Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 июня 2019 г. N 03-12-11/1/40113
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 27.03.2019 по вопросу применения отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.
В соответствии с положениями статей 105.15 и 105.16 Кодекса налогоплательщики обязаны осуществлять подготовку и представление документации в целях налогового контроля, а также уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках.
В целях Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами с учетом особенностей, предусмотренных статьей 105.14 Кодекса.
При этом необходимо отметить, что пунктом 11 статьи 1 и пунктами 2 и 6 статьи 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 302-ФЗ) в статью 105.14 Кодекса внесены изменения, уточняющие условия признания сделок между взаимозависимыми лицами контролируемыми в целях Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 105.14 Кодекса (в редакции Федерального закона N 302-ФЗ) сделки, предусмотренные пунктом 1 указанной статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.
Также отмечаем, что положения статьи 105.14 Кодекса (в редакции Федерального закона N 302-ФЗ) применяются в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса с 1 января 2019 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.
В соответствии с пунктом 9 статьи 105.14 Кодекса для целей указанной статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 Кодекса.
При определении суммы доходов по сделкам федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, для целей статьи 105.14 Кодекса вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню с учетом положений главы 14.2 и главы 14.3 Кодекса.
Позиция Минфина России по вопросу налогообложения в случае предоставления (получения) беспроцентного займа изложена в письме Минфина России от 23.03.2017 N 03-03-РЗ/16846, размещенном на официальном сайте Министерства в сети Интернет (https:// www.minfin.ru/ru/document/).
Дополнительно сообщается, что в соответствии с пунктом 1 статьи 269 Кодекса по долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки, если иное не установлено данной статьей.
По долговым обязательствам любого вида, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с Кодексом контролируемыми сделками, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V. 1 Кодексом, если иное не установлено статьей 269 Кодекса.
В пункте 1.1 статьи 269 Кодекса речь идет о признании доходов (расходов) по долговому обязательству, возникшему в результате сделки, признаваемой в соответствии с Кодексом контролируемой сделкой.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 Кодекса контролируемой задолженностью признается непогашенная задолженность налогоплательщика - российской организации по долговым обязательствам этого налогоплательщика, указанным в пункте 2 статьи 269 Кодекса (если иное не предусмотрено данной статьей).
Таким образом, контролируемая задолженность может возникать по долговым обязательствам любого вида при их соответствии условиям, указанным в пункте 2 статьи 269 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин рассмотрел вопрос о признании контролируемой сделки, по которой возникли долговые обязательства, и указал:
- сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по ним за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб.;
- по долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки;
- контролируемой задолженностью признается непогашенная задолженность налогоплательщика - российской организации по долговым обязательствам этого налогоплательщика, указанным в НК РФ.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 июня 2019 г. N 03-12-11/1/40113
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 21 июня 2019 г. N 24, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 16 июля 2019 г. N 14