Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 июня 2019 г. N 03-04-05/40112
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и по вопросу уплаты налога на доходы физических лиц и страховых взносов организациями сообщает следующее.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 1 статьи 207 Кодекса признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Таким образом, плательщиками налога на доходы физических лиц являются не организации, а физические лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Учитывая изложенное, заработная плата является доходом налогоплательщика, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц.
Пунктом 1 статьи 226 Кодекса установлено, что, в частности, российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 указанной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса.
Пунктом 9 статьи 226 Кодекса установлено, что уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Кодекса под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Исходя из положений пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Кодекса, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков-работодателей признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, начисленные отдельно в отношении каждого физического лица в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
При этом законодательством Российской Федерации устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
В частности, размер пенсионного обеспечения напрямую зависит от суммы учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Таким образом, особая социально-правовая природа страховых взносов, связанная с их индивидуально возмездным характером, является принципиальным отличием страховых взносов от налогов, в том числе от налога на доходы физических лиц.
При этом учитывая, что в отличие от страховых взносов налог на доходы физических лиц уплачивается за счет средств работника, а не организации-работодателя, двойного налогообложения у организации не возникает.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 июня 2019 г. N 03-04-05/40112
Текст письма опубликован не был