Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 8 мая 2019 г. N 03-04-09/33763
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и по вопросам обложения налогом на доходы физических лиц, страховыми взносами, а также применения налога на добавленную стоимость при предоставлении бесплатного питания организацией своим работникам, а также учета указанных расходов организации в целях налога на прибыль организаций сообщает следующее.
Заявителем предлагается определить льготную стоимость бесплатного питания, предоставляемого работодателем своим работникам, и освободить размер такого дохода от обложения налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами. Также заявителем предлагается определить расходы на питание сотрудников как расходы, связанные с производством, а также установить норматив размера расходов на льготное питание по аналогии с нормативом на суточные при командировках.
1. Налог на добавленную стоимость
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров. При этом передача права собственности на товары на безвозмездной основе признается реализацией товаров.
Таким образом, в случае передачи организацией права собственности на приобретенные продукты питания конкретным лицам возникает объект налогообложения. При этом суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные организацией при приобретении данных продуктов питания, подлежат вычету в порядке и на условиях, установленных статьями 171 и 172 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в указанных организациях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или организациям.
2. Налог на доходы физических лиц
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 211 главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг), в том числе питания.
При получении налогоплательщиком от организаций дохода в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 211 Кодекса как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 Кодекса.
Таким образом, по общему правилу с учетом указанных положений статьи 211 Кодекса стоимость любых доходов в натуральной форме, полученных физическими лицами, в том числе стоимость питания, предоставляемого организацией своим работникам, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц доходов какого-либо одного вида, в данном случае стоимости питания, предоставляемого организацией своим работникам, создаст прецедент для подобных обращений от иных налогоплательщиков. При этом не ясны основания необходимости освобождения от налогообложения таких доходов.
Связь между освобождением от налогообложения стоимости питания, предоставляемого организацией своим работникам и поддержкой здорового питания физических лиц не представляется очевидной.
Указанные вопросы не являются предметом регулирования законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
С учетом изложенного предложение об освобождении от обложения налогом на доходы физических лиц стоимости питания, бесплатно предоставляемого организацией своим сотрудникам, не поддерживается.
3. Страховые взносы
Действующими положениями пункта 1 статьи 419, подпункта 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 главы 34 "Страховые взносы" Кодекса установлено, что объектом и базой для начисления страховых взносов для работодателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.
На основании третьего абзаца подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с оплатой питания или соответствующего денежного возмещения.
Учитывая изложенное, оплата питания работникам, осуществляемая работодателем за счет собственных средств на основе локальных нормативных актов, а не в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, исходя из действующего в настоящее время законодательства Российской Федерации о налогах и сборах подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Следует отметить, что согласно пункту 3 статьи 8 Кодекса под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
При этом законодательством Российской Федерации устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Так, размер будущей пенсии напрямую зависит от суммы учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Кроме того, требование полной уплаты страховых взносов с выплат любому работнику отражает не только частные, но и определенные принципом солидарности публичные интересы.
Таким образом, предложенное освобождение от обложения страховыми взносами сумм стоимости бесплатного питания, предоставляемого работодателем своим работникам, приведет к уменьшению размера выплат страхового обеспечения данным работникам по соответствующим видам обязательного социального страхования, в частности, размера пенсии.
Учитывая изложенное, указанное предложение не поддерживается.
4. Налог на прибыль организаций
Исходя из системных положений главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса расходы налогоплательщика на питание работников, предусмотренные трудовыми и (или) коллективными договорами, рассматриваются в налоговом законодательстве в качестве расходов, уменьшающих размер налоговой базы, только если они являются частью системы оплаты труда, так как включение сумм в состав расходов на оплату труда, как и в случае иных начислений по оплате труда, предполагает возможность выявить конкретную величину доходов каждого работника (с начислением налога на доходы физических лиц) (статьи 252, 255 и 270 Кодекса).
В случае отсутствия такой возможности расходы на питание в целях налогообложения прибыли организаций не включаются в состав расходов на оплату труда для целей налога на прибыль организаций.
Подобного рода выплаты, произведенные в пользу работников, которые направлены на удовлетворение их собственных нужд (что достигается за счет личных доходов работников), являются по сути социальными и не могут быть связаны с производственной деятельностью налогоплательщика.
Необходимо отметить, что указанные предложения направлены на оказание поддержки работодателям, обеспечивающим своих работников бесплатным и здоровым питанием.
При этом налоговые органы не наделены полномочиями по контролю за налогоплательщиками соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере организации здорового питания своих работников.
Учитывая вышеизложенное, данные предложения не поддерживаются.
Одновременно сообщаем, что ранее обращений налогоплательщика по вопросам налогообложения в Департамент не поступало.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 8 мая 2019 г. N 03-04-09/33763
Текст письма опубликован не был