Дата введения - 18 ноября 2019 г.
Настоящее Изменение вводится в действие через 6 месяцев со дня издания приказа Минстроя России от 17 мая 2019 г. N 285/пр
Дополнить абзацем в следующей редакции:
"Авторы разработки изменения N 1 - ООО "СанТехПроект" (канд. техн. наук А.Я. Шарипов), АС "СЗ центр АВОК" (д-р техн. наук A.M. Гримитлин), Санкт-Петербургский горный университет (д-р техн. наук С.Г. Гендлер), ОАО НИПИИ "Ленметрогипротранс" (В.А. Соколов).".
2 Нормативные ссылки
Дополнить нормативными ссылками в следующей редакции:
"СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности";
"СП 60.13330.2016 СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха";
"ГН 2.2.5.3532-18 Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны".
Нормативную ссылку СП 51.13330.2011 изложить в новой редакции:
"СП 51.13330.2011 "СНиП 23-03-2003 Защита от шума" (с изменением N 1)".
3 Термины и определения
Пункт 3.3. Заменить слово: "дымоудаления" на слова: "вытяжной системы противодымной вентиляции".
Пункт 3.31. Дополнить пунктом 3.31а в следующей редакции:
"3.31а система противодымной вентиляции тоннеля (аварийная вентиляция): Комплекс устройств, обеспечивающий при возникновении пожара удаление продуктов горения из его очага и прилегающих к нему участков тоннеля, который может включать вентиляционное оборудование, используемое для общеобменной вентиляции и функционирующее в специальных режимах, которое, в случае необходимости, дополняется каналами и вентиляторами вытяжной системы противодымной вентиляции, или содержать самостоятельную систему каналов и вентиляторов вытяжной системы противодымной вентиляции.".
Пункт 3.34. Изложить в новой редакции:
"3.34 схема вентиляции тоннеля: Схема движения по тоннельным выработкам (транспортным и сервисным) и расположенным в них вентиляционным каналам поступающих (свежих) и исходящих (загрязненных) воздушных потоков с указанием направлений их перемещения и расходов воздуха. Схемы вентиляции тоннелей подразделяют на продольную, поперечную и продольно-поперечную.".
Пункт 3.34.1. Изложить в новой редакции:
"3.34.1 продольная схема вентиляции: Схема проветривания тоннелей, предполагающая использование в качестве вентиляционного канала для движения поступающих и исходящих воздушных струй собственно транспортную выработку при условии, что направления их перемещения по всей длине этой выработки параллельны ее продольной оси.".
Пункт 3.34.3. Изложить в новой редакции:
"3.34.3 продольно-поперечная схема вентиляции: Схема проветривания тоннелей, предполагающая поступление свежего воздуха в транспортную выработку по одним вентиляционным каналам или выработкам и удаление из нее исходящей воздушной струи по другим вентиляционным каналам или выработкам, причем направления движения поступающей и исходящей струй по длине транспортной выработки могут быть как параллельны, так и перпендикулярны ее продольной оси.
Примечание - Разновидностями продольно-поперечной схемы вентиляции автодорожных тоннелей являются:
- схема вентиляции с полной или частичной заменой воздуха через выработки, пройденные перпендикулярно оси транспортной выработки;
- схема вентиляции, основанная на подаче свежего воздуха или в вентиляционные каналы, расположенные по длине транспортной выработки, или в сервисную выработку, пройденную параллельно ей, поступлении воздуха в транспортную выработку через клапаны в вентиляционных каналах или сбойки между сервисной и транспортной выработками, удалении исходящей воздушной струи из транспортной выработки через порталы тоннеля;
- блоковая схема вентиляции, предполагающая разделение тоннеля на обособленные участки, на каждом из которых воздух подается через порталы (стволы, штольни) или в вентиляционные каналы, расположенные по длине участка транспортной выработки, или в сервисную выработку, пройденную параллельно ей, поступление воздуха в транспортную выработку через клапаны в вентиляционных каналах или сбойки между сервисной и транспортной выработками и его удаление из транспортной выработки через вентиляционные стволы, штольни или порталы.".
4 Обозначения
Пункт 4.2. Дополнить после обозначения и определения индекса "л.гр.Д" следующими индексами с соответствующими определениями:
"л.эл - легковые и легкие грузовые автомобили с электрическим двигателем;
л.гр.эл - легкие грузовые автомобили с электрическим двигателем;
авт.эл - автобусы с электрическим двигателем;".
5 Общие положения
Пункт 5.5. Заменить слово: "комбинированной" на "продольно-поперечной".
Пункт 5.7. Заменить слово: "комбинированная" на "продольно-поперечная".
Пункт 5.11. Второй абзац. Изложить в новой редакции:
"Среднее значение ПДК азота оксидов (в пересчете на азота окислы) для всех транспортных ситуаций не должно превышать 5 в соответствии с ГН 2.2.5.3532.".
Пункт 5.13 Изложить в новой редакции:
"5.13 Производительность вентиляторов вытяжной системы противодымной вентиляции следует определять с учетом нормативного времени эвакуации людей и стратиграфии воздушного потока на путях эвакуации, гарантирующей высоту незадымленного пространства тоннеля не менее 2,5 м и зависящую от конвективной мощности пожара (см. таблицу 5.2).
Двигатели вентиляторов вытяжной системы противодымной вентиляции для удаления газовоздушной смеси с температурой 400°С - 600°С должны быть рассчитаны на безаварийную и эффективную работу в течение 2 ч в соответствии с ГОСТ ISO 5802.".
Пункт 5.13. Таблица 5.2. Изложить в новой редакции:
"Таблица 5.2 - Данные, характеризующие мощность пожара в тоннеле при возгорании транспортных средств различного типа
".
Пункт 5.19. Заменить слово: "комбинированной" на "продольно-поперечной".
Дополнить раздел подразделом 5.34 и пунктом 5.35 в следующей редакции:
"5.34 Тип системы противодымной вентиляции следует выбирать в зависимости от схемы проветривания автодорожного тоннеля.
5.34.1 Противодымная вентиляция при продольной схеме проветривания осуществляется за счет подачи воздуха в один портал тоннеля и вытеснении продуктов горения через другой портал.
5.34.2 Противодымная вентиляция при поперечной схеме проветривания реализуется с помощью приточно-вытяжной схемы путем подачи воздуха к очагу пожара в транспортном отсеке через клапаны или сбойки по одним выработкам (каналам) и удалении (вытяжки) продуктов горения через огнезащитные клапаны (сбойки), соединяющие транспортный отсек с параллельными выработками (каналами).
5.34.3 Противодымная вентиляция при продольно-поперечной схеме проветривания основана на использовании приточно-вытяжной системы, предполагающей подачу воздуха к очагу пожара в транспортном отсеке по одним выработкам и удалении продуктов горения по другим выработкам, которые могут быть как параллельны, так и перпендикулярны выработкам с поступающей вентиляционной струей.
5.35 Определение параметров противодымной вентиляции или совмещенных с ними систем общеобменной вентиляции автодорожного тоннеля должно выполняться с учетом требований СП 7.13130.".
Раздел 6. Наименование. Изложить в новой редакции:
"6 Правила проектирования и методика расчета продольной схемы вентиляции"
Дополнить раздел пунктом 6.13 в следующей редакции:
"6.13 Использование продольной схемы для противодымной вентиляции ограничено длиной тоннеля 300 м. При расчетном обосновании допускается применение продольной схемы проветривания для противодымной вентиляции в случае однонаправленного движения транспортных средств при длине тоннелей, достигающей 1000 м.
Вытеснение продуктов горения из транспортного отсека осуществляется с помощью вентиляционного оборудования, расположенного в тоннеле за пределами зоны влияния очага пожара.
Следует предусмотреть резервирование вентиляторов в случае попадания части из них в очаг пожара.".
Раздел 7. Наименование. Изложить в новой редакции:
"7 Правила проектирования и методика расчета поперечной схемы вентиляции"
Пункт 7.4. Изложить в новой редакции:
"7.4 В вентиляционных каналах по длине тоннелей должны быть выполнены проемы для установки двух типов клапанов. Через первые осуществляется подача свежего воздуха и отбор загрязненного воздуха в эксплуатационных режимах, через вторые - удаление продуктов горения. Клапаны, используемые в эксплуатационных режимах вентиляции, должны иметь площадь сечения не более 1,5-2,5 и устанавливаться на расстояниях 10-40 м друг от друга.
Площадь сечения клапанов для удаления продуктов горения может достигать 10-15 с увеличением расстояния между ними до 100 м. Уточненный выбор размеров клапанов для удаления продуктов горения и расстояния между ними следует осуществлять на основании математического моделирования процесса распространения продуктов горения, зависящего от расчетной мощности пожара, температуры окружающей среды и горнотехнических параметров тоннеля. Все клапаны должны быть снабжены механизмами для их автоматического закрытия (открытия) и иметь пределы огнестойкости, соответствующие EI 120 (вытяжная противодымная вентиляция) и EI 90 (приточная противодымная вентиляция).
Внешний вид типового клапана показан на рисунке 7.3а.
".
Пункт 7.6. Рисунок 7.5. Подрисуночная надпись. Заменить слово: "дымоудаления" на слова: "удаление газовоздушной смеси".
Пункт 7.7. Изложить в новой редакции:
"7.7 При удалении дыма с помощью вентиляторов, используемых в эксплуатационных режимах для общеобменной вентиляции, необходимо осуществлять оценку их работоспособности при изменении температуры газовоздушной среды в течение всего периода эвакуации людей и тушения пожара. При этом аэродинамические характеристики вентиляторов должны быть скорректированы с учетом температуры воздушной среды.".
Дополнить пунктом 7.7а в следующей редакции:
"7.7а Тоннели между собой и от эвакуационной штольни следует отделять противопожарной преградой, выполненной в сбойках в виде тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре.".
Раздел 8. Наименование изложить в новой редакции:
"8 Правила проектирования и методика расчета продольно-поперечных схем вентиляции автодорожных тоннелей"
Пункты 8.1-8.7. Изложить в новой редакции:
"8.1 Продольно-поперечные схемы вентиляции сочетают в себе элементы продольной и поперечной схем вентиляции, использование которых возможно как в различные периоды времени, так и одновременно.
8.2 В период эксплуатации при длине автодорожных тоннелей 1000-2000 м, а в случае движения транспорта в противоположных направлениях при длине 600-1000 м, а также при возникновении пожара может быть использована приточно-вытяжная система (противодымная вентиляция) с массовой вытяжкой загрязненного воздуха или продуктов горения (рисунок 8.1).
8.3 В тоннелях длиной, превышающей 1000-2000 м, и при однонаправленном движении транспорта при наличии выработок, связывающих центральную часть тоннеля с поверхностью, и возможности размещения в этих выработках нагнетательных и всасывающих вентиляторов допускается применять схему вентиляции, основанную на полной или частичной замене воздуха по длине тоннеля (рисунок 8.2). Для предотвращения циркуляции воздуха расстояние между местом сопряжения с тоннелем выработки, по которой свежий воздух нагнетается в тоннель, и местом сопряжения с тоннелем выработки, по которым загрязненный воздух удаляется в атмосферу, должно превышать 30-50 м.
8.4 Противодымная вентиляция в случае возникновения пожара в тоннеле для схемы, представленной на рисунке 8.2, осуществляется по одной из выработок, связывающей тоннель с атмосферой. Для этого используется приточно-вытяжная система с массовой вытяжкой продуктов горения. Струйные вентиляторы, расположенные справа и слева от ствола, выполняют вспомогательные функции, блокируя распространение дыма к порталам тоннеля (рисунок 8.3).
8.5 Для удаления продуктов горения из транспортного отсека при наличии сервисного тоннеля, проходящего параллельно основному тоннелю и соединенного с ним сбойками, следует использовать вентиляторы, расположенные на порталах сервисного тоннеля (рисунок 8.4). Струйные вентиляторы, как и для схемы, приведенной на рисунке 8.3, выполняют вспомогательные функции.
При эксплуатационных режимах вентиляции в случае невысоких значений интенсивности движения транспортных средств вентиляцию тоннеля следует осуществлять по продольной схеме. При высокой интенсивности движения транспорта схема вентиляции, изображенная на рисунке 8.4, легко перестраивается в продольно-поперечную схему, приведенную на рисунке 8.5, при которой свежий воздух подается вентиляторами, расположенными на портале в сервисный тоннель, а из него через сбойки поступает в тоннель с возможностью движения по нему в противоположных направлениях.
8.6 Максимальная протяженность тоннеля, при которой целесообразно применение продольно-поперечной схемы вентиляции, использующей выполненный в пределах сечения тоннеля вентиляционный канал, устанавливается аналогично поперечной схеме (см. 7.8) и, как правило, не превышает 5 км. Область применения продольно-поперечной схемы вентиляции (максимальная протяженность тоннеля) может быть расширена за счет использования струйных вентиляторов, способствующих обеспечению необходимого распределения воздушных потоков по крыльям тоннеля или увеличивающих расход воздуха, поступающего в тоннель (рисунок 8.6).
8.7 Проветривание тоннелей с длиной, превышающей 5 км, рекомендуется осуществлять на основе блоковой схемы вентиляции, предполагающей разделение тоннеля на обособленные участки, на каждом из которых может использоваться один из вариантов продольно-поперечной схемы вентиляции (см. 3.34.3).
Для этого могут быть использованы выработки, имеющие аэродинамическую связь с поверхностью (стволы, штольни и т.п.), и система прилегающих к этим выработкам вентиляционных каналов (выполненных в подшивном потолке, находящихся под проезжей частью и т.п.).".
9 Правила сбора исходных данных для проектирования систем вентиляции автодорожных тоннелей
Пункт 9.4. Шестой абзац и перечисления, относящиеся к нему. Изложить в новой редакции:
"- структура транспортного потока (интенсивность движения транспортных средств различного типа):
легковой автомобиль (с бензиновыми , электрическим , дизельным двигателями);
легкий грузовой транспорт (с бензиновым , электрическим , дизельным двигателями) массой до 3,5 т;
тяжелый грузовой транспорт (с дизельным двигателем) :
- массой до 15 т - (грузовые автомобили и автобусы с электрическим двигателем );
- массой до 32 т (грузовые автомобили с прицепом и полуприцепом) - .".
11 Правила монтажа и контроль за выполнением работ по созданию систем вентиляции автодорожных тоннелей
Пункт 11.1.1. Заменить слово: "дымоудаления" на слова: "вытяжной системы противодымной вентиляции".
12 Правила и порядок проведения пусконаладочных работ
Пункт 12.7. Заменить слова: "режим дымоудаления" на "режим удаления продуктов горения".
Пункт 12.11. Заменить слово: "дымоудаления" на слова: "противодымной вентиляции".
Пункт 12.13. Изложить в новой редакции:
"12.13 Результаты работ, выполненных при испытаниях и пусконаладочных работах, следует оформлять актом приемки.".
Приложение Д Значения выбросов частиц невыхлопного происхождения диаметром 2,5 мм
Таблица Д. 1. Дополнить примечанием в следующей редакции:
"Примечание - Для автотранспорта с электрическими двигателями значения, приведенные в настоящей таблице, следует увеличить на 13,5%.".
Приложение Е Методика расчета необходимого количества воздуха
Пункт Е.1.1. Изложить в новой редакции:
"Е.1.1 При известных значениях интенсивности движения транспортных средств различного типа в час пик по всем полосам: легковые автомобили (с бензиновым , электрическим и дизельным двигателями); легкий грузовой транспорт массой до 3,5 т (с бензиновым , электрическим и дизельным двигателями); тяжелый грузовой транспорт (с дизельным и электрическим двигателями) : массой до 15 т - (грузовые автомобили и автобусы с электрическим двигателем); массой до 32 т - (грузовые автомобили с прицепом и полуприцепом) - количество автомобилей различного типа n, одновременно находящихся в тоннеле длиной , при скоростях движения легковых автомобилей , легкого грузового и тяжелого грузового автотранспорта, включая автобусы, вычисляют по формулам:
, ; (Е.1)
; (E.2)
, ; (Е.3)
; (Е.4)
, ; (Е.5)
. (Е.6)
Скорости движения транспортных средств задают только для режима движения "А". Для замедленного режима движения скорость транспортных средств принимают равной, например, 10 км/ч. Для этого значения скорости и определяют количество транспортных средств различного типа, находящихся в тоннеле.".
Пункт Е.1.2. Перечисление с). Изложить в новой редакции:
"с) интенсивность движения типов транспортных средств вычисляют по формулам:
, (Е.8)
, (Е.9)
, (Е.10)
, (Е.11)
, (Е.12)
. (Е.13)
Приложение Ж Расчет потерь давления при движении воздуха по тоннелю
Дополнить пунктом Ж.10 в следующей редакции:
"Ж.10 Потери давления при входе в вентиляционный канал через клапан вычисляют по формуле
, (Ж.14)
где - потеря давления на входе в клапан канала вытяжной системы противодымной вентиляции, Па;
- коэффициент местного сопротивления на входе в клапан канала вытяжной системы противодымной вентиляции через клапан. учитывает все местные сопротивления начального участка вентиляционного канала: сужение потока газа при входе в сеть; изменение направления потока; сужение и аэродинамика потока внутри клапана; расширение потока в воздуховоде; поворот потока на 90° при боковом входе потока. Значения коэффициентов местного сопротивления определяются по данным завода-изготовителя. Для ориентировочной оценки они могут быть приняты составляющими 1,7-2,25.
- плотность воздушного потока, поступающего в вентиляционный канал, ;
- расход воздушного потока, поступающего в вентиляционный канал, ;
- площадь сечения вентиляционного канала, .".
Ключевые слова. Изложить в новой редакции:
"Ключевые слова: транспортный поток, интенсивность движения, режимы движения, продукты сгорания, выбросы, концентрация, схема вентиляции, струйные вентиляторы, пожар, противодымная вентиляция, количество воздуха".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.