Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 651706-7 "О внесении изменения в статью 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(о дополнении оснований проведения внеплановой проверки деятельности органа местного самоуправления),
внесенный Государственным Советом Республики Крым
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 651706-7 "О внесении изменения в статью 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенным Государственным Советом Республики Крым, предлагается дополнить основания проведения внеплановой проверки деятельности органов местного самоуправления таким основанием, как контроль за исполнением ранее выданного предписания об устранении нарушения обязательных требований. Также предлагается закрепить, что такие проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры.
В связи с данной законодательной инициативой необходимо отметить следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 77 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований.
Из части 2.9 той же статьи следует, что органы государственного контроля (надзора) при выявлении в ходе контроля нарушений действующего законодательства устанавливают срок для их устранения.
Частью 2.6 статьи 77 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определен перечень оснований для проведения внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Данным перечнем не предусмотрено, что истечение срока устранения выявленных нарушений является основанием для проведения внеплановой проверки.
Полагаем, что это снижает эффективность государственного контроля и препятствует обеспечению законности в деятельности органов местного самоуправления, а также восстановлению нарушенных прав граждан.
При этом статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль. В случае отсутствия возможности проверки исполнения требований контрольного органа, предъявленных к органам местного самоуправления, не позволяет реализовать данную норму и привлечь к ответственности соответствующих должностных лиц.
Так, в соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 29.2 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственного контроля (надзора) могут проводить внеплановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания об устранении нарушения обязательных требований без согласования с органами прокуратуры.
Таким образом, предлагаемые изменения представляются целесообразными. Вместе с тем следует отметить, что в тексте статьи 77 Федерального закона N 131-ФЗ отсутствует такое понятие, как "предписание об устранении нарушения обязательных требований". В связи с этим, в целях обеспечения терминологического единообразия в тексте закона полагаем возможным в тексте законопроект заменить слова "контроль за исполнением ранее выданного предписания об устранении нарушения обязательных требований" словами "контроль за устранением выявленных нарушений".
На законопроект поступило 63 отзыва из 48 субъектов Российской Федерации, все отзывы положительные. При этом из 14 субъектов Российской Федерации поступили отзывы как законодательных (представительных), так и исполнительных органов государственной власти и в соответствии со статьей 26.4 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" 14 субъектов РФ высказались за принятие закона.
На законопроект получены также положительные отзывы Правительства Российской Федерации, Правового управления Государственной Думы, Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 651706-7 "О внесении изменения в статью 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенным Государственным Советом Республики Крым.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.