был ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 мая 1998 г. N 9017-XI, подлежит принятию в форме федерального закона.
Принятие законопроекта с учетом положений Договора позволит оперативно принять ответные зеркальные меры в целях защиты интересов национальной безопасности Российской Федерации.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции поддерживает принятие законопроекта.
Председатель Комитета |
В.И. Пискарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.