Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 мая 2019 г. N 03-04-06/37006
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения доходов физических лиц и сообщает, что в соответствии с регламентом Минфина России, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных операций.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 60 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в денежной и (или) натуральной формах, полученные при ликвидации иностранной организации (прекращении (ликвидации) иностранной структуры без образования юридического лица), налогоплательщиком - акционером (участником, пайщиком, учредителем, контролирующим лицом иностранной организации или контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица), имеющим право на получение таких доходов, а также в виде материальной выгоды, полученной от приобретения ценных бумаг у такой иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) налогоплательщиком, указанным в этом абзаце, при одновременном соблюдении условий, предусмотренных пунктом 60 статьи 217 Кодекса.
Таким образом, доходы в денежной и (или) натуральной формах, полученные налогоплательщиком при ликвидации иностранной организации, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц при одновременном соблюдении условий, установленных пунктом 60 статьи 217 Кодекса.
Порядок определения даты фактического получения дохода в целях главы 23 Кодекса установлен в статье 223 Кодекса. Статья 271 Кодекса в целях главы 23 Кодекса не применяется.
Согласно подпункту 2.1 пункта 2 статьи 220 Кодекса, если иное не предусмотрено подпунктом 2.5 пункта 2 статьи 220 Кодекса, при продаже имущества (имущественных прав) и (или) осуществлении имущественных прав, полученных при ликвидации иностранной организации (прекращении (ликвидации) иностранной структуры без образования юридического лица) налогоплательщиком-акционером (участником, пайщиком, учредителем, контролирующим лицом иностранной организации или контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица), доходы которого в виде такого имущества (имущественных прав) освобождаются от налогообложения в соответствии с пунктами 60 и (или) 60.1 статьи 217 Кодекса, такой налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов от продажи такого имущества (имущественных прав), а также доходов в виде денежных средств (иного имущества), полученных им либо перечисленных (переданных) по его указанию третьим лицам при осуществлении указанных имущественных прав, ранее переданных ему ликвидируемой иностранной организацией (структурой), на сумму, равную стоимости имущества (имущественных прав) по данным учета ликвидированной организации (структуры) на дату получения имущества (имущественных прав) от такой организации (структуры), но не выше рыночной стоимости такого имущества (имущественных прав), определяемой с учетом положений статьи 105.3 Кодекса на дату получения налогоплательщиком имущества (имущественных прав) от такой иностранной организации (структуры).
Подпункт 2.1 пункта 2 статьи 220 Кодекса при соблюдении условий, предусмотренных указанной нормой, применяется, в том числе при получении налогоплательщиком дохода в виде возврата заемщиком суммы долга по договору займа, права требования по которому получены при ликвидации контролируемой иностранной компании.
Согласно пункту 1 статьи 226 Кодекса, в частности, российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 указанной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей. Указанные лица именуются в главе 23 Кодекса налоговыми агентами.
При этом в статье 226 Кодекса не предусматривается норм об учете фактически осуществленных и документально подтвержденных расходов, которые налогоплательщик произвел без участия налогового агента.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым агентам и налоговым органам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 мая 2019 г. N 03-04-06/37006
Текст письма опубликован не был