Заключение Счетной палаты РФ от 8 апреля 2019 г. N ЗСП-88/03-01
на проект федерального закона N 648588-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О социальной поддержке семей, имеющих детей"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 648588-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О социальной поддержке семей, имеющих детей" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 13 марта 2019 г. N 179).
Законопроектом, внесенным депутатами Государственной Думы, предлагается внести изменение в пункт 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации и исключить из объектов обложения транспортным налогом легковые автомобили, являющиеся единственным транспортным средством, принадлежащим на праве собственности либо на ином вещном праве члену многодетной семьи, признаваемой таковой в соответствии с Федеральным законом "О социальной поддержке семей, имеющих детей", среднедушевой доход которой, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации, не превышает величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации, на территории которого зарегистрировано транспортное средство.
Также законопроектом предлагается внести изменение в статью 401 Налогового кодекса Российской Федерации и исключить из объектов обложения налогом на имущество физических лиц один из объектов, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, принадлежащий указанным членам многодетной семьи.
По законопроекту полагаем важным отметить следующее.
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации транспортный налог является региональным налогом (статья 14), налог на имущество физических лиц - местным налогом (статья 15).
В соответствии со статьями 356 и 399 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации, а также налога на имущество физических лиц нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Таким образом субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе, в случае необходимости, самостоятельно устанавливать льготы по указанным налогам членам многодетных семей.
Также следует отметить, что редакция норм, предложенных законопроектом, позволяет воспользоваться льготами каждому члену семьи, на которого зарегистрировано транспортное средство либо объект недвижимого имущества.
В этой связи может возникнуть ситуация, при которой многодетная семья, имеющая несколько транспортных средств и (или) объектов недвижимого имущества, зарегистрированных на разных членов семьи, полностью будет освобождена от уплаты транспортного налога и налога на имущество физических лиц.
Кроме того, принятие законопроекта может повлечь выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, размер и источники возмещения которых в материалах к законопроекту не отражены.
На основании изложенного законопроект не поддерживается.
Аудитор |
С.И. Штогрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.