Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4
Распределение обязанностей
Назначенный полномочный орган по авиационной (транспортной) безопасности
Ведомства гражданской авиации
16. Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации и обеспечения транспортной безопасности. Минтранс России при реализации обязательств в установленной сфере деятельности, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию как компетентный орган в области гражданской авиации, в том числе как "авиационные власти". Минтранс России осуществляет свои полномочия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации".
Минтранс России в рамках своих полномочий осуществляет разработку, реализацию и поддержание в актуальном состоянии Федеральной системы АБ.
Доводит до сведения всех участников авиационной отрасли первоочередную цель обеспечения авиационной безопасности, путём публикации в официальных источниках Федеральной системы АБ.
Является полномочным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим внесение изменений в положения Федеральной системы АБ с учётом оценки риска для безопасности гражданской авиации.
Минтранс России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Федерального агентства воздушного транспорта. В рамках своих полномочий принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:
- правила перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов;
- перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за эти услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов;
- формы билета, багажной квитанции и грузовой накладной в гражданской авиации;
- условия обеспечения ответственности за причинение вреда третьим лицам и воздушным судам;
- типовые основные программы профессионального обучения и типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями;
- образовательные программы в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями;
- акт, утверждающий особенности организации и осуществления теоретической, тренажерной и практической подготовки по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта, методической деятельности по реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации и членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями;
- акт, утверждающий особенности организации и осуществления теоретической, тренажерной и практической подготовки сил обеспечения транспортной безопасности по видам транспорта, методической деятельности по реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности;
- акт, утверждающий типовые основные программы профессионального обучения и типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности;
- акт, утверждающий правила осуществления радиосвязи при производстве полетов;
- акт, утверждающий правила присвоения позывных радиосигналов гражданским воздушным судам;
- акт, утверждающий правила сертификации объектов Единой системы организации воздушного движения;
- нормативные правовые акты, включая федеральные авиационные правила, устанавливающие:
требования к специалистам согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации;
требования, предъявляемые к оформлению и формам свидетельств, выдаваемых лицам из числа специалистов авиационного персонала, допускаемым к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения;
требования к образовательным учреждениям и образовательным подразделениям организаций, осуществляющим подготовку специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации;
требования к порядку разработки и утверждения, а также к содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации;
порядок подготовки членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчеров управления воздушным движением;
перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации;
требования к оператору аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации;
правила государственной регистрации аэродромов гражданской авиации и вертодромов гражданской авиации, форму свидетельства о государственной регистрации такого аэродрома, такого вертодрома в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации;
форму и порядок получения документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил указанных в пункте 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также операторов аэродромов гражданской авиации;
порядок обязательной сертификации аэродромов, предназначенных для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем 20 человек, а также аэродромов, открытых для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов;
требования к документации гражданского воздушного судна, указанной в пункте 1 статьи 37.1 Воздушного кодекса Российской Федерации;
правила технического обслуживания и наземного обслуживания гражданских воздушных судов;
порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах, а также предоставления содержащихся в них данных;
порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
порядок ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, включая категорированные объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства;
порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
порядок получения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками информации по вопросам обеспечения транспортной безопасности по согласованию с Федеральной службой безопасности и Министерством внутренних дел Российской Федерации;
порядок информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах;
порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности в установленном порядке;
требования к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности;
особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности применительно к отдельным видам транспорта;
порядок аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требования к ним;
правила проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности;
- акт, определяющий объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, не подлежащие категорированию по видам транспорта;
а также нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В рамках своих полномочий Минтранс России:
- обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
- осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций;
- создает единую государственную информационную систему транспортной безопасности;
- организует дополнительное профессиональное образование работников Министерства;
- взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
- разрабатывает и утверждает своды правил;
- осуществляет функции государственного заказчика по созданию государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения в части, обеспечивающей контроль паспортно - визовых документов нового поколения;
- осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации и транспортной безопасности и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта".
В рамках своих полномочий:
осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации:
- о гражданской авиации;
- о транспортной безопасности;
- осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы;
- применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;
выдает:
- лицензии, а также приостанавливает, ограничивает действие и аннулирует их;
- иные разрешительные документы в установленной сфере деятельности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, удостоверяющие право юридических и физических лиц осуществлять определенные виды деятельности и (или) конкретные действия;
обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
организует дополнительное профессиональное образование работников Службы;
взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
осуществляет контроль за деятельностью территориальных органов Службы;
привлекает в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;
- создаёт координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности, в том числе Координационный центр ИКАО по авиационной безопасности.
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности. Находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации и осуществляет свою деятельность в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта" непосредственно, а также через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В рамках своих полномочий:
организует и проводит в установленном порядке:
обязательную сертификацию:
- аэродромов, предназначенных для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем 20 человек, а также аэродромов, открытых для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов (с выдачей соответствующего сертификата);
- обязательную аттестацию авиационного персонала гражданской авиации;
также осуществляет:
- организацию использования воздушного пространства Российской Федерации;
- выдачу свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемым к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения;
- организацию профессионального обучения и повышения квалификации авиационного персонала гражданской авиации согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации;
- организацию разработки мероприятий по результатам расследования авиационных происшествий и инцидентов;
- ведение учета авиационных происшествий и инцидентов;
- принятие решения об аккредитации представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, о прекращении действия их аккредитации, об аккредитации иностранных граждан, являющихся работниками представительств иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации на территории Российской Федерации;
- аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров);
- утверждение программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации;
- лицензирование перевозок воздушным транспортом пассажиров и перевозок воздушным транспортом грузов;
- выдачу лицензий и сертификатов в установленной сфере деятельности, а также в установленных случаях их приостановление, ограничение действия и аннулирование;
- выдачу документа, подтверждающего соответствие юридического лица, осуществляющего обеспечение авиационной безопасности, требованиям федеральных авиационных правил;
- выдачу иных документов в установленной сфере деятельности, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, удостоверяющих право юридических и физических лиц осуществлять определенные виды деятельности и (или) конкретные действия;
- ведение реестра выданных лицензий, сертификатов (свидетельств);
- признание свидетельств иностранного государства, выданных лицу из числа авиационного персонала гражданской авиации;
- допуск в установленном порядке перевозчиков, имеющих соответствующие лицензии, к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов;
- предоставление разрешений иностранным назначенным авиапредприятиям на эксплуатацию договорных линий, а также согласование расписания полетов и тарифов в отношении указанных линий в рамках реализации межправительственных соглашений о воздушном сообщении;
- приостановление в случаях, установленных законом или международным договором Российской Федерации, отправки гражданского воздушного судна иностранного государства;
- обеспечение в установленном порядке участия организаций воздушного транспорта в перевозке сил, средств и материальных ресурсов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществления эвакуационных мероприятий;
- оказание государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации, в том числе по организации воздушного движения, обеспечению электросвязи, предоставлению аэронавигационной, метеорологической информации, а также авиационно-космическому поиску и спасанию;
- организацию единой системы авиационно-космического поиска и спасания;
- обеспечение руководства функционированием Единой системы организации воздушного движения, ее реформирование с целью создания Аэронавигационной системы России;
- аккредитацию специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности в установленной сфере деятельности;
- аккредитацию юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности в установленной сфере деятельности;
- аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности в установленной сфере деятельности;
- аккредитацию аттестующих организаций в установленной сфере деятельности;
- категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности;
- ведение реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, включая категорированные объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, в установленной сфере деятельности;
- взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
- обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
- организует дополнительное профессиональное образование работников Агентства;
- утверждает результаты оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности;
- утверждает планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности;
- осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Администрация аэропорта
17. В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 897 "О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства", приказа Минтранса России от 17.10.1994 N 76 "Типовое положение о службе авиационной безопасности аэропорта" администрация аэропорта гражданской авиации в пределах своей компетенции, в части касающейся Федеральной системы АБ:
создаёт службу авиационной (транспортной) безопасности, которая осуществляет в аэропорту комплекс мероприятий по обеспечению безопасности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в её деятельность и усиливает (дополнительно) меры безопасности в период повышенной угрозы воздушному транспорту или чрезвычайных обстоятельств;
назначает начальника службы авиационной (транспортной) безопасности, на которого возлагается руководство, координация выполнения конкретных мероприятий программы авиационной безопасности аэропорта, в том числе и реализация планов по действиям в чрезвычайных ситуациях. Начальник службы авиационной безопасности несёт персональную ответственность за состояние авиационной безопасности аэропорта и выполнение функциональных задач и мероприятий службой авиационной безопасности;
отвечает за организацию деятельности аэропорта, определение и выполнение мер обеспечения авиационной безопасности в целях предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность аэропорта;
обеспечивает необходимые условия для работы оперативных штабов по урегулированию ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, принимает непосредственное участие в соответствии с решениями оперативных штабов в мероприятиях по пресечению таких актов;
вводит дополнительные меры безопасности (контроль допуска граждан в аэровокзалы, досмотр на входах, контроль за передвижением и стоянками транспортных средств и т.д.) в аэропортах и на прилегающих к ним территориях в зависимости от складывающейся обстановки, угрожающей безопасной деятельности аэропорта (городского аэровокзала), включая меры и эксплуатационные процедуры, снижающие вероятность нападений на воздушные суда с использованием ПЗРК и другого оружия, предоставляющего угрозу воздушным судам в аэропорту или вблизи него;
осуществляет материально-техническое обеспечение, финансирование мероприятий по авиационной (транспортной) безопасности и несёт ответственность за их реализацию;
разрабатывает в письменном виде и осуществляет программу авиационной безопасности аэропорта, содержащую конкретные меры авиационной безопасности, как в обычных условиях эксплуатации, так и при возникновении чрезвычайной ситуации, связанной с актом незаконного вмешательства, согласно Федеральной системе АБ, поддерживает её эффективность и, по мере необходимости, но не реже чем один раз в два года, пересматривает, обновляет указанную программу и согласовывает её с территориальным органом Федерального агентства воздушного транспорта;
организует создание аэропортовой комиссии по авиационной безопасности для выработки мероприятий, направленных на защиту авиационных предприятий, аэропортов и эксплуатантов от актов незаконного вмешательства, предотвращения и пресечения захватов и угонов воздушных судов в соответствии с программой авиационной безопасности аэропорта и для оказания содействия федеральным органам исполнительной власти; аэропортовая комиссия по авиационной безопасности состоит из руководителей аэропортов (вертодромов), авиационных предприятий, организаций аэронавигационного обслуживания, представителей (руководителей) территориальных органов министерств и ведомств, взаимодействующих с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и Федеральным агентством воздушного транспорта при проведении мероприятий по защите деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства; заседания аэропортовой комиссии по авиационной безопасности проводятся не реже одного раза в шесть месяцев, а также при необходимости безотлагательного рассмотрения вопросов, входящих в ее компетенцию;
реализует требования, предъявляемые к архитектуре и инфраструктуре, необходимые для применения мер обеспечения авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации при проектировании и строительстве новых и реконструкции существующих сооружений в аэропортах, в том числе с учётом неконтролируемых зон аэропортов;
доводит до сведения эксплуатантов воздушных судов, в том числе и иностранных авиакомпаний, а также всех заинтересованных организаций и лиц, которые осуществляют деятельность на территории аэропорта, требования программы авиационной безопасности аэропорта в части, их касающейся, и организует контроль по выполнению ими этих требований;
информирует Ространснадзор и их территориальные органы, органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации или их уполномоченные структурные подразделения об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах воздушного транспорта;
обеспечивает принятие мер для проверки, обезвреживания и, при необходимости ликвидации подозрительных опасных устройств или других потенциальных источников опасности в аэропортах.
Основные задачи и функции службы авиационной безопасности аэропорта определены в приказе Минтранса России от 17.10.1994 N 76 "О введении в действие Типового положения о службе авиационной безопасности аэропорта". Служба авиационной безопасности аэропорта обеспечивает:
организацию обучения сотрудников служб авиационной безопасности аэропорта в сертифицированных авиационных учебных центрах по программам подготовки, согласованным уполномоченным органом;
организацию ознакомления персонала аэропорта с мерами обеспечения авиационной безопасности в пределах его функциональных обязанностей;
осуществление контроля за соблюдением мер авиационной безопасности работниками аэропорта, эксплуатантов воздушных судов и организаций, базирующихся на территории аэропорта или пользующимися его услугами;
осуществление мер контроля авиационной безопасности с нерегулярной периодичностью с использованием разнообразных средств.
Кроме того, служба авиационной безопасности аэропорта в соответствии с возложенными на неё задачами:
проводит оценку риска возможных и потенциальных угроз, для выработки эффективно применяемых мер по снижению уровня угрозы и риска для пассажиров, персонала и инфраструктуры аэропорта.
разрабатывает меры безопасности, для защиты от "кибер-угроз" систем информационных и связных технологий первостепенной важности, обеспечивающих безопасную деятельность аэропорта;
осуществляет выборочные, непредсказуемые меры обеспечения авиационной безопасности;
принимает дополнительные меры авиационной безопасности в аэропорту в периоды повышенной угрозы или в чрезвычайных обстоятельствах;
совместно с правоохранительными органами участвует в мероприятиях по применению мер обеспечения безопасности в неконтролируемых зонах аэропортов, по установлению лиц - авторов анонимных угроз в адрес аэропорта и эксплуатантов воздушных судов;
организует взаимодействие с органами МВД России при проведении мероприятий на территории аэропорта (аэровокзала, перронов и аэродрома) с целью выявления и задержания лиц, представляющих угрозу для воздушного транспорта, а также в случаях обнаружения на территории аэропорта оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых веществ и других опасных веществ и предметов, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства. При этом обеспечивается принятие мер для проверки, обезвреживания и, при необходимости ликвидации подозрительных опасных устройств или других потенциальных источников опасности в аэропортах;
осуществляет взаимодействие с органами МВД России по определению (идентификации) и реализации мер контроля в целях обеспечения безопасности в неконтролируемых зонах аэропорта и др.
Органы обслуживания воздушного движения
18. Органы единой системы организации воздушного движения в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" являются субъектами транспортной инфраструктуры и реализуют мероприятия по безопасности в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, утверждёнными Федеральным агентством воздушного транспорта либо его территориальными управлениями.
Арендаторы аэропорта
19. Юридические и физические лица, включая арендаторов зданий и помещений аэропорта, при осуществлении своей деятельности в контролируемой зоне аэропорта обязаны выполнять "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утверждённые приказом Минтранса России от 28.11.2005 N 142 и "Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации", утвержденное приказом ФАС России от 20.01.1998 г. N 22.
Эксплуатанты воздушных судов
20. Эксплуатанты воздушных судов (авиационные предприятия) в пределах своей компетенции принимают меры обеспечения авиационной безопасности в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации Российской Федерации", утверждёнными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 N 128, Федеральными авиационными правилами "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требования федеральных авиационных правил", утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13.08.2015 N 246, с учётом Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утверждённых приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.11.2005 N 142, и "Типового положения о службе авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) гражданской авиации", утверждённого приказом Федеральной авиационной службы России от 15.07.1998 N 222, в рамках которых разрабатывают в письменном виде, осуществляют и обновляют программу авиационной безопасности эксплуатанта, соответствующую положениям типовой программы согласно Федеральной системе АБ, содержащую комплекс мер по обеспечению авиационной безопасности применительно к особенностям условий базирования, географии полетов воздушных судов, типов эксплуатируемых воздушных судов, объёма пассажирских и грузовых перевозок и другим факторам, а также необходимые инструкции и технологии для персонала эксплуатанта в части обеспечения авиационной безопасности и обеспечивают их исполнение работниками авиапредприятия. Программа авиационной безопасности эксплуатанта должна по мере необходимости, но не реже чем один раз в два года, быть пересмотрена, обновлена и согласована (одобрена) Федеральным агентством воздушного транспорта (территориальным органом).
САБ эксплуатантов обеспечивает выполнение требований по авиационной безопасности своими силами или за счёт привлечения для этих целей САБ аэропортов на договорной основе.
В вопросах защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства службы авиационной безопасности эксплуатантов обязаны выполнять распоряжения служб авиационной безопасности аэропортов, на территории которых базируются воздушные суда эксплуатантов.
При этом в отсутствие служб авиационной безопасности эксплуатанты обеспечивают проведение командиром воздушного судна предполетного досмотра воздушного судна, его бортовых запасов, членов экипажа воздушного судна, перевозимых лиц и их имущества, а также груза и почты.
Эксплуатанты воздушных судов также:
назначают должностное лицо из числа руководителей, соответствующее установленным требованиям, в обязанности которого входит обеспечение исполнения функций по авиационной (транспортной) безопасности;
планируют и реализуют процедуры, обеспечивающие своевременное ознакомление персонала эксплуатанта с необходимой информацией, включая информацию об авиационной безопасности, персонале организаций, изменениях в законах, правилах и нормативных правовых актов государств, на территории которых осуществляется деятельность эксплуатанта, а также в руководствах эксплуатанта;
устанавливают и выполняют программу подготовки с целью ознакомления своих работников с превентивными мерами и методами в отношении пассажиров, багажа, грузов, почты, оборудования, запасов и бортового питания, предназначенных для перевозки на воздушном судне, с тем, чтобы их работники способствовали предотвращению актов терроризма или других форм незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;
обеспечивают ознакомление персонала с мерами авиационной (транспортной) безопасности в пределах его функциональных обязанностей;
обеспечивают наличие на борту воздушного судна контрольного перечня осмотра воздушного судна, которым следует руководствоваться при поисках взрывного устройства в случае предполагаемой диверсии и при проверке воздушного судна на предмет выявления спрятанного оружия, взрывчатых веществ или других опасных устройств, когда имеется подозрение относительно того, что воздушное судно может подвергнуться акту незаконного вмешательства в деятельность в области авиации; к контрольному перечню прилагаются инструкции в отношении действий, которые следует предпринимать в случае обнаружения взрывного устройства или подозрительного предмета, а также информация о наименее опасном месте размещения взрывного устройства на конкретном воздушном судне;
устанавливают и выполняют программу подготовки членов экипажа воздушного судна по авиационной безопасности, обеспечивающую принятие членами экипажа наиболее правильных действий, направленных на сведение к минимуму последствий актов незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и включающую в себя следующие элементы:
а) оценку уровня опасности события;
б) связь и координацию между членами экипажа;
в) соответствующие меры самообороны;
г) применение предназначенных для членов экипажа защитных устройств;
д) ознакомление с методами контроля поведения террористов и реакцией пассажиров;
е) учения по отработке действий в реальной обстановке с учетом различных условий, угроз;
ж) порядок действий в кабине летного экипажа в целях защиты воздушного судна;
з) правила досмотра воздушного судна и рекомендации относительно наименее опасных мест для размещения опасных предметов;
обеспечивают, чтобы в случае совершения акта незаконного вмешательства в деятельность в области авиации, командир воздушного судна информировал о нём орган обслуживания воздушного движения, а при отсутствии связи с ним по возможности - орган внутренних дел;
обеспечивают, чтобы на всех самолетах, где устанавливается дверь кабины летного экипажа воздушного судна, дверь находилась в закрытом и запертом положении с момента закрытия всех внешних дверей после посадки пассажиров до открытия любой такой двери для их высадки, за исключением случаев покидания рабочего места членами лётного экипажа;
выполняют требования по обеспечению авиационной (транспортной) безопасности и осуществлению контроля за выполнением мер авиационной (транспортной) безопасности авиаперсоналом и другими работниками эксплуатанта воздушных судов;
принимают превентивные меры, необходимые для исключения нахождения на борту воздушного судна оружия, взрывчатых веществ и опасных предметов, оставленных пассажирами;
принимают меры по установлению принадлежности зарегистрированного багажа пассажирам, занимающим места на борту самолёта, включая трансферных и транзитных пассажиров;
принимают меры от несанкционированного доступа в ходе выполнения полёта к перевозимым в грузовом отсеке багажа, грузов, почтовых отправлений, а также бортпитания, бортзапасов и бортприпасов;
организуют обеспечение мер безопасности при перевозке конвоируемых граждан (содержащихся под стражей, арестованных, задержанных, осужденных за преступления), а также граждан с психическими расстройствами (заболеваниями) и депортируемых (высылаемых) граждан;
организуют обеспечение и соблюдение мер установленного порядка для перевозки оружия в пассажирском салоне и грузовом отсеке воздушного судна;
организуют обеспечение контроля за доступом лиц к воздушному судну, находящемуся на техническом и предполетном обслуживании, и обеспечение его охраны;
проводят учения и тренировки по действиям членов экипажа и авиаперсонала на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе захвата, угона воздушного судна, диверсий и угроз их осуществления в отношении воздушного судна и объектов авиационной организации;
обеспечивают выполнение членами экипажей воздушных судов мер авиационной безопасности при обнаружении на борту воздушного судна подозрительных предметов или получения информации о нахождении их на борту воздушного судна;
определяют порядок эвакуации с воздушного судна пассажиров и членов экипажа и проведения досмотра воздушного судна на земле;
организуют принятие специальных мер обеспечения безопасности, подлежащих применению в периоды повышенной угрозы для гражданской авиации или в отношении особо важных, специальных и подконтрольных рейсов (полетов);
организуют получение удостоверений членов экипажа воздушного судна, обеспечение их учета, хранения, выдачи и уничтожения, как документов строгой отчетности.
В аэропортах иностранных государств представитель эксплуатанта совместно с командиром воздушного судна принимают необходимые меры по предотвращению и пресечению попыток незаконного вмешательства в деятельность в области авиации в соответствии с законами и правилами государства пребывания.
На аэродромах, посадочных площадках, на которых не предусмотрено наличие службы авиационной безопасности, командир воздушного судна организует обеспечение мер авиационной безопасности с привлечением членов экипажа воздушного судна.
Эксплуатанты авиации общего назначения обеспечивают меры авиационной безопасности в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения", утверждёнными приказом Минтранса России от 27.03.2003 N 29.
В соответствии с "Инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию", утвержденной совместным приказом Минюста России и МВД России от 24.05.2006 N 199 дсп/N 369 дсп, осуществляется конвоирование и перевозка лиц, подвергнутых судебному или административному разбирательству. При наличии пассажиров, подвергнутых судебному или административному разбирательству, которые должны быть перевезены на борту воздушного судна, эксплуатант и командир воздушного судна заблаговременно уведомляется для осуществления надлежащего контроля в целях безопасности. Соответствующие меры и процедуры включаются в программы авиационной безопасности эксплуатантов.
Провоз оружия на борту воздушного судна сотрудниками правоохранительных органов и другими уполномоченными лицами, находящимися при исполнении служебных обязанностей, осуществляется в соответствии с положениями "Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров", утверждённых приказом Минтранса России от 25.07.2007 N 104, постановления Правительства Российской Федерации от 15.10.1997 N 1314 "Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях", а также "Инструкции о порядке перевозки воздушными судами гражданской авиации оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета", введенной в действие совместным приказом ФСВТ России и МВД России от 30.11.1999 N 120/971.
Другие полномочные органы
Федеральная служба безопасности Российской Федерации
21. Федеральная служба безопасности Российской Федерации осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности", Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", Указом Президента Российской Федерации от 11.08.2003 N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами в сфере обеспечения авиационной (транспортной) безопасности, в том числе ограниченного распространения.
Органы федеральной службы безопасности в рамках своих полномочий:
информируют Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;
выявляют, предупреждают, пресекают, раскрывают и расследуют готовящиеся, совершающиеся и совершенные террористические акты, а также добывают информацию о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма;
обеспечивают в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов.
Федеральная служба безопасности Российской Федерации обеспечивает:
составление планов на случай чрезвычайных ситуаций совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации и Федеральной таможенной службой Российской Федерации в целях реагирования на захваты и угоны воздушных судов, диверсии, угрозы взрыва или другие угрозы, нападения на земле и гражданские беспорядки и установления контроля над ними. Для оперативного руководства действиями по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с захватом и угоном воздушных судов или иными актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, в аэропортах, где возникла или имеется угроза возникновения таких ситуаций, координации действий подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и других заинтересованных министерств и ведомств создаются оперативные штабы, которые возглавляются уполномоченными должностными лицами Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
принятие адекватных мер, включающих использование подразделений по борьбе с терроризмом, предотвращение и пресечение преступлений в отношении гражданской авиации, ведение переговоров при захвате заложников и обезвреживание взрывных устройств;
функции и полномочия оперативного штаба, задачи подразделений федеральных органов исполнительной власти, задействованных в мероприятиях по предупреждению и пресечению от актов незаконного вмешательства, предотвращения и пресечения захватов и угонов воздушных судов; схема оповещения и связи; расчет сил и средств, необходимых для урегулирования чрезвычайной ситуации определяются в Плане по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации (далее - План), разрабатываемом администрацией аэропорта и согласовываемом с территориальными органами (подразделениями) соответствующих федеральных органов исполнительной власти. План не реже одного раза в квартал уточняется в оперативных аспектах с руководителями подразделений аэропорта, участвующих в урегулировании чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства.
ФСБ России осуществляет взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти в рамках реализации своих полномочий в части Федеральной системы АБ в соответствии с нормативными правовыми актами, имеющими ограниченный доступ.
Министерство внутренних дел Российской Федерации
22. Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и другими нормативными правовыми актами в сфере обеспечения авиационной (транспортной) безопасности.
Министерство внутренних дел Российской Федерации в рамках своих полномочий обеспечивает:
предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявление лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проведение с ними индивидуальную профилактическую работу;
принятие мер реагирования в случае идентификации работниками подразделений транспортной безопасности в ходе проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ при условии отсутствия законных оснований для их ношения или хранения либо в случае выявления лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности или ее часть;
выявление и пресечение нарушений требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности физическими лицами;
выявление и пресечение фактов несанкционированного доступа посторонних лиц в перевозочный и технологический секторы аэропортов;
проведение анализа криминогенной обстановки и внесение предложений по улучшению ее состояния субъектам транспортной инфраструктуры, перевозчикам;
поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего выполнения служебных обязанностей
участие в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан; уничтожение оружия, боеприпасов, патронов к оружию, изъятых полицией по уголовным делам;
осуществление в установленном порядке приема и хранения изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ; осуществление приёма, хранение и уничтожения изъятых, добровольно сданных и найденных наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
обеспечение безопасности граждан и общественного порядка на улицах, площадях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах.
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации
23. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 N 42 и другими нормативными правовыми актами в сфере обеспечения авиационной (транспортной) безопасности.
В соответствии с положениями Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" войска национальной гвардии Российской Федерации (далее - войска национальной гвардии) являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 N 42 войска национальной гвардии обеспечивают:
охрану международных аэропортов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утверждённым Правительством Российской Федерации;
федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.
Военные органы
24. Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает применение Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Прочие учреждения
25. Министерство иностранных дел Российской Федерации в рамках своих полномочий:
участвует в мероприятиях по внешнеполитическому и международно-правовому обеспечению защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства;
оформляет в пределах своей компетенции документы на право въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также осуществляет оформление необходимых документов для пассажиров, депортируемых из Российской Федерации с использованием гражданской авиации.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
26. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляет свои полномочия в соответствии с Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" и другими нормативными правовыми актами в сфере обеспечения авиационной (транспортной) безопасности.
Федеральная таможенная служба Российской Федерации
27. Федеральная таможенная служба Российской Федерации осуществляет свои полномочия в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 N 809 "О Федеральной таможенной службе".
В рамках своих полномочий обеспечивает функции по контролю и надзору в области таможенного дела по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также санитарно-карантинного, карантинного, фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора, функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также иных, связанных с ними преступлений и правонарушений, оказывает содействие в пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации.
Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации
28. Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности", Указом Президента Российской Федерации от 11.08.2003 N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами в сфере обеспечения безопасности, в том числе ограниченного распространения.
Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации обеспечивает защиту государственной границы, а также пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в пунктах пропуска в целях предотвращения актов незаконного вмешательства.
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
29. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю при осуществлении своих полномочий в рамках положений приказом ФСТЭК России от 12.05.2005 N 167 "Об утверждении Регламента Федеральной службы по техническому и экспортному контролю" организует координацию деятельности по обеспечению защиты информации, содержащей сведения авиационной (транспортной) безопасности с ограниченным доступом, предотвращения её утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней в информационных системах и телекоммуникационных сетях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.