Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
по проекту федерального закона N 647045-7 "О внесении изменения в статью 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части отмены предельного размера арендной платы за земельные участки, предоставленные для недропользования)",
внесённому Законодательным Собранием Красноярского края
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 647045-7 "О внесении изменения в статью 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части отмены предельного размера арендной платы за земельные участки, предоставленные для недропользования), внесённый Законодательным Собранием Красноярского края (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Проектом закона предлагается исключить из пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации норму, устанавливающую предельный размер арендной платы (не более 2 процентов от кадастровой стоимости) за пользование земельными участками, предоставленными для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Согласно пояснительной записке данное изменение требуется в связи с тем, что до внесения изменений в Земельный кодекс Российской Федерации в муниципальных районах Красноярского края, на территориях которых имеются земельные участки, предоставляемые для разработки полезных ископаемых, размер арендной платы за такие земельные участки составлял от 2 до 53 процентов от кадастровой стоимости в год. Таким образом, муниципальные районы в связи с изменением законодательства потеряли значительную часть доходов бюджета.
По мнению Комитета, инициатива не может быть поддержана с учётом следующего.
Пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Такой расчёт осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". Таким образом, уточнение предельного размера арендной платы за соответствующие земельные участки возможно осуществить без внесения изменений в Земельный кодекс Российской Федерации.
Помимо этого, в пояснительной записке и материалах к законопроекту не представлено обоснование введения предлагаемых изменений для применения на территории всей страны. Также отсутствуют расчёты последствий реализации корректировки порядка определения размера арендной платы за пользование земельными участками как для бюджетов соответствующих уровней, так и для недропользователей, нагрузка на которых существенно возрастёт в случае принятия законопроекта. При этом достижение изложенных в пояснительной записке целей, а именно - повышение доходов бюджетов соответствующего уровня, исключительно за счёт повышения нагрузки на недропользователей представляется необоснованным.
Кроме того, установление арендной платы в размере, который позволяет, например, за несколько лет предоставления земельного участка в аренду получить полную выкупную стоимость такого участка, противоречит идее предоставления вещей в аренду. Арендная плата должна соответствовать характеру и объёму прав, предоставляемых арендатору.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 647045-7 "О внесении изменения в статью 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации", внесённый Законодательным Собранием Красноярского края при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.