Распоряжение Министерства просвещения РФ от 29 марта 2019 г. N Р-41
"Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам"
В соответствии с контрольной точкой 2.1.4. плана по реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16):
1. Утвердить Методические рекомендации по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Заместитель Министра |
Т.Ю. Синюгина |
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Министерства
просвещения Российской Федерации
от 29 марта 2019 г. N Р-41
Методические рекомендации
по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в рамках реализации мероприятия федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
1. Термины и определения
Настоящие методические рекомендации по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее - методические рекомендации) разработаны во исполнение контрольной точки 2.1.4. Плана мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16) (далее - мероприятие).
Применение настоящих методических рекомендаций не является требованием, подлежащим контролю при проведении проверок в организациях, реализующих образовательные программы, органами государственного контроля (надзора).
Для целей настоящего документа применяемые в нем термины и определения имеют следующее значение:
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающийся с ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
обучающийся ребенок-инвалид, инвалид (далее - обучающийся с инвалидностью) - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;
отдельная организация, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы (далее отдельная образовательная организация) - образовательная организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
электронное обучение - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
дистанционные образовательные технологии (далее - ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников;
сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.
2. Принципы, требования и задачи реализации мероприятия
Для организации качественного доступного образования детей с ОВЗ, обучающихся с инвалидностью в отдельных образовательных организациях необходимо создать в них оптимальные условия обучения, воспитания и коррекции, способствующие не только максимальному овладению академическими знаниями, но и формированию жизненных компетенций, в том числе т.н. "гибких компетенций", навыков проектной деятельности, командной работы, креативного мышления, навыков использования современных цифровых технологий и другие.
Одним из главных условий обучения детей с ОВЗ, обучающихся с инвалидностью является создание такой образовательной среды, которая не только сохраняет, но и укрепляет их здоровье, подстраиваясь под особенности здоровья, развития и возможности каждого обучающегося.
Целью реализации мероприятия является создание современных условий для обучения и воспитания путем обновления инфраструктуры отдельных образовательных организаций, которое влечет за собой изменение содержания и повышение качества образовательного процесса.
Основными задачами реализации мероприятия являются:
1. обновление оборудования/оснащение:
мастерских для реализации предметной области "Технология" (для внедрения современных программ трудового и профессионально-трудового обучения по востребованным на рынке труда профессиям, в том числе с учетом Концепции преподавания учебного предмета "Технология");
психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ, обучающихся с инвалидностью (оборудование для кабинетов педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, диагностические комплекты, коррекционно-развивающие и дидактические средства обучения);
учебных кабинетов и помещений для организации качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ, обучающихся с инвалидностью (компьютерного класса, спортивного зала/зала лечебной физкультуры, учебных кабинетов химии, физики, географии, иностранных языков, музыки и иных кабинетов);
дополнительного образования обучающихся с ОВЗ, обучающихся с инвалидностью.
2. создание условий для реализации дистанционных программ образования обучающихся с ОВЗ, обучающихся с инвалидностью в том числе на базе сетевого партнерства.
3. повышение квалификации руководящих и педагогических работников отдельных образовательных организаций.
Перед каждой участвующей в мероприятии отдельной образовательной организацией стоит задача провести мониторинг в части анализа материально-технического обеспечения образовательного процесса, здоровьесберегающей среды (в соответствии с приложением N 1) и разработать программу развития ("дорожную карту") с учетом изменения подходов к организации своей деятельности.
Включение отдельной образовательной организации в реализацию мероприятия национального проекта "Образование" (поддержку образования для детей с ОВЗ) определяется решением (актом) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, и основывается на потребности в обеспечении необходимого уровня развития системы образования субъекта Российской Федерации, обеспечивающего достижение целей предоставления субсидии, с учетом комплексных показателей, в частности опыта выполнения в субъекте Российской Федерации масштабных (общероссийских, межрегиональных) программ и проектов в сфере образования обучающихся с ОВЗ, а также кадрового потенциала субъекта Российской Федерации для работы с обучающимися с ОВЗ.
По результатам реализации мероприятия отдельные образовательные организации - участники мероприятия, помимо обучения детей с ОВЗ, должны стать региональными учебно-методическими (ресурсными) центрами, оказывающими методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям с использованием дистанционных технологий и сетевого взаимодействия.
Ежегодно Министерством просвещения Российской Федерации утверждается реестр отдельных образовательных организаций, участвующих в реализации мероприятия.
Субсидия из федерального бюджета на реализацию мероприятия может быть направлена только в организации, включенные в указанный реестр.
При реализации мероприятий, в том числе при проведении мероприятий по зонированию помещений отдельных образовательных организаций, необходимым условием является использование фирменного стиля национального проекта "Образование".
3. Особенности реализации мероприятия в зависимости от категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Отдельные образовательные организации создаются для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ОВЗ.
В зависимости от категории обучающихся с ОВЗ определяются особенности реализации мероприятия, которые отражаются в программе развития отдельной образовательной организации. К особенностям относятся: мероприятия по созданию архитектурной доступности, обеспечение специальных зон для обучения и развития, оснащение специализированным учебным и коррекционно-развивающим оборудованием, введение новых профилей трудового обучения и др.
На основе данных, полученных в результате мониторинга материально-технического и кадрового состояния отдельной образовательной организации, планируются необходимые для обновления инфраструктуры мероприятия.
Для отдельных образовательных организаций для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наиболее актуальным при реализации мероприятия является оснащение трудовых мастерских для реализации предметной области "Технология", в том числе для введения новых профилей трудового обучения.
Основной целью образования указанной категории обучающихся является получение ими не просто профессионально ориентированного образования, а рабочей профессии, необходимой для их дальнейшего профессионального обучения и/или трудоустройства. Рекомендуется также использование инфраструктуры, созданной в рамках мероприятий, во внеурочное время как пространства для развития цифровой грамотности населения, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родительской общественности. Кроме того, созданная инфраструктура может быть использована для реализации программ профессионального обучения с получением указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования ("первой профессии").
Для планирования реализации мероприятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, совместно с региональными службами занятости населения необходимо провести анализ востребованных на рынке труда региона профессий, по которым в перспективе будет возможно трудоустройство лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Также необходимо в комплексе проанализировать возможности профессионального обучения в системе профессионального образования.
Для отдельных образовательных организаций для обучающихся иных нозологических групп (для обучающихся с нарушениями слуха, зрения, речи, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра) целесообразно в первую очередь создать условия для работы специалистов психолого-педагогического сопровождения: педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда.
Для повышения качества образования и создания современной образовательной среды образовательные организации могут приобретать оборудование для компьютерного класса, спортивного зала/зала лечебной физкультуры, учебных кабинетов химии, физики, географии, иностранных языков, музыки и иных кабинетов.
Для всех отдельных образовательных организаций рекомендуется создание условий для дополнительного образования обучающихся с ОВЗ; для реализации дистанционных программ образования обучающихся с ОВЗ, в том числе на базе сетевого партнерства.
Примерный перечень оборудования и средств обучения (инфраструктурный лист) (приложение N 2) содержит перечни оборудования для отдельных образовательных организаций, в том числе по профилям профессий, востребованных для детей с ОВЗ.
Инфраструктурный лист носит рекомендательный характер.
Субъект Российской Федерации согласовывает перечень и количество оборудования для реализации мероприятий с Министерством просвещения Российской Федерации.
При проведении закупок учебного оборудования и средств обучения необходимо руководствоваться актуальными нормами законодательства Российской Федерации, в том числе в части предоставления приоритета товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемых, оказываемых российскими юридическими лицами.
Инфраструктурный лист отдельной образовательной организации составляется по результатам мониторинга материально-технической базы организации, с учетом программы развития и особенностей реализации образовательной программы.
4. Принципы создания условий для реализации дистанционных программ обучения, в том числе на базе сетевого партнерства
В соответствии с российским законодательством об образовании в Российской Федерации общее и дополнительное образование обучающихся с ОВЗ, обучающихся с инвалидностью может быть организовано в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, сетевой формы реализации образовательных программ, которые позволяют гибко учитывать личностные особенности и цели ученика, выстраивать его индивидуальную образовательную траекторию, организовать образовательный процесс в удобное время и в удобном месте по индивидуальному учебному плану и расписанию.
Правовые основы реализации электронного обучения и применения ДОТ содержатся:
в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) (статья 16 Закона об образовании);
Порядке применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816;
письме Министерства образования и науки Российской Федерации в адрес руководителей высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации от 12 сентября 2012 г. N ИР-778/07.
Моделями реализации ДОТ при организации образования обучающихся с ОВЗ и обучающихся с инвалидностью являются:
1. реализация образовательной программы осуществляется педагогическими работниками регионального Центра дистанционного обучения (далее - ЦДО);
2. реализация образовательной программы осуществляется педагогическими работниками отдельной образовательной организации, в которую зачислен обучающийся с ОВЗ, а ЦДО осуществляет методическое сопровождение деятельности образовательной организации.
3. реализация образовательной программы осуществляется педагогическими работниками различных организаций на основе совместно разработанного ими учебного плана. Базой организации ДОТ при сетевой форме реализации образовательных программ определяется одна из организаций - участников сетевой формы.
При этом существует 2 варианта распределения ответственности между участниками образовательных отношений по обеспечению организации образовательного процесса:
1) отдельная образовательная организация полностью берет на себя все функции по организации процесса обучения с использованием ДОТ, включая создание необходимой инфраструктуры (техническое сопровождение образовательного процесса, создание и функционирование центра обработки вызовов, инженерной службы, создание учебных материалов, методическое сопровождение образовательного процесса и пр.);
2) образовательный процесс на основе использования ДОТ осуществляется на базе отдельной образовательной организации, а вся необходимая инфраструктура (техническое сопровождение образовательного процесса, создание и функционирование центра обработки вызовов, инженерной службы, создание учебных материалов, методическое сопровождение образовательного процесса и пр.) выделена и осуществляется специально созданной для этой цели организацией, например ЦДО.
Перечисленным моделям дистанционного обучения устанавливаются цели, содержание, организационная структура, формы и методы обучения, система диагностики и оценки результатов. В каждом случае выстраивается своя система дистанционной деятельности, определяется концепция образовательного сайта и его развития. Выбираемая модель обучения с использованием ДОТ позволяет организаторам учебного процесса планировать соотношение между очным и дистанционным обучением в динамике его развития, с учетом особенностей функционирования образовательного учреждения, анализа образовательных потребностей учащихся, кадрового потенциала и других составляющих.
Для реализации дополнительных образовательных программ, ДОТ могут использоваться по усмотрению образовательной организации частично или в полном объеме. Обязательным условием является наличие у образовательной организации имеющих необходимую подготовку педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, учебно-методической документации (на бумажном и электронном носителях) и доступа к электронным образовательным и информационным ресурсам, необходимым для качественного освоения соответствующей образовательной программы.
В рамках реализации мероприятий, направленных на поддержку образования обучающихся с ОВЗ, отдельным образовательным организациям предлагается создавать условия для образования обучающихся с ОВЗ, обучающихся с инвалидностью в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, сетевой формы реализации образовательных программ.
Возможность сетевого взаимодействия между образовательными организациями и иными юридическими лицами закреплена законодательно в статье 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Под сетевым взаимодействием понимается система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных технологий.
Допускаются самые разнообразные варианты объединений субъектов сетевой формы реализации образовательных программ. Между собой могут взаимодействовать и осуществлять совместную деятельность:
различные государственные и муниципальные образовательные организации (в том числе отдельные образовательные организации);
образовательные организации дошкольного, общего (в том числе отдельные образовательные организации), дополнительного образования, среднего и высшего профессионального, дополнительного профессионального образования и т.п.;
государственные и муниципальные образовательные организации (в том числе отдельные образовательные организации) с частными (негосударственными) образовательными организациями;
государственные и муниципальные образовательные организации (в том числе отдельные образовательные организации) с работодателями (государственными, муниципальными, частными коммерческими организациями), в том числе промышленными предприятиями и бизнес-структурами и их объединениями;
государственные и муниципальные образовательные организации (в том числе отдельные образовательные организации) с некоммерческими организациями и общественными объединениями и т.п.
Возможны также смешанные варианты из приведенных выше.
Объектами сетевого взаимодействия являются образовательные программы. При этом не установлено ограничений на типы и виды образовательных программ, которые могут быть реализованы в сетевой форме. Также к компетенции самих образовательных организаций относится возможность решения о разделении между собой деятельности по реализации отдельных разделов, частей, курсов, модулей и т.п. образовательной программы, реализуемой ими совместно в сетевой форме.
Отдельная образовательная организация на этапе разработки образовательной программы самостоятельно оценивает степень достаточности собственного ресурса, целесообразность и возможность его создания или необходимость привлечения ресурса организации-партнера и несет ответственность за реализацию образовательных программ, включая ту часть (части), которую реализует организация-партнер.
Участие в сетевом взаимодействии позволяет использовать новые формы работы и форматы взаимодействия, обмена образовательными результатами; обеспечивает расширение вариативности содержания образования и ресурсных возможностей образовательной организации, в том числе восполнения недостаточности материально-технического и кадрового обеспечения.
Выполняя функции регионального учебно-методического (ресурсного) центра, оказывающего методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям, отдельная образовательная организация может использовать дистанционные технологии и сетевое взаимодействие, например, при реализации коррекционно-развивающих занятий с детьми, проведении консультаций и методических мероприятий.
Приобретение оборудования для использования ДОТ и обеспечения сетевого взаимодействия является одним из направлений расходования средств субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятия.
Средства на обеспечение содержания и функционирования оборудования, на интернет-связь и заработную плату (в том числе технического обслуживающего персонала) должны быть предусмотрены дополнительно.
5. Организационно-финансовые и управленческие принципы реализации мероприятия
Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного общего образования обучающимися с ОВЗ в муниципальных и государственных отдельных образовательных организациях, обеспечение дополнительного образования реализуется посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
Частью 2 статьи 99 Закона об образовании установлено, что нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом:
форм обучения;
типа образовательной организации;
сетевой формы реализации образовательных программ;
образовательных технологий;
специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ;
обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам;
обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся;
иных особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся.
В рамках принятых на региональном и муниципальном уровнях решений отдельной образовательной организации предоставляется самостоятельность в финансово-хозяйственной деятельности.
Субсидия из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации предоставляется в целях софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации на обновление материально-технической базы в отдельных образовательных организациях, а именно приобретение:
- оборудования для трудовых мастерских для реализации предметной области "Технология" (для внедрения современных программ трудового и профессионально-трудового обучения в коррекционных школах по востребованным на рынке труда профессиям);
- оборудования для кабинетов педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, диагностических комплексов, коррекционно-развивающих и дидактических средств (при необходимости);
- оборудования для дополнительного образования детей с ОВЗ. Расходование средств субсидии на иные направления (ремонтные работы,
содержание здания, заработную плату, повышение квалификации и др.) является нецелевым расходованием средств.
В ходе реализации мероприятий по поддержке образования детей ОВЗ в субъектах Российской Федерации рекомендуется:
- принять нормативный правовой акт об определении уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию отдельных обязательств, установленных соглашением о предоставлении субсидии, а именно за реализацию мероприятий по поддержке образования детей с ОВЗ;
- принять нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, регламентирующий порядок предоставления субсидии организациям, участвующим в мероприятии, органам местного самоуправления, учитывающий целевое назначение субсидий и направления расходования средств субсидии;
- принять нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, регламентирующий распределение субсидии между отдельными образовательными организациями, подведомственными исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации и муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации;
- принять нормативные правовые акты муниципальных образований, регламентирующие порядок предоставления Субсидий организациям, подведомственным исполнительным органам муниципального образования (при передаче субсидии на муниципальный уровень);
заключить соглашения с образовательными организациями, подведомственными исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии, с указанием критериев оценки результативности предоставления субсидий;
- заключить соглашения с муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии с указанием критериев оценки результативности предоставления субсидий;
заключить соглашения с организациями, подведомственными исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации с указанием критериев оценки результативности предоставления субсидий;
- провести экспертизу заказов на проведение закупок, включая технические задания на предмет соответствия целям предоставления субсидий;
- подготовить конкурсную документацию для проведения закупок и проекты договоров для осуществления закупок неконкурентным способом.
- провести мероприятия по организации и проведению закупок.
Министерством просвещения будет осуществляться контроль за целевым и эффективным расходованием средств субсидии, в том числе посредством выездных мониторингов.
6. Перечень мероприятий по обеспечению условий доступности услуг в сфере образования в отдельных образовательных организациях
В отдельной образовательной организации, участвующей в мероприятии, должно быть обеспечено создание современной безбарьерной и здоровьесберегающей среды.
Под условиями доступности услуг в сфере образования для обучающихся с ОВЗ, следует понимать специальные условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ОВЗ (часть 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 года N 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере, который определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов.
В соответствии с указанным приказом должны быть проведены мероприятия по обеспечению доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, включающие:
- размещение при входе в образовательную организацию вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
- предоставление инвалидам по слуху при необходимости услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика (в организации должен быть такой специалист в штате (если это востребованная услуга) или договор с организациями системы социальной защиты или обществом глухих по предоставлению таких услуг в случае необходимости);
- обеспечение наличия в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры;
- адаптацию официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих).
Кроме того в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" и приказом Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" в отдельных образовательных организациях должны быть созданы следующие условия для обучающихся с ОВЗ:
а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети "Интернет" с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);
размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или жёлтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;
обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлов;
обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося;
б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);
обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
обеспечение получения информации с использованием русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода);
в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:
обеспечение беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Кроме этого, для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ создаются:
необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения;
условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц.
При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей обучающихся и необходимости привлечения к этому учителя-логопеда, учителя-психолога, учителя-дефектолога.
Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория), в котором осуществляется образование детей с ОВЗ, должно соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждений, предъявляемым к:
- участку (территории) образовательного учреждения (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование); для детей, передвигающихся на коляске, - обеспечение возможности подъезда к зданию на машине, организация съездов с тротуаров, обеспечение парковочных мест для автотранспорта;
- зданию образовательного учреждения (высота и архитектура здания, необходимый набор и размещение помещений для осуществления образовательного процесса, их площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах образовательного учреждения, для активной деятельности, сна и отдыха, структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной учебной деятельности).
Все помещения школы, включая санузлы, должны позволять ребенку с нарушениями опорно-двигательного аппарата или с нарушениями зрения беспрепятственно передвигаться. Это достигается с помощью установки пандусов, лифтов, подъемников, поручней, широких дверных проемов, разметки, рельефной плитки.
Должны быть устранены неровности и расширены дверные проемы для доступа к:
- помещениям библиотек;
- помещениям для питания обучающихся;
- помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным искусством, хореографией, моделированием, техническим творчеством, естественно-научными исследованиями, иностранными языками;
- актовому залу;
- спортивным залам, бассейнам, игровому и спортивному оборудованию;
- кабинетам специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда),
- помещениям для физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы,
- медицинскому кабинету.
Все пространство отдельной образовательной организации должно быть доступно ребенку, передвигающемуся как самостоятельно, так и с помощью приспособлений.
При планировании расположения и дизайна различных помещений образовательной организации необходимо исходить из принципа многофункциональности.
Например, учебные кабинеты должны быть рассчитаны на последовательную и параллельную организацию фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы педагога с учащимися.
Учебные помещения должны быть рассчитаны на организацию различных видов деятельности учащихся с учетом уровня, направленности образования, особых образовательных потребностей, и исходя из этого оснащены мебелью, позволяющей трансформировать пространство в зависимости от задач учебного или коррекционного занятия.
7. Базовый перечень показателей результативности
В рамках реализации мероприятий, направленных на поддержку образования обучающихся с ОВЗ, участники федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" - субъекты Российской Федерации должны:
1) реализовать в 2024 году комплекс мер по повышению квалификации (профессиональной переподготовке) 100% педагогических работников и специалистов отдельных образовательных организаций;
2) к 2024 году на 100% обеспечить кадровую потребность отдельных образовательных организаций в педагогических работниках и специалистах в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
3) реализовать в 2024 году комплекс мер по созданию в не менее 50% отдельных образовательных организаций условий современной здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей индивидуальный образовательный маршрут с учетом особых образовательных потребностей обучающихся;
4) реализовать в 2024 году комплекс мер по внедрению современных программ трудового и профессионально-трудового обучения предметной области "Технология" в отдельных образовательных организациях по востребованным на рынке труда профессиям, в том числе на базе детских технопарков "Кванториум";
5) обеспечить в 2020 году 100% охват обучающихся отдельных образовательных организаций профориентационной работой.
8. Типовые локальные нормативные акты образовательной организации для реализации мероприятия
При разработке перечня локальных актов отдельной образовательной организации должны быть учтены соответствующие статьи Закона об образовании, прежде всего статьи 28, 30, где указывается, что образовательная организация принимает локальные нормативные акты, определяющие нормы образовательных отношений, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.
В числе таких актов могут быть:
"О назначении ответственного лица за реализацию мероприятий, направленных на поддержку образования детей с ограниченными возможностями здоровья, реализуемых в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование";
"О проведении мониторинга реализации мероприятий, направленных на поддержку образования детей с ограниченными возможностями здоровья, реализуемых в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" (на старте проекта, ежегодном для наблюдения динамики)";
"Об утверждении дорожной карты по обновлению материально-технической базы отдельной образовательной организации в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование";
"О разработке инфраструктурного листа отдельной образовательной организации для приобретения оборудования для реализации мероприятий, направленных на поддержку образования детей с ограниченными возможностями здоровья, реализуемых в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование";
"О работах по приобретению оборудования для реализации мероприятий, направленных на поддержку образования детей с ограниченными возможностями здоровья, реализуемых в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", его доставке и наладке";
"О финансовом обеспечении реализации мероприятий, направленных на поддержку образования детей с ограниченными возможностями здоровья, реализуемых в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование";
"О создании рабочей группы по обеспечению реализации мероприятий, направленных на поддержку образования детей с ограниченными возможностями здоровья, реализуемых в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование";
"Об утверждении плана-графика повышения квалификации членов педагогического коллектива по вопросам обеспечения реализации мероприятий, направленных на поддержку образования детей с ограниченными возможностями здоровья, реализуемых в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование";
"Об утверждении плана-графика повышения квалификации педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ, в том числе предмету "Технология".
Приложение N 1
"Мониторинг материально-технического обеспечения образовательного процесса, здоровьесберегающей среды отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам - участников реализации мероприятия федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Необходимо заполнить все незакрашенные ячейки.
В таблице перечислить все объекты недвижимого имущества, используемые для образовательной деятельности.
Одна строка - один объект недвижимого имущества.
Значение классификатора "Наличие благоустроенной территории" |
|
создана |
|
частично создана |
|
отсутствует |
|
Наименование объекта недвижимого имущества |
Адрес объекта недвижимого имущества |
Площадь объекта недвижимого имущества (квадратные метры) |
Предельная единовременная вместимость объекта недвижимого имущества (человек) |
Наличие благоустроенной территории |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Необходимо получить не менее 5 фотографий, характеризующих благоустройство территории, на каждый объект недвижимого имущества
Фотографии прикладываются файлами JPG в отдельной папке.
Одна строка таблицы - описание фотографии, связанной с объектом недвижимого#
Наименование объекта недвижимого имущества |
Адрес объекта недвижимого имущества |
Имя файла фотографии |
Краткое описание файла фотографии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В таблице перечислить все помещения, используемые для образовательной деятельности, связанные с объектами недвижимого имущества.
Одна строка - одно помещение.
Значения классификатора "Вид помещения" |
|
иное |
|
актовый зал |
|
бассейн |
|
библиотека |
|
зимний сад |
|
кабинет/зал для занятий лечебной физической культурой |
|
кабинет биологической обратной связи |
|
кабинет домоводства |
|
кабинет социально-бытовой ориентировки |
|
медицинский кабинет |
|
сенсорная комната |
|
спортивной зал |
|
трудовая мастерская |
|
учебный кабинет |
|
читальный зал |
|
Наименование объекта недвижимого имущества |
Адрес объекта недвижимого имущества |
Расположение помещения (этаж, номер комнаты) |
Вид помещения |
Наименование помещения (в том числе, характеризует "иной" вид помещения) |
Площадь помещения (квадратные метры) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В таблице перечислить все профили трудовой подготовки, связанные с каждым помещением.
Одна строка - один профиль трудовой деятельности, связанный с конкретным помещением.
Значения классификатора "Видов профилей трудовой подготовки обучающихся" |
|
иное |
|
картонажно-переплетное дело |
|
массажное дело |
|
младший обслуживающий персонал |
|
обувное дело |
|
парикмахерское дело |
|
поварское дело |
|
рабочий по обслуживанию зданий |
|
рабочий с/х профиля |
|
слесарное дело |
|
специалист агропромышленного профиля/сити-фермерства |
|
специалист по набору текста на компьютере |
|
специалист фото и видеодела |
|
столярное дело |
|
швейное дело |
|
штукатурно-малярное дело |
|
Наименование объекта недвижимого имущества |
Адрес объекта недвижимого имущества |
Расположение помещения (этаж, номер комнаты) |
Профиль трудовой деятельности |
Иной профиль трудовой деятельности (заполняется если в предыдущем столбце выбрано значение "иное") |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В таблице перечислить все виды образовательного процесса, связанные с каждым помещением.
Одна строка - один вид образовательного процесса, связанный с конкретным помещением.
Значения классификатора "Вид образовательного процесса" |
|
внеурочная деятельность |
|
дополнительное образование: естественнонаучная направленность |
|
дополнительное образование: социально-педагогическая направленность |
|
дополнительное образование: техническая направленность |
|
дополнительное образование: туристско-краеведческая направленность |
|
дополнительное образование: физкультурно-спортивная направленность |
|
дополнительное образование: художественная направленность |
|
коррекционно-развивающие занятия |
|
медицинское сопровождение |
|
профессиональная ориентация |
|
психолого-педагогическое сопровождение |
|
трудовое обучение |
|
учебные занятия |
|
Наименование объекта недвижимого имущества |
Адрес объекта недвижимого имущества |
Расположение помещения (этаж, номер комнаты) |
Вид образовательного процесса |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В таблице перечислить обеспеченность каждого помещения необходимыми учебными материалами.
Одна строка - один вид необходимого учебного материала для конкретного помещения.
Значения классификатора "Виды учебных материалов" |
Значения классификатора "Обеспеченность образовательного процесса учебными материалами" |
|
иные |
полностью обеспечено |
|
аудиоучебники |
частично обеспечено |
|
учебная литература на рельефно-точечном шрифте Брайля |
не обеспечено |
|
учебники и учебные пособия с увеличенным размером шрифта |
|
|
учебно-методические комплекты по реализуемым программам |
|
|
электронные варианты учебников и учебных пособий |
|
|
Наименование объекта недвижимого имущества |
Адрес объекта недвижимого имущества |
Расположение помещения (этаж, номер комнаты) |
Вид учебных материалов |
Иной вид учебных материалов (заполнять если выбрано значение "иные" в предыдущем столбце) |
Обеспеченность образовательного процесса учебными материалами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В таблице перечислить обеспеченность каждого помещения необходимым оборудованием.
Одна строка - один вид необходимого оборудования для конкретного помещения.
Значения классификатора "Обеспеченность образовательного процесса оборудованием" |
|
полностью обеспечено |
|
частично обеспечено |
|
не обеспечено |
|
Наименование объекта недвижимого имущества |
Адрес объекта недвижимого имущества |
Расположение помещения (этаж, номер комнаты) |
Наименование оборудования |
Обеспеченность образовательного процесса оборудованием |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение N 2
Примерный перечень оборудования и средств обучения для оснащения отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам - участников реализации мероприятия федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (инфраструктурный лист)*
N |
Наименование |
1. |
Аппаратно-программный комплекс оценки здоровья учащихся |
1.1. |
Оборудование для скрининга соматического, психического и социального здоровья обучающихся |
1.2. |
Оборудование для скрининга слуховых и зрительных функций обучающихся |
1.3. |
Программно-индикаторное устройство для профилактики и коррекции речевых расстройств и коррекции психоэмоционального состояния методом БОС |
1.4. |
Информационные материалы и обучающие пособия по вопросам формирования здорового образа жизни |
2. |
Дидактическое, методическое оборудование для обучения и коррекционно-развивающей работы |
2.1. |
Дидактическое и методическое оборудование для диагностики, консультирования, индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с обучающимися |
2.2. |
Диагностические материалы и дидактические пособия для коррекционно-развивающей работы для учителя-логопеда |
2.3. |
Диагностические материалы и дидактические пособия для коррекционно-развивающей работы для педагога-психолога |
2.4. |
Диагностические материалы и дидактические пособия для коррекционно-развивающей работы для учителя-дефектолога |
2.5. |
Дидактические пособия и обучающие игры для формирования словаря обобщающих понятий |
2.6. |
Дидактические пособия и обучающие игры для формирования представлений о себе, других людях и нормах социальных отношений |
2.7. |
Дидактические пособия и обучающие игры для изучения правил этикета |
2.8. |
Программное обеспечение, дидактические пособия и обучающие игры для обучения чтению, письму и развитию речевого общения (при необходимости в комплекте с компьютером) |
2.9. |
Программное обеспечение для обучения чтению, письму и развитию речевого общения у неговорящих детей (при необходимости в комплекте с компьютером) |
2.10. |
Программно-методический комплекс развития речи |
2.11. |
Дидактические пособия и обучающие игры для развития речи, пассивного и активного словарного запаса |
2.12. |
Программно-обучающий комплекс с визуальным контролем речевых компонентов |
2.13. |
Дидактические пособия и обучающие игры для изучения правил дорожного движения |
2.14. |
Дидактические пособия и обучающие игры для математических вычислений (в том числе бруски для счета, весовой набор, весы-балансир для изучения математики) |
2.15. |
Дидактические пособия и обучающие игры для изучения свойств предметов |
2.16. |
Дидактические пособия и обучающие игры для изучения части и целого предмета |
2.17. |
Дидактические пособия и обучающие игры для развития зрительного восприятия |
2.18. |
Дидактические пособия и обучающие игры для изучения цвета |
2.19. |
Дидактические пособия и обучающие игры для развития слухового восприятия |
2.20. |
Дидактические пособия и обучающие игры для развития осязательного (тактильного) восприятия |
2.21. |
Дидактические пособия и обучающие игры для изучения величин предметов |
2.22. |
Дидактические пособия и обучающие игры для изучения форм предметов |
2.23. |
Дидактические пособия и обучающие игры для изучения объема |
2.24. |
Дидактические пособия и обучающие игры по развитию эмоционально-волевой сферы |
2.25. |
Дидактические пособия и обучающие игры по привитию навыков самообслуживания |
2.26. |
Дидактические пособия и обучающие игры для изучения времен года |
2.27. |
Тактильные игры |
2.28. |
Тактильные цифры, математические знаки |
2.29. |
Тактильные геометрические фигуры |
2.30. |
Тактильные буквы |
2.31. |
Мультимедийное программное обеспечение, интерактивный рабочий стол, оснащенный клавиатурой, двумя пультами управления, камерой для распознавания различных дидактических материалов и действий детей |
3. |
Оборудование для занятий физической культурой, в том числе ЛФК |
3.1. |
Мягкий медицинский мяч с утяжелением (от 10 до 24 см, весом от 0,5 до 6,8 кг) |
3.2. |
Мяч с петлей, 1000 г, 18 см |
3.3. |
Балансиры |
3.3.1. |
Набор балансиров |
3.3.2. |
Доска-балансир |
3.3.3. |
Бордюр-балансир |
3.3.4. |
Балансир-табурет |
3.3.5. |
Балансировочный диск |
3.3.6. |
Балансировочная платформа |
3.4. |
Разноуровневый игровой ковёр |
3.5. |
Цилиндрические ролики для реабилитации (диаметр до 24 см; длина до 78 см) |
3.6. |
Мячики для рук различной жесткости |
3.7. |
Терапевтическая лента - эспандер различной жесткости |
3.8. |
Гибкий брус (длина до 30 см) |
3.9. |
Шведская скамья |
3.10. |
Шведская стенка |
3.11. |
Гантели (весом от 0,5 до 5 кг) |
3.12. |
Утяжеляющие манжеты (весом от 0,5 до 10 кг) |
3.13. |
Гимнастический коврик и/или маты |
3.14. |
Стол и/или аппарат для механотерапии |
3.15. |
Реабилитационные брусья |
3.16. |
Лестница и/или горка для ходьбы |
3.17. |
Модульный массажный коврик |
3.18. |
Массажная дорожка |
3.19. |
Мяч массажный (различной жесткости, диаметр до 10 см) |
3.20. |
Тренажер для разработки суставов |
3.21. |
Тактильная дорожка |
3.22. |
Тактильные платформы |
3.23. |
Тренажер для иппотерапии |
3.24. |
Лавочка для пресса |
3.25. |
Тренажер-карусель |
3.26. |
Тренажеры для рук |
3.27. |
Комплект тренажеров для пальцев |
3.28. |
Игра в перекидывание мяча по веревке |
3.29. |
Комплект цилиндров-пуфов |
3.30. |
Игрушки-массажеры |
3.31. |
Массажные валики |
3.32. |
Медицинский мяч с рукояткой |
3.33. |
Набивной мяч из резины (медицинский) |
3.34. |
Набор для спортивных игр |
3.35. |
Набор мячей для спортивных игр |
3.36. |
Тактильная башня |
3.37. |
Утяжеленная подушечка (от 0,5 кг до 2 кг) |
3.38. |
Двигательно-развивающий комплекс |
3.39. |
Тренажер для функциональной подготовки и гимнастики |
3.40. |
Тренажер для ног |
3.41. |
Массажный коврик |
3.42. |
Сетка-ворота |
3.43. |
Стол для игры в магнитные шарики |
3.44. |
Спортивное полотно для игр и эстафет |
4. |
Оборудование для сенсорной комнаты |
4.1. |
Сенсорный проектор |
4.2. |
Световой стол |
4.3. |
Стол для рисования песком |
4.4. |
Мягкие модули |
4.5. |
Комплект цилиндров-пуфов |
4.6. |
Кресло-груша |
4.7. |
Подушка с гранулами |
4.8. |
Пуф с гранулами |
4.9. |
Сухой бассейн с шариками |
4.10. |
Подсветка для бассейна с шариками |
4.11. |
Вибротактильная доска с усилителем, сабвуфером и колонками |
4.12. |
Акустические тактильные панели |
4.13. |
Набор для развития сенсомоторных навыков |
4.14. |
Тактильные панели |
4.15. |
Напольный мат |
4.16. |
Ковер из матов, в том числе с цветным наполнителем-гелем |
4.17. |
Тактильная дорожка |
4.18. |
Зеркальный шар (белый и/или цветной) |
4.19. |
Источник света для зеркального шара |
4.20. |
Набор светильников для создания световых и цветовых эффектов на стене |
4.21. |
Панель/Панно Кривое зеркало |
4.22. |
Панель/Панно Бесконечность |
4.23. |
Панель/Панно Звездное небо |
4.24. |
Панель/Панно Водопад |
4.25. |
Панель/Панно Огненное колесо |
4.26. |
Воздушно-пузырьковая колонна |
4.27. |
Фибероптический модуль "Фонтан" и/или "Волшебный фонтан" |
4.28. |
Зеркала |
4.29. |
Настенное зеркало с фибероптической подсветкой и светящимися нитями |
4.30. |
Лампа "Вулкан" и/или "Лава" |
4.31. |
Выпуклое сферическое зеркало |
4.32. |
Подвесной модуль "Сухой дождь" |
4.33. |
Лабиринт в форме змеи |
4.34. |
Тактильная змейка с песком |
4.35. |
Одеяло с утяжелением |
4.36. |
Светящийся набор для развития зрительной функции |
4.37. |
Качели-скорлупа |
4.38. |
Сенсорная дорожка для хождения босиком |
5. |
Специализированное оборудование |
5.1. |
Интерактивный стол логопеда |
5.2. |
Муляж для артикуляционного аппарата |
5.3. |
Логопедическое зеркало с отверстием |
5.4. |
Зеркало для тренировки речи (в том числе, с возможностью записи сообщений) |
5.5. |
Коммуникатор |
5.5.1. |
Коммуникатор портативный |
5.5.2. |
Коммуникатор 7-уровневый |
5.5.3. |
Коммуникатор с возможностью записи сообщений и размещения книги на подставке |
5.5.4. |
Коммуникатор портативный с возможностью записи и воспроизведения сообщений на каждом листе |
5.5.5. |
Портативный коммуникатор на пояс |
5.5.6. |
Полностью тактильный коммуникатор |
5.7. |
Говорящий определитель цвета |
5.8 |
Портативный компьютер незрячего |
5.9. |
Ресивер для беспроводной связи |
5.10. |
Джойстик компьютерный адаптированный, беспроводной |
5.11. |
Адаптированная мышка |
5.12. |
Компьютерная мышь-очки |
5.13. |
Выносная компьютерная кнопка (малая, средняя, большая, в том числе беспроводная) |
5.14. |
Клавиатура адаптированная с крупными кнопками + пластиковая накладка, разделяющая клавиши, беспроводная |
5.15. |
Роллер компьютерный |
5.16. |
Дисплей Брайля |
5.17. |
Дисплей Брайля с возможностью ввода и вывода текста шрифтом Брайля и настраиваемой жесткостью точек Брайля для работы с компьютером |
5.18. |
Принтер для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля |
5.19. |
Принтер для печати рельефно-точечным шрифтом с функцией печати рельефных цветных рисунков |
5.20. |
Принтер для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля настольный с подачей бумаги сверху |
5.21. |
Прибор для маркировки предметов |
5.22. |
Прибор для маркировки предметов со слотом для карты памяти |
5.23. |
Система Ай-трекинга (управление ПК или ноутбуком глазами). Приставка для ноутбука |
5.24. |
Программное обеспечение для обучения работе с Ай-трекингом |
5.25. |
Увеличитель |
5.26. |
Электронный видеоувеличитель (стационарный; ручной) |
5.27. |
Видеоувеличитель электронный ручной с возможностью сканирования и распознавания плоскопечатного текста с последующим речевым выводом |
5.28. |
Аппарат звукоусиливающий с модулем вибротактильного восприятия |
5.29. |
Акустические системы для создания звукового поля, в том числе с возможностью вывода звука на персональные FM-системы учащихся, в том числе инфракрасная |
5.30. |
Машина, сканирующая и читающая текст |
5.31. |
Машина сканирующая и читающая текст с возможностью подключения дополнительной клавиатуры |
5.32. |
Опора для сидения |
5.33. |
Стол, регулируемый по высоте |
5.34. |
Стол для детей с ОВЗ на колесах |
5.35. |
Наклонная доска для письма |
5.36. |
Пишущая машинка для написания текстов на Брайле |
5.37. |
Набор для маркировки клавиатуры ноутбука/ПК азбукой Брайля |
5.38. |
Нагреватель для создания тактильных изображений |
5.39. |
Нагреватель для создания тактильных изображений на специальной бумаге форматов A3 и А4 |
5.40. |
Программное обеспечение для работы с текстовой и графической информацией для лиц с нарушениями зрения |
5.41 |
Инфракрасная акустическая система |
5.42. |
Инфракрасная акустическая система с сенсорным ЖК-интерфейсом и возможностью подключения FM-передатчика |
5.43. |
FM-передатчик с функцией группового преподавания |
5.44. |
FM-приёмник ARC с индукционной петлей |
5.45. |
FM-система (заушный индуктор и индукционная петля) |
5.46. |
FM-система с возможностью прослушивания собственного голоса и сигнала с FM-передатчика |
5.47. |
Система субтитрирования, в том числе с сенсорной панелью и специализированным программным обеспечением с возможностью создания и вывода субтитров на экран |
5.48. |
Калькулятор с речевым выходом |
5.49. |
Определитель цвета с речевым выходом |
5.50. |
Портативный тифлофлешплеер |
5.51. |
Портативный тифлофлешплеер со встроенным виброоткликом |
5.52. |
Программа экранного доступа с функцией экранного увеличения, поддержкой речевого выхода, а также возможностью ввода/вывода текста посредством шрифта Брайля |
5.53. |
Приспособления для построения чертежей незрячими: линейки, угольники, транспортиры с тактильными метками, циркули, трафареты, модели, макеты, рельефные изображения: координатной плоскости, тригонометрического круга, графиков функций, сечений объемных фигур и т.п. |
5.54. |
Адаптированный музыкальный набор |
5.55. |
Адаптированный музыкальный набор со свето-звуковым воспроизведением звуков |
5.56. |
Ультратонкая световая панель |
5.57. |
Географические карты и глобус тактильные |
5.58. |
Комплекс Интерактивная песочница - умный стол |
5.59. |
Интерактивный пол |
5.60. |
Интерактивная панель (передвижная, на колесах) |
5.61. |
Мультимедийное обучающее оборудование |
5.62. |
Мультимедийный комплекс с 3D визуализацией |
6. |
Оборудование для швейной мастерской |
6.1. |
Гладильная система |
6.2. |
Утюг |
6.3. |
Отпариватель для одежды |
6.4. |
Манекен женский (размер 42-48) |
6.5. |
Манекен подростковый (размер 36-42) |
6.6. |
Манекен мужской (размер 46-54) |
6.7. |
Машина вышивальная со встроенным нитевдевателем и нитеобрезателем |
6.8. |
Машина вязальная |
6.9. |
Машина швейная со встроенным нитевдевателем и нитеобрезателем |
6.10. |
Производственная прямострочная швейная машина с промышленным столом |
6.11. |
Оверлок |
6.12. |
Портновские ножницы |
6.13. |
Ножницы закроечные |
6.14. |
Ножницы Зигзаг |
6.15. |
Наглядные пособия по технике безопасности, для изучения швейного дела |
6.16. |
Комплект учебно-методических материалов |
6.17. |
Скульптурный станок напольный |
6.18. |
Скульптурный станок настольный |
6.19. |
Наглядные пособия по технике безопасности, для изучения направления "швейное дело" |
6.20. |
Комплект учебно-методических материалов для изучения направления "швейное дело" |
7. |
Оборудование для гончарной мастерской |
7.1. |
Гончарный круг |
7.2. |
Сушильный шкаф с подогревом |
7.3. |
Муфельная печь |
7.4. |
Наборы для моделирования |
7.5. |
Формы гипсовые для отливки изделий |
7.6. |
Кронциркуль внутренний |
7.7. |
Кронциркуль наружный |
7.8. |
Контейнеры строительные для глины |
7.9. |
Перфоратор |
7.10. |
Стеллаж для сушки изделий |
7.11. |
Подиум для хранения глины |
7.12. |
Стол производственный |
7.13. |
Шкаф производственный |
7.14. |
Фартук для гончара (детский) |
7.15. |
Фартук для гончара (взрослый) |
7.16. |
Нарукавники (детские) |
7.17. |
Нарукавники (взрослые) |
7.18. |
Наглядные пособия по технике безопасности, для изучения гончарного дела |
7.19. |
Комплект учебно-методических материалов |
7.20. |
Печь электрическая с вертикальной загрузкой |
7.21. |
Эструдер для глины |
7.22. |
Раскатчик (раскаточный стол) для глины |
7.23. |
Турнетка настольная |
7.24. |
Лазерный станок для гравировки и резки неметаллических материалов |
7.25. |
Плита огнеупорная круглая |
7.26. |
Стойка |
7.27. |
Набор инструментов для работы с глиной |
7.28. |
Термотрансферный пресс комбинированный |
7.29. |
Наглядные пособия по технике безопасности, для изучения направления "гончарное дело" |
7.30. |
Комплект учебно-методических материалов для изучения направления "гончарное дело" |
8. |
Оборудование для мастерской повара |
8.1. |
Щипцы для разбивания яиц |
8.2. |
Говорящие крышки для банок |
8.3. |
Открывалка автоматическая для стеклянных банок |
8.4. |
Ножеточка на присосках |
8.5. |
Таймер тактильный кухонный |
8.6. |
Нож-дозатор |
8.7. |
Сахарница-дозатор |
8.8. |
Приспособление для открывания бутылок |
8.9. |
Нескользящий коврик для посуды |
8.10. |
Рельефный держатель для чашек |
8.11. |
Нескользящая миска для смешивания продуктов |
8.12. |
Индикатор уровня жидкости звуковибрационный |
8.13. |
Приспособление для открывания банок |
8.14. |
Ограничитель для тарелки |
8.15. |
Нескользящая разделочная доска |
8.16. |
Миксер |
8.17. |
Духовой шкаф |
8.18. |
Посудомоечная машина |
8.19. |
Плита (индукционная, обычная (конфорочная) - для слепых) |
8.20. |
Кухонный комбайн |
8.21. |
Набор столовых приборов |
8.22. |
Холодильник |
8.23. |
Мультиварка, с кнопочным управлением (для слепых) |
8.24. |
Микроволновая печь |
8.25. |
Тостер |
8.26. |
Соковыжималка |
8.27. |
Электрическая мясорубка |
8.28. |
Раковина |
8.29. |
Стол производственный |
8.30. |
Кухонный гарнитур - напольные и навесные ящики для хранения |
8.31. |
Набор посуды для приготовления с крышками (сковороды, кастрюли) |
8.32. |
Наглядные пособия по технике безопасности, для изучения направления "поварское дело" |
8.33. |
Комплект учебно-методических материалов изучения направления "поварское дело" |
9. |
Оборудование для мастерской агропромышленного профиля/сити-фермерства |
9.1. |
Теплица |
9.2. |
Настольная модель теплицы с датчиками окружающей среды |
9.3. |
Оборудование для теплиц (поливочное, световое, отопительное) |
9.4. |
Комплект оборудования для выращивания рассады |
9.5. |
Инкубатор |
9.6. |
Наглядные пособия для изучения сельскохозяйственных растений, птиц, животных и ухода за ними |
9.7. |
Муляжи растений, животных, птиц |
9.8. |
Сельскохозяйственный инвентарь |
9.9. |
Набор садового инвентаря (вилка посадочная, грабли для цветов, культиватор ручной, совок, опрыскиватель, секатор, мотыжка ручная, рыхлитель) |
9.10. |
Пистолет-распылитель |
9.11. |
Стол производственный |
9.12. |
Ящики (кассеты) для рассады |
9.13. |
Наглядные пособия по технике безопасности, для изучения направления "агропромышленный профиль" |
9.14. |
Комплект учебно-методических материалов для изучения направления "агропромышленный профиль" |
10. |
Оборудование для мастерской строительного профиля |
10.1. |
Инструмент для строительных и отделочных работ |
10.2. |
Оборудование для строительных и отделочных работ |
10.3. |
Образцы строительных материалов |
10.4. |
Образцы отделочных материалов |
10.5. |
Вертикально-сверлильный станок |
10.6. |
Наглядные пособия по технике безопасности, для изучения строительных и отделочных работ |
10.7. |
Комплект учебно-методических материалов для изучения строительных и отделочных работ |
11. |
Оборудование для робототехники |
11.1. |
Ноутбук/компьютер с предустановленной операционной системой |
11.2. |
Сетевой фильтр |
11.3. |
Базовый набор по робототехнике (возраст: с 7 лет) |
11.4. |
Ресурсный набор по робототехнике (возраст: с 7 лет) |
11.5. |
Базовый набор по робототехнике (возраст: с 10 лет) |
11.6. |
Ресурсный набор по робототехнике (возраст: с 10 лет) |
11.7. |
Комплект полей с соревновательными элементами |
11.8. |
Программное обеспечение |
11.9. |
Наглядные пособия по технике безопасности, для изучения робототехники |
11.10. |
Комплект учебно-методических материалов для изучения робототехники |
12. |
Оборудование для фото/видеостудии |
12.1. |
Видеокамера |
12.2. |
Карта памяти для фотокамеры/видеокамеры |
12.3. |
Штатив |
12.4. |
Репортерский микрофон |
12.5. |
Комплект постоянного студийного света |
12.6. |
Фотофон белый |
12.7. |
Фотофон зеленый |
12.8. |
Фотофон черный |
12.9. |
Система установки фона |
12.10. |
Зеркальная фотокамера |
12.11. |
Объектив для зеркальной фотокамеры |
12.12. |
Фотовспышка |
12.13. |
Комплект для предметной фотосъемки |
12.14. |
Отражатель круглый |
12.15. |
Отражатель овальный |
12.16. |
Цветной принтер для печати фотографий |
12.17. |
Интерактивный мобильный стол-кульман |
12.18. |
Фон хромакей-трансформер |
12.19. |
Компьютер/ноутбук с предустановленным программным обеспечением |
12.20. |
Наглядные пособия по технике безопасности, для изучения фото и видеодела |
12.21. |
Комплект учебно-методических материалов для изучения фото и видеодела |
13. |
Оборудование для студии анимации |
13.1. |
Программное обеспечение для создания анимаций |
13.2. |
Веб-камера |
13.3. |
Штатив для веб-камеры |
13.4. |
Наборы деревянных фигур на различные темы |
13.5. |
Наборы пластиковых фигур на различные темы |
13.6. |
Интерактивный мобильный стол-кульман |
13.7. |
Компьютер с предустановленным программным обеспечением |
13.8. |
Наглядные пособия по технике безопасности, для изучения видов анимации |
13.9. |
Комплект учебно-методических материалов |
14. |
Оборудование для компьютерного класса |
15. |
Оборудование для кабинета химии |
15.1. |
Беспроводная цифровая лаборатория мультидатчиков по химии для учителя |
15.2. |
Беспроводная цифровая лаборатория мультидатчиков по химии для ученика |
15.3. |
Комплект для проведения фронтальных и групповых исследований в области экспериментальной химии |
15.4. |
Электронные учебные пособия для кабинета химии |
15.5. |
Комплект для практических работ для моделирования молекул по неорганической и органической химии |
15.6. |
Микроскоп демонстрационный |
15.7. |
Микроскоп электронный ученический |
15.8. |
Комплекты и оборудование для изучения и проведения лабораторных работ для незрячих (макеты, объемные модели, приборы, конструкторы) |
15.9. |
Комплект учебно-методических материалов |
16. |
Оборудование для кабинета биологии |
16.1. |
Беспроводная цифровая лаборатория мультидатчиков по биологии для учителя |
16.2. |
Беспроводная цифровая лаборатория мультидатчиков по биологии для ученика |
16.3. |
Комплект для проведения фронтальных и групповых исследований в области экспериментальной биологии |
16.4. |
Интерактивные учебные пособия для кабинета биологии |
16.5. |
Микроскоп демонстрационный |
16.6. |
Микроскоп электронный ученический |
16.7. |
Мобильный лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по естествознанию |
16.8. |
Комплекты и оборудование для изучения и проведения лабораторных работ для незрячих (макеты, объемные модели, приборы, конструкторы) |
16.9. |
Беспроводная цифровая лаборатория мультидатчиков по физиологии |
16.10. |
Комплект учебно-методических материалов |
17. |
Оборудование для кабинета физики |
17.1. |
Беспроводная цифровая лаборатория мультидатчиков по физике для учителя |
17.2. |
Беспроводная цифровая лаборатория мультидатчиков по физике для ученика |
17.3. |
Комплект для лабораторного практикума по механике, молекулярной физике, электричеству, волновой и квантовой физике |
17.4. |
Комплект оборудования для изучения принципов работы возобновляемых источников энергии |
17.5. |
Интерактивные учебные пособия для кабинета физики |
17.6. |
Микроскоп электронный демонстрационный |
17.7. |
Комплекты и оборудование для изучения и проведения лабораторных работ для незрячих (макеты, объемные модели, приборы, конструкторы) |
17.8. |
Микроскоп электронный ученический |
17.9. |
Комплект учебно-методических материалов |
18. |
Экологическая студия |
18.1. |
Компьютер учителя |
18.2. |
Планшет ученика |
18.3. |
Система мониторинга погоды |
18.4. |
Набор для экспериментирования |
18.5. |
Роботизированный комплект для создания настольной модели теплицы |
18.6. |
Набор для исследования принципов энергетики |
18.7. |
Набор для выращивания растений |
18.8. |
Наглядные пособия по технике безопасности, для изучения по направлению "экологическая студия" |
18.9. |
Комплект учебно-методических материалов для изучения по направлению "экологическая студия" |
19. |
Оборудование для мастерской "Декоративно-прикладного искусства" |
19.1. |
Мольберт школьный с полкой и двусторонней доской |
19.2. |
Художественный мольберт |
19.3. |
Мольберт настольный каркасный |
19.4. |
Станок для вышивания (напольный или настольный, с креплением или под гобеленовые пяльцы) |
19.5. |
Станок для бисероплетения регулируемый |
19.6. |
Набор ножей мождельных для работы с кожей |
19.7. |
Наглядные пособия по технике безопасности, для изучения изучения по направлению "ДПИ" |
19.8. |
Комплект учебно-методических материалов для изучения по направлению "ДПИ" |
20. |
Оборудование для кабинета картонажного (картонажно-переплетного) дела, полиграфической мастерской |
20.1. |
Брошюровщик (металлическая перужина) |
20.2. |
Переплетная машина для пластиковых пружин |
20.3. |
Термопереплетчик |
20.4. |
Резак для бумаги (электрический) |
20.5. |
Резак для бумаги (ручной) |
20.6. |
Фальцовщик фолдер |
20.7. |
Биговщик перфоратор |
20.8. |
Автоматический нарезчик визиток |
20.9. |
Округлитель углов |
20.10. |
Термопресс |
20.11. |
Сборочный стол |
20.12. |
Клеемазка |
20.13. |
Штриховальная машина |
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
______________________________
* Оборудование выбирается в соответствии с потребностью оснащаемой образовательной организации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 29 марта 2019 г. N Р-41 "Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам"
Текст распоряжения опубликован в журнале "Образование в документах", август 2019 г., N 8
Распоряжением Минпросвещения России от 20 ноября 2019 г. N Р-117 настоящий документ признан утратившим силу с 20 ноября 2019 г.