Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом Росстата
от 12.12.2013 N 470
Основные методологические и организационные положения выборочного наблюдения использования суточного фонда времени населением
12 марта 2014 г.
О внесении изменений в приложения к настоящим положениям см. приказы Росстата от 18 февраля 2014 г. N 119 и от 12 марта 2014 г. N 173
I. Цели и задачи наблюдения
Выборочное наблюдение использования суточного фонда времени населением проводится во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946 "Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения".
Выборочное наблюдение использования суточного фонда времени населением организуется в целях получения статистической информации, характеризующей использование населением суточного фонда времени по конкретным видам деятельности и причины, ограничивающие возможности активной трудовой жизни, воспитания и развития детей, в обеспечении здорового образа жизни.
Задачей проведения Выборочного наблюдения использования суточного фонда времени населением является получение статистических данных о затратах времени на выполнение различной деятельности в процессе трудовой (оплачиваемой) занятости, участия в образовательных программах, выполнения домашних обязанностей, ухода за детьми и их воспитания, проведения досуга и обеспечения полноценного отдыха.
Уровень представительности результатов - в целом по России, по субъектам Российской Федерации*(1), городским и сельским поселениям с различной численностью населения, по отдельным социально-демографическим группам населения с выделением занятых и безработных, работающих с семейными обязанностями, пенсионеров, инвалидов, учащихся, а также семей с детьми, молодых семей.
Результаты Выборочного наблюдения использования суточного фонда времени населением предназначены для использования при разработке мер демографической и социальной политики, количественного измерения их эффективности, а также для оценки влияния на демографическую ситуацию в стране и уровень жизни различных групп населения и улучшения мониторинга реализации приоритетных национальных проектов и государственных программ.
II. Основные методологические положения проведения наблюдения
2.1. Общие положения
В соответствии с вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации Выборочное наблюдение использования суточного фонда времени населением основано на выборочном опросе представителей различных групп и слоев населения, проживающих во всех субъектах Российской Федерации, с охватом в 2014 году 10 тыс. домохозяйств, с 2019 года один раз в 5 лет - 45 тыс. домохозяйств.
2.2. Единица наблюдения
Единицей наблюдения при проведении Выборочного наблюдения использования суточного фонда времени населением является частное домохозяйство (в дальнейшем - домохозяйство)*(2) и члены домохозяйства.
Домохозяйство*(3) представляет собой совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении (или его части), как связанных, так и не связанных отношениями родства, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства*(4).
Домохозяйство может состоять и из одного человека, живущего самостоятельно и обеспечивающего себя пищей и всем необходимым для жизни.
Членами домохозяйства являются лица, указанные в его составе согласно данному выше определению со слов наиболее осведомленного члена домохозяйства (в дальнейшем - ответственного лица). Состав домохозяйства устанавливается на момент проведения опроса.
В зависимости от места нахождения на момент опроса лица, учитываемые в составе домохозяйства, могут относиться к одной из следующих категорий:
1) лица, постоянно (обычно) проживающие в домохозяйстве*(5);
2) лица, продолжительно или временно отсутствующие в домохозяйстве:
отсутствующие продолжительные периоды времени или временно отсутствующие*(6), но имеющие родственные отношения с домохозяйством и продолжающие поддерживать тесную связь (или имеющие очевидные финансовые связи) с домохозяйством;
кратковременно отсутствующие, но обычно проживающие в домохозяйстве.
2.3. Применение выборочного метода
Выборочное наблюдение использования суточного фонда времени населением проводится выборочным методом во всех субъектах Российской Федерации.
План размещения выборочной совокупности домохозяйств по субъектам Российской Федерации разрабатывается Росстатом в соответствии с количеством обследуемых респондентов (домохозяйств), установленным вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации для каждого года проведения наблюдения, с учетом необходимости обеспечения представительности итогов наблюдения по населению страны в целом, по субъектам Российской Федерации*(7) и по основным демографическим и социально-экономическим группам населения (исходя из приемлемого уровня ошибки выборки).
План размещения выборочной совокупности домохозяйств по субъектам Российской Федерации для проведения наблюдения утверждается Росстатом в составе организационных документов, принимаемых в целях обеспечения подготовки и проведения наблюдения.
Генеральную совокупность, служащую основой для построения выборочной совокупности при проведении наблюдения в соответствующих субъектах Российской Федерации, составляют все частные домохозяйства, проживающие на территории Российской Федерации. При формировании итогов наблюдения его результаты распространяются на все частные домохозяйства и на все население, проживающее в них, согласно специально разработанной методологии.
Основой для формирования выборки в ходе подготовки наблюдения служит территориальная выборка многоцелевого назначения на базе информационного массива Всероссийской переписи населения 2010 года. Единицей отбора является счетный участок.
При формировании выборочной совокупности конечной единицей отбора является жилое помещение - индивидуальный дом, квартира, комната в коммунальной квартире, общежитии или в др. жилом строении. При проживании в одном жилом помещении (по одному отобранному адресу) более двух домохозяйств отбору подлежит одно домохозяйство, независимо от того, кто является фактическим собственником жилого помещения.
Формирование выборочной совокупности домохозяйств осуществляется на основе принципов случайного отбора, т.е. каждому домохозяйству в генеральной совокупности придается известная и ненулевая вероятность отбора.
Порядок отбора домохозяйств и распространения итогов наблюдения на генеральную совокупность определяется научно-методологической разработкой и утверждается Росстатом в составе организационных документов, принимаемых в целях обеспечения подготовки и проведения наблюдения.
2.4. Программа наблюдения
Программа Выборочного наблюдения использования суточного фонда времени населением представляет собой перечень признаков единиц наблюдения (домохозяйств и лиц, входящих в состав домохозяйств - членов домохозяйств), подлежащих регистрации в процессе проведения опросов населения, в соответствии с его целями и задачами, а также включает в себя специально разработанный бланк - "Дневник использования времени".
Перечень признаков единиц наблюдения содержит сведения об условиях жизни домохозяйств и членов домохозяйств, относящихся к различным возрастным группам, по следующим тематическим блокам:
|
Информация, собираемая на уровне: |
||
домохозяйства в целом |
членов домохозяйств в возрасте |
||
12-14 лет |
15 лет и более |
||
Демографические характеристики и семейные отношения (пол; возраст; состояние в браке; родственные отношения) |
+ |
|
|
Жилищные условия, наличие предметов длительного пользования, социально-бытовая инфраструктура по месту проживания |
+ |
|
|
Занятие растениеводством и животноводством в личных хозяйствах |
+ |
|
|
Источники средств к существованию и оценка финансового положения |
+ |
|
|
Участие в образовательных программах |
+ |
|
+ |
Участие в трудовой и общественной деятельности |
|
|
+ |
Помощь и услуги другим лицам |
|
|
+ |
Состояние здоровья |
|
|
+ |
Отдых и проведение досуга |
|
|
+ |
Затраты времени на занятия различными видами деятельности (Дневник использования времени) |
|
+ |
+ |
Перечень учетных признаков по каждому тематическому блоку разрабатывается Росстатом совместно с экспертами - представителями научных организаций, владеющих соответствующими знаниями и опытом в конкретной социальной области, подлежащей наблюдению, и специалистами профильных управлений Росстата.
В рамках наблюдения обеспечивается получение информации о структуре затрат времени населением на различные виды деятельности в будние и выходные дни.
2.5. Метод сбора сведений при проведении наблюдения
Выборочное наблюдение использования суточного фонда времени населением осуществляется на основе сбора сведений о затратах времени членами домохозяйства (респондентами) на занятия различными видами деятельности и личного опроса респондентов по месту их проживания в составе отобранного для наблюдения домохозяйства.
Сбор сведений и опросы респондентов проводятся специально обученными работниками - интервьюерами на условиях добровольного согласия респондентов принять участие в наблюдении.
Дневник использования времени (далее - Дневник) представляет собой специальную форму федерального статистического наблюдения для регистрации установленными в составе домохозяйства членами домохозяйства в возрасте 12 лет и более (самостоятельно или при содействии интервьюера, на основе предварительно произведенных респондентами записей) наименований видов деятельности (занятий) и их продолжительности в течение 24 часов (с 4.00 дня наблюдения до 4.00 дня проведения опроса по 10-ти минутным интервалам времени) за две даты (будний и выходной день). Дневники не заполняются лицами, отсутствующими в течение всего периода проведения наблюдения, и лицами, не имеющими возможности дать информацию за себя лично по состоянию здоровья, в силу преклонного возраста и т.п.
Опросы респондентов проводятся на основании специальных форм федерального статистического наблюдения на бумажных носителях, содержащих конкретные формулировки вопросов для различных групп респондентов с указанием возможных вариантов ответов на них (далее - Вопросников), и указаний по заполнению Вопросников.
Опросы респондентов и заполнение Вопросников производятся интервьюерами со слов респондентов и без предъявления каких-либо документов, подтверждающих правильность ответов.
При проведении Выборочного наблюдения использования суточного фонда времени населением личному опросу подлежат респонденты в возрасте 15 лет и более, установленные в составе домохозяйства, за исключением лиц, отсутствующих на момент проведения опроса, и лиц, не имеющих возможности дать информацию за себя лично по состоянию здоровья, в силу преклонного возраста и т.п.
Сбор сведений и заполнение Вопросников, содержащих информацию по домохозяйству в целом, производится со слов ответственного лица (с соответствующей пометкой о лице, давшем эту информацию). Индивидуальные вопросники на лиц в возрасте 15 лет и более, отсутствующих на протяжении всего периода проведения наблюдения, либо отказавшихся от участия в обследовании, а также на лиц, не имеющих возможности дать информацию за себя лично по состоянию здоровья, в силу преклонного возраста и т.п. не заполняются. Сбор информации о детях в возрасте до 15 лет, производится со слов одного из их родителей (или опекуна).
Сведения, записанные в Дневники и Вопросники, не подлежат разглашению и предназначены только для получения сводных статистических данных.
Разработка и утверждение Дневников и Вопросников и указаний по их заполнению производятся Росстатом в порядке, установленном для утверждения форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению.
2.6. Период проведения наблюдения
Период проведения наблюдения - период, в течение которого осуществляется сбор сведений от населения, включая обход жилых помещений для установления контактов с респондентами (рекрутирование) и посещение домохозяйств для опросов респондентов.
Период наблюдения устанавливается - II половина (или II и III декада) апреля каждого года проведения наблюдения.
III. Основные организационные положения подготовки и проведения наблюдения
3.1. Распределение функций по уровням управления и организации работ
Подготовка, проведение и формирование итогов Выборочного наблюдения использования суточного фонда времени населением осуществляется органами государственной статистики на федеральном, региональном и полевом уровнях в соответствии с нижеследующим распределением функций.
3.1.1. На федеральном уровне при подготовке, проведении и формировании итогов наблюдения Росстатом выполняются следующие функции:
1) организация проведения научно-методологических разработок по вопросам проведения наблюдения, автоматизированной обработки и получения итогов наблюдения;
2) разработка нормативных документов;
3) разработка Плана размещения объема выборочной совокупности домохозяйств по субъектам Российской Федерации и определение потребностей в кадровых и материально-технических ресурсах на подготовку и проведение наблюдения на региональном уровне;
4) координация и планирование работ по проведению наблюдения, контроль за ходом их реализации на всех уровнях;
5) разработка методологических и организационных положений подготовки и проведения наблюдения;
6) финансовое и материально-техническое обеспечение работ по подготовке наблюдения;
7) организация работы с экспертами по вопросам программы наблюдения;
8) разработка статистического инструментария наблюдения (включая организацию работ и доработку Дневников и Вопросников по результатам их предварительного тестирования на региональном уровне);
9) разработка рекомендаций по найму временного персонала подготовки и проведения наблюдения, автоматизированной обработки его результатов на региональном и полевом уровнях;
10) обеспечение деятельности временного персонала, привлекаемого к выполнению работ на федеральном уровне;
11) тиражирование инструментария наблюдения и его доведение до регионального уровня;
12) изготовление и доведение до регионального уровня удостоверений для обеспечения ими временного персонала, привлекаемого к выполнению работ на полевом уровне;
13) разработка обучающих программ для всех категорий персонала и участие в проведении кустовых обучающих семинаров по вопросам подготовки и проведения наблюдения и его материально-технического обеспечения;
14) участие в контрольных мероприятиях, выполняемых на региональном и полевом уровнях;
15) методическое и материально-техническое обеспечение информационно-разъяснительной работы среди респондентов;
16) разработка методологических и организационных положений автоматизированной обработки и получения итогов наблюдения;
17) разработка технологии и программного обеспечения для автоматизированной обработки данных и получения итогов наблюдения;
18) разработка инструктивных документов по подготовке, проведению и автоматизированной обработке итогов наблюдения; организация и проведение автоматизированной обработки итогов наблюдения;
19) подведение итогов и публикация результатов наблюдения (агрегированных итогов и баз микроданных) в печатных изданиях Росстата и в электронном виде в системе открытого доступа на Интернет-сайте Росстата.
На федеральном уровне методологическое и организационное руководство работами по подготовке, проведению, обработке и получению итогов наблюдения обеспечивается Росстатом.
Для участия в организации и проведении работ на федеральном уровне предусмотрен наем временного персонала.
Пункт 3.1.2 изменен с 12 марта 2014 г. - Приказ Росстата от 12 марта 2014 г. N 173
3.1.2. На Региональном уровне при подготовке, проведении и формировании итогов наблюдения территориальными органами государственной статистики (ТОГС) выполняются следующие функции:
1) разработка и утверждение Организационного плана-графика по подготовке и проведению наблюдения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
2) организация и координация работ по подготовке и проведению наблюдения на полевом уровне;
3) осуществление взаимодействия с органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам подготовки и проведения наблюдения (по мере необходимости);
4) организация и проведение информационно-разъяснительной работы среди респондентов;
Подпункт 5 изменен с 12 марта 2014 г. - Приказ Росстата от 12 марта 2014 г. N 173
5) подбор кандидатур и заключение срочных трудовых и гражданско-правовых договоров с временным персоналом, привлекаемым к выполнению работ на региональном и полевом уровне; подготовка и представление на Федеральный уровень сводного отчета о найме временного персонала;
6) обеспечение деятельности временного персонала, привлекаемого к выполнению работ на региональном и полевом уровнях;
7) организация, проведение и участие в работе кустовых семинаров по вопросам подготовки и проведения наблюдения;
8) проведение обучения временного персонала, привлекаемого к выполнению работ на полевом уровне;
9) проведение предварительного тестирования проектов Дневников и Вопросников и направление на федеральный уровень обобщенных предложений по их доработке;
10) комплектование инструментария наблюдения и доведение его до временного персонала;
11) обеспечение подразделений, ответственных за подготовку и проведение наблюдения (включая вверенный им временный персонал) необходимыми канцелярскими товарами и средствами материально-хозяйственного и технического назначения;
12) организация работ по уточнению состава отобранных счетных участков, формирование Перечня адресов, попавших в выборку (инструментария отбора) и оказание содействия временному персоналу по укомплектованию респондентской сети для проведения опросов;
13) организация работ по заполнению респондентами Дневников, проведению опросов респондентов и осуществление контрольных мероприятий, в том числе с непосредственным выездом на отобранные счетные участки, закрепленные за временным персоналом (участки наблюдения);
14) сбор и обобщение информации о проведении наблюдения, приемка материалов от работников полевого уровня;
Подпункт 15 изменен с 12 марта 2014 г. - Приказ Росстата от 12 марта 2014 г. N 173
15) приемка и оплата выполненной работы временному персоналу в соответствии с условиями срочных трудовых и гражданско-правовых договоров на выполнение работ по подготовке и проведению наблюдения, автоматизированной обработке его результатов;
16) выполнение работ по подготовке материалов к автоматизированной обработке (в том числе по кодировке), ввод и контроль информации, содержащейся в Вопросниках и Дневниках;
17) обеспечение мер, направленных на сохранение конфиденциальности полученных данных и их защиту от несанкционированного доступа;
18) подготовка отчета о результатах проведения наблюдения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и предложений по совершенствованию основных организационных положений наблюдения.
На региональном уровне ответственными за подготовку, проведение и обработку материалов Выборочного наблюдения использования суточного фонда времени населением являются ТОГС, в структуре которых выполнение работ возлагается непосредственно на соответствующие структурные подразделения.
Для участия в организации и проведении работ на региональном уровне предусмотрен наем временного персонала на условиях срочных трудовых договоров (инструкторы) и гражданско-правовых договоров (операторов ввода).
3.1.3. На Полевом уровне при подготовке и проведении Выборочного наблюдения использования суточного фонда времени населением выполняются следующие функции:
1) прохождение учебной подготовки (обучения) по очной форме;
2) обеспечение работ по подготовке отбора домохозяйств в пределах отобранного счетного участка;
3) формирование участка наблюдения и Схемы посещений отобранных домохозяйств для проведения опросов;
4) сбор Дневников (содействие респондентам в их заполнении при необходимости);
5) проведение личного опроса респондентов и заполнение Вопросников, установленных для всех групп респондентов;
6) заполнение отчета о посещениях домохозяйств и передача на региональный уровень информации о ходе проведения наблюдения;
7) кодировка и контроль заполненных Дневников и Вопросников, представление и сдача их на региональный уровень в установленном порядке;
Подпункт 8 изменен с 12 марта 2014 г. - Приказ Росстата от 12 марта 2014 г. N 173
8) оказание содействия инструкторам при проведении контрольных мероприятий;
9) подготовка отчета о проведении наблюдения.
На полевом уровне работа по подготовке и проведению наблюдения выполняется временным персоналом - интервьюерами, наем которых осуществляется на условиях гражданско-правовых договоров (договоров подряда).
3.2. Основные этапы подготовки и проведения наблюдения
3.2.1. Подготовительный этап
На подготовительном этапе выполняются следующие работы:
1. Разработка Календарного плана подготовки и проведения наблюдения на федеральном уровне и Организационного плана-графика по подготовке и проведению на региональном и полевом уровне.
Календарный план подготовки и проведения наблюдения на федеральном уровне утверждается приказом Росстата.
Организационный план-график разрабатывается и утверждается на региональном уровне в соответствии с перечнем работ, выполняемым на региональном и полевом уровне, сроками, установленными для выполнения каждого этапа работ, определяемыми и утверждаемыми Росстатом (в зависимости от объемов выборки для проведения наблюдения в соответствующем субъекте Российской Федерации) в составе организационных документов по подготовке и проведению наблюдения.
2. Определение потребности в кадровом, финансовом и материально-хозяйственном обеспечении на региональном и полевом уровне.
Определение потребности в кадровом, финансовом и материально-хозяйственном обеспечении на региональном и полевом уровне основывается на Плане размещения объема выборочной совокупности домохозяйств, разрабатываемом и утверждаемом приказом Росстата на основе отбора населенных пунктов городской местности и административных районов сельской местности и определения числа обследуемых домохозяйств в каждом из них*(8).
Количество временного персонала, привлекаемого к подготовке, проведению наблюдения, автоматизированной обработке его результатов на региональном и полевом уровне в целом по Российской Федерации, устанавливается с учетом лимитов бюджетных обязательств на подготовку и проведение наблюдения и утверждается Росстатом в составе организационных документов по подготовке и проведению наблюдения.
Распределение количества временного персонала, привлекаемого к подготовке, проведению наблюдения, автоматизированной обработке его результатов на региональном и полевом уровне, по субъектам Российской Федерации производится в зависимости от объема выборочной совокупности домохозяйств по каждому субъекту Российской Федерации и утверждается Росстатом в составе организационных документов по подготовке и проведению наблюдения.
Пункт 3 изменен с 12 марта 2014 г. - Приказ Росстата от 12 марта 2014 г. N 173
3. Подбор, сроки работы и оформление договорных отношений с временным персоналом, привлекаемым для выполнения работ на региональном и полевом уровне.
Подбор временного персонала, привлекаемого к выполнению работ на региональном и полевом уровне, осуществляется ТОГС.
Сроки завершения работы по найму временного персонала устанавливаются Росстатом в составе организационных документов по подготовке и проведению наблюдения. По завершении работы по подбору и найму временного персонала на федеральный уровень направляется отчет по установленной Росстатом форме.
Устанавливаются следующие сроки работы временного персонала при подготовке, проведении и автоматизированной обработке результатов наблюдения:
Инструктор |
55 рабочих дней; |
Интервьюер |
28 календарных дней; |
Оператор ввода |
15-30 календарных дней*. |
______________________________
* Продолжительность работы операторов ввода дифференцирована с учетом плана выборочного наблюдения.
Заключение гражданско-правовых договоров (договоров подряда) производится на основе рекомендаций Росстата.
Продолжительность работы и условия оплаты труда временного персонала, привлекаемого к подготовке, проведению наблюдения, автоматизированной обработке его результатов на региональном и полевом уровне, устанавливаются с учетом лимитов бюджетных обязательств на подготовку и проведение наблюдения.
4. Разработка, тиражирование и доведение до регионального и полевого уровня инструментария наблюдения.
Инструментарий наблюдения состоит из Инструкции по подготовке и проведению Выборочного наблюдения использования суточного фонда времени населением, Дневников, Вопросников и указаний по их заполнению. Разработка статистического инструментария наблюдения выполняется в следующем порядке:
1) разработка проектов Дневников и Вопросников и указаний по их заполнению, формируемых для групп опрашиваемых респондентов;
2) предварительное тестирование проектов Дневников и Вопросников на региональном уровне;
3) доработка инструментария наблюдения по результатам тестирования и утверждение инструментария наблюдения для последующего тиражирования и сбора данных.
Тиражирование инструментария наблюдения осуществляется централизованно в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на эти цели.
Доведение до полевого уровня тиражей инструментария наблюдения производится в объемах, соответствующих установленным нормам по количеству обследуемых единиц наблюдения (домохозяйств и членов домохозяйств)*(9).
Пункт 5 изменен с 12 марта 2014 г. - Приказ Росстата от 12 марта 2014 г. N 173
5. Обучение специалистов ТОГС и временного персонала, привлекаемого к подготовке и проведению наблюдения на полевом и региональном уровне.
Обучение специалистов ТОГС и временного персонала, привлекаемого к подготовке и проведению наблюдения на полевом и региональном уровне, проводится в два этапа.
На первом этапе проводится обучение специалистов ТОГС и/или временного персонала. Обучение проводится специалистами Росстата из числа представителей структурных подразделений, отвечающих за подготовку и проведение наблюдения на федеральном уровне.
Обучение организуется централизованно или в форме кустовых семинаров с участием представителей от каждого ТОГС. Кустовые семинары организуются по группам ТОГС, входящим в один федеральный округ.
Порядок и сроки организации обучающих семинаров, направление для участия в них специалистов Росстата и представителей ТОГС регламентируются соответствующими распоряжениями (указаниями) руководства Росстата и ТОГС. Обучение проводится в течение 3-х рабочих дней.
На втором этапе проводится обучение временного персонала из числа инструкторов и на третьем этапе - интервьюеров. Обучение организуется и проводится (по очной форме) в каждом ТОГС.
К обучению допускаются лица, прошедшие отбор по квалификационным требованиям и результатам тестирования.
Обучение возлагается на специалистов структурного подразделения ТОГС, ответственного за подготовку и проведение наблюдения на региональном уровне, прошедших соответствующую подготовку на обучающих семинарах. В обучении интервьюеров, кроме того, принимают участие инструкторы согласно программе обучения, утвержденной руководством ТОГС.
Обучение завершается обязательной проверкой правильности усвоения изученного материала и степени готовности обучающегося к работе. Обучение проводится в течение 3 рабочих дней в форме семинаров или индивидуально.
6. Обеспечение деятельности временного персонала, привлекаемого к подготовке и проведению наблюдения на полевом и региональном уровне.
Временный персонал, привлекаемый к подготовке и проведению наблюдения на региональном уровне, обеспечивается помещениями для работы, средствами связи, техническими средствами и необходимыми канцелярскими товарами.
Временный персонал, привлекаемый к проведению наблюдения на полевом уровне, обеспечивается необходимыми канцелярскими товарами.
Условиями гражданско-правового договора (договора подряда) для временного персонала, наряду с выплатой денежного вознаграждения по итогам выполнения установленного объема работ, предусматривается возмещение расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, связанных с:
а) проживанием по месту обучения, проездом до него и обратно - для интервьюеров, работающих в городских и сельских населенных пунктах, расположенных за пределами административного центра субъекта Российской Федерации;
Подпункт "б" изменен с 12 марта 2014 г. - Приказ Росстата от 12 марта 2014 г. N 173
б) проживанием по месту обучения, проездом до него и обратно - для инструкторов, если их место работы находится за пределами административного центра субъекта Российской Федерации;
в) проездом до места проживания обследуемых домохозяйств (и обратно) - для интервьюеров, работающих в городских и сельских населенных пунктах и имеющих место проживания вне шаговой доступности от места расположения участка наблюдения;
г) проездом до места получения и сдачи материалов (заполненных Вопросников и Дневников, отчета о выполненной работе, отчета интервьюера о проведении опроса, удостоверений) наблюдения (и обратно) для интервьюеров, работающих в городских и сельских населенных пунктах и имеющих место проживания вне шаговой доступности от места получения и сдачи материалов;
Подпункт "д" изменен с 12 марта 2014 г. - Приказ Росстата от 12 марта 2014 г. N 173
д) проживанием по месту проведения контрольных мероприятий, проездом до него и обратно - для инструкторов, место работы которых расположено вне шаговой доступности от места проведения контрольного мероприятия.
Временному персоналу, привлекаемому к подготовке и проведению наблюдения на региональном уровне (инструкторы) и полевом уровне (интервьюеры), выдается удостоверение, изготовленное в централизованном порядке Росстатом.
3.2.2. Организация и проведение опросов
3.2.2.1. Рекрутирование респондентов и проведение опросов
В ходе подготовки к проведению наблюдения интервьюер обходит домохозяйства по адресам, указанным в доведенном до него Списке адресов, и договаривается о дате заполнения Дневников (один будний и один выходной день с разницей 5-7 дней). Опрос по Вопроснику домохозяйства проводится при передаче Дневников в домохозяйство и по Индивидуальному вопроснику - при сборе Дневников за 1-й день их заполнения.
Предпочтение при достижении договоренности с домохозяйством о дате заполнения Дневников за 1-й день посещения отдается датам, изначально запланированным интервьюером согласно Схеме посещения домохозяйств, о дне 2-го посещения следует договориться с домохозяйством (с изменением статуса дня: будний или выходной), отдавая предпочтение датам, указанным в Схеме посещения домохозяйств. При 3-м посещении осуществляется только сбор Дневников. При отказе домохозяйства в полном составе от заполнения 2-го Дневника замена домохозяйства не производится.
В случае отказа домохозяйств из основного списка адресов от участия в наблюдении или недостижимости домохозяйств по иным причинам (по результатам не менее, чем 3 попыток установления контакта с домохозяйством) интервьюер самостоятельно производит замену данного домохозяйства на другое из резервного списка.
Интервьюер ежедневно фиксирует информацию по факту посещения домохозяйств (в т.ч. об отказах от участия в наблюдении) и о ходе проведения опросов в специальном бланке "Отчет о проведении опросов". По завершении опросов указанный отчет передается интервьюером на региональный уровень в порядке, установленном для приемки-сдачи результатов наблюдения.
Порядок проведения опросов на полевом уровне регламентируется Инструкцией по подготовке и проведению Выборочного наблюдения использования суточного фонда времени населением, которая утверждается приказом Росстата. Основными разделами данной Инструкции являются:
порядок сбора информации;
указания по заполнению Вопросников;
порядок подготовки материалов наблюдения к автоматизированной обработке (на полевом уровне);
порядок проведения контрольных мероприятий; указания по приемке-сдаче материалов наблюдения.
3.2.2.2. Взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления
В целях обеспечения выполнения работ по проведению Выборочного наблюдения использования суточного фонда времени населением ТОГС на основании пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946 "Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения" должны взаимодействовать с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления по следующим направлениям:
проведение информационно-разъяснительной работы;
получение информации для составления списков жилых помещений;
обеспечение безопасности интервьюеров при рекрутировании и проведении опросов респондентов.
Территориальные органы Росстата доводят до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления информацию, необходимую для оказания содействия в организации и проведении наблюдения, в том числе информацию, необходимую в соответствии с регламентом оказания государственных услуг для подготовки ответов при обращениях граждан по возникающим вопросам в связи с проведением наблюдения.
Подраздел 3.2.3 изменен с 12 марта 2014 г. - Приказ Росстата от 12 марта 2014 г. N 173
3.2.3. Контрольные мероприятия, выполняемые на полевом уровне
Для обеспечения полноты и правильности получаемой от населения информации на полевом уровне проводятся контрольные мероприятия по проверке полноты и правильности заполнения бланков наблюдения (Дневников и Вопросников) (далее - контрольные проверки).
Контрольные проверки осуществляются инструкторами в период (или после) проведения опросов интервьюерами. Проведение контрольных проверок осуществляется с непосредственным выездом на участки наблюдения.
В ходе контрольных проверок производится:
а) сверка адресов фактически посещенных домохозяйств и адресов домохозяйств, направленных интервьюеру в качестве основного и резервного списка домохозяйств;
б) наблюдение за ходом проведения опроса (выборочно в 1-2 домохозяйствах, в которых проводится опрос);
в) проведение контрольных опросов (выборочно в 2-3 домохозяйствах, в которых завершен опрос, по ограниченному кругу информации).
Указанные контрольные проверки проводятся в отношении каждого интервьюера.
В состав контрольных мероприятий на региональном уровне должны быть также включены проверки факта участия домохозяйств в обследовании посредством краткого интервью не менее 10% опрошенных домохозяйств по телефону.
3.2.4. Приемка-сдача результатов работ, выполненных на полевом уровне
Приемка-сдача результатов работ, выполненных на полевом уровне, производится в соответствии с графиком приемки работ, утверждаемым ТОГС.
Сдача результатов работ производится интервьюерами с выездом в ТОГС или, в отдельных случаях, по почте через районные отделы статистики.
При приемке заполненных Вопросников и Дневников на региональном уровне производится сплошная проверка полноты и правильности их заполнения на основе предварительного арифметического и логического контроля.
По завершении приемки-сдачи на региональном уровне Дневники и Вопросники комплектуются и подготавливаются к автоматизированной обработке (контроль, дополнительное кодирование информации и др.).
Порядок приемки-сдачи определяется соответствующим приказом ТОГС.
3.2.5. Контрольные мероприятия, выполняемые на региональном уровне
Контрольные мероприятия, выполняемые на региональном уровне, проводятся специалистами Росстата (с выездом в ТОГС) в период проведения опросов или в период приемки-сдачи результатов работ, выполняемых на полевом уровне.
В ходе проведения контрольных мероприятий производится проверка фактических сроков выполнения работ в соответствии с утвержденным Организационным планом-графиком, выборочная проверка полноты и правильности заполнения Вопросников и Дневников, проверка графика проведения контрольных проверок интервьюеров и полноты их выполнения, анализ причин возникновения и принятых мер по устранению недостатков, выявленных в ходе контрольных проверок интервьюеров.
IV. Обеспечение конфиденциальности данных, полученных в ходе наблюдения
Гарантии защиты содержащихся в вопросниках Выборочного наблюдения использования суточного фонда времени населением сведений о населении определены в статье 9 "Гарантии защиты первичных статистических данных, содержащихся в формах федерального статистического наблюдения" Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
Первичные статистические данные, содержащиеся в Вопросниках и Дневниках Выборочного наблюдения использования суточного фонда времени населением, признаются конфиденциальными, не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях формирования официальной статистической информации, содержащей сводные данные о структуре затрат времени населением на различные виды деятельности и результаты опросов населения по программе наблюдения.
Обязанность не разглашать конфиденциальные сведения, полученные в ходе проведения Выборочного наблюдения использования суточного фонда времени населением, предусматривается договорами, заключаемыми с лицами, осуществляющими сбор и обработку первичных данных, а в отношении должностных лиц - нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных осуществляется для статистических целей при условии их обязательного обезличивания в целях формирования официальной статистической информации.
При автоматизированной обработке материалов наблюдения все технические и программно-технологические средства используются с соблюдением мер по защите информации от несанкционированного доступа.
Раздел V изменен с 12 марта 2014 г. - Приказ Росстата от 12 марта 2014 г. N 173
V. Автоматизированная обработка итогов наблюдения
Для автоматизации обработки материалов Выборочного наблюдения использования суточного фонда времени населением Росстатом создается программный комплекс ПК СДП-2014 на базе новейших технологических решений, применяемых в системе Росстата.
Функции автоматизации Выборочного наблюдения использования суточного фонда времени населением осуществляются в 3 этапа и распределены на региональном и федеральном уровнях:
1 этап. На региональном уровне осуществляется ввод на сервер ЦОДФУ первичных данных с бумажных носителей, формальный и логический контроль первичных данных с использованием предоставленного Росстатом программного обеспечения.
Работы по обработке данных на региональном уровне выполняются временными работниками, в соответствии с функциями, выполняемыми временными работниками, привлекаемыми к подготовке и проведению Выборочного наблюдения использования суточного фонда времени населением", изложенными в приложении N 2 к Основным методологическим и организационным положениям Выборочного наблюдения использования суточного фонда времени населением, нанимаемыми на условиях:
срочного трудового договора - инструкторами;
гражданско-правового договора - операторами ввода.
2 этап. На федеральном уровне производится:
а) проведение повторного формального и логического контроля первичных данных;
б) формирование первичного информационного фонда данных наблюдения;
в) ведение нормативно-справочной информации;
г) редактирование и импутация данных наблюдения;
д) расчет обобщающих показателей и формирование обобщенного информационного фонда, дополнительный контроль полученной информации;
е) расчет коэффициентов взвешивания данных, ошибок выборки;
ж) формирование итоговых (регламентных) и публикационных таблиц;
З) мониторинг хода автоматизированной обработки.
3 этап. На федеральном уровне осуществляется:
а) подготовка базы данных наблюдения для публикации микроданных на Интернет-сайте Росстата в системе открытого доступа (с соответствующим описанием метаданных в формате DDI (Data Documentation Initiative));
б) распространение данных (статистические таблицы, в т.ч. интерактивные с применением OLAP-технологий, база микроданных, метаданные, статистический сборник).
Автоматизированная обработка материалов производится в соответствии с экономическим описанием и эксплуатационной документацией, разработанной и утвержденной в рамках разработки программного обеспечения на выполнение работ по автоматизированной обработке данных наблюдения.
Срок хранения заполненных Дневников и Вопросников на бумажных носителях - 1 год. Место хранения Дневников и Вопросников до их уничтожения определяется руководством ТОГС с учетом требований сохранения конфиденциальных данных. Уничтожение Дневников и Вопросников производиться в установленном порядке.
VI. Материально-техническое и финансовое обеспечение наблюдения
Материально-техническое обеспечение Выборочного наблюдения использования суточного фонда времени населением осуществляется в период его подготовки и проведения на основе нормативов для обеспечения работы всех лиц, привлекаемых к подготовке и проведению наблюдения, обработке его итогов, утверждаемых соответствующими приказами Росстата.
Финансирование Выборочного наблюдения использования суточного фонда времени населением осуществляется в рамках лимитов бюджетных обязательств, выделенных на эти работы. Территориальным органам государственной статистики, принимающим участие в наблюдении, лимиты бюджетных обязательств доводятся в установленном порядке.
______________________________
*(1) В 2014 году - по Российской Федерации. Представительность итогов наблюдения на уровне субъектов Российской Федерации обеспечивается начиная с 2019 года
*(2) За исключением коллективных домашних хозяйств (лиц, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах и других институциональных заведениях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях)
*(3) Понятие "домохозяйство" определено для целей проведения выборочных наблюдений по социально-демографическим проблемам.
*(4) В том числе лица, чей фактический (или предполагаемый) период пребывания в домашнем хозяйстве длится более одного года
*(5) Лицо считается "постоянно (обычно) проживающим" в домашнем хозяйстве, если оно проводит ежесуточно в этом домашнем хозяйстве большую часть своего ежедневного ночного отдыха.
*(6) Фактическое (или предполагаемое) отсутствие длится более одного года или не более одного года соответственно.
*(7) В 2014 году - по Российской Федерации.
*(8) В качестве основы для отбора населенных пунктов и административных районов используются списки административно-территориальных единиц (городов, поселков городского типа, административных районов) с указанием численности постоянного населения на начало календарного года проведения наблюдения.
*(9) С учетом обеспечения 5-ти процентного резерва, исходя из фактического числа респондентов и возможного его увеличения при наличии финансовых средств.
*(10) В 2014 году предусмотрен только наем операторов ввода.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.