Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16 мая 2019 г. N 03-05-06-04/35219
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой характер, что обусловлено самой природой государства и государственной власти.
Налоги являются необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
В развитие конституционной нормы в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены основные принципы законодательства о налогах и сборах, а именно: всеобщности и равенства налогообложения.
Транспортный налог, налог на имущество физических лиц установлены главой 28 "Транспортный налог" и главой 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, физические лица, признаваемые налогоплательщиками транспортного налога, налога на имущество физических лиц, обязаны платить законно установленные налоги в отношении соответствующего имущества.
Кроме того, сообщается, что конституционными нормами предусмотрено, что природные ресурсы используются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Соответственно, каждый гражданин имеет право на часть доходов от использования природных ресурсов.
Согласно законодательству Российской Федерации, регулирующему отношения в области использования природных ресурсов, природные ресурсы находятся в государственной собственности. Государство, как собственник природных ресурсов с целью получения определенной продукции и доходов предоставляет их в пользование юридическим и физическим лицам за плату, взимаемую в виде налогов и неналоговых платежей (налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сбор за пользование объектами животного мира и сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов, плата за негативное воздействие на окружающую среду, плата за пользование водными объектами, плата за использование лесов, платежи при пользовании недрами).
В соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджетной системы Российской Федерации формируются, в том числе за счет налоговых и неналоговых доходов от использования природных ресурсов, зачисляемых в бюджетную систему Российской Федерации. За счет бюджетных средств, в том числе за счет платежей за пользование природными ресурсами, осуществляется финансовое обеспечение выполнения задач и функций государства, имеющих социальный характер - финансирование социально значимых программ, образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, установления рационального использования и обеспечения здоровой среды обитания.
Таким образом, право каждого гражданина на получение доходов от использования природных ресурсов реализуется в рамках осуществления государством соответствующих расходов при предоставлении гражданам определенных прав, льгот и выплат.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16 мая 2019 г. N 03-05-06-04/35219
Текст письма опубликован не был