Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 апреля 2019 г. N 03-12-11/4/28789
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу отнесения кредитных потребительских кооперативов к организациям финансового рынка, в отношении которых применяются нормы статьи 142.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 142.1 Кодекса под организацией финансового рынка понимается кредитная организация, страховщик, осуществляющий деятельность по добровольному страхованию жизни, профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, и (или) деятельность по управлению ценными бумагами, и (или) депозитарную деятельность, управляющий по договору доверительного управления имуществом, негосударственный пенсионный фонд, акционерный инвестиционный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, центральный контрагент, управляющий товарищ инвестиционного товарищества, иная организация или структура без образования юридического лица, которая в рамках своей деятельности принимает от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) кредитный потребительский кооператив это добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).
Деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством (пункт 1 статьи 3 Федерального закона N 190-ФЗ):
1) объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном Федеральным законом N 190-ФЗ, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива;
2) размещения указанных в вышеуказанном пункте части денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей.
При этом согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона N 190-ФЗ кредитный кооператив помимо организации финансовой взаимопомощи своих членов вправе заниматься иными видами деятельности с учетом ограничений, установленных статьей 6 Федерального закона N 190-ФЗ, при условии, если такая деятельность служит достижению целей, ради которых создан кредитный кооператив, соответствует этим целям и предусмотрена уставом кредитного кооператива.
Таким образом, кредитный кооператив принимает от пайщиков денежные средства и иные финансовые активы для осуществления деятельности и покрытия расходов кредитного кооператива, а также для иных целей в порядке, который определен уставом кредитного кооператива.
Поскольку в Перечне организаций финансового рынка, в отношении которых не применяются положения главы 20.1 Кодекса в силу низкого риска совершения с использованием таких организаций действий (бездействия), направленных на уклонение от уплаты налогов (сборов), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2018 N 693 "О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)", кредитные потребительские кооперативы прямо не поименованы, то они признаются организациями финансового рынка, если они соответствуют признакам организации финансового рынка, указанным в пункте 2 статьи 142.1 Кодекса, поскольку иных исключений не предусмотрено.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 апреля 2019 г. N 03-12-11/4/28789
Текст письма опубликован не был