Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 мая 2019 г. N 03-15-05/36944
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование индивидуальными предпринимателями, являющимися одновременно наемными работниками, и сообщает следующее.
На основании пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) плательщиками страховых взносов признаются:
- лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели (работодатели);
- индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (не работодатели).
Вместе с тем в случае если физическое лицо, являясь индивидуальным предпринимателем, состоит в качестве работника в трудовых отношениях с организацией, то в этом случае возникают два разных плательщика страховых взносов: организация, которая уплачивает страховые взносы с сумм выплат и иных вознаграждений, начисляемых ею в пользу работника в рамках трудовых отношений (пункт 1 статьи 420 Налогового кодекса), и индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность, который обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование (пункт 3 статьи 420 Налогового кодекса).
При этом организация уплачивает страховые взносы с выплат в рамках трудовых отношений в пользу своих работников - застрахованных лиц независимо от того, являются они индивидуальными предпринимателями или нет, с применением тарифов страховых взносов к их заработной плате, установленных статьей 425 Налогового кодекса (исключение составляют только вознаграждения, произведенные индивидуальным предпринимателям по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг в рамках их предпринимательской деятельности).
Для индивидуальных предпринимателей как самостоятельных плательщиков страховых взносов установлен положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование исходя из их дохода.
Так, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рубля за расчетный период 2019 года) плюс 1% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса страховые взносы на обязательное медицинское страхование уплачиваются индивидуальными предпринимателями в установленном на соответствующий год фиксированном размере (5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рубля - за 2019 год).
Таким образом, поскольку плательщики страховых взносов - работодатели уплачивают страховые взносы с выплат в пользу своих работников, а индивидуальные предприниматели за себя исходя из своих доходов от предпринимательской деятельности, двойного обложения страховыми взносами не происходит, так как в данной ситуации возникают разные категории плательщиков страховых взносов с разными объектами обложения страховыми взносами.
При этом обращаем внимание, что согласно пункту 3 статьи 8 Налогового кодекса под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Такой подход основан на страховых принципах, присущих системе обязательного социального страхования, и обеспечивает эквивалентность доходов и расходов этой системы.
Исходя из положений Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование распределяется на индивидуальную часть тарифа страховых взносов и на солидарную часть тарифа страховых взносов. Индивидуальная часть тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - это часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитываемая на его индивидуальном лицевом счете. Солидарная часть тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - это часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплаты социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и в иных целях, не связанных с пенсионными накоплениями.
При этом солидарный принцип позволяет аккумулировать и распределить поступившие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в пользу граждан, потерявших кормильца или трудоспособность по причине возраста или инвалидности.
Кроме того, уплачиваемые работодателями с выплат работникам страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по солидарному принципу являются основным источником финансирования выплат страховых пенсий и фиксированных выплат к ним нынешним пенсионерам.
Что касается обязательного медицинского страхования, то исходя из положений Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" страховые взносы на обязательное медицинское страхование, уплачиваемые страхователями, обладают обезличенным характером и целевым назначением их является обеспечение прав застрахованных лиц (как работающих, так и неработающих (детей, неработающих пенсионеров, учащихся, безработных и т.д.)) на получение страхового обеспечения (медицинской помощи).
Таким образом, требование своевременной и полной уплаты страховых взносов отражает не только частные, но и определенные принципом солидарности публичные интересы.
Заместитель |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин рассмотрел вопрос об уплате страховых взносов ИП, который одновременно является наемным работником. В таком случае возникают два разных плательщика. Первый - организация, которая уплачивает взносы с выплат и вознаграждений работнику. Второй - ИП, который уплачивает взносы на ОПС и ОМС.
Ведомство разъяснило порядок исчисления взносов в каждом случае и отметило, что двойного обложения не возникает.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 мая 2019 г. N 03-15-05/36944
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 21 июня 2019 г. N 24