Решение Верховного Суда РФ от 20 мая 2019 г. N АКПИ19-203
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Борисовой Л.В.
при секретаре Березиной А.В.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению товарищества собственников жилья "Большая Каменная 5А", товарищества собственников жилья "Вокзальная, 7", товарищества собственников жилья "Движенец", товарищества собственников жилья "Изогнутая 7", товарищества собственников жилья "Красивый дом", товарищества собственников жилья "Московский 10", товарищества собственников жилья "Некрасова, 11", товарищества собственников жилья "Терем", общества с ограниченной ответственностью "Единство плюс" о признании недействующим пункта 6 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808, установил:
согласно пункту 6 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808 (далее также - Правила), в случае если в отношении одной зоны деятельности единой теплоснабжающей организации подана 1 заявка от лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в соответствующей зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, то статус единой теплоснабжающей организации присваивается указанному лицу. В случае если в отношении одной зоны деятельности единой теплоснабжающей организации подано несколько заявок от лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в соответствующей зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается в соответствии с пунктами 7-10 Правил.
Товарищество собственников жилья "Большая Каменная 5А", товарищество собственников жилья "Вокзальная, 7", товарищество собственников жилья "Движенец", товарищество собственников жилья "Изогнутая 7", товарищество собственников жилья "Красивый дом", товарищество собственников жилья "Московский 10", товарищество собственников жилья "Некрасова, 11", товарищество собственников жилья "Терем", общество с ограниченной ответственностью "Единство плюс" обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 6 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют пункту 28 статьи 2, статьям 3, 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (в частности, статьям 421, 426), нарушают их права на осуществление предпринимательской деятельности в сфере обслуживания и управления многоквартирными домами, в том числе как исполнителей коммунальных услуг.
Также, по мнению административных истцов, оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют статьям 8, 19, 34 Конституции Российской Федерации, противоречат положениям постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения".
Как указывают административные истцы, администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области постановлением от 16 сентября 2016 г. N 3971 утвердила схему теплоснабжения муниципального образования "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области на период до 2031 г., а также определила единой теплоснабжающей организацией на данной территории ОАО "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству" (далее - ОАО "УК по ЖКХ"), представившее единственную заявку. Однако ОАО "УК по ЖКХ" соответствовало только первому критерию, поскольку, как указано в аудиторском заключении, на момент подачи заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации ОАО "УК по ЖКХ" не являлось финансово состоятельным, размер собственного капитала, по данным бухгалтерской отчетности, отрицательный, 10 сентября 2018 г. оно присоединилось к АО "Выборгтеплоэнерго".
В суде представитель административных истцов Денисенко Т.К. поддержала заявленные требования и пояснила суду, что решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 мая 2018 г. отказано в удовлетворении исковых требований ее доверителей к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области о признании недействующим пункта 2 постановления администрации от 16 сентября 2016 г. N 3971 "Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области на период до 2031 года". Между тем из системного анализа положений пунктов 9, 10, 12 и 13 Правил следует, что статус единой теплоснабжающей организации при подаче только одной заявки не может присваиваться без учета положений пункта 7 Правил, поскольку указанное юридическое лицо в обязательном порядке должно отвечать всем трем критериям, а присвоение ему статуса единой теплоснабжающей организации невозможно без учета в том числе его финансового положения.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 1 апреля 2019 г. N КЧ-П9-2505).
Представитель Правительства Российской Федерации Попова О.В. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административных истцов.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административных истцов Денисенко Т.К., административного ответчика Правительства Российской Федерации Поповой О.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 Федерального закона "О теплоснабжении" к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение правил организации теплоснабжения.
Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительство Российской Федерации постановлением от 8 августа 2012 г. N 808 утвердило Правила, действующие в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2018 г. N 875.
Нормативный правовой акт опубликован 20 августа 2012 г. в Собрании законодательства Российской Федерации N 34, а также 21, 28 августа, 11, 25 сентября 2012 г. в издании "Российская Бизнес-газета" N 31 (начало), N 32 (продолжение), N 34 (продолжение), N 36 (окончание).
Раздел II Правил устанавливает критерии и порядок определения единой теплоснабжающей организации. Присвоение статуса единой теплоснабжающей организации согласно первому предложению пункта 6 Правил возможно в случае подачи 1 заявки от лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями.
Данные положения нормативного правового акта соответствуют Федеральному закону "О теплоснабжении".
Единая теплоснабжающая организация в соответствии с названным Федеральным законом это теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 28 статьи 2).
Возможность присвоения статуса единой теплоснабжающей организации в случае подачи 1 заявки от лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, соответствует принципам организации отношений в сфере теплоснабжения, направленным на обеспечение надежности теплоснабжения, развитие систем централизованного теплоснабжения, соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и потребителей (статья 3 Федерального закона "О теплоснабжении").
Пункт 6 Правил не противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющим принцип свободы договора (статья 421), понятие публичного договора (статья 426), поскольку не возлагает на лиц каких-либо обязанностей по заключению договоров с определенными теплоснабжающими организациями на каких-либо условиях.
Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который по иному регулирует вопрос о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации при подаче одной заявки, не имеется.
Доводы административных истцов о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта статьям 8, 19, 34 Конституции Российской Федерации не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку в силу части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов Правительства Российской Федерации относится к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов суд проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. С учетом этого доводы административных истцов о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта постановлению Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Что касается доводов административных истцов об учете положений пункта 7 Правил при решении вопроса о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации при подаче только 1 заявки, то суды при рассмотрении конкретных дел обязаны исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления товарищества собственников жилья "Большая Каменная 5А", товарищества собственников жилья "Вокзальная, 7", товарищества собственников жилья "Движенец", товарищества собственников жилья "Изогнутая 7", товарищества собственников жилья "Красивый дом", товарищества собственников жилья "Московский 10", товарищества собственников жилья "Некрасова, 11", товарищества собственников жилья "Терем", общества с ограниченной ответственностью "Единствоплюс" о признании недействующим пункта 6 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Судьи Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
|
Л.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 20 мая 2019 г. N АКПИ19-203
Текст решения опубликован не был