Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 8. Выявление и расследование случаев несоблюдения требований и принуждение к соблюдению
8.1 Общий обзор
Общий обзор состояния безопасности представляет собой оценку потребностей системы безопасности и предназначен как для выявления уязвимых мест, которые могут быть использованы для совершении акта незаконного вмешательства, так и для подготовки рекомендаций по устранению недостатков. Такой обзор проводится каждый раз, когда наличие угрозы обусловливает необходимость повышения уровня безопасности для нейтрализации различных рисков, которым могут подвергаться конкретные эксплуатанты аэропортов или воздушных судов. Проверки и инспекции в рамках обзора осуществляются проводить для выявления случаев несоблюдения нормативных требований, а также для оценки общего состояния системы безопасности.
8.2 Выявление возможных случаев несоблюдения требований
Выявление возможных случаев несоблюдения требований мер авиационной осуществляется посредством проверки системы безопасности, инспекции системы безопасности и испытания системы безопасности.
8.2.1 Проверки системы безопасности
Проверка системы безопасности представляет собой глубокое ознакомление со всеми аспектами выполнения требований нормативных правовых актов и Федеральной системы АБ. Проверка является максимально исчерпывающей, проводиться в течении 20 рабочих дней и осуществляется с целью установления надлежащего исполнения действующего законодательства поднадзорным субъектом.
Проверки системы безопасности могут включать гласные или негласные испытания мер безопасности.
О проверке субъект уведомляется заблаговременно.
8.2.2 Инспекции системы безопасности
Инспекция системы безопасности представляет собой ознакомление с выполнением соответствующих положений нормативных правовых актов и Федеральной системы АБ. Рамки инспекции охватывают конкретный вид деятельности или участок работы.
Инспекции могут проводиться без предварительного уведомления, в случаях установленных законодательством.
8.2.3 Испытание системы безопасности
Испытание системы безопасности представляет собой имитацию попытки совершения акта незаконного вмешательства в целях оценки эффективности той или иной меры авиационной безопасности, а также эффективности её внедрения.
Испытание проводиться исключительно с целью определить, является ли данная мера безопасности или контроля эффективной в конкретном месте и в конкретное время.
8.2.4 Обзоры системы безопасности
Обзор системы безопасности представляет собой оценку потребностей системы безопасности и предназначен как для выявления уязвимых мест, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства, так и для подготовки рекомендаций по устранению недостатков.
Обзоры проводится при появлении угрозы в адрес гражданской авиации, вызывающей необходимость повышения уровня авиационной безопасности для предотвращения различных рисков, которым могут подвергаться конкретные аэропорты или эксплуатанты воздушных судов.
8.2.5 Категории соблюдения/несоблюдения требований авиационной безопасности
Уровень соблюдения требований устанавливается в соответствии с национальным законодательством.
Оценка качества обеспечения авиационной безопасности осуществляется по следующим категориям соблюдения/несоблюдения требований авиационной безопасности:
Категория 1 - проверяемая организация реализует мероприятия в области обеспечения авиационной безопасности в полном соответствии с требованиями нормативных правовых актов и Федеральной системой авиационной безопасности;
Категория 2 - не отвечает требованиям нормативных правовых актов и Федеральной системы авиационной безопасности. Имеют место отдельные некритичные недостатки, не оказывающие прямого воздействия на обеспечение авиационной безопасности;
Категория 3 - не отвечает требованиям нормативных правовых актов и Федеральной системы авиационной безопасности. Имеют место серьезные нарушения, которые непосредственно влияют на обеспечение авиационной безопасности;
Категория НИ (не используется) - меры или процедуры по обеспечению авиационной безопасности не используются или не применяются в данной организации гражданской авиации;
категория НП (не подтверждено) - мера или процедура по обеспечению авиационной безопасности по объективным причинам не подвергалась проверке.
В зависимости от категорий обнаруженных несоответствий и серьезности их влияния на уровень обеспечения авиационной безопасности осуществляются:
- срочные корректирующие действия, выполняемые непосредственно с момента обнаружения недостатков группой проверки;
- плановые корректирующие действия в соответствии с планом устранения недостатков.
8.2.6 Планирование мероприятий по контролю качества обеспечения авиационной безопасности
Ежегодный план проверок по обеспечению авиационной безопасности аэропортов, авиационных предприятий, эксплуатантов и иных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, разрабатывается и утверждается федеральным полномочным органом (Федеральная служба по надзору в сфере транспорта), уполномоченным проводить проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При подготовке ежегодного плана проверок учитываются следующие факторы:
- оценка уровня угрозы акта незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации и управление риском;
показатели деятельности аэропортов, авиационных предприятий, эксплуатантов и иных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации;
наличие рейсов повышенного риска;
результаты проведенных проверок контроля качества обеспечения авиационной безопасности за предыдущий год;
новые и возникающие угрозы в области авиационной безопасности;
информация о попытках или совершении актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
Ежегодно до 30 января по результатам реализации Плана мероприятий полномочного органа в сфере контроля качества (надзора) за предыдущий год составляется отчет о его выполнении, в котором на основе анализа всех видов проведенных проверок за отчетный период делается оценка эффективности принимаемых в системе гражданской авиации Российской Федерации мер по обеспечению авиационной безопасности, разрабатываются предложения по принятию корректирующих действий и внесению изменений (дополнений) в Федеральную систему авиационной безопасности.
Ежегодный обобщенный отчет направляется в Министерство транспорта Российской Федерации.
8.3 Принципы и концепция принудительных мер
Принципы и концепция принудительных мер в отношении поднадзорных субъектов устанавливаются в зависимости от обстоятельств, характера и уровня несоблюдения установленных требований.
Принудительные меры применяются в целях предупреждения совершения новых нарушений как самим нарушителем, так и другими лицами.
Поднадзорный субъект признается виновным в совершении нарушений, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принятие мер принуждения осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
8.4 Расследование
В случаях, если после выявления нарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.
Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств нарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования состоит из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, в том числе проживающих в другой местности.
Решение о проведении административного расследования принимается должностным лицом федерального полномочного органа.
Административное расследование проводится по месту совершения или выявления нарушения. Административное расследование проводится уполномоченным должностным лицом.
Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
Административное расследование завершается составлением протокола об административном правонарушении либо вынесением постановления о прекращении дела об административном правонарушении.
8.5 Административные меры 13
------------------------------
13Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
------------------------------
В случае нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере авиационной безопасности к нарушителям применяются меры административного воздействия.
За осуществление деятельности с нарушениями устанавливаются и применяются следующие административные меры:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) административный арест;
4) дисквалификация;
5) ограничение, приостановление или прекращение деятельности.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение субъекта, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
8.6 Преступные действия 14
------------------------------
14Уголовный кодекс Российской Федерации
------------------------------
В случае осуществления деятельности по авиационной безопасности с нарушениями, повлекшими за собой причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, нарушитель подвергается уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в лишении или ограничении прав и свобод этого лица.
Видами наказаний являются:
а) штраф;
б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
з) ограничение свободы;
и) арест;
л) лишение свободы на определенный срок;
8.7 Процедуры применения принуждения
Возбуждение дела об административном правонарушении является первой стадией производства по делам об административных правонарушениях. На этом этапе происходит установление факта совершения административного правонарушения, установление правонарушителя, фиксация обстоятельств, имеющих значение для дела. Данная стадия относится к обязательным.
Для инициирования возбуждения дела об административном правонарушении должны иметься определенные поводы и основания. Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении закреплены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
При обнаружении факта совершения административного правонарушения уполномоченное должностное лицо обязано составить протокол об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, составляется в отношении упомянутого лица и является необходимым правовым основанием для его привлечения к административной ответственности.
После составления протокола, уполномоченное должностное лицо назначает дату и время рассмотрения административного дела.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении представляет собой четкую последовательность процессуальных действий, направленную на защиту прав и законных интересов лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, и установление всех обстоятельств дела.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено только два вида постановлений:
- постановление о назначении административного наказания;
- постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В случае установления вины в отношении лица, допустившего нарушение, применяются меры административного реагирования, указанные в разделе 8.5 настоящего документа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.