Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 14 мая 2019 г. N 03-04-05/34505
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и в части вопросов о введении прогрессивной шкалы налоговых ставок по налогу на доходы физических лиц и налога на роскошь сообщает следующее.
1. С 1 января 1992 года по 31 декабря 2000 года в Российской Федерации применялась прогрессивная шкала налоговых ставок, которая пересматривалась несколько раз и в разные годы имела от трех до семи диапазонов совокупного годового дохода, облагаемого по налоговым ставкам от 12 до 35 процентов. Стремление работодателей и работников минимизировать реально выплачиваемые (получаемые) доходы в целях снижения налоговой нагрузки, а также сложности администрирования налогообложения доходов граждан, в том числе работающих по совместительству, выявили неэффективность действовавшего порядка налогообложения доходов физических лиц и применения прогрессивной шкалы налоговых ставок независимо от их величины и, тем самым, способствовали переходу к единой налоговой ставке.
Введение с 1 января 2001 года ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов для большинства видов доходов способствовало увеличению поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации. Для доходов, не связанных с работой по найму и выполнением налогоплательщиком работ (оказанием услуг), Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) установлена повышенная ставка в размере 35 процентов.
При этом главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса определены виды доходов, при получении которых у налогоплательщика не возникает обязанность по уплате налога, в том числе установлены стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты, которые направлены на существенное снижение налогового бремени налогоплательщиков.
Кроме того, единая ставка налогообложения в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности Российской Федерации и значительно упрощает исчисление и уплату налога, его администрирование налоговыми органами.
Существующая на сегодняшний день система обложения налогом на доходы физических лиц позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы Российской Федерации.
Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не предусмотрено.
2. Кодексом уже предусмотрено повышенное налогообложение объектов недвижимости и транспортных средств, отнесенных к предметам роскоши.
Так, главой 32 "Налог на имущество физических лиц" Кодекса с 1 января 2015 года предусмотрено повышенное налогообложение налогом на имущество физических лиц зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений, гаражей и машино-мест, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн рублей. В отношении таких объектов предельная налоговая ставка составляет 2 процента кадастровой стоимости.
Кроме того, в целях недопущения возможных злоупотреблений со стороны налогоплательщиков, выражающихся в том числе в переоформлении имущества на лиц, отнесенных к льготным категориям, на федеральном уровне предусмотрены ограничения применения налоговых льгот, а именно: льгота предоставляется только в отношении одного объекта каждого вида по выбору налогоплательщика (квартира или комната, жилой дом, хозяйственное строение (сооружение) на садовом или дачном земельном участке, гараж или машино-место), не используемого в предпринимательской деятельности.
Таким образом, физические лица, владеющие несколькими объектами недвижимости одного вида, освобождаются от уплаты налога только в отношении одного из таких объектов.
В отношении дорогих легковых автомобилей (стоимостью от 3 млн рублей) с 1 января 2014 года главой 28 "Транспортный налог" Кодекса предусмотрено применение повышающих коэффициентов при исчислении транспортного налога.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 14 мая 2019 г. N 03-04-05/34505
Текст письма опубликован не был