Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 31 января 2019 г. N 68/пр
Методические рекомендации
по проведению субъектами Российской Федерации, участвующими в федеральном проекте "Чистая вода", оценки состояния объектов систем водоснабжения, в том числе на предмет соответствия установленным показателям качества и безопасности питьевого водоснабжения
1. Рекомендации к порядку проведения субъектами Российской Федерации, участвующими в федеральном проекте "Чистая вода", утвержденном протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Экология" от 21 декабря 2018 г. N 3 (далее - федеральный проект "Чистая вода"), оценки состояния расположенных на их территории объектов систем водоснабжения, в том числе на предмет соответствия установленным законодательством Российской Федерации показателям качества и безопасности питьевого водоснабжения (далее соответственно - оценка состояния объектов, показатели качества).
1.1. Рекомендуемые цели и задачи оценки состояния объектов.
Оценку состояния объектов рекомендуется проводить в целях обеспечения реализации федерального проекта "Чистая вода" и выявления на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в федеральном проекте "Чистая вода", систем водоснабжения, нуждающихся в реконструкции (модернизации), а также выявления необходимости строительства новых систем водоснабжения в целях повышения качества питьевой воды для населения.
В качестве задач проведения оценки состояния объектов рекомендуется рассматривать:
определение фактических значений показателей качества питьевой воды, подаваемой с объектов систем водоснабжения, и обеспеченности населения качественной питьевой водой;
определение фактического технико-экономического состояния систем водоснабжения, используемых для обеспечения питьевой водой населения;
получение данных для подготовки государственных программ субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения (далее - региональные программы повышения качества водоснабжения);
получение данных для оценки эффективности реализации региональных программ повышения качества водоснабжения.
1.2. Рекомендации в части определения объекта и предмета оценки состояния объектов.
В качестве объекта оценки состояния объектов рекомендуется рассматривать системы водоснабжения, расположенные на территории муниципальных образований в субъектах Российской Федерации, участвующих в федеральном проекте "Чистая вода".
В качестве предмета оценки состояния объектов рекомендуется рассматривать показатели качества и безопасности питьевого водоснабжения систем водоснабжения, расположенных на территории муниципальных образований в субъектах Российской Федерации, и обеспеченность качественной питьевой водой населения муниципальных образований в субъектах Российской Федерации, участвующих в федеральном проекте "Чистая вода".
1.3. Рекомендации в части определения субъектов и участников оценки состояния объектов.
В качестве субъектов оценки состояния объектов, получающих информацию об ее результатах, рекомендуется рассматривать:
- Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России);
- Государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, действующую в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Фонд);
- Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор);
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в федеральном проекте "Чистая вода".
К участникам оценки состояния объектов рекомендуется относить:
- территориальные органы Роспотребнадзора;
- муниципальные образования в субъектах Российской Федерации, участвующих в федеральном проекте "Чистая вода" (городское поселение, сельское поселение, городской округ);
- организации, осуществляющие свою деятельность на территории муниципальных образований в субъектах Российской Федерации, участвующих в федеральном проекте "Чистая вода";
- специализированные и иные организации, привлекаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации к участию в оценке состояния объектов.
1.4 Рекомендуемые состав действий, обеспечивающих всестороннюю оценку состояния объектов, и этапы ее проведения.
1.4.1. При проведении субъектами Российской Федерации оценки состояния объектов рекомендуется определять:
- техническое состояние объектов систем водоснабжения;
- фактические показатели надежности, качества, энергетической эффективности объектов систем водоснабжения;
- уровень соблюдения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства в сфере защиты прав потребителей в части качества и безопасности питьевой воды, подаваемой с объектов систем водоснабжения;
- уровень экономической эффективности работы систем водоснабжения.
1.4.2. При проведении оценки состояния объектов рекомендуется выделять следующие этапы:
- формирование перечня объектов систем водоснабжения;
- камеральное обследование объектов систем водоснабжения;
- оценка технического состояния объектов систем водоснабжения;
- оценка эффективности деятельности ресурсоснабжающих организаций;
- оценка качества и безопасности питьевого водоснабжения;
- подведение итогов.
1.5. Рекомендации к порядку формирования перечня объектов систем водоснабжения.
Перечень объектов систем водоснабжения, подлежащих оценке состояния объектов, рекомендуется формировать с учетом требований Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) и приказа Минстроя России от 5 августа 2014 г. N 437 "Об утверждении Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей" (далее - приказ Минстроя России N 437/пр).
1.6. Рекомендации к порядку проведения камерального обследования объектов систем водоснабжения.
1.6.1. Камеральное обследование объектов систем водоснабжения рекомендуется проводить в соответствии с требованиями, предусмотренными приказом Минстроя России N 437/пр.
1.6.2. По результатам камерального обследования в отношении каждого обследованного объекта системы водоснабжения рекомендуется определять следующие сведения:
- тип объекта системы водоснабжения (например, водопроводная сеть, водонапорная башня, водозаборное сооружение);
- наименование и адрес объекта системы водоснабжения;
- год постройки и год ввода в эксплуатацию объекта системы водоснабжения;
- статус использования объекта системы водоснабжения (находится в эксплуатации, в резерве, бесхозяйный);
- информация о собственнике объекта системы водоснабжения;
- информация об организации, осуществляющей водоснабжение в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" на территориях муниципальных образований субъектов Российской Федерации, участвующих в федеральном проекте "Чистая вода" (далее - ресурсоснабжающая организация), эксплуатирующей объект системы водоснабжения;
- информация о наличии и границах зоны санитарной охраны объекта системы водоснабжения;
- проектные и фактические параметры объекта системы водоснабжения;
- амортизационный и физический износ объекта системы водоснабжения;
- сведения о возникновении аварийных ситуаций на объекте системы водоснабжения;
- информация о наличии или отсутствии у сооружений водоподготовки, работающих в штатном режиме, технической возможности обеспечения подготовки питьевой воды в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом состояния источника водоснабжения;
- перечень реализуемых стадий водоподготовки;
- перечень применяемых реагентов и (или) методов обеззараживания воды.
Для получения указанных сведений в рамках камерального обследования объектов систем водоснабжения рекомендуется использовать информацию о водопроводных сетях и оборудовании, установленном на объектах систем водоснабжения, содержащуюся в нормативно-технической документации и (при наличии) в автоматизированных системах учета ресурсоснабжающей организации, в том числе:
- для камерального обследования водопроводных сетей:
проектную документацию (включая чертежи - план, профиль, спецификации, пояснительную записку), содержащую функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения;
исполнительную документацию, содержащую сведения о технических характеристиках водопроводных сетей, о соответствии фактически выполненных работ проектной документации, об изменениях, внесенных в проектную документацию по согласованию с проектировщиком;
эксплуатационную документацию в соответствии с регламентом эксплуатации водопроводной сети;
иную документацию, содержащую сведения о техническом состоянии водопроводных сетей и их элементов, в том числе отчеты по телевизионной диагностике сетей, дефектные ведомости, об аварийности водопроводных сетей, уровне потерь в сетях водоснабжения, о сроках эксплуатации и износе сетей, о результатах определения качества воды в точках, определенных в программе производственного контроля качества питьевой воды, в том числе журналы учета и иная документация, содержащая сведения о технических параметрах обследуемых объектов;
- для камерального обследования оборудования, установленного на объектах систем водоснабжения:
паспорт на оборудование;
руководство (инструкцию) по эксплуатации оборудования;
проектную документацию;
исполнительную документацию;
план-график планово-предупредительного ремонта;
отчет о выполнении планово-предупредительного ремонта;
акт технического освидетельствования объекта;
аварийный акт, содержащий сведения о повреждениях трубопроводов, сооружений и оборудования на водопроводной сети или нарушении их эксплуатации;
акты и журналы учета, содержащие сведения об аварийности объектов, о повреждениях или нарушениях эксплуатации;
иную документацию, содержащую сведения, необходимые для проведения камерального обследования указанного оборудования;
- для камерального обследования источников водоснабжения, используемых, в том числе, для питьевого водоснабжения:
договор водопользования;
отчет об оценке запасов подземных вод;
заключение государственной экспертизы оценки запаса подземных вод;
лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод;
программу производственного контроля ресурсоснабжающей организации;
иную документацию, содержащую сведения, необходимые для проведения камерального обследования источников водоснабжения.
1.7. Рекомендации к порядку проведения оценки технического состояния объектов систем водоснабжения.
В рамках оценки технического состояния объектов систем водоснабжения рекомендуется определять фактическое техническое состояние объектов водоснабжения и технико-экономическую эффективность объектов системы водоснабжения.
Для получения указанных сведений ресурсоснабжающей организации самостоятельно или с привлечением специализированной организации рекомендуется проводить натурное, визуально-измерительное обследование и инструментальное обследование объектов систем водоснабжения.
В состав сведений о фактическом техническом состоянии рекомендуется включать следующую информацию:
об уровне физического износа объектов системы водоснабжения;
об актуальном техническом состоянии объекта (на дату обследования);
о наличии необходимости в проведении мероприятий по модернизации, реконструкции, капитальному ремонту объекта системы водоснабжения или замене оборудования, установленного на нем, в том числе предельные сроки проведения таких мероприятий.
При определении износа объектов систем водоснабжения рекомендуется руководствоваться приказом Минстроя России от 5 августа 2014 г. N 437/пр.
По итогам оценки технического состояния объектов систем водоснабжения рекомендуется определять:
проектные и фактические характеристики объектов водоснабжения на период проведения оценки;
технические характеристики сооружений водоподготовки с учетом состояния источника водоснабжения и его сезонных изменений;
соответствие применяемых технологических решений целевым показателям эффективности очистки;
оптимальность эксплуатационных характеристик сооружений водозабора, водоподготовки, насосных станций и водопроводной сети;
удельное количество повреждений на водопроводной сети, продолжительности перерывов водоснабжения;
наличие технологических нарушений на сооружениях водоподготовки и водопроводной сети;
оперативность реагирования и общего времени устранения аварий и технологических нарушений при работе оборудования и инженерных сетей;
качество питьевой воды на выходе с водопроводных станций и в водопроводной сети на соответствие требованиям, установленным законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В ходе оценки технического состояния объектов систем водоснабжения рекомендуется сформировать технико-экономические показатели состояния объектов систем водоснабжения в соответствии с приложением N 2 к приказу Минстроя России от 5 августа 2014 г. N 437/пр.
1.8. Рекомендации к порядку проведения оценки эффективности деятельности ресурсоснабжающих организаций.
1.8.1. Для проведения оценки эффективности экономической деятельности ресурсоснабжающих организаций и обеспечения ими потребности населения в питьевой воде рекомендуется использовать:
информацию о заключённых ресурсоснабжающими организациями договорах водоснабжения;
данные бухгалтерского и статистического учета ресурсоснабжающих организаций;
данные автоматизированной системы учета использования ресурсов ресурсоснабжающими организациями (при наличии);
производственные программы ресурсоснабжающих организаций;
схемы водоснабжения и водоотведения, программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры и иные документы территориального планирования;
иную экономическую и техническую документацию ресурсоснабжающих организаций.
1.8.2. При необходимости для оценки эффективности деятельности ресурсоснабжающих организаций, рекомендуется также использовать информацию органов тарифного регулирования субъекта Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления об экономической деятельности таких организаций.
1.8.3. Для получения сведений о соблюдении ресурсоснабжающими организациями требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и обеспечении качества и безопасности питьевого водоснабжения рекомендуется использовать в том числе:
программу производственного контроля ресурсоснабжающих организаций;
проекты зон санитарной охраны объектов систем водоснабжения;
информацию территориальных органов Роспотребнадзора о выявленных в течение года и не устраненных ресурсоснабжающими организациями нарушениях законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
1.9. Рекомендации к порядку проведения оценки качества и безопасности питьевого водоснабжения.
При проведении оценки качества и безопасности питьевого водоснабжения рекомендуется определять информацию, в том числе о:
соответствии качества питьевой воды требованиям к санитарно-химическим показателям и микробиологическим показателям, установленным законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
соблюдении иных требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе наличие санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения, наличие зон санитарной охраны у объектов систем водоснабжения, а также выявлять наличие предписаний, выданных ресурсоснабжающим организациям территориальными органами Роспотребнадзора.
При проведении оценки качества и безопасности питьевого водоснабжения также рекомендуется учитывать положения Методики оценки повышения качества питьевой воды после ее утверждения Роспотребнадзором в соответствии с пунктом 4.1 приложения N 1 к федеральному проекту "Чистая вода" (далее - План мероприятий по реализации федерального проекта "Чистая вода").
1.10. Рекомендации к порядку подведения итогов оценки состояния объектов.
1.10.1. Субъектам Российской Федерации рекомендуется систематизировать и обобщить информацию, полученную в ходе оценки состояния объектов, от ее участников.
Рекомендуемая форма, в которой может быть изложена информация, полученная в рамках проведения оценки состояния объектов, приведена в Приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
Информацию, полученную в рамках проведения оценки состояния объектов, рекомендуется также размещать в автоматизированной информационной системе "Реформа ЖКХ" (далее - АИС "Реформа ЖКХ")1 путем внесения такой информации в соответствующие формы ввода данных, предусмотренные АИС "Реформа ЖКХ":
ЧВ-1 "Ключевые показатели";
ЧВ-2 "Потребитель";
ЧВ-3 "Поставка воды";
ЧВ-4 "Система водоснабжения";
ЧВ-5 "Состояние систем водоснабжения";
ЧВ-6 "Эксплуатация систем водоснабжения".
1.10.2. На основании полученной в ходе оценки состояния систем информации субъектам Российской Федерации рекомендуется осуществлять мониторинг проведения ими оценки состояния объектов (далее - мониторинг).
Рекомендуемая форма, в которой может быть изложена информация, полученная в рамках проведения мониторинга, приведена в Приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
Информацию, полученную в рамках мониторинга, рекомендуется также размещать в АИС "Реформа ЖКХ" путем внесения такой информации в соответствующие формы ввода данных, предусмотренные АИС "Реформа ЖКХ":
ФВ-ОИ "Объект инфраструктуры",
ФВ-П "Потребитель",
ФВ-РСО "Ресурсоснабжающая организация",
ФВ-И "Источник".
1.10.3. Показатели в формах ввода данных ЧВ-1-ЧВ-6 рекомендуется заполнять в разрезе муниципальных образований и формировать их на основе информации из форм ввода данных мониторинга ФВ-ОИ, ФВ-П, ФВ-РСО и ФВ-И с применением справочников и формул, размещенных в АИС "Реформа ЖКХ".
Перед заполнением указанных форм ввода данных рекомендуется ознакомиться с Инструкцией пользователя АИС "Реформа ЖКХ", расположенной по адресу: https://ais.reformagkh.ru/#/reference.
2. Рекомендации к порядку взаимодействия субъектов и участников оценки состояния объектов.
2.1. Рекомендации к порядку взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с Роспотребнадзором (его территориальными органами).
Взаимодействие с Роспотребнадзором и его территориальными органами при проведении оценки состояния объектов рекомендуется организовать с учетом информации, изложенной в методическом письме Роспотребнадзора по порядку участия территориальных органов Роспотребнадзора в инвентаризации объектов водоснабжения, предусмотренном пунктом 2.2 Плана мероприятий по реализации федерального проекта "Чистая вода".
2.2. Взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участниками оценки состояния объектов.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется организовать информационное взаимодействие с участниками оценки состояния объектов, в том числе путем:
- создания региональных координационных органов (рабочих групп) по вопросу реализации федерального проекта "Чистая вода", в состав которых рекомендуется включать представителей:
территориального органа Роспотребнадзора;
органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе осуществляющих функции в сфере жилищно-коммунального хозяйства, тарифного регулирования;
органов местного самоуправления;
ресурсоснабжающих организаций;
- формирования и утверждения планов мероприятий по проведению оценки состояния объектов, включающих перечень участников такой оценки, "зоны ответственности" каждого из ее участников, сроки реализации и результаты мероприятий по оценке (далее - план проведения оценки);
- обеспечения контроля реализации планов проведения оценки;
- методического и информационного обеспечения участников оценки состояния объектов.
2.3. Взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с субъектами оценки состояния объектов.
Взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с субъектами оценки состояния объектов рекомендуется обеспечить, в том числе, посредством:
- размещения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в АИС "Реформа ЖКХ" сведений о результатах оценки состояния объектов и данных мониторинга;
- формирования и предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведений о результатах оценки состояния объектов и данных мониторинга в Фонд;
- методического и информационного обеспечения субъектов Российской Федерации и Фонда по вопросам проведения оценки состояния объектов мониторинга со стороны Минстроя России и Роспотребнадзора;
- обеспечения Фондом доступа Минстрою России к размещенным в АИС "Реформа ЖКХ" органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведениям о результатах оценки состояния объектов и данным мониторинга;
- предоставления Фондом в Минстрой России сводной информации о результатах оценки состояния объектов в субъектах Российской Федерации.
2.4. Взаимодействие органов местного самоуправления с участниками оценки состояния объектов.
Органам местного самоуправления в рамках взаимодействия с участниками оценки состояния объектов рекомендуется, в частности:
- осуществлять на территории муниципального образования оценку объектов в соответствии с планом проведения оценки соответствующего субъекта Российской Федерации и предоставлять субъекту Российской Федерации исчерпывающую информацию о результатах ее проведения;
- обеспечивать субъект Российской Федерации, ресурсоснабжающие организации, территориальные органы Роспотребнадзора информацией, необходимой для проведения оценки состояния объектов;
- участвовать, при необходимости, в совещаниях региональных координационных органов (рабочих групп) по вопросу реализации федерального проекта "Чистая вода" по вопросам реализации плана проведения оценки субъекта Российской Федерации;
- рассматривать результаты оценки ресурсоснабжающими организациями состояния эксплуатируемых ими объектов систем водоснабжения, и подготавливать по итогам их рассмотрения заключение, содержащее, в том числе, выводы об их соответствии установленным показателям качества и безопасности питьевого водоснабжения;
- взаимодействовать с субъектом Российской Федерации и территориальным органом Роспотребнадзора в целях получения методической поддержки при проведении оценки состояния объектов в пределах их компетенции.
2.5. Взаимодействие ресурсоснабжающих организаций с участниками оценки состояния объектов.
Ресурсоснабжающим организациям в рамках взаимодействия с участниками оценки состояния объектов рекомендуется, в частности:
- участвовать в реализации плана субъекта Российской Федерации проведения оценки;
- участвовать, при необходимости, в совещаниях региональных координационных органов (рабочих групп) по вопросу реализации федерального проекта "Чистая вода" по вопросам реализации плана проведения оценки субъекта Российской Федерации;
- направлять результаты проведения оценки состояния эксплуатируемых ими объектов систем водоснабжения (в части их соответствия установленным показателям качества и безопасности питьевого водоснабжения) в орган местного самоуправления и территориальный орган Роспотребнадзора;
- представлять органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, территориальному органу Роспотребнадзора по их запросам информацию по вопросам проведения оценки состояния объектов.
------------------------------
1 АИС "Реформа ЖКХ" размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) по адресу: http://ais.reformagkh.ru/, разработана, обслуживается и используется Фондом для формирования сводных аналитических отчетов, для публикации в сети Интернет и предоставления в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) информации, в том числе о состоянии объектов систем водоснабжения.
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.