Письмо Минфина России от 13 декабря 2018 г. N 02-05-11/90925
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации, рассмотрев запрос сообщает.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - ОМС), медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда ОМС штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки исполнения требований территориального фонда ОМС. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда ОМС в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом ОМС соответствующего требования.
При этом в соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы оплаты труда работников и материально-технического и финансового обеспечения деятельности государственных учреждений субъекта Российской Федерации отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 326-ФЗ субвенции из бюджета Федерального фонда ОМС предоставляются на финансовое обеспечение полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе на финансовое обеспечение базовой программы ОМС.
Согласно статье 3 Федерального закона N 326-ФЗ страховое обеспечение по ОМС - исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации.
Таким образом, финансовое обеспечение базовой программы ОМС предусматривает финансирование медицинской помощи при наступлении страхового случая (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия) и не влечет расходных обязательств Российской Федерации по содержанию учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, определение источника возврата указанных средств должно осуществляться в рамках установленных полномочий.
Кроме того, следует отметить, что возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией в порядке, определенном Федеральным законом N 326-ФЗ.
При этом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1226 в целях единообразного применения Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" Министерство здравоохранения Российской Федерации вправе издавать соответствующие разъяснения, в том числе совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, а также по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации в части вопросов, относящихся к его компетенции.
В пределах компетенции Министерства финансов Российской Федерации сообщаем, что в соответствии с требованиями раздела V "Классификация операций сектора государственного управления" Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н, операция по возврату в бюджет территориального фонда ОМС использованных не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, отражается по подстатье 295 "Другие экономические санкции".
Директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.