Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 648546-7 "О социальной поддержке семей, имеющих детей",
внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, О.Н. Епифановой, М.В. Емельяновым, М.В. Ремезковым и др.
Досье на проект федерального закона
Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 648546-7 "О социальной поддержке семей, имеющих детей", внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, О.Н. Епифановой, М.В. Емельяновым, М.В. Ремезковым и др., и отмечает следующее. Комитет в целом поддерживает предложения, направленные на дальнейшее совершенствование системы социальной поддержки материнства и детства, однако по результатам рассмотрения данного законопроекта имеются следующие замечания.
1. Фактически, законопроектом предлагается установить на федеральном уровне новую систему мер социальной поддержки семей с детьми, которая не согласуется с существующей. Данному законопроекту отводится роль системообразующего кодифицированного акта, при этом признание утратившим силу всего массива законодательных актов, которыми сформирована в Российской Федерации система социальной поддержки семей с детьми, авторами законопроекта не предусматривается. Это приведет к тому, что после принятия рассматриваемого законопроекта, на территории Российской Федерации будут действовать две различные системы социальной защиты семей с детьми. Это исключает эффективность государственной политики в данном случае в силу отсутствия четких и ясных механизмов правового регулирования отношений.
2. Положениями законопроекта предусмотрено расширение круга лиц, имеющих право на государственную поддержку, а также расширение перечня мер социальной поддержки.
Так, к лицам, являющимся получателями социальной поддержки, предлагается отнести, в числе прочих, такие категории, как: семьи, имеющие детей; беременные женщины; одинокие матери; дети, оба родителя которых являются инвалидами; обучающиеся из малоимущих семей, семей, находящихся в социально опасном положении, и семей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; другие категории.
Предусматриваются и иные изменения, в частности, продление установленного в настоящее время периода выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Отмечаем, что в рассматриваемом законопроекте и прилагаемых к нему материалах отсутствует обоснование необходимости расширения как круга получателей мер социальной защиты, так и перечня таких мер, а также размера соответствующих выплат. Необходимо учитывать, что разработка нового законопроекта должна быть обусловлена не только социальной значимостью затрагиваемых отношений, но и отсутствием в национальном законодательстве страны правовых норм, которыми урегулированы соответствующие вопросы. В данном случае это требование не было учтено в полной мере.
3. Предлагая устанавливать размер выплат в твердой сумме, авторы законопроекта не учитывают того факта, что впоследствии эти размеры потребуют уточнения в целях компенсации инфляционных потерь.
В Федеральном законе "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" размер материнского (семейного) капитала установлен в твердой сумме, однако предусматривается положение, согласно которому размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период (в настоящее время приостановлено). При этом механизм, подобный тому, который установлен в Федеральном законе "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", авторами законопроекта также не предусматривается.
4. Многие положения законопроекта являются избыточными, в значительной степени дублируют существующие нормы, носят декларативный характер, являясь, скорее, сводом программных пожеланий, к выполнению которых можно стремиться. По мнению Правового управления Аппарата Государственной Думы в ряде норм проекта содержатся внутренние противоречия, отдельные его положения носят неопределенный характер, нуждаются в уточнении и конкретизации. Кроме того, проект в целом нуждается в существенной юридико-технической и лингвистикой доработке.
5. Кроме того, реализация представленного законопроекта потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета - более 1.4 трлн. руб. (без учета роста размера предусмотренных выплат с учетом инфляции). При этом законопроект не содержит норм, определяющих источники и порядок исполнения новых расходных обязательств, что не соответствует требованиям пункта 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
6. По законопроекту имеется заключение Правительства Российской Федерации. По мнению Правительства Российской Федерации законопроект не согласуется с нормами действующего законодательства и содержит внутренние противоречия. Соответствующие отношения уже законодательно урегулированы и не требуют дополнительного регулирования.
Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.
Также отрицательное заключение поступило из Комитета Совета Федерации по социальной политике.
7. По законопроекту поступил 21 отзыв законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (из них 10 положительных, 11 отрицательных), 43 отзыва исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (из них 6 положительных, 37 отрицательных).
8. На основании изложенного Комитет по вопросам семьи, женщин и детей не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 648546-7 "О социальной поддержке семей, имеющих детей", внесенного депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, О.Н. Епифановой, М.В. Емельяновым, М.В. Ремезковым и др., и рекомендует Государственной Думе отклонить названный законопроект.
Председатель Комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.