Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 31 мая 2019 г. N 03-02-07/1/41046
В Департаменте налоговой и таможенной политики с участием# сообщается следующее.
На основании статьи 90 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в качестве свидетелей могут выступать лица, не заинтересованные в исходе дела. В связи с этим, при наличии необходимости опросить лиц, заведомо заинтересованных в исходе дела, например, представителя налогоплательщика - юридического лица или индивидуального предпринимателя, налоговый орган вправе в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Кодекса вызвать в налоговый орган указанных лиц для дачи пояснений на основании письменного уведомления.
Свидетель не является заинтересованной стороной по делу о налоговом правонарушении. В связи с этим отсутствует ясность в отношении того, как существующий порядок проведения его допроса затрудняет осуществление им прав по защите своих интересов.
Возможность свидетеля надлежащим образом осуществить защиту своих прав обеспечивается предоставлением ему права ознакомиться с протоколом допроса, о чем в протоколе предусмотрена отметка, а также права внести в него замечания при их наличии (пункт 3 статьи 99 Кодекса).
Возможность лица, в отношении которого осуществляется налоговая проверка (его представителя), надлежащим образом осуществлять защиту своих прав обеспечивается предоставлением ему на основании пункта 3.1 статьи 100 Кодекса права ознакомиться с прилагаемыми к акту налоговой проверки документами, подтверждающими факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, включая протоколы допроса свидетелей.
Кодексом обеспечивается возможность лица, в отношении которого проведена налоговая проверка, надлежащим образом осуществить защиту своих прав, а именно представить свои возражения, пояснения, объяснения на стадии рассмотрения налоговым органом дела о налоговом правонарушении, обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган, в случае, если данное лицо полагает, что его права нарушены, а также в суд за восстановлением его прав.
Законопроектом "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации" предложено статью 101.2 Кодекса, устанавливающую порядок вступления в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения при обжаловании в апелляционном порядке, изложить в новой редакции.
При этом в пункте 1 предлагаемого проекта статьи 101.2 Кодекса предусмотрено, что решение вышестоящего налогового органа вступает в силу в течение 10 дней с момента его получения налогоплательщиком, в отношении которого вынесено это решение, при условии, что оно обжаловано в ФНС России либо в суд. При этом не учтено, что в указанной ситуации для корректного отражения обязательств налогоплательщика в карточках расчетов с бюджетом необходимо определить именно дату вступления в силу решения по налоговой проверке, а не решения вышестоящего налогового органа по жалобе.
Кроме того, в законопроекте и в пояснительной записке к нему не обоснована целесообразность установления 10-дневного срока для вступления в силу решения вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения жалобы. Отсутствует взаимосвязь между указанным сроком и сроком на обжалование решения по налоговой проверке в судебном порядке (часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - в течение трех месяцев со дня принятия налоговым органом решения по жалобе).
Так, исходя из положений законопроекта налоговый орган по истечении 10 дней с момента получения решения по жалобе налогоплательщика в целях принятия решения о вступлении его в силу должен проанализировать, обжаловано ли указанное решение в ФНС России или суд. При этом срок на обжалование в указанных инстанциях значительно превышает 10-дневный срок, установленный законодательством.
Также в предлагаемом проекте статьи 101.2 Кодекса не определен порядок вступления в силу решений налоговых органов, а также сроки обжалования решений налоговых органов в ФНС России.
Следовательно, указанные проектируемые нормы положения повлекут правовую неопределенность в вопросах вступления в силу решений налоговых органов и определения сроков обжалования решений налоговых органов в ФНС России и в судебном порядке.
Учитывая изложенное, внесение рассматриваемых изменений в Кодекс представляется нецелесообразным и не поддерживается.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин рассмотрел обращение о внесении в НК изменений. Предлагается установить, что решение вышестоящего налогового органа вступает в силу в течение 10 дней с момента его получения налогоплательщиком при условии, что оно обжаловано в ФНС России либо в суд.
Исходя из этого положения налоговый орган по истечении 10 дней с момента получения решения по жалобе налогоплательщика в целях принятия решения о вступлении его в силу должен проанализировать, обжаловано оно в ФНС или суд. Также в предлагаемом варианте не определен порядок вступления в силу решений налоговых органов, а также сроки обжалования решений в ФНС.
Следовательно, принятие предложения повлечет правовую неопределенность.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 31 мая 2019 г. N 03-02-07/1/41046
Текст письма опубликован не был