Положение о Департаменте спасательных формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
(приложение к приказу МЧС России от 1 февраля 2019 г. N 50)
1. Департамент спасательных формирований (далее - Департамент) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России). Департамент подчиняется Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр) и заместителю Министра, курирующему деятельность Департамента в соответствии с утвержденным распределением обязанностей.
2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Положением о МЧС России, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, приказами и распоряжениями МЧС России, а также настоящим Положением.
3. Департамент осуществляет свою деятельность по вопросам, входящим в его компетенцию, во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, территориальными органами - органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации (далее - территориальные органы), федеральной противопожарной службой Государственной противопожарной службы (далее - ФПС ГПС), спасательными воинскими формированиями МЧС России (далее - СВФ), Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России (далее - ГИМС), аварийно-спасательными и поисково-спасательными формированиями (далее - АСФ и ПСФ), военизированными горноспасательными частями (далее - ВГСЧ), образовательными, научно-исследовательскими, медицинскими, санаторно-курортными и иными учреждениями и организациями, находящимися в ведении МЧС России (далее - система МЧС России), а также в установленном порядке с соответствующими структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
4. Департамент состоит из отделов.
5. Основными задачами Департамента являются:
обеспечение готовности подразделений ПСФ, СВФ, ВГСЧ к выполнению задач по предназначению в мирное и военное время;
организация применения СВФ, подразделений ПСФ, ВГСЧ для ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера;
организация разработки в установленном порядке проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МЧС России (далее - проекты нормативных правовых актов) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, безопасности людей на водных объектах;
участие в выработке и реализации государственной политики в области развития и применения сил и средств поиска и спасания на акваториях;
организация поиска и спасания людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации;
организация водолазного дела в системе МЧС России;
организация деятельности Межведомственной комиссии по водолазному делу при Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации (далее - МКВД);
участие в организации работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах (за исключением подводных переходов трубопроводного транспорта) (далее - ППОО) во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации;
организация подводных работ особого (специального) назначения;
участие в работе по вопросам создания системы комплексной безопасности населения и территорий Арктической зоны Российской Федерации в части компетенции Департамента;
организация разработки и текущее уточнение планов применения сил и средств МЧС России, подготовки объектов оборонной инфраструктуры МЧС России, территориальной обороны в части компетенции МЧС России;
организационно-методическое обеспечение противоаварийной готовности объектов ведения горных работ, в пределах компетенции Департамента;
обеспечение руководства деятельностью ВГСЧ;
обеспечение взаимодействия подразделений ВГСЧ, находящихся в ведении МЧС России, с территориальными органами МЧС России;
координация деятельности АСФ, общественных объединений в пределах компетенции Департамента.
6. Департамент в соответствии с возложенными на него основными задачами осуществляет следующие основные функции:
6.1. разрабатывает проекты нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность, АСФ и ПСФ, СВФ, ВГСЧ;
6.2. осуществляет руководство деятельностью СВФ, ПСФ, ВГСЧ;
6.3. осуществляет поддержание в готовности к действиям по предназначению СВФ, ПСФ, ВГСЧ;
6.4. участвует в разработке и текущем уточнении Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации и Мобилизационного плана экономики Российской Федерации;
6.5. участвует в разработке проекта положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
6.6. разрабатывает проекты положений о СВФ, ПСФ, ВГСЧ;
6.7. участвует в разработке проектов ежегодных государственных докладов о состоянии гражданской обороны в Российской Федерации и о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также проекта положения о гражданской обороне в Российской Федерации;
6.8. разрабатывает проект устава спасательных воинских формирований;
6.9. участвует в разработке проекта положения о системе и порядке осуществления мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
6.10. разрабатывает и утверждает устав внутренней службы военизированных горноспасательных частей;
6.11. участвует в организации работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера, спасению людей при этих чрезвычайных ситуациях;
6.12. организует планирование и применение совместно в Вооруженными Силами Российской Федерации СВФ для выполнения отдельных задач в целях обороны Российской Федерации;
6.13. организует разработку и текущее уточнение планов применения сил и средств МЧС России с учетом мероприятий территориальной обороны, подготовки объектов оборонной инфраструктуры МЧС России;
6.14. организует деятельность кинологической службы МЧС России;
6.15. разрабатывает проект плана взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах Российской Федерации;
6.16. организует актуализацию сведений в Центр единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане МЧС России в части сил и средств АСФ, ПСФ и информацию о ППОО;
6.17. организует проведение в установленном порядке аттестации АСС, АСФ, спасателей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также их учет;
6.18. организует взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и организациями Российской Федерации в области водолазного дела, поиска и спасания на акваториях;
6.19. организует проведение мониторинга состояния ППОО, находящихся во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации;
6.20. участвует в организации поиска и спасания людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации;
6.21. организует ведение учёта судов, подлежащих государственной регистрации в Государственном судовом реестре, средств поиска и спасания на акваториях, водолазного оборудования и техники, их технического состояния в системе МЧС России;
6.22. организует работу Центральной водолазной квалификационной и Центральной водолазной медицинской комиссий МЧС России и ежегодное проведение сборов водолазных специалистов и врачей по водолазной медицине системы МЧС России;
6.23. организует работу секретариата МКВД, подготовку и проведение заседаний МКВД;
6.24. разрабатывает и устанавливает порядок разработки и представления деклараций безопасности ППОО;
6.25. осуществляет методическое руководство медицинским обеспечением водолазных работ, оказанием специализированной медицинской помощи (лечению специфических водолазных заболеваний);
6.26. осуществляет взаимодействие с секретариатом Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации по вопросам деятельности МКВД;
6.27. осуществляет ведение в установленном порядке реестра ППОО во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации (за исключением подводных переходов трубопроводного транспорта);
6.28. осуществляет разработку документов мобилизационного планирования в части компетенции Департамента;
6.29. участвует в приемке закупаемых для нужд МЧС России судов, подлежащих государственной регистрации в Государственном судовом реестре и реестре маломерных судов;
6.30. участвует в проведении НИР и ОКР в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, безопасности людей на водных объектах, развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведения подводных работ особого (специального) назначения;
6.31. участвует в организации материально-технического обеспечения системы МЧС России;
6.32. участвует в создании и подготовке специальных формирований на военное время в целях решения задач гражданской обороны;
6.33. участвует в подготовке водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемыми в системе МЧС России;
6.34. осуществляет поддержание боевой готовности СВФ и органов управления ими;
6.35. осуществляет сбор и обработку информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, безопасности людей на водных объектах в части компетенции Департамента;
6.36. участвует в создании, реорганизации и ликвидации в установленном порядке территориальных органов, СВФ, ПСФ, ВГСЧ, а также их материального, технического, финансового и других видов обеспечения;
6.37. участвует в разработке предложений в разделы государственной программы вооружения и предложений по формированию государственного оборонного заказа по закрепленной за МЧС России номенклатуре вооружения и военной техники общего применения;
6.38. участвует в осуществлении функций государственного заказчика государственного оборонного заказа по закупке товаров, работ, услуг по закрепленной за МЧС России номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств;
6.39. участвует в закупке товаров, работ, услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6.40. осуществляет определение потребности и учет аттестованных АСС, АСФ, а также общественных объединений, имеющих уставные задачи по проведению аварийно-спасательных работ, а также спасателей международного класса;
6.41. осуществляет полномочия по выработке и контролю за реализацией федеральных целевых программ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, безопасности людей на водных объектах;
6.42. участвует в реализации в установленном порядке государственных программ по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, безопасности людей на водных объектах;
6.43. участвует в установленном порядке в международном сотрудничестве в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, безопасности людей на водных объектах, проведении подводных работ особого (специального) назначения, гуманитарного реагирования, в международных гуманитарных проектах, программах и операциях;
6.44. участвует в редакционно-издательской деятельности по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;
6.45. участвует в мероприятиях по оказанию в установленном порядке помощи иностранным государствам в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
6.46. организует проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, а также участие в гуманитарном разминировании;
6.47. организует работу по созданию и развитию Арктических комплексных аварийно-спасательных центров МЧС России;
6.48. осуществляет ведение мониторинга правоприменения нормативных правовых актов, разработчиком которых является Департамент или разработка которых проводится в интересах Департамента;
6.49. осуществляет обеспечение проведения мероприятий по защите государственной тайны и служебной информации в пределах компетенции Департамента;
6.50. осуществляет проведение проверок в СВФ, ПСФ, ВГСЧ, АСФ, участвует в проведении проверок территориальных органов МЧС России по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
6.51. организует подготовку личного состава СВФ, АСФ, ПСФ, ВГСЧ;
6.52. разрабатывает порядок создания вспомогательных горноспасательных команд (далее - ВГК);
6.53. организует работу комиссии МЧС России по аттестации АСФ и спасателей независимо от ведомственной принадлежности на право ведения горноспасательных работ;
6.54. организует работу по аттестации АСФ, ПСФ, СВФ, ВГСЧ и спасателей в системе МЧС России, а также регистрацию аттестованных АСС, АСФ;
6.55. разрабатывает предложения о привлечении в установленном порядке к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
6.56. организует координацию деятельности по оказанию помощи, поиску и спасению людей, а также ликвидации последствий аварий на объектах ведения горных работ;
6.57. организует проведение мероприятий по формированию и совершенствованию нормативной правовой базы, способов и методов ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ведения горных работ;
6.58. организует проведение работ по исследованию и анализу крупномасштабных и сложных аварий на объектах ведения горных работ с групповой гибелью людей, проведения аварийно-спасательных работ по их ликвидации, разработке мер, направленных на создание условий для успешной ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах ведения горных работ;
6.59. организует методическое руководство в области обучения персонала организаций по вопросам противоаварийной готовности объектов ведения горных работ;
6.60. организует физическую подготовку и спорт в СВФ, ПСФ, ВГСЧ;
6.61. организует деятельность Межведомственной комиссии по аттестации АСС, АСФ, спасателей;
6.62. организует взаимодействие с общественными объединениями спасательного профиля в части их подготовки и аттестации;
6.63. осуществляет методическое руководство и контроль за проведением аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
6.64. осуществляет ведение в установленном в порядке деловой переписки с организациями МЧС России, федеральными органами исполнительной власти по вопросам, находящимся в компетенции Департамента;
6.65. осуществляет ведение в установленном порядке делопроизводства, в том числе, архивного и иного хранения документов, относящихся к деятельности Департамента;
6.66. осуществляет прием граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок в пределах компетенции Департамента;
6.67. осуществляет формирование и участвует в утверждении программы деятельности находящихся в ведении МЧС России федеральных государственных унитарных предприятий, осуществляющих деятельность по горноспасательному обслуживанию объектов ведения горных работ;
6.68. разрабатывает проект положения о деятельности ВГСЧ, направленный на профилактику возникновения аварий на опасных производственных объектах;
6.69. осуществляет подготовку предложений по созданию, реорганизации и ликвидации в установленном порядке ВГСЧ;
6.70. участвует в разработке табеля оснащенности для норм обеспечения АСФ, ПСФ, ВГСЧ, табеля к штату СВФ аварийно-спасательным и пожарно-спасательным оборудованием и снаряжением;
6.71. участвует в соответствии с установленной компетенцией, в защите интересов МЧС России в судах Российской Федерации по вопросам, связанным с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а также в антимонопольных, правоохранительных и иных органах;
6.72. участвует в организации и проведении семинаров, конференций, "круглых столов", выставок и показов спасательной техники в целях совершенствования деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
6.73. участвует в разработке и выполнении мероприятий по предотвращению коррупционных проявлений в системе МЧС России;
6.74. участвует в подборе и расстановке кадров на должности специалистов в подразделениях, которые курирует Департамент;
6.75. участвует в выполнении задач, предусмотренных специально разработанными сигналами и паролями на особый период;
6.76. участвует в планировании и организации выполнения мероприятий по созданию группировки сил и средств МЧС России для выполнения задач в мирное время;
6.77. осуществляет взаимодействие с Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации в рамках реализации требований руководящих документов;
6.78. осуществляет рассмотрение и согласование в установленном порядке решений о списании материально-технических средств, закупленных за счет средств федерального бюджета, по видам обеспечения и номенклатуре, закрепленной за Департаментом.
7. Департаменту предоставлено право:
7.1. вносить в установленном порядке предложения по использованию группировки спасательных сил в Арктической зоне Российской Федерации, социально-экономическому развитию и обеспечению национальной безопасности Арктической зоны Российской Федерации;
7.2. запрашивать в установленном порядке и получать от структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов, организаций МЧС России, соответствующих подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовой формы, информацию о разработке, координации, реализации, финансировании и материально-техническом обеспечении целевых программ, а также материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию Департамента;
7.3. вести переписку от имени Департамента по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
7.4. давать поручения начальникам (руководителям) СВФ, ПСФ, ВГСЧ по вопросам, входящих в компетенцию Департамента;
7.5. обслуживаться в установленном порядке органами фельдъегерской службы и специальной связи МЧС России.
8. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от занимаемой должности в установленном порядке.
Директор Департамента подчиняется Министру, первому заместителю Министра и заместителю Министра, курирующему деятельность Департамента.
Директор Департамента имеет заместителей.
Заместители директора Департамента назначаются и освобождаются от занимаемой должности в установленном порядке.
9. Директор Департамента осуществляет руководство Департаментом на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач.
10. Директор Департамента:
10.1. распределяет обязанности между своими заместителями;
10.2. готовит проекты приказов и распоряжений по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, в установленном порядке осуществляет их согласование и организует контроль за их исполнением;
10.3. вносит в установленном порядке предложения о назначении на должности, перемещении и освобождении от должностей сотрудников Департамента;
10.4. представляет в установленном порядке материалы на военнослужащих (сотрудников) Департамента к присвоению Министром соответствующих воинских (специальных) званий и увольнению со службы;
10.5. вносит в установленном порядке предложения о награждении и поощрении личного состава Департамента, подразделений ПСФ, АСФ, ВГСЧ, СВФ, а также налагает (снимает) дисциплинарные взыскания в пределах своей компетенции;
10.6. заслушивает отчеты руководителей подчиненных подразделений ПСФ, СВФ, ВГСЧ о состоянии служебной деятельности;
10.7. дает поручения руководителям территориальных органов и организаций МЧС России в рамках выполнения соответствующих поручений руководства МЧС России, приказов и распоряжений МЧС России и компетенции Департамента;
10.8. осуществляет переписку с руководителями структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, организациями Российской Федерации и гражданами по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
10.9. организует в установленном порядке проверки готовности подразделений АСФ, ПСФ, СВФ и ВГСЧ к действиям по предназначению;
10.10. организует и координирует деятельность своих заместителей, начальников отделов Департамента, определяет и уточняет задачи отделов;
10.11. осуществляет совместно с Департаментом кадровой политики подбор и расстановку кадров в Департаменте;
10.12. организует мероприятия по повышению квалификации и профессиональной переподготовке сотрудников Департамента;
10.13. организует выполнение мероприятий по технической защите служебной информации при проведении совещаний с участием руководства МЧС России;
10.14. вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию структуры Департамента;
10.15. по поручению руководства МЧС России представляет в установленном порядке интересы МЧС России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
10.16. обеспечивает рассмотрение и подписывает ответы на индивидуальные и коллективные обращения граждан.
11. Департамент осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью СВФ, Государственного центрального аэромобильного спасательного отряда, Южного конно-кинологического спасательного центра МЧС России, Южного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России, Федерального государственного унитарного предприятия "Военизированная горноспасательная часть", Федерального государственного казенного учреждения "Управление военизированных горноспасательных частей в строительстве", Федерального государственного казенного учреждения дополнительного профессионального образования "Национальный аэромобильный спасательный учебно-тренировочный центр подготовки горноспасателей и шахтеров".
12. Департамент имеет печать со своим наименованием и другие необходимые для своей деятельности печати, штампы, бланки и символику установленного образца.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о Департаменте спасательных формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (приложение к приказу МЧС России от 1 февраля 2019 г. N 50)
Текст положения опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ МЧС России от 15 января 2020 г. N 23
Изменения вступают в силу с 15 января 2020 г.
Изменения, утвержденные приказом МЧС России от 5 июля 2019 г. N 347
Изменения вступают в силу с 5 июля 2019 г.