Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 мая 2019 г. N 03-05-04-02/34855
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрев обращение сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог.
Пунктом 2 статьи 389 Налогового кодекса определен перечень земельных участков, не являющихся объектом налогообложения земельным налогом.
Так, согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Для отнесения земельных участков к земельным участкам, изъятым из оборота, необходимо документальное подтверждение нахождения (размещения) для постоянной деятельности в зданиях, строениях, сооружениях, расположенных на земельных участках Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Данная правовая позиция находит отражение, в частности, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2016 N 303-КГ16-13304, постановлениях Арбитражного Суда Дальневосточного округа от 02.05.2017 N Ф03-1271/2017, Арбитражного Суда Уральского округа от 02.02.2017 N Ф09-11322/16 и Арбитражного Суда Восточно-Сибирского округа от 10.11.2016 N А33-26001/2015.
Кроме того, согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 394 Налогового кодекса пониженная ставка земельного налога, не превышающая 0,3 процента, применяется, в частности, в отношении земельных участков, ограниченных в обороте, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту имеется в виду подпункт 1 пункта 1 статьи 394
В соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса.
Обращаем внимание, что статьей 27 Земельного кодекса установлено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Содержание ограничения оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом и федеральными законами. При этом установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Следовательно, вопрос применения пункта 2 статьи 389 и подпункта 1 пункта 2 статьи 394 Налогового кодекса в отношении земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, напрямую связан с применением норм Земельного кодекса.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Таким образом, вопросы применения Земельного кодекса в части признания земель ограниченными в обороте либо изъятыми из оборота находятся в компетенции Минэкономразвития России.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 мая 2019 г. N 03-05-04-02/34855
Текст письма опубликован не был