Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 4 марта 2013 г. N 618
"Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов Новосибирской области на 2013 - 2015 годы"
20 мая 2013 г.
Приказом Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 3 марта 2015 г. N 540 настоящий приказ признан утратившим силу
В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 30.01.2012 N 43-п "Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Новосибирской области", с целью прологирования сроков реализации ведомственной целевой программы "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов Новосибирской области на 2011 - 2013 годы", утвержденной приказом министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 27.06.2012 N 1424 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов Новосибирской области на 2011 - 2013 годы", приказываю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов Новосибирской области на 2013 - 2015 годы" в прилагаемой редакции.
Приказом Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 20 мая 2013 г. N 1330 пункт 2 настоящего приказа изложен в новой редакции
2. Признать утратившими силу приказы министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области:
1) от 20.10.2010 N 1779 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов Новосибирской области на 2011 - 2013 годы".";
2) от 27.06.2012 N 1424 "О внесении изменений в ведомственную целевую программу "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов Новосибирской области на 2011 - 2013 годы".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Д.А. Метелкина.
Министр |
В.А. Никонов |
Ведомственная целевая программа
"Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов Новосибирской области на 2013-2015 годы"
(утв. приказом министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 4 марта 2013 г. N 618)
1. Паспорт программы
Наименование Программы |
Ведомственная целевая программа развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов Новосибирской области на 2013-2015 годы (далее - Программа) |
Разработчик Программы |
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области |
Руководитель Программы |
Министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области |
Цель и задачи Программы |
Цель Программы: обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов Новосибирской области на доступное и качественное образование и условий для их успешной социализации Задачи Программы: 1. Обеспечение вариативных условий для качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, непосредственно по месту их проживания, с развитием моделей интегрированного, инклюзивного, дистанционного обучения. 2. Развитие системы психолого-педагогической, медико-социальной, информационной и научно-методической поддержки общеобразовательных учреждений и дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное, интегрированное, дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов. 3. Организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов. |
Исполнители основных мероприятий |
- министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области; - государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования; - государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Новосибирской области "Областной центр диагностики и консультирования" - государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области "Средняя общеобразовательная школа "Областной центр образования" |
Объемы финансирования |
Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета Новосибирской области - 124 438,2 (тыс. руб.); в том числе: 2013 год - 41 479,4 тыс. руб.; 2014 год - 41 479,4 тыс. руб.; 2015 год - 41 479,4 тыс. руб. |
Важнейшие индикаторы. Ожидаемые конечные результаты реализации программы, выраженные в соответствующих показателях, поддающихся количественной оценке |
Важнейшие индикаторы: - количество детей с ОВЗ и детей-инвалидов, охваченных инклюзивной и дистанционной формами обучения (в рамках Программы); - количество общеобразовательных учреждений, в которых созданы условия (в рамках Программы) для обучения детей с ОВЗ и детей - инвалидов; - численность детей - инвалидов, обучающихся на дому, с использованием дистанционных образовательных технологий; - охват муниципальных районов Новосибирской области деятельностью ППМС - центров; - охват муниципальных районов и городских округов Новосибирской области деятельностью ППМС-служб сопровождения образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов; - численность педагогических работников образовательных учреждений, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися и воспитанниками с ОВЗ и детьми-инвалидами, в условиях инклюзивного образования.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы, выраженные в соответствующих показателях, поддающихся количественной оценке: - увеличение количества детей с ОВЗ и детей-инвалидов, получающих образование инклюзивно в общеобразовательных учреждениях по месту жительства на 100 человек по сравнению с 2012 годом, а также увеличение числа детей с ОВЗ и детей-инвалидов, обучающихся дистанционно, на 45 человек (по сравнению с 2012 годом), - увеличение количества образовательных учреждений, в которых созданы необходимые условия для детей с ОВЗ и детей - инвалидов на 18 учреждений по сравнению с 2012 годом, - за период реализации Программы 1080 педагогических работников образовательных учреждений, пройдут специальную подготовку, в целях повышения квалификации, для организации работы с обучающимися и воспитанниками с ОВЗ и детьми-инвалидами, в условиях инклюзивного образования. |
Электронный адрес размещения Программы в сети Интернет |
www.minobr.nso.ru |
1. Общие положения
1.1. Описание объекта и сферы деятельности Программы
Объектом программы является система образования Новосибирской области, перед которой стоит ряд задач по развитию сети образовательных учреждений в целях обеспечения прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Новосибирской области на доступное и качественное образование, созданию условий для их успешной социализации, что предполагает повышение качества специального образования, создание требуемой инфраструктуры; обеспечение психолого-педагогической, медико-социальной, финансово-экономической и материально-технической поддержки образовательного процесса.
Сфера действия Программы - социальная.
2.2. Понятия и термины, используемые в Программе
дети с ОВЗ - дети с ограниченными возможностями здоровья;
ОУ - общеобразовательное учреждение;
ДОУ - дошкольное образовательное учреждение;
ППМСиП - помощь - психолого-педагогическая, медико-социальная и правовая помощь;
ППМС Центр-центр# - центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи, созданный в муниципальном районе, оказывает организационную, методическую помощь участникам образовательного процесса в вопросах организации обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (детям с ОВЗ и детям - инвалидам, их родителям (законным представителям), педагогам образовательных учреждений). Специалисты ПППМС - центров оказывают помощь по указанным вопросам не только участникам образовательного процесса того муниципального района, на территории которого находится ППМС-центр, но и двух близлежащих муниципальных районов Новосибирской области.
ППМС Служба - служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения образования, созданная в образовательном учреждении. ППМС Служба образовательного учреждения оказывает ППМС - помощь участникам образовательного процесса не только образовательного учреждения, в котором она создается, но и участникам образовательного процесса образовательным учреждениям, на территории школьного округа муниципального образования Новосибирской области;
ПМПК - психолого-медико-педагогическая комиссия, которая осуществляет глубокую диагностику, консультирование детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей), педагогических работников образовательных учреждений, обучающих, воспитывающих детей с ОВЗ и детей - инвалидов, определяет для детей с ОВЗ и детей - инвалидов адекватный образовательный маршрут обучения и воспитания;
ПМПк - психолого-медико-педагогические консилиумы, которые создаются в каждом образовательном учреждении на территории Новосибирской области с целью оказания ППМС - помощи участника образовательного процесса внутри образовательного учреждения;
Система ППМС-сопровождения - включает в себя: ППМС - центры, ППМС - Службы. ПМПК, ПМПк, создаваемые в образовательном пространстве муниципальных районов и городских округов Новосибирской области;
УМК - учебно-методический комплекс;
ИМЦ - информационно-методический центр;
инклюзивное обучение - совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования лицами с ОВЗ;
интегрированное обучение - совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования лицами с ОВЗ посредством открытия специальных (коррекционных) классов в общеобразовательных учреждениях;
дистанционное обучение - обучение детей - инвалидов, нуждающихся в обучении на дому с использованием дистанционных образовательных технологий;
ресурсный центр - образовательное учреждение, достигшее научно-обоснованных позитивных педагогических результатов в режиме экспериментальной деятельности, обладающее потенциалом для трансляции инновационного опыта по содержательным направлениям, значимым для развития системы образования Новосибирской области;
лекотека - структурное подразделение образовательного учреждения, созданное для детей с ОВЗ, которые по состоянию здоровья или развития не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Специалисты лекотеки разрабатывают и реализуют индивидуальные методики и технологии по коррекции тех или иных психических, психологических и физических ограничений здоровья детей с ОВЗ, осуществляют консультирование их родителей (законных представителей), педагогических работников по вопросам обучения, воспитания и социализации детей с ОВЗ;
стажировочная площадка - временная структура, организованная на базе образовательного учреждения, активно развивающего инновационную деятельность и осуществляющего повышение квалификации (стажировку) работников региональной системы образования;
в рамках Программы под вариативными формами образования детей с ОВЗ и детей - инвалидов понимаются инклюзивное, интегрированное, дистанционное обучение;
МОНиИП - министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области;
ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО - государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования;
ФГБОУ ВПО "НГПУ" - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Новосибирский государственный педагогический университет";
ГБОУ НСО "Областной центр диагностики и консультирования" - государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Новосибирской области "Областной центр диагностики и консультирования";
ГБОУ НСО СОШ ОЦО - государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области "Средняя общеобразовательная школа "Областной центр образования".
2.3. Правовое обоснование разработки Программы
Программа разработана на основании распоряжения Губернатора Новосибирской области от 28.12.2009 N 329 "О дополнительных мерах, направленных на поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов Новосибирской области".
Деятельность по реализации Программы регламентируется следующими документами:
- Приказ департамента образования Новосибирской области от 12.03.2008 N 216 "Об организации деятельности по психолого-педагогическому, медико-социальному и правовому сопровождению образовательного процесса в Новосибирской области".
- Постановление Губернатора Новосибирской области от 03.12.2009 N 509 "Об уполномоченном органе по организации дистанционного обучения детей - инвалидов Новосибирской области";
- Приказ департамента образования Новосибирской области от 23.12.2009 N 1372 "Об организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей - инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в Новосибирской области"
- Приказ департамента образования Новосибирской области от 02.03.2010 N 340 "О центральной психолого-медико-педагогической комиссии";
- Приказ министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 20.07.2011 N 1325 "О формировании базы данных для проведения ежегодного мониторинга состояния системы образования и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов, качества деятельности ППМС - службы, ПМПК";
- Приказ министерства здравоохранения Новосибирской области, министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 06.09.2011 N 1451/1549 "Об утверждении регламента взаимодействия детской психиатрической службы и психолого-медико-педагогических комиссий";
- Приказ министерства социального развития Новосибирской области, министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 26.03.2012 N 202 "Об утверждении порядка взаимодействия органов опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов с Центральной психолого-медико-педагогической и территориальными психолого-медико-педагогическими комиссиями по вопросам жизнеустройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и оказания им психолого-медико-педагогической помощи на территории Новосибирской области";
- Приказ министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 29.05.2012 N 1156 "О единой базе учета детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов Новосибирской области";
- Инструктивное письмо департамента образования Новосибирской области от 18.03.2008 N 961-03-05/30 "О нагрузке, рабочем времени и направлениях деятельности педагогов-психологов в образовательных учреждениях";
- Инструктивное письмо департамента образования Новосибирской области от 18.03.2008 N 962-03-05/30 "О необходимости формирования базы данных Службы комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образования Новосибирской области".
3. "Характеристика сферы действия ведомственной целевой программы"
3.1. Краткий анализ состояния сферы действия программы
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области ведет постоянную работу по формированию, обновлению и совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы сферы образования Новосибирской области, в том числе и в области развития образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов. За последние годы Правительством Новосибирской области утвержден ряд нормативно-правовых документов, направленных на обеспечение доступности и качества образования, том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
В 2012 году в Новосибирской области сеть образовательных учреждений для всех категорий детей с ОВЗ и детей - инвалидов представлена:
- 31 специальным (коррекционным) образовательным учреждением (в том числе, интернатного типа), в которых обучается 3 395 детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- 127 классами коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения при общеобразовательных учреждениях, с охватом 1127 детей;
- общеобразовательными учреждениями, в которых обучается инклюзивно 3 518 детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- надомным и дистанционным обучением охвачено 572 и 315 детей с ОВЗ и детей-инвалидов, соответственно;
- 247 дошкольными образовательными учреждениями (ДОУ), в которых воспитывается 11 430 детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
В 28% муниципальных районов и городских округов Новосибирской области имеются специальные (коррекционные) учреждения, осуществляющие обучение детей в интернатных условиях с отрывом от семьи, что не может рассматриваться как благоприятные обстоятельства его реабилитации, коррекции, обучения и социализации. В последние годы продолжается процесс отказа родителей от права обучения ребенка в специальных (коррекционных) школах-интернатах, что ведет, с одной стороны, к сокращению детского контингента в этих учреждениях, с другой - к увеличению количества ОУ и ДОУ общего типа, обучающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов интегрировано и инклюзивно. Следует отметить дефицит специальных (коррекционных) классов, групп для детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, как в городской, так и в сельской местности.
С этой целью в Новосибирской области создается система оказания информационной, организационной, научно-методической и кадровой поддержки тех ОУ и ДОУ, которые развивают вариативные формы образовательных услуг для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
В Новосибирской области реализуются следующие вариативные формы обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов: интегрированное, инклюзивное, дистанционное, надомное обучение. В настоящее время не требуется дополнительных затрат на создание материально-технической базы образовательных учреждений, реализующих интегрированное и надомное обучение. В области приоритет отдается развитию инклюзивного образования, а также обучению детей с ОВЗ и детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий - как наиболее перспективным и в то же время ресурсоемким формам обучения (в рамках Программы будет обеспечиваться реализация указанных направлений).
В 2011-2012 годах в области была создана и в настоящее время продолжает пополняться сведениями единая база данных и система мониторинга качества в системе образования и ППМС-сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Новосибирской области (далее - база данных). Это помогает принятию своевременных и эффективных управленческих решений
В рамках реализации государственной программы "Доступная среда на 2011 - 2015 годы" ежегодно заключается соглашение между министерством образования, науки и инновационной политики Российской Федерации и Правительством Новосибирской области о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Новосибирской области на проведение мероприятий по формированию в Новосибирской области сети образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений здоровья. Согласно государственной программе "Доступная среда на 2011 - 2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 N 175 "Об утверждении государственной программы "Доступная среда на 2011 - 2015 годы", по результатам реализации программных мероприятий, в регионах Российской Федерации должна быть сформирована сеть общеобразовательных учреждений, обеспечивающих возможность обучения детей с ограниченными возможностями непосредственно по месту их проживания. К концу 2015 года количество таких школ на всей территории Российской Федерации планируется довести до не менее, чем 20%.
Значительная протяженность территории Новосибирской области с запада на восток обуславливает необходимость оснащения большего, чем 20% числа общеобразовательных учреждений - в целях обеспечения территориальной доступности образовательных учреждений для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Кроме того, в Новосибирской области создаются условия для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов не только с функциональными нарушениями (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата), но и для детей с задержкой психического развития, нарушением интеллекта.
За 2011 - 2012 годы (в рамках реализации ведомственной целевой программы "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов Новосибирской области на 2011 - 2013 годы") 16 общеобразовательных учреждений оснащены необходимым оборудованием, обеспечивающим возможность обучения детей с ограниченными возможностями непосредственно по месту их проживания. С учетом анализа динамики количества инклюзивно обучающихся детей с ОВЗ и детей - инвалидов, проводимого специалистами Минобрнауки НСО, а также на основании заявок, поданных органами управления образованием муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, в пределах выделенных бюджетных ассигнований, планируется за 2013 - 2015 годы оснастить необходимым специализированным оборудованием еще 18 школ.
На начало реализации Программы в 339 школах были созданы условия, обеспечивающие совместное обучение детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с нарушениями интеллекта и детей, не имеющих нарушений здоровья. Кроме того, в 2011 - 2012 учебном году 35 общеобразовательных учреждений Новосибирской области стали победителями отборочного конкурса на участие в реализации регионального проекта "Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области" в рамках комплекса мер по модернизации общего образования. С 2013 года к участию в проекте подключаются еще 79 общеобразовательных школ области. В указанных школах, участвующих в реализации проекта, также будут созданы условия для обучения детей с ОВЗ и детей - инвалидов (в дополнение к 339 оснащенным ранее).
Таким образом, к концу 2015 года в 44% общеобразовательных учреждений Новосибирской области будут созданы условия, обеспечивающие совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений здоровья (в том числе, в 18 общеобразовательных учреждениях в рамках Программы).
По состоянию на 31.12.2012 в образовательном пространстве Новосибирской области (по сведениям базы данных) зафиксировано 7995 детей с ОВЗ и детей - инвалидов. Анализ сложившейся практики совместного обучения детей, не имеющих нарушений здоровья, и детей с ОВЗ, детей - инвалидов, показывает, что количество последних в школе варьируется от 1 до 9 человек (в среднем, 5-6 человек). По состоянию, на конец 2012 года, количество детей с ОВЗ и детей-инвалидов, охваченных вариативными формами обучения (интегрированное, инклюзивное, дистанционное) на территории области составляет 3833 человека (из них 315 обучающихся дистанционно). За период реализации Программы планируется, охватить инклюзивным образованием не менее 100 детей ОВЗ и детей-инвалидов, кроме того, не менее 45 будут включены в проект дистанционного обучения.
В образовательном пространстве области создается система комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, включающая в себя областной центр диагностики и консультирования, областной центр дополнительного образования детей; областной методический центр реабилитационной педагогики; центр развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; областной центр мониторинга образования; областной центр информационных технологий, региональный ресурсный центр дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому на базе ГБОУ НСО "Средняя общеобразовательная школа "Областной центр образования", 31 территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия. Деятельность этих учреждений способствует накоплению продуктивного опыта решения разнообразных задач по обеспечению прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов на качественное и доступное образование и их комплексное ППМС-сопровождение на территории области. В 90% образовательных учреждений области созданы ППМк.
В рамках создания в области системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения образования, за 2011 - 2012 годы министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области велась работа по созданию на территории муниципальных районов Новосибирской области центров ППМС-сопровождения образования - филиалов государственного бюджетного образовательного учреждения Новосибирской области "Областной центр диагностики и консультирования". В настоящее время 2 ППМС - центра, созданных до начала реализации ВЦП "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области на 2011 - 2013 годы", и 5 созданных в 2011-2012 году (в рамках указанной программы) ППМС-центров, активно осуществляют оказание психолого-педагогической и медико-социальной помощи участникам образовательного процесса в муниципальных районах и городских округах Новосибирской области, приближая данную услугу непосредственно к месту проживания и обучения детей с особыми образовательными потребностями. Функционирующие ППМС - центры созданы в кустовом формате с привязкой двух близлежащих муниципальных районов Новосибирской области. С целью максимального охвата населения Новосибирской области услугами ППМС - сопровождения, необходимо в 2013 году открыть еще 3 ППМС - центра.
Кроме того, за 2013 - 2015 годы в рамках Программы в 30 школах области (на территории 30 муниципальных образований), участвующих в региональном проекте "Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области", планируется создать сеть ППМС - служб, аккумулирующих опыт обучения, социализации и ППМС - сопровождения детей с ОВЗ, для ретрансляции его в систему образования муниципального района, городского округа Новосибирской области, в котором находится школа. В дальнейшем в остальных муниципальных образованиях Новосибирской области также будут созданы ППМС - службы.
Для оказания психолого-педагогической и социальной помощи детям с ОВЗ, которые по состоянию здоровья или развития не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а также их родителям (законным представителям), в рамках Программы планируется открытие 3 лекотек (структурных подразделений образовательных учреждений) в муниципальных районах и городских округах Новосибирской области. В дальнейшем, лекотеки будут открыты в других муниципальных образованиях области на основе изучения потребности в оказании помощи детям - инвалидам, не посещающим образовательные учреждения, а также заявок органов управления образованием
В регионе наблюдается неравномерное распределение специалистов, обеспечивающих и сопровождающих процессы образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, детские психиатры) на фоне общего дефицита кадров в сельских территориях Новосибирской области, что затрудняет организацию интегрированного и инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Большинство педагогов, осуществляющих обучение и воспитание детей в ОУ и ДОУ общего типа интегрировано и/или инклюзивно, не имеют специальной педагогической подготовки в области специальной психологии и коррекционной педагогики, остро нуждаются в повышении квалификации и профессиональной переподготовке для эффективной реализации практики интегрированного, инклюзивного обучения детей.
ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО, ФГБОУ ВПО "НГПУ" и ряд других учреждений реализуют для педагогических работников Новосибирской области программы высшего профессионального образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников в области дефектологии, психологии, специальной психологии, коррекционной педагогики. Необходимо усилить практическую ориентированность этих программ, планировать существенное увеличение объемов образовательных услуг по программам кратковременного повышения квалификации педагогов с разработкой и реализацией таких программ по проблемам интегрированного, инклюзивного, дистанционного образования.
Научно-методическую поддержку педагогических коллективов, осуществляющих интегрированное, инклюзивное, дистанционное, специальное (коррекционное), надомное обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ на территории области осуществляют кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО, ГБОУ НСО "Областной центр диагностики и консультирования", кафедры психологии ФГБОУ ВПО "НГПУ" и других вузов г. Новосибирска, муниципальные ППМС-центры, муниципальные ИМЦ. Как показывает анализ обращений специалистов и руководителей ОУ и ДОУ области требуется значительное расширение возможностей получения ОУ научно-методической помощи (объема оказываемых услуг) и ее более точная ориентация на потребности педагогов. Наиболее актуальными для педагогов становятся проблемы организации вариативных форм образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов (дистанционное, интегрированное, инклюзивное обучение в ОУ общего типа): организация образовательного процесса, проектирование индивидуальных учебных планов (индивидуальных образовательных траекторий), методика организации урока в условиях интеграции и инклюзии. Не менее востребована педагогическими коллективами научно-методическая поддержка по вопросам организации комплексной ППМС-помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам (организация работы ПМПК, школьного ПМПк, школьного и дошкольного консультативного пункта и т. д.).
3.2. Обоснование необходимости решения существующей проблемы программно-целевым методом
Целесообразность принятия ведомственной целевой программы "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов Новосибирской области на 2013 - 2015 годы" определяется тем, что она позволит обратить особое внимание на вопросы обеспечения условий обучения и социализации детей с ОВЗ и детей - инвалидов, а также привлечь дополнительные ресурсы для решения актуальных задач данной сферы.
Решение поставленных задач перед министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области целесообразно в рамках целевой программы, являющейся эффективным инструментом их комплексного решения.
4. Цель и задачи программы
Цель, задачи и целевые индикаторы Программы представлены в Приложении N 1 Программы.
Методика расчета целевых индикаторов
Индикатор 1 - количество детей с ОВЗ и детей-инвалидов, охваченных инклюзивной и дистанционной формами обучения (в рамках Программы).
Значения индикатора определяются по итогам реализации мероприятия 1.3 задачи 1 (количество детей с ОВЗ, обучающихся дистанционно), а также на основании данных отчетности муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений, подведомственных Минобрнауки НСО (количество детей с ОВЗ, обучающихся инклюзивно)
Индикатор 2 - количество общеобразовательных учреждений, в которых созданы условия (в рамках Программы) для обучения детей с ОВЗ и детей - инвалидов.
Значения индикатора определяются по итогам реализации мероприятия 1.4. задачи 1.
Индикатор 3 - численность детей - инвалидов, обучающихся на дому, с использованием дистанционных образовательных технологий.
Значения индикатора определяются по итогам реализации мероприятия 1.3 задачи 1.
Индикатор 4 - охват муниципальных районов Новосибирской области деятельностью ППМС - центров.
N О = ------- х 100%, N1 |
где:
О - охват муниципальных районов Новосибирской области деятельностью ППМС - центров;
N - количество муниципальных районов Новосибирской области, охваченных деятельностью ППМС - центров;
N1- общее количество муниципальных районов Новосибирской области.
Индикатор 5 - охват муниципальных районов и городских округов Новосибирской области деятельностью ППМС-служб сопровождения образования детей с ОВЗ и детей - инвалидов.
N О = ------- х 100%, N1 |
где:
О - охват муниципальных районов и городских округов Новосибирской области деятельностью ППМС-служб;
N - количество муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, охваченных деятельностью ППМС-служб;
N1- общее количество муниципальных районов и городских округов Новосибирской области.
Индикатор 6 - численность педагогических работников образовательных учреждений, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися и воспитанниками с ОВЗ и детьми - инвалидами, в условиях инклюзивного образования.
Значения индикатора определяются по итогам реализации мероприятия 3.6 задачи 3.
5. Перечень мероприятий программы
Подробная информация о мероприятиях программы изложена в Приложении N 2 к Программе.
6. Механизм реализации программы
Программа будет реализована через систему планирования, которая включает в себя стратегический и оперативные планы, критерии оценки промежуточных и итоговых результатов, мониторинг состояния системы и качества образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Министерство образования, науки и инновационной политики:
- конкретизирует мероприятия Программы в годовых планах работы Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области и договорах с МОУО;
- разрабатывает технические задания для государственных, подведомственных Министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области образовательных учреждений (далее - государственные образовательные учреждения);
- издает приказы о проведении конкурсов в рамках Программы (мероприятия 1.7 задачи 1; 3.5., 3.6 задачи 3), о проведении предметных олимпиад, творческих состязаний и иных мероприятий (пункты 1.8, 1.9 задачи 1);
- заключает соглашения с подведомственными учреждениями о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий Программы;
- непосредственно проводит мероприятия программы;
- в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" и постановлением Губернатора Новосибирской области от 11.04.2008 N 144 "О распределении полномочий по вопросам, связанным с государственными закупками Новосибирской области", осуществляет закупки в рамках Программы;
- осуществляет контроль за ходом реализации Программы;
- доводит отчеты о ходе реализации Программы до Министерства экономического развития Новосибирской области, а также Министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области в соответствии с действующими нормативными документами;
- размещает в сети Интернет на своем официальном сайте информацию о ходе и результатах реализации программных мероприятий.
Государственные образовательные учреждения:
- непосредственно реализуют мероприятия Программы;
- в установленные сроки и по предлагаемым формам доводят отчеты о ходе реализации мероприятий Программы до министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.
7. Ожидаемые результаты реализации программы
В процессе реализации Программы будут созданы необходимые условия для получения доступного и качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами Новосибирской области.
К концу 2015 года:
- численность детей с ОВЗ и детей-инвалидов, получающих образование с использованием инклюзивной и дистанционной форм обучения (в рамках Программы), увеличится на 145 человек (в том числе, 45 детей с ОВЗ, обучающихся с использованием дистанционных технологий) по сравнению с 2012 годом, что позволит увеличить процент социально адаптированных в окружающей действительности детей с ОВЗ и детей - инвалидов, а также сократить численность детей с ОВЗ и детей - инвалидов, обучающихся в интернатных условиях, вне семьи;
- увеличение охвата муниципальных районов Новосибирской области деятельностью ППМС - центров до 100% (в 2012 году охват составлял 70%).
Таким образом, образовательные и коррекционно-развивающие услуги, услуги психолого-педагогического и медико-социального сопровождения образования детей с ОВЗ и детей - инвалидов Новосибирской области будут максимально приближены к месту их проживания;
- увеличение удельного веса муниципальных образований области (муниципальных районов и городских округов), в которых созданы ППМС Службы до 85% (в 2012 году - 0%);
- оснащение в рамках Программы 18 образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений здоровья (в 2012 - 16 школ).
Всего к концу 2015 года в 471 общеобразовательных учреждениях области (или в 44% от общего числа общеобразовательных учреждений) будут созданы условия для совместного обучения детей с ОВЗ и детей - инвалидов и обучающихся, не имеющих ограничений здоровья (в том числе в 453-х ОУ вне Программы).
- численность педагогических работников образовательных учреждений, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися и воспитанниками с ОВЗ и детьми - инвалидами, в условиях инклюзивного образования составит 1080 человек.
8. Объемы финансирования программы
Источником финансирования ведомственной целевой программы "Развитие образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов Новосибирской области на 2013 - 2015 годы" является областной бюджет Новосибирской области. - 124 438,2 (тыс. руб.), в том числе:
2013 г. - 41 479,4 (тыс. руб.);
2014 г. - 41 479,4 (тыс. руб.);
2015 г. - 41 479,4 (тыс. руб.).
Сводные финансовые затраты представлены в Приложении 3 к Программе.
Наименование расходного |
Источник финансирования |
Сумма тыс. руб. |
|||||
Рз |
ЦСР |
ВР |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||
Образование детей с ОВЗ и детей - инвалидов |
Обл.б. |
0702 |
6555200 |
612 |
7320,00 |
7320,00 |
7320,00 |
Обл.б. |
0702 |
6555200 |
244 |
13894,00 |
13894,00 |
13894,00 |
|
Обл.б. |
0705 |
6555200 |
622 |
1530,00 |
1530,00 |
1530,00 |
|
Дистанционное образование детей с ОВЗ и детей - инвалидов |
Обл.б. |
0702 |
6555200 |
612 |
18735,4 |
18735,4 |
18735,4 |
ВСЕГО |
Обл. б. |
|
|
|
41 479,4 |
41 479,4 |
41 479,4 |
Условные обозначения:
Рз - раздел;
ПР - подраздел;
ЦСР - целевая статья расходов; ВР - вид расходов.
Приложение 1
к приказу министерства образования,
науки и инновационной политики
Новосибирской области
от 4 марта 2013 г. N 618
Цели и задачи ведомственной целевой программы "Развитие образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов Новосибирской области на 2013 - 2015 годы"
Цель/задачи, требующие решения для достижения цели |
Наименование показателя* |
Единица измерения |
Значение весового коэффициента целевого индикатора |
Значение целевого индикатора ((по годам) |
Примечание |
|||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||||
Цель: обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области на доступное и качественное образование и условий для их успешной социализации |
Целевой индикатор 1 Количество детей с ОВЗ и детей-инвалидов, охваченных инклюзивной и дистанционной формами обучения (в рамках Программы) |
% |
0,2 |
395 |
415 |
491 |
540 |
Значения целевого показателя сформированы на основании показателей, полученных при проведении ежегодного мониторинга состояния системы образования детей с ОВЗ и детей - инвалидов |
Задача 1 Обеспечение вариативных условий для качественного образования детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, непосредственно по месту их проживания, с развитием моделей интегрированного, инклюзивного, дистанционного обучения. |
Целевой индикатор 2. Количество общеобразовательных учреждений, в которых созданы условия (в рамках Программы) для обучения детей с ОВЗ и детей - инвалидов |
Учреждений (нарастающим итогом) |
0,2 |
16 |
22 |
28 |
34 |
Значения целевого показателя сформированы на основании анализа ежегодных заявок, поданных МО НСО |
Целевой индикатор 3. Численность детей - инвалидов, обучающихся на дому, с использованием дистанционных образовательных технологий |
Человек (нарастающим итогом) |
0,2 |
315 |
330 |
340 |
360 |
Значения целевого показателя сформированы на основании показателей, полученных при проведении ежегодного мониторинга состояния системы образования детей с ОВЗ и детей - инвалидов |
|
Задача 2 Развитие системы психолого- |
Целевой индикатор 4. Охват муниципальных районов Новосибирской области деятельностью ППМС - центров |
% (нарастающим итогом) |
0,15 |
70 |
100 |
100 |
100 |
Значения целевого показателя сформированы на основании показателей, полученных при проведении ежегодного мониторинга состояния системы образования детей с ОВЗ и детей - инвалидов |
Целевой индикатор 5. Охват муниципальных районов и городских округов Новосибирской области деятельностью ППМС-служб сопровождения образования детей с ОВЗ и детей - инвалидов |
% (нарастающим итогом) |
0,15 |
0 |
0 |
43 |
86 |
Значения целевого показателя сформированы на основании показателей, полученных при проведении ежегодного мониторинга состояния системы образования детей с ОВЗ и детей - инвалидов |
|
Задача 3. Организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников органов управления образованием, образовательных учреждений, иных органов и организаций, занимающихся решением вопросов образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов. |
Целевой индикатор 6. численность педагогических работников образовательных учреждений, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися и воспитанниками с ОВЗ и детьми - инвалидами, в условиях инклюзивного образования |
Человек (ежегодно) |
0,1 |
140 |
360 |
360 |
360 |
Значения целевого индикатора сформированы на основании экспертных оценок специалистов Минобрнауки Новосибирской области, а также на основании заявок органов управления образованием муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, образовательных учреждений |
* Источник данных - отчетность муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений, подведомственных Минобрнауки Новосибирской области.
Приложение 2
к приказу министерства образования,
науки и инновационной политики
Новосибирской области
от 4 марта 2013 г. N 618
Мероприятия
ведомственной целевой программы "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области на 2013 - 2015 годы"
Наименование мероприятия |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателя, в том числе по годам |
Ответственный исполнитель |
Ожидаемый результат |
|||
2013 |
2014 |
2015 |
Итого |
|||||
Цель - обеспечение прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов Новосибирской области на доступное и качественное образование и условий для их успешной социализации | ||||||||
Задача 1. Обеспечение вариативных условий для качественного образования детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, непосредственно по месту их проживания, с развитием моделей интегрированного, инклюзивного, дистанционного обучения. | ||||||||
1.1. Приобретение специализированного оборудования и программного обеспечения для организации обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий |
Количество |
комплект |
30 |
30 |
30 |
90 |
ГБОУ НСО |
Совершенствование организации обучения детей - инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий. Для 45 детей - инвалидов, вновь включенных в обучение с использованием дистанционных технологий, будет приобретено специализированное оборудование, а также у 45 детей будет осуществлена замена специализированного оборудования в связи с истечением срока его эксплуатации. |
Стоимость единицы (тыс. руб.) |
|
156,67 |
156,67 |
156,67 |
156,67 |
|||
Сумма затрат, в том числе: (тыс. руб.) |
|
4 700,0 |
4 700,0 |
4 700,0 |
14 100,0 |
|||
федеральный бюджет |
|
- |
- |
- |
- |
|||
областной бюджет |
|
4 700,0 |
4 700,0 |
4 700,0 |
14 100,0 |
|||
местные бюджеты |
|
- |
- |
- |
- |
|||
внебюджетные источники |
|
- |
- |
- |
- |
|||
1.2. Оплата услуг доступа детей-инвалидов и педагогических работников, включенных в образовательный процесс с использованием дистанционных технологий, к сети Интернет |
Количество |
услуг |
400 |
400 |
400 |
1200 |
ГБОУ НСО |
Предоставление детям-инвалидам и педагогическим работникам доступа к сети Интернет (315 детей в 2013 году, 335 - в 2014, 360 - в 2015), количество педагогов в проекте дистанционного образования к 2015 году уменьшается, в связи со снижающейся потребностью в них - по данным Регионального ресурсного центра дистанционного образования |
Стоимость единицы (тыс. руб.) |
|
33,75 |
33,75 |
33,75 |
33,75 |
|||
Сумма затрат (тыс. руб.) |
|
13 500,0 |
13 500,0 |
13 500,0 |
40 500,0 |
|||
федеральный бюджет |
|
- |
- |
- |
- |
|||
областной бюджет |
|
13 500,0 |
13 500,0 |
13 500,0 |
40 500,0 |
|||
местные бюджеты |
|
- |
- |
- |
- |
|||
внебюджетные источники |
|
- |
- |
- |
- |
|||
1.3. Подключение новых учебных мест детей-инвалидов в действующую интернет-сеть для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий |
Количество рабочих мест |
подключение |
- |
25 |
20 |
45 |
ГБОУ НСО |
Предоставление доступа для 45 детей - инвалидов, к образовательным ресурсам и организация методической помощи в дистанционном режиме |
Стоимость единицы (тыс. руб.) |
|
- |
15,4 |
15,4 |
15,4 |
|||
Сумма затрат (тыс. руб.) |
|
- |
385,0 |
308,0 |
693,0 |
|||
федеральный бюджет |
|
- |
- |
- |
- |
|||
областной бюджет |
|
- |
385,0 |
308,0 |
693,0 |
|||
местные бюджеты |
|
- |
- |
- |
- |
|||
внебюджетные источники |
|
- |
- |
- |
- |
|||
1.4. Оснащение специализированным оборудованием учреждений, реализующих общеобразовательные программы, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений здоровья (аппаратно - программные комплексы для детей с нарушением зрения, слуха, специализированная мебель для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата) |
Количество комплектов |
комплектов |
6 |
6 |
6 |
18 |
МОНиИП |
Увеличение количества школ (на 18 ед.), в которых создана безбарьерная среда обучения детей - инвалидов в общеобразовательных учреждениях по месту их проживания |
Стоимость комплекта оборудования (тыс. руб.) |
|
1 000,0 |
1 325,6 |
1 325,6 |
1 217,1 |
|||
Сумма затрат (тыс. руб.) |
|
6 000,0 |
7 954,0 |
7 954,0 |
21 908,0 |
|||
федеральный бюджет |
|
- |
- |
- |
- |
|||
областной бюджет |
|
6 000,0 |
7 954,0 |
7 954,0 |
21 908,0 |
|||
местные бюджеты |
|
- |
- |
- |
- |
|||
внебюджетные источники |
|
- |
- |
- |
- |
|||
1.5. Приобретение для специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушениями зрения тифлофлэш-плееров |
Количество штук |
штук |
10 |
10 |
10 |
30 |
МОНиИП |
Для 30 незрячих детей-инвалидов будут созданы условия для работы с информацией через звуковое сопровождение |
Стоимость единицы (тыс. руб.) |
|
40,0 |
40,0 |
40,0 |
40,0 |
|||
Сумма затрат (тыс. руб.) |
|
400,0 |
400,0 |
400,0 |
1200,0 |
|||
федеральный бюджет |
|
- |
- |
- |
- |
|||
областной бюджет |
|
400,0 |
400,0 |
400,0 |
1200,0 |
|||
местные бюджеты |
|
- |
- |
- |
- |
|||
внебюджетные источники |
|
- |
- |
- |
- |
|||
1.6. Приобретение для специальных (коррекционных) образовательных учреждений оборудования (фрезерные, столярные станки, электроплиты, кухонные комбайны, оверлоки, швейные машины, пылесосы для сборки стружки и древесной пыли и т.д.) для учебно- |
Количество комплектов |
комплект |
4 |
4 |
6 |
14 |
МОНиИП |
В 14 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях будут созданы условия для углубленной трудовой подготовки детей с ОВЗ |
Стоимость единицы (тыс. руб.) |
|
500,0 |
500,0- 550,0 |
500,0- 550,0 |
500,0- 550,0 |
|||
Сумма затрат (тыс. руб.) |
|
2 000,0 |
3150,0 |
3150,0 |
8 300,0 |
|||
федеральный бюджет |
|
- |
- |
- |
- |
|||
областной бюджет |
|
2 000,0 |
3150,0 |
3150,0 |
8 300,0 |
|||
местные бюджеты |
|
- |
- |
- |
- |
|||
внебюджетные источники |
|
- |
- |
- |
- |
|||
1.7. Проведение конкурсов проектов муниципальных образований области, активно развивающих модели интегрированного, инклюзивного образования, а также образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий |
Количество |
конкурс |
1 шт. |
1 шт. |
1 шт. |
3 шт. |
ГБОУ НСО
ГАОУ ДПО
ГБОУ НСО |
Стимулирование специалистов, активно развивающих интегрированное, инклюзивное образование, а также образование с использованием дистанционных образовательных технологий, вручение призов победителям Оценочно планируемое участие 20 педагогических коллективов ежегодно |
Стоимость единицы (тыс. руб.) |
|
300,0 |
300,0 |
300,0 |
300,0 |
|||
Сумма затрат (тыс. руб.) |
|
300,0 |
300,0 |
300,0 |
900,0 |
|||
федеральный бюджет |
|
- |
- |
- |
- |
|||
областной бюджет |
|
300,0 |
300,0 |
300,0 |
900,0 |
|||
местные бюджеты |
|
- |
- |
- |
- |
|||
внебюджетные источники |
|
- |
- |
- |
- |
|||
1.8. Организация и проведение, спортивных, творческих, интеллектуальных мероприятий с обучающимися и воспитанниками, специальных (коррекционных) образовательных учреждений и общеобразовательных учреждений, работающих с детьми с ОВЗ и детьми - инвалидами |
Количество |
мероприятие |
8 |
8 |
8 |
24 |
МОНиИП во взаимодействии с подведомственными областными государственными учреждениями образования |
Обеспечение возможности не менее 50 детям с ОВЗ ежегодно в рамках 1 мероприятия проявить свои знания и умения в различных сферах деятельности |
Стоимость единицы (тыс. руб.) |
|
100,0- 150,0 |
100,0 - 150,0 |
100,0 - 150,0 |
100,0- 150,0 |
|||
Сумма затрат (тыс. руб.) |
|
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
3000,0 |
|||
федеральный бюджет |
|
- |
- |
- |
- |
|||
областной бюджет |
|
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
3000,0 |
|||
местные бюджеты |
|
- |
- |
- |
- |
|||
внебюджетные источники |
|
- |
- |
- |
- |
|||
1.9. Поддержка участия победителей областных интеллектуальных, творческих, спортивных мероприятий для детей с ОВЗ и детей-инвалидов во всероссийских и межрегиональных мероприятиях (по итогам конкурсного отбора) |
Количество |
человек |
5 |
5 |
5 |
15 |
МОНиИП во взаимодействии с подведомственными областными государственными учреждениями образования |
Обеспечение участия не менее 5 детей с ОВЗ ежегодно во всероссийских, межрегиональных соревнованиях и мероприятиях, в целях выявления и поддержки одаренных детей с ОВЗ |
Стоимость единицы (тыс. руб) |
|
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
|||
Сумма затрат (тыс. руб) |
|
250,0 |
250,0 |
250,0 |
750,0 |
|||
федеральный бюджет |
|
- |
- |
- |
- |
|||
областной бюджет |
|
250,0 |
250,0 |
250,0 |
750,0 |
|||
местные бюджеты |
|
- |
- |
- |
- |
|||
внебюджетные источники |
|
- |
- |
- |
- |
|||
Итого затрат на решение задачи 1 (тыс. руб.), в том числе: |
Сумма затрат (тыс. руб.) |
|
28 150,0 |
31 639,0 |
31 562,0 |
91 351,0 |
|
|
федеральный бюджет |
|
- |
- |
- |
- |
|
|
|
областной бюджет |
|
28 150,0 |
31 639,0 |
31 562,0 |
91 351,0 |
|
|
|
местные бюджеты |
|
- |
- |
- |
- |
|
|
|
внебюджетные источники |
|
- |
- |
- |
- |
|
|
|
Задача 2. Развитие системы психолого-медико-педагогической, информационной и научно-методической поддержки ОУ и ДОУ, осуществляющих инклюзивное, интегрированное, дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. | ||||||||
2.1. Проведение ежегодного мониторинга состояния системы образования и сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, качества деятельности ППМС-службы, ПМПК |
Количество |
мониторинг |
1 |
1 |
1 |
3 шт. |
ГБОУ НСО |
Возможность ежегодного сравнительного анализа состояния системы образования и сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, качества деятельности ППМС-службы, ПМПК, ПМПк с целью выявления и устранения проблем в развитии образования детей с ОВЗ и детей - инвалидов Новосибирской области и принятия решений о направлениях ее актуального развития |
Стоимость единицы (тыс. руб.) |
|
60,0 |
60,0 |
60,0 |
60,0 |
|||
Сумма затрат (тыс. руб.) |
|
60,0 |
60,0 |
60,0 |
180,0 |
|||
федеральный бюджет |
|
- |
- |
- |
- |
|||
областной бюджет |
|
60,0 |
60,0 |
60,0 |
180,0 |
|||
местные бюджеты |
|
- |
- |
- |
- |
|||
внебюджетные источники |
|
- |
- |
- |
- |
|||
2.2. Открытие ППМС-центров в муниципальных районах Новосибирской области |
Количество |
центр |
3 шт. |
- |
- |
3 шт. |
ГБОУ НСО |
Открытие 3-х ППМС-центров в Сузунском, Купинском, Каргатском муниципальных районах Новосибирской области. |
Стоимость единицы (тыс. руб.) |
|
2 000,0 |
- |
- |
2 000,0 |
|||
Сумма затрат (тыс. руб.) |
|
6 000,0 |
- |
- |
6 000,0 |
|||
федеральный бюджет |
|
- |
- |
- |
- |
|||
областной бюджет |
|
6 000,0 |
- |
- |
6 000,0 |
|||
местные бюджеты |
|
- |
- |
- |
- |
|||
внебюджетные источники |
|
- |
- |
- |
- |
|||
2.3. Разработка примерных программ ППМС-сопровождения образования (по нескольким направлениям - с учетом потребностей детей с ОВЗ) для использования в работе службами ППМС-сопровождения |
Количество программ |
единиц |
- |
4 |
4 |
8 |
ГБОУ НСО |
Обеспечение методическим сопровождением служб ППМС- |
Стоимость единицы (тыс. руб.) |
|
- |
40,0 |
40,0 |
40,0 |
|||
Сумма затрат (тыс. руб.) |
|
- |
160,0 |
160,0 |
320,0 |
|||
федеральный бюджет |
|
- |
- |
- |
- |
|||
областной бюджет |
|
- |
160,0 |
160,0 |
320,0 |
|||
местные бюджеты |
|
- |
- |
- |
- |
|||
внебюджетные источники |
|
- |
- |
- |
- |
|||
2.4. Создание служб ППМС-сопровождения в школах муниципальных районов и городских округов Новосибирской области |
Количество |
единиц |
- |
15 |
15 |
30 |
ГБОУ НСО |
Обеспечение базовых общеобразовательных учреждений службами ППМС - сопровождения образования детей с ОВЗ |
Стоимость единицы (тыс. руб.) |
|
- |
400,0 |
400,0 |
400 |
|||
Сумма затрат (тыс. руб.) |
|
- |
6000,0 |
6000,0 |
12 000 |
|||
федеральный бюджет |
|
- |
- |
- |
- |
|||
областной бюджет |
|
- |
6000,0 |
6000,0 |
12 000 |
|||
местные бюджеты |
|
- |
- |
- |
- |
|||
внебюджетные источники |
|
- |
- |
- |
- |
|||
2.5. Выпуск информационно- по вопросам обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий для педагогических работников ОУ, родителей детей-инвалидов, обучающихся дистанционно |
Количество экземпляров |
комплект |
890 |
- |
- |
890 |
ГБОУ НСО |
Обеспечение педагогических работников ОУ, родителей детей с ОВЗ и детей - инвалидов, обучающихся дистанционно информационно - методическими материалами. Количество комплектов определено специалистами ГБОУ НСО СОШ ОЦО на основе анализа потребности в них. |
Стоимость единицы (тыс. руб.) |
|
0,6 |
- |
- |
0,6 |
|||
Сумма затрат (тыс. руб.) |
|
535,4 |
- |
- |
535,4 |
|||
федеральный бюджет |
|
- |
- |
- |
- |
|||
областной бюджет |
|
535,4 |
- |
- |
535,4 |
|||
местные бюджеты |
|
- |
- |
- |
- |
|||
внебюджетные источники |
|
- |
- |
- |
- |
|||
2.6. Оснащение офисной мебелью ресурсных центров, занимающихся проблемам инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов, организуемых на базе образовательных учреждений |
Количество |
комплект |
- |
1 |
2 |
3 |
МОНиИП |
Оснащение 3 ресурсных центров по проблемам инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов, организуемых на базе образовательных учреждений офисной мебелью. Перечень офисной мебели и перечень ресурсных центров (ОУ) утверждается ежегодным приказом Минобрнауки НСО и размещается на сайте Минобрнауки НСО |
Стоимость единицы |
|
- |
550,0 |
550,0 |
550,0 |
|||
Сумма затрат (тыс. руб.) |
|
- |
550,0 |
1100,0 |
1 650,0 |
|||
федеральный бюджет |
|
- |
- |
- |
- |
|||
областной бюджет |
|
|
550,0 |
1100,0 |
1 650,0 |
|||
местные бюджеты |
|
- |
- |
- |
- |
|||
внебюджетные источники |
|
- |
- |
- |
- |
|||
2.7. Оснащение офисной мебелью, диагностическими и дидактическими материалами лекотек, созданных на базе образовательных учреждений для детей с ОВЗ, которые по состоянию здоровья или развития не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи |
Количество |
комплект |
2 |
1 |
- |
3 |
МОНиИП |
Оснащение 3 лекотек, офисной мебелью, диагностическим и дидактическим материалом Перечень офисной мебели, диагностического и дидактического материала, а также, перечень ОУ, на базе которых планируется создание лекотек, утверждается ежегодным приказом Минобрнауки НСО и размещается на сайте Минобрнауки НСО |
Стоимость единицы |
|
550,0 |
550,0 |
- |
550,0 |
|||
Сумма затрат (тыс. руб.) |
|
1100,0 |
550,0 |
- |
1 650,0 |
|||
федеральный бюджет |
|
- |
- |
- |
- |
|||
областной бюджет |
|
1100,0 |
550,0 |
- |
1 650,0 |
|||
местные бюджеты |
|
- |
- |
- |
- |
|||
внебюджетные источники |
|
- |
- |
- |
- |
|||
2.8. Организация и проведение областных конференций по актуальным проблемам обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов |
Количество
|
мероприятий |
1 |
1 |
1 |
3 |
ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО |
Предоставление возможности более 300 педагогическим работникам системы образования Новосибирской области ежегодно обсуждать актуальные вопросы обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов, обмениваться опытом |
Стоимость единицы (тыс. руб.) |
|
94,0 |
90,0 |
90,0 |
91,0 |
|||
Сумма затрат (тыс. руб.) |
|
94,0 |
90,0 |
90,0 |
274,0 |
|||
федеральный бюджет |
|
- |
- |
- |
- |
|||
областной бюджет |
|
94,0 |
90,0 |
90,0 |
274,0 |
|||
местные бюджеты |
|
- |
- |
- |
- |
|||
внебюджетные источники |
|
- |
- |
- |
- |
|||
Итого затрат на решение задачи 2 (тыс. руб.) |
Итого |
7 789,4 |
7 410,0 |
7 410,0 |
22 609,4 |
|
|
|
федеральный бюджет |
- |
- |
- |
- |
||||
областной бюджет |
7 789,4 |
7 410,0 |
7410,0 |
22 609,4 |
||||
местные бюджеты |
- |
- |
- |
- |
||||
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
||||
Задача 3. Организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников органов управления образованием, образовательных учреждений, иных органов и организаций, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов. | ||||||||
3.1. Ежегодное обучение родителей детей-инвалидов по вопросам организации образования детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе методическое и организационно - техническое обеспечение указанного обучения (*) |
Количество |
Родители |
265 |
290 |
310 |
288 |
МОНиИП,
ГБОУ НСО |
Предоставление возможности повышения квалификации родителей как вновь вовлекаемых в процесс дистанционного обучения детей - инвалидов (по вопросам обучения с использованием дистанционных образовательных технологий), так и родителей детей - инвалидов, начавших обучение с использованием дистанционных технологий до начала реализации Программы - с целью освоения новых образовательных ресурсов. |
Стоимость единицы (тыс. руб.) |
|
7,9 |
0,5 |
0,7 |
8,6 |
|||
Сумма затрат (тыс. руб.): |
родители |
2 090,0 |
150,4 |
227,4 |
2 467,8 |
|||
федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
|||
областной бюджет |
|
2 090,0 |
150,4 |
227,4 |
2 467,8 |
|||
местные бюджеты |
|
|
|
|
|
|||
внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|||
3.2. Обучение педагогических работников по вопросам организации образования детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе методическое и организационно - техническое обеспечение указанного обучения |
Количество |
педагогические работники |
100 |
- |
- |
100 |
МОНиИП,
ГБОУ НСО |
Предоставление возможности повышения квалификации педагогических работников, родителей по вопросам обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, повышение уровня знаний детей - инвалидов |
Стоимость единицы (тыс. руб.) |
|
|
|
|
|
|||
10,1 |
- |
- |
10,1 |
|||||
Сумма затрат (тыс. руб.): |
педагогические работники |
1010,0 |
- |
- |
1010,0 |
|||
федеральный бюджет |
|
- |
- |
- |
- |
|||
областной бюджет |
|
1010,0 |
- |
- |
1010,0 |
|||
местные бюджеты |
|
- |
- |
- |
- |
|||
внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|||
3.3. Разработка программ постоянно действующих курсов повышения квалификации и профессионального мастерства для специалистов ПМПК и ППМСЦ |
Количество |
программа |
2 шт. |
- |
- |
2 шт. |
ГБОУ НСО |
Ежегодное повышение квалификации и профессионального мастерства специалистов ПМПК и ППМС центров посредством разработки 2 программ курсов. |
Стоимость единицы (тыс. руб.) |
|
80,0 |
- |
- |
80,0 |
|||
Сумма затрат (тыс. руб.) |
|
160,0 |
- |
- |
160,0 |
|||
федеральный бюджет |
|
- |
- |
- |
- |
|||
областной бюджет |
|
160,0 |
- |
- |
160,0 |
|||
местные бюджеты |
|
- |
- |
- |
- |
|||
внебюджетные источники |
|
- |
- |
- |
- |
|||
3.4. Разработка УМК, методических рекомендаций для образовательных учреждений, обучающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов интегрировано, инклюзивно, дистанционно, надомно |
Количество |
методические разработки |
2 шт. |
2 шт. |
2 шт. |
6 шт. |
ГАОУ ДПО
ГБОУ НСО |
Обеспечение специалистов ОУ и ДОУ УМК, методическими рекомендациями по вопросам образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов. |
Стоимость единицы (тыс. руб.) |
|
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|||
Сумма затрат (тыс. руб.) |
|
200,0 |
200,0 |
200,0 |
600,0 |
|||
федеральный бюджет |
|
- |
- |
- |
- |
|||
областной бюджет |
|
200,0 |
200,0 |
200,0 |
600,0 |
|||
местные бюджеты |
|
- |
- |
- |
- |
|||
внебюджетные источники |
|
- |
- |
- |
- |
|||
3.5. Проведение региональных конкурсов "Учитель года в сфере интегрированного, инклюзивного, дистанционного, специального (коррекционного) образования" и "Воспитатель года" в сфере интегрированного, инклюзивного, дистанционного, специального (коррекционного) образования. |
Количество |
конкурс |
2 шт. |
2 шт. |
2 шт. |
6 шт. |
ГАОУ ДПО
НИПКиПРО ГБОУ НСО
ГБОУ НСО
|
Поощрение лучших педагогических работников, успешно реализующих инклюзивное, интегрированное дистанционное образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Оценочно планируемое участие 50 педагогических работников |
Стоимость единицы (тыс. руб.) |
|
300,0 |
300,0 |
300,0 |
300,0 |
|||
Сумма затрат (тыс. руб.) |
|
600,0 |
600,0 |
600,0 |
1800,0 |
|||
федеральный бюджет |
|
- |
- |
- |
- |
|||
областной бюджет |
|
600,0 |
600,0 |
600,0 |
1 800,0 |
|||
местные бюджеты |
|
- |
- |
- |
- |
|||
внебюджетные источники |
|
- |
- |
- |
- |
|||
3.6. Проведение конкурса учебно-методических комплексов по интегрированному, инклюзивному, образованию, а также образованию детей с ОВЗ и детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий, разработанных коллективами или педагогами образовательных учреждений |
Количество |
конкурс |
1 шт. |
1 шт. |
1 шт. |
3 шт. |
ГАОУ ДПО |
Поощрение лучших педагогов и педагогических коллективов, разрабатывающих учебно-методические комплексы по вопросам образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Оценочно планируемое участие 20 педагогических работников |
Стоимость единицы (тыс. руб.) |
|
300,0 |
300,0 |
300,0 |
300,0 |
|||
Сумма затрат (тыс. руб.) |
|
300,0 |
300,0 |
300,0 |
900,0 |
|||
федеральный бюджет |
|
- |
- |
- |
- |
|||
областной бюджет |
|
300,0 |
300,0 |
300,0 |
900,0 |
|||
местные бюджеты |
|
- |
- |
- |
- |
|||
внебюджетные источники |
|
- |
- |
- |
- |
|||
3.7. Повышение квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений общего и дошкольного образования, специалистов органов управления образованием муниципальных районов и городских округов Новосибирской области по вопросам образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в том числе на стажировочных площадках |
Количество |
человек |
360 |
360 |
360 |
1080 |
ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО
ГБОУ НСО ОЦДК |
Ежегодное повышение квалификации специалистов по вопросам образования детей с ОВЗ и детей - инвалидов Новосибирской области |
Стоимость единицы (тыс. руб.) |
|
3,0 - 4,0 |
3,0 - 4,0 |
3,0 - 4,0 |
3,0 - 4,0 |
|||
Сумма затрат (тыс. руб.) Из них |
|
1180,0:
680,0
500,0 |
1180,0:
680,0
500,0 |
1180,0:
680,0
500,0 |
3 540,0
2040,0
1500,0 |
|||
федеральный бюджет |
|
- |
- |
- |
- |
|||
областной бюджет |
|
1180,0 |
1180,0 |
1180,0 |
3 540,0 |
|||
местные бюджеты |
|
- |
- |
- |
- |
|||
внебюджетные источники |
|
- |
- |
- |
- |
|||
Итого затрат на решение задачи 3 (тыс. руб.) |
Итого |
5 540,0 |
2 430,4 |
2 507,4 |
10 477,8 |
|
|
|
федеральный бюджет |
- |
- |
- |
- |
||||
областной бюджет |
5 540,0 |
2430,4 |
2 507,4 |
10 477,8 |
||||
местные бюджеты |
- |
- |
- |
- |
||||
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
||||
Итого затрат на решение цели (тыс. руб.) |
Итого |
41 479,4 |
41 479,4 |
41 479,4 |
124 438,2 |
|
|
|
федеральный бюджет |
- |
- |
- |
- |
||||
областной бюджет |
41 479,4 |
41 479,4 |
41 479,4 |
124 438,2 |
||||
местные бюджеты |
- |
- |
- |
- |
||||
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
(*) - стоимость оказываемой услуги по обучению родителей детей - инвалидов по вопросам организации образования с использованием дистанционных образовательных технологий с 2014 года удешевляется в связи с тем, что в 2013 году будет осуществляться обучение родителей начальным навыкам работы с компьютером, а в дальнейшем требуется только поддержка/повышение уровня их компетенции, с учетом перехода детей - инвалидов на следующую ступень образования.
Приложение N 3
Таблица 1
Сводные финансовые затраты программы
Источники и объемы расходов по Программе |
Финансовые затраты (в ценах 2013 года) тыс. руб. |
Примечание |
|||
Всего |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Всего финансовых затрат, в том |
124 438,2 |
41 479,4 |
41 479,4 |
41 479,4 |
|
Федерального бюджета |
- |
- |
- |
- |
|
Областного бюджета |
124 438,2 |
41 479,4 |
41 479,4 |
41 479,4 |
|
Местных бюджетов |
- |
- |
- |
- |
|
Внебюджетных источников |
- |
- |
- |
- |
|
Таблица 2
Источники финансирования программы
в разрезе реестра расходных обязательств и ведомственной структуры расходов областного бюджета
Наименование расходного |
Источник финансирования |
Сумма тыс. руб. |
|||||
Рз |
ЦСР |
ВР |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||
Образование детей с ОВЗ и детей - инвалидов |
Обл.б. |
0702 |
6555200 |
612 |
7320,00 |
7320,00 |
7320,00 |
Обл.б. |
0702 |
6555200 |
244 |
13894,00 |
13894,00 |
13894,00 |
|
Обл.б. |
0705 |
6555200 |
622 |
1530,00 |
1530,00 |
1530,00 |
|
Дистанционное образование детей - инвалидов |
Обл.б. |
0702 |
6555200 |
612 |
18735,4 |
18735,4 |
18735,4 |
ВСЕГО |
Обл. б. |
|
|
|
41 479,4 |
41 479,4 |
41 479,4 |
Рз - раздел
ПР - подраздел
ЦСР - целевая статья расходов;
ВР - вид расходов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена ведомственная целевая программа "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов Новосибирской области на 2013 - 2015 годы".
Целью Программы является обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов на доступное и качественное образование.
Основные задачи программы: обеспечение различных вариантов обучения детей (интегрированное, инклюзивное, дистанционное, надомное обучение), развитие системы психолого-педагогической, медико-социальной, информационной и научно-методической поддержки общеобразовательных учреждений и дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих вариативные формы обучения.
К концу 2015 года планируется увеличить численность детей с ОВЗ и детей-инвалидов, получающих образование с использованием инклюзивной и дистанционной форм обучения, на 145 человек. Во всех районах области появятся центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в 471 общеобразовательных учреждениях области (44% от общего числа школ) будут созданы условия для совместного обучения обычных детей и детей, имеющих ограничения здоровья.
Общий объем финансирования Программы составляет 124438,2 тыс. рублей.
Программа "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов Новосибирской области на 2011 - 2013 годы" признана утратившей силу.
Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 4 марта 2013 г. N 618 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов Новосибирской области на 2013 - 2015 годы"
Текст приказа опубликован в журнале "Сборник нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Новосибирской области", апрель, 2013 г., N 1 (часть 3-4)
Приказом Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 3 марта 2015 г. N 540 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 20 мая 2013 г. N 1330