Решение Верховного Суда РФ от 24 мая 2019 г. N АКПИ19-175
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
судей Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., Иваненко Ю.Г.
при секретаре Сибиле Г.В.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Скуришиной Оксаны Валерьевны, Овчинникова Дмитрия Геннадьевича о признании недействующим пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", установил:
пункт 5 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Указ) предписывает завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией Указа, до 1 июня 2016 г.
Граждане Скуришина О.В., Овчинников Д.Г. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 5 Указа, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют статье 180 Трудового кодекса Российской Федерации и нарушают их трудовые права на заблаговременное предупреждение о предстоящем увольнении со службы.
Как указывают административные истцы, на основании Указа в апреле 2016 г. им как лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств, были вручены уведомления о предстоящем увольнении со службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. Приказами от 31 мая 2016 г. (в редакции приказов от 20 сентября 2016 г.) они уволены со службы в органах наркоконтроля в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
В суде представитель административных истцов Скуришиной О.В., Овчинникова Д.Г. по доверенности Агуреева М.К. поддержала заявленные требования и пояснила суду, что в соответствии с пунктом 7 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613, действовавшим на момент издания Указа, трудовые отношения работников органов наркоконтроля регулировались законодательством Российской Федерации о труде. Согласно приказу Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 12 апреля 2005 г. N 115 порядок организации работы по увольнению со службы сотрудников ФСКН России осуществлялся в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. Указом установлен срок завершения организационно-штатных мероприятий до 1 июня 2016 г., то есть менее двух месяцев с даты его издания, чем нарушены трудовые права административных истцов на заблаговременное предупреждение о предстоящем увольнении со службы, гарантированные названным Кодексом.
Президент Российской Федерации поручил представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству внутренних дел Российской Федерации (распоряжение от 5 апреля 2019 г. N 95-РП).
Представитель Президента Российской Федерации Марьян Г.В. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемые положения Указа изданы в пределах полномочий Президента Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административных истцов.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административных истцов Агуреевой М.К., административного ответчика Марьяна Г.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (часть 3 статьи 80 Конституции Российской Федерации).
Устанавливая особенности руководства некоторыми федеральными органами исполнительной власти, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" в части 3 статьи 32 предусматривает, что Президент Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, указанными в части 1 данной статьи. Президент Российской Федерации в случае изменения в установленном порядке системы и структуры федеральных органов исполнительной власти до принятия федеральных законов о внесении соответствующих изменений в федеральные законы может перераспределять установленные федеральными законами функции федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых он руководит.
Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, Президент Российской Федерации 5 апреля 2016 г. издал Указ.
Нормативный правовой акт размещен на Официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 5 апреля 2016 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 11 апреля 2016 г., N 15.
Указ упразднил Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и передал ее функции и полномочия, а также штатную численность Министерству внутренних дел Российской Федерации, установив, что оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в указанной сфере, а также правопреемником упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 1, подпункты "а", "б" пункта 2, пункт 3).
Предусматривая гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации, часть 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации как элемент правового механизма увольнения в связи с сокращением численности или штата работников позволяет работнику, подлежащему увольнению, заблаговременно, не менее чем за два месяца, узнать о предстоящем увольнении и с момента предупреждения об увольнении начать поиск подходящей работы.
Пункт 5 Указа обеспечивает проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с упразднением ФСКН России и передачей ее функций и полномочий МВД России. Оспариваемые положения Указа непосредственно не определяют основания и конкретные сроки увольнения сотрудников органов наркоконтроля и не регламентируют процедуру их увольнения, а потому не противоречат статье 180 Трудового кодекса Российской Федерации в части определения минимального срока предупреждения работников о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников.
Несогласие административных истцов с состоявшимися судебными постановлениями по вопросам увольнения из органов наркоконтроля не может рассматриваться как нарушение их прав и законных интересов.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления Скуришиной Оксаны Валерьевны, Овчинникова Дмитрия Геннадьевича о признании недействующим пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Судьи Верховного Суда Российской Федерации |
Л.В. Борисова |
|
Ю.Г. Иваненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 24 мая 2019 г. N АКПИ19-175
Текст решения опубликован не был