Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 апреля 2019 г. N 03-02-08/28763
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
Предложение о проведении налоговой амнистии для субъектов малого и среднего предпринимательства за 2015-2017 годы не поддерживается.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги обеспечивают финансовую основу деятельности государства и являются необходимым условием его существования.
Статьей 59 Кодекса предусмотрен достаточно широкий перечень оснований признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, имеющимся у налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, безнадежными к взысканию и их списания.
Кроме того, Федеральным законом от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено признание безнадежными к взысканию и списание недоимки по налогам и задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку.
В соответствии с многократно выражаемой Конституционным Судом Российской Федерации правовой позицией (в том числе сформулированной в постановлениях от 17.12.1996 N 20-П, от 23.12.1997 N 21-П, от 16.07.2004 N 14-П и от 19.01.2017 N 1-П) налоги, будучи необходимой экономической основой существования и деятельности Российской Федерации как правового, демократического и социального государства, условием реализации им соответствующих публичных функций, имеют, таким образом, публичное предназначение, а обязанность их уплаты распространяется на всех налогоплательщиков в качестве непосредственного требования Конституции Российской Федерации, за счёт налогов, являющихся важнейшим источником доходов бюджета, обеспечивается осуществление социальной политики государства.
Предлагаемая "амнистия" может создать прецедент, в результате которого налогоплательщики перестанут исполнять свои обязанности по уплате налогов, рассчитывая на очередную налоговую "амнистию", в результате чего возможен риск неисполнения взятых на себя Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями обязательств.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 апреля 2019 г. N 03-02-08/28763
Текст письма опубликован не был