Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экологии и охране окружающей среды
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 649460-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления мер ответственности за нарушение требований по оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля и по предоставлению в государственные органы информации, полученной с использованием таких систем", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды в части вопросов его ведения рассмотрел проект федерального закона N 649460-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления мер ответственности за нарушение требований по оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля и по предоставлению в государственные органы информации, полученной с использованием таких систем" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом устанавливается административная ответственность юридических и должностных лиц в виде административных штрафов за правонарушения, связанные с невыполнением предусмотренных законодательством требований по созданию и эксплуатации на объектах I категории (крупных предприятий-загрязнителей) систем автоматического контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
Так, для юридических лиц законопроектом предусматривается:
за невыполнение или несвоевременное выполнение требований по оснащению стационарных источников выбросов, сбросов средствами автоматического контроля и требований по их эксплуатации - административный штраф от 100 тысяч до 200 тысяч рублей;
за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по предоставлению в Росприроднадзор информации о выбросах, сбросах, полученной с использованием систем автоматического контроля - административный штраф от 50 тысяч до 100 тысяч рублей (за повторное правонарушение - от 100 тысяч до 200 тысяч рублей);
за предоставление в Росприроднадзор недостоверной информации о выбросах и сбросах, полученной с использованием систем автоматического контроля - административный штраф от 100 тысяч до 200 тысяч рублей (за повторное правонарушение - от 200 тысяч до 300 тысяч рублей).
Комитет полагает возможным согласиться с авторами законопроекта о соразмерности предлагаемых размеров штрафов размерам штрафов, установленных в главе 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Срок создания предприятиями I категории систем автоматического контроля не может превышать четыре года со дня получения (или пересмотра) комплексного экологического разрешения (пункт 9 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).
Заявки на получение комплексных экологических разрешений первые 300 крупнейших предприятий-загрязнителей (из объектов I категории) должны подать в пилотном режиме до 2023 года. Остальные предприятия I категории - до 2025 года (статья 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии с Федеральным законом от 29.07.2018 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и статьи 1 и 5 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ" Правительство Российской Федерации утвердило необходимые подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие оснащение предприятий автоматическими средствами измерения и их эксплуатацию.
Введение административной ответственности за указанные правонарушения позволит обеспечить своевременную установку и должную эксплуатацию систем автоматического контроля выбросов и сбросов на объектах I категории, что, в свою очередь, повысит экологическую безопасность при эксплуатации указанных предприятий.
Концептуально поддерживая необходимость совершенствования регулирования указанной сферы Комитет отмечает следующее.
Законопроектом предлагается ввести административные санкции за невыполнение или несвоевременное выполнение требований по оснащению стационарных источников выбросов, сбросов автоматическими средствами измерения.
При этом законодательством в области охраны окружающей среды предусмотрена обязанность по оснащению стационарных источников выбросов, сбросов не только автоматическими средствами измерения, но и автоматическими средствами учета показателей выбросов, сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов, сбросов в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (пункт 9 статьи 67 Закона N 7-ФЗ).
В связи этим, необходимо обеспечить соответствие проектируемых норм, предусматривающих административную ответственность, нормам регулятивного характера.
Учитывая изложенное, Комитет считает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона N 649460-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления мер ответственности за нарушение требований по оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля и по предоставлению в государственные органы информации, полученной с использованием таких систем" с учетом высказанного замечания.
Председатель Комитета |
В.В. Бурматов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.