Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 мая 2019 г. N 03-04-05/37227
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и в части вопросов об уплате налога на доходы физических лиц и налога на добавленную стоимость (далее - НДС) физическими лицами - покупателями сообщает следующее.
1. Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Эта норма развивает закрепленную в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно-правовую обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Пунктом 1 статьи 207 Кодекса налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющимися налоговыми резидентами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Таким образом, заработная плата является доходом налогоплательщика, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц.
Кроме того, действующая система налогообложения по налогу на доходы физических лиц ориентирована на снижение налогового бремени за счет применения стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, каждый из которых направлен на поддержку определенной категории граждан.
Налог на доходы физических лиц является одним из основных источников формирования доходной части региональных бюджетов и местных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поэтому освобождение от уплаты налога одной категории налогоплательщиков создает прецедент для подобных обращений от иных категорий налогоплательщиков, что приведет к значительному сокращению доходов региональных и местных бюджетов, большинство которых является дотационными.
Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц отдельным категориям граждан не предусмотрено.
2. В Российской Федерации НДС введен с 1 января 1992 года и является одним из основных налоговых источников доходов федерального бюджета.
Порядок применения НДС регулируется главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса, в соответствии с нормами которой объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), а налогоплательщиками НДС являются организации и индивидуальные предприниматели. При этом физические лица - покупатели товаров (работ, услуг) налогоплательщиками этого налога не являются.
Вместе с тем необходимо отметить, что поскольку НДС является косвенным налогом, при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам сумма НДС включается в цены реализуемых товаров (работ, услуг) и уплачивается в бюджет за счет средств, получаемых с покупателей (конечных потребителей). Поэтому в целях уменьшения влияния этого налога на уровень потребительских цен и в качестве меры социальной поддержки населения предусмотрено применение освобождения от НДС для отдельных товаров (работ, услуг) социального назначения, в том числе медицинских услуг и медицинских товаров, услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, а также морским, речным или автомобильным транспортом в пригородном сообщении, услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности и др. Кроме того, в отношении ряда продовольственных и детских товаров, периодических печатных изданий и книжной продукции, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения применяется пониженная ставка налога в размере 10 процентов, а на внутренние воздушные перевозки в Республику Крым, город Севастополь, Калининградскую область и Дальневосточный федеральный округ установлена нулевая ставка налога.
С 1 января 2019 года основная ставка НДС повышена с 18 до 20 процентов. В то же время в целях снижения нагрузки на наименее обеспеченные слои населения сохранены все вышеперечисленные льготы по НДС на социально значимые товары и услуги.
Указанное повышение основной ставки НДС приведет к дополнительным доходам федерального бюджета, средства которого будут направлены на создание и совершенствование инфраструктуры, развитие новых секторов экономики, а также на выполнение принятых обязательств по финансированию расходов на социально значимые программы.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 мая 2019 г. N 03-04-05/37227
Текст письма опубликован не был