Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Г
(справочное)
Основные типы морских ледостойких платформ
Г.1 Ледостойкие морские платформы характеризуются значительным разнообразием. Из-за наличия целого комплекса факторов различной природы, влияющих на выбор концепции освоения морских месторождений, конструктивные решения для проектируемых в ледовых условиях морских платформ практически всегда имеют уникальный характер.
Соответствующие специфические особенности платформ могут оказывать значительное влияние на характер взаимодействия платформы с ледяным покровом и отдельными ледяными образованиями и тем самым на перечень расчетных ситуаций, которые необходимо учитывать при проектировании. Исчерпывающая и общепринятая классификация ледостойких платформ по различным признакам в настоящее время отсутствует. Ниже приводятся наиболее характерные признаки, используемые на практике для описания ледостойкой платформы конкретного вида.
Примечание - Далее в приложении рассматриваются только ледостойкие платформы; для краткости слово "ледостойкая" в последующем тексте опущено.
Г.2 По способу закрепления на точке платформы подразделяются на стационарные и плавучие.
Примечание - Следует иметь в виду, что плавучая платформа эксплуатируется практически все время на одной и той же точке, поэтому также может характеризоваться как стационарно пребывающая на одном месте. Поэтому во избежание путаницы термин "стационарная" применяется только к платформам, жестко закрепленным на дне (в английском языке в этом случае применяется термин "fixed platforms, который не имеет прямого перевода на русский язык).
Г.3 Стационарные платформы по способу обеспечения устойчивости на грунтовом основании при действии горизонтальных нагрузок подразделяются на следующие типы:
- платформы гравитационного типа, устойчивость которых на морском дне обеспечивается за счет собственной массы и массы балласта (могут дополнительно иметь на днище ребристую конструкцию - "юбку", которая при установке платформы на месте эксплуатации внедряется на полную глубину в донный грунт);
- платформы со свайным фундаментом, устойчивость которых на морском дне обеспечивается за счет закрепления на дне моря сваями;
- платформы с фундаментом комбинированного типа.
Г.4 Плавучие платформы подразделяются по способу обеспечения нахождения на точке эксплуатации в заданных пределах. Различают следующие виды систем удержания:
- системы якорного позиционирования, включающие якоря и гибкие якорные линии;
- системы удержания у точечного причала швартового типа;
- системы динамического позиционирования, обеспечивающие позиционирование на точке с помощью специально установленных движителей - подруливающих устройств;
- комбинированные системы позиционирования, включающие якорные системы и подруливающие устройства.
Г.5 Платформы различаются по форме и конструкции опорной части (корпуса). Для стационарных платформ опорная часть может быть выполнена в виде ферменной конструкции, или "джекета" (пространственная конструкция из трубчатых элементов), представлять собой объемный один или несколько кессонов, одноколонную конструкцию башенного типа (типа "монопод"/"монокон"), многоколонную конструкцию с различной подводной частью и др.
Корпус плавучих платформ может быть выполнен в виде конструкции судовой формы (технологическое судно), понтонной формы (полупогружная платформа) или иной формы (в основном рассматриваются осесимметричные формы - платформы типа SPAR, BUOY и др.). На уровне концепций для плавучих платформ также известны многоколонные решения.
Г.6 Плавучие платформы с якорной или комбинированной системой позиционирования могут быть отсоединяемыми и неотсоединяемыми. Концепция отсоединяемости позволяет снизить расчетные ледовые нагрузки за счет возможности оперативного отсоединения и временного ухода платформы с точки в случае прогнозирования экстремальной ледовой обстановки.
Г.7 Основным конструкционным материалом, используемым для строительства корпуса плавучих платформ, является сталь. Основным конструкционным материалом, используемым для строительства опорной части стационарных платформ, может быть как сталь, так и бетон (с соответствующим армированием). Возможно применение комбинированных решений: сталебетонные несущие конструкции, композитные материалы (облегченный бетон специального состава, облегченная сталь специального состава) и прочее.
Свойства конструкционных материалов, применяемых при строительстве, должны соответствовать условиям арктического климата.
Г.8 Платформы различаются по составу реализуемых на них технологических функций. Эти функции могут встречаться в разнообразных сочетаниях и включают в себя бурение эксплуатационных скважин, добычу углеводородов, хранение, подготовку к транспорту и отгрузку продукта, проживание персонала и др.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.