Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Оценка системы безопасности аэропорта
2.1. Контрольная проверка/инспектирование аэропорта
Проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых полномочными федеральными органами ежегодных планов.
План проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом.
Проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
О проведении проверки субъект надзора уведомляется федеральным полномочным органом не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки.
Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний федеральных полномочных органов, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Основания для проведения внеплановой проверки установлены в нормативных правовых актах.
О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются федеральным полномочным органом не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, за исключением когда такое уведомление не предусмотрено действующим законодательством.
2.1.1 Подготовительные меры 10
------------------------------
10Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 04.10.2013 N 880
------------------------------
В целях подготовки к проведению проверочных мероприятий федеральные полномочные органы осуществляют систематическое наблюдение за исполнением требований в области авиационной безопасности, в том числе путем дистанционного наблюдения с применением аудио- и видеосистем.
2.1.2 Оценка соответствия национальным требованиям
Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя федерального полномочного органа или его территориального органа. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе.
Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя федерального полномочного органа вручаются под роспись должностными лицами, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить информацию об этих органах в целях подтверждения своих полномочий.
При проведении проверки используются проверочные листы (списки контрольных вопросов).
Проверочные листы (списки контрольных вопросов), используемые при проведении проверки, содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Детальные требования к нижеуказанным пунктам содержатся в нормативных правовых актах Российской Федерации, регулирующих деятельность в области обеспечения авиационной безопасности и в соответствующих федеральных системах (национальных программах).
В ходе осуществления проверочных мероприятий выясняется соответствие нижеуказанных пунктов требованиям национального законодательства и эффективность их реализации.
Все нижеперечисленные вопросы включены в используемый при проверке инспектором проверочный лист (список контрольных вопросов), утвержденный руководителем федерального полномочного органа.
Перечень проверяемых требований не ограничивается только нижеперечисленными пунктами и регулируется требованиями нормативных правовых актов.
а) Программа безопасности аэропорта (ПБА)
В соответствии с законодательством Российской Федерации аэропорты (авиационные предприятия) принимают в письменной форме, осуществляют и обновляют программы обеспечения авиационной безопасности, содержащие комплекс мер по обеспечению авиационной безопасности.
Указанные программы содержать комплекс мер по обеспечению авиационной безопасности как в обычных условиях эксплуатации, так и при возникновении чрезвычайной ситуации, связанной с актом незаконного вмешательства.
b) Аэропортовый комитет безопасности
Для выработки мероприятий, направленных на защиту авиационных предприятий, аэропортов и эксплуатантов от актов незаконного вмешательства, предотвращения и пресечения захватов и угонов воздушных судов, координации деятельности по осуществлению мер авиационной безопасности создаются аэропортовые комиссии по авиационной безопасности.
Аэропортовая комиссия по авиационной безопасности состоит из руководителей аэропортов (вертодромов), авиационных предприятий, организаций аэронавигационного обслуживания, представителей (руководителей) территориальных органов министерств и ведомств, взаимодействующих с федеральными полномочными органами.
c) Отбор и набор персонала
Осуществление отбора, набора и проверки сведений, в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением авиационной безопасности, или выполняющих такую работу, проводится субъектами транспортной инфраструктуры в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
В ходе осуществления проверочных мероприятий осуществляется, помимо прочего, отслеживание:
- эффективности проверок анкетных данных и процедур отбора лиц, осуществляющих контроль в целях безопасности.
d) Подготовка персонала аэропортовой службы безопасности
Организация и обеспечение подготовки авиационного персонала аэропортовой службы безопасности мерам обеспечения авиационной безопасности, а также повышения квалификации проводится в специализированных сертифицированных учебных центрах гражданской авиации Российской Федерации и учебных центрах по авиационной безопасности Международной организации гражданской авиации ИКАО.
e) Охраняемые зоны ограниченного доступа, включая указательные знаки заграждения и системы контроля доступа 11
------------------------------
11Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденный приказом Минтранса России от 12.04.2010 N 87
------------------------------
Границы охраняемых зон ограниченного доступа в аэропортах определяются полномочным органом на основе оценки риска.
Организация и обеспечение их охраны, установление указательных знаков заграждения, функционирование системы контроля доступа осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В ходе осуществления проверочных мероприятий осуществляется, помимо прочего, отслеживание:
- эффективности регулирования доступа в контролируемые зоны;
- эффективности мер безопасности при регулировании доступа в зоны ОЗОД;
- эффективности аэропортовых систем опознавания лиц и транспортных средств;
- эффективности проверок анкетных данных лиц, не являющихся пассажирами, которым предоставляется допуск без сопровождения в зоны ОЗОД;
- эффективности применения мер досмотра и контроля в целях безопасности в отношении лиц, не являющихся пассажирами, и проносимых ими предметов на входе в зоны ОЗОД аэропортов, обслуживающих полеты.
f) Аэропортовая система индивидуальных пропусков для целей авиационной безопасности
Порядок выдачи, учета, хранения, использования и уничтожения индивидуальных пропусков устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
g) Пропуска для транспортных средств
Порядок выдачи, учета, хранения, использования и уничтожения пропусков для транспортных средств устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
h) Транспортные средства и припасы, доставляемые в контролируемую зону
Все транспортные средства и припасы, доставляемые в контролируемую зону аэропорта, досматриваются персоналом службы авиационной безопасности с помощью технических средств досмотра в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
В ходе осуществления проверочных мероприятий осуществляется, помимо прочего, отслеживание:
- эффективности досмотра или применение других соответствующих мер контроля в целях безопасности в отношении транспортных средств, которым предоставлен доступ в зоны ОЗОД, вместе с перевозимыми предметами.
i) Передвижение лиц и транспортных средств
Передвижение лиц и транспортных средств в контролируемой зоне аэропорта регулируется положениями нормативных правовых актов.
В ходе осуществления проверочных мероприятий осуществляется, помимо прочего, отслеживание:
- эффективности мер контроля, обеспечивающих наблюдение за передвижением лиц и транспортных средств к воздушному судну и от него в зонах ОЗОД, с тем чтобы предотвратить несанкционированный доступ к воздушному судну.
j) Система контроля "замок-ключ"
Система контроля "замок - ключ" осуществляется в аэропортах для предотвращения несанкционированного изготовления дубликата утерянных ключей. В аэропортах устанавливается специальный порядок хранения, выдачи, использования ключей и их защиты, который должен применяться в случае утери ключей. На случай аварийной ситуации устанавливается специальный порядок действий.
k) Планы и процедуры на случай аварийной обстановки
Планы и процедуры на случай аварийной обстановки разрабатываются в целях организации ответных действий в связи с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации и иными непредвиденными обстоятельствами. В планах предусматривается выделение необходимых ресурсов для их реализации и отработка действий в учебном порядке на регулярной основе.
l) Обнаружение и уничтожение взрывных веществ
Процедуры обнаружения и уничтожения взрывных веществ регулируются национальным законодательством.
При обнаружении у пассажира или в его багаже и вещах признаков взрывчатых веществ или элементов взрывного устройства вызываются специалисты по взрывным устройствам - пиротехники.
Обезвреживание и уничтожение взрывных устройств и взрывных веществ осуществляют специалисты уполномоченных органов.
m ) Планы строительства
В планах строительства при проектировании новых и реконструкции существующих зданий и инженерных сооружений в аэропортах предусматривается применение новых технологий и технических средств обеспечения авиационной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
n) Магазины беспошлинной торговли и другие предприятия розничной торговли
Все средства и припасы магазинов беспошлинной торговли и других коммерческих предприятий, арендующих помещения, находящиеся внутри контролируемых зон аэропортов или примыкающие к ним, при доставке в контролируемую зону аэропорта досматриваются персоналом службы авиационной безопасности с помощью технических средств досмотра. Персонал указанных организаций выполняет меры авиационной безопасности, установленные в аэропорту и меры безопасности, касающиеся магазинов беспошлинной торговли и других предприятий розничной торговли.
o) Меры внутреннего контроля качества
В рамках внутреннего процесса контроля качества осуществляется проведение всестороннего обследования состояния авиационной безопасности аэропорта и регулярное рассмотрение этого вопроса в последующем полномочной структурой субъекта.
2.1.3 Заключение по результатам проверки/инспекции состояния безопасности аэропорта
По результатам проверки должностными лицами федерального полномочного органа, проводящими проверку, составляется акт по установленной законодательством форме в двух экземплярах.
К акту проверки прилагаются протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица федерального полномочного органа, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
1) выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
В случае, если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен, федеральный полномочный орган обязаны незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством Российской и довести до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения.
2.2 Испытание системы безопасности аэропорта 12
------------------------------
12Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности"
Порядок проверки субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков, застройщиков объектов транспортной инфраструктуры с использованием тест-предметов и тест-объектов органами государственного контроля (надзора) во взаимодействии с уполномоченными представителями органов федеральной службы безопасности и (или) органов внутренних дел Российской Федерации или уполномоченных подразделений указанных органов, утвержденный приказом Минтранса России от 25.09.2014 N 269
Иные нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности
------------------------------
При проведении проверок субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков, застройщиков объектов транспортной инфраструктуры допускается использование тест-предметов (предметов, имитирующих оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть) и тест-объектов (лиц, имитирующих нарушителей требований по обеспечению транспортной безопасности).
Проверки субъектов транспортной инфраструктуры с использованием тест-предметов и тест-объектов проводятся федеральными полномочными органами.
Проверки с использованием тест-предметов и (или) тест-объектов проводятся на основании распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя федерального полномочного органа или его территориального органа.
Проверки с использованием тест-предметов и (или) тест-объектов проводятся по местонахождению объектов транспортной инфраструктуры с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований, установленных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области авиационной безопасности.
Тест безопасности представляет собой имитацию попытки совершения незаконного акта в целях оценки эффективности той или иной меры авиационной безопасности, а также эффективности ее внедрения.
2.2.1 Подготовительные меры
В целях подготовки к проведению проверочных мероприятий федеральные полномочные органы осуществляют систематическое наблюдение за исполнением требований в области авиационной безопасности.
2.2.2 Виды испытаний системы безопасности
Испытание системы безопасности может быть гласным или негласным.
Основное внимание в ходе испытаний системы безопасности уделяется деятельности службы авиационной безопасности аэропорта по вопросам контроля допуска в охраняемые зоны ограниченного доступа, охраны воздушных судов, осуществлению досмотра, навыкам персонала обнаруживать "закладки муляжей" опасных предметов и веществ ходе досмотра, а также готовности персонала к действиям при обнаружении подозрительных предметов и веществ в помещениях аэровокзала и объектах инфраструктуры аэропорта.
2.2.3 Заключение по результатам испытаний системы безопасности
Результаты мероприятий по проверке с использованием тест-предметов и (или) тест-объектов отражаются в акте проверки.
К акту проверки прилагаются фотоматериалы и (или) видеоматериалы проверки с использованием тест-предметов и (или) тест-объектов. Акт подписывается должностными лицами органа государственного контроля (надзора) и уполномоченными представителями.
Акт проверки оформляется после ее завершения в двух экземплярах. Один экземпляр акта проверки с копиями приложений вручается руководителю или иному уполномоченному представителю проверяемого субъекта транспортной инфраструктуры под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого субъекта транспортной инфраструктуры, а также в случае отказа дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт проверки направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящегося в деле федерального полномочного органа.
Копии акта проверки в течение трех рабочих дней со дня составления акта проверки направляются в органы федеральной службы безопасности и (или) органы внутренних дел Российской Федерации или в уполномоченные подразделения указанных органов, уполномоченные представители которых принимали участие в проверке с использованием тест-предметов и (или) тест-объектов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.