Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 7
Контроль в целях безопасности лиц и предметов, помещаемых на борт воздушного судна
Досмотр пассажиров и ручной клади
118. Предполетный досмотр пассажиров и ручной клади является одной из важнейших мер по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в её деятельность, направленных на предотвращение проноса на воздушное судно оружия, взрывчатых веществ и других опасных предметов и устройств.
Предполетный досмотр пассажиров и ручной клади осуществляется в соответствии с положениями Воздушного кодекса Российской Федерации, настоящей Федеральной системы АБ, Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных приказом Минтранса России от 28.11.2005 г. N 142, "Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров", утвержденных приказом Минтранса России от 25.07.2007 г. N 104, "Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности", утвержденных приказом Минтранса России от 23.07.2015 г. N 227, "Программы обеспечения авиационной безопасности аэропорта", а также в соответствии с требованиями "Технологии проведения досмотров", разработанной и утверждённой администрацией аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатантом, осуществляющими досмотр применительно к условиям аэропорта.
119. Предполетный досмотр пассажиров, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, производится в целях обеспечения авиационной безопасности, охраны жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов и авиационного персонала гражданской авиации, предотвращения возможных попыток захвата (угона) воздушных судов и других актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, а также предотвращения незаконного провоза оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте по условиям авиационной безопасности.
120. Предполетный досмотр проводится на всех внутренних и международных рейсах, выполняемых воздушными судами эксплуатантов, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.
121. Предполетный досмотр пассажиров, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, проводится после регистрации пассажиров, а при выполнении международных полетов - до или после осуществления пограничного контроля и таможенного контроля либо в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, и иных видов контроля.
122. Предполетный досмотр пассажиров, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, осуществляется в специальных помещениях (пунктах досмотра) аэропорта, оборудованных стационарными техническими средствами досмотра (рентгенотелевизионным интроскопом, стационарным металлоискателем, портативными (ручными) металлоискателями, средствами обнаружения взрывчатых веществ), а также системой видеонаблюдения и видеозаписи, информация которой сохраняется в течение 1 месяца, аварийным освещением и электроснабжением, тревожной сигнализацией, телефонной связью, в том числе и прямой связью с диспетчером службы организации пассажирских перевозок, пунктами регистрации билетов и приема багажа, правоохранительными органами.
123. Пункты досмотра и соответствующие охраняемые зоны ограниченного доступа (стерильные зоны) должны находиться под постоянным контролем. Стерильные зоны, допуск в которые не контролируется на постоянной основе, должны подвергаться перед их использованием тщательной проверке сотрудниками досмотра с использованием возможностей кинологического подразделения и (или) технических средств.
124. Контроль за выходом на период посадки пассажиров осуществляется сотрудниками службы организации пассажирских перевозок.
В помещениях и зонах, в которых проводится пограничный и таможенный контроль действуют дополнительные режимные правила, подразделениями пограничного контроля органов пограничной службы и таможенных органов.
125. Предполетный досмотр пассажиров, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, проводится сотрудниками службы авиационной безопасности, прошедшими соответствующую специальную подготовку (обучение) и имеющих сертификат (свидетельство), подтверждающую наличие у сотрудников досмотра требуемой квалификации для выполнения порученных функций.
В отношении всех пассажиров до начала и в ходе предполетного досмотра сотрудниками досмотра службы авиационной безопасности, а также работниками авиакомпаний при регистрации пассажиров проводится процедура профайлинга, в ходе которой осуществляются необходимые проверочные действий в отношении каждого из пассажиров.
126. Предполетный досмотр пассажиров, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, проводится с применением технических и специальных средств: стационарных рентгенотелевизионных интроскопов, стационарных и портативных (ручных) металлоискателей, сканеров или систем интровидения в терагерцевом диапазоне электромагнитного спектра, детекторов взрывчатых веществ и других технических и специальных средств, сертифицированных в установленном порядке, а также ручным (контактным) методом.
Предполетный досмотр пассажиров, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, включает методы досмотра, позволяющие обнаруживать взрывчатые вещества и взрывные устройства при попытке их проноса на теле человека или в ручной клади, включающие в том числе: досмотр ручным (контактным) методом, использование детекторов выявления взрывчатых веществ, служебных собак, досмотровых сканеров, досмотр ручной клади с помощью рентгеновской установки.
127. Дополнительный досмотр, в том числе ручной (контактный) досмотр всех готовящихся к вылету пассажиров и находящихся при них вещей осуществляется при поступлении сообщения о готовящемся захвате либо угоне воздушного судна, выполняющего конкретный рейс или следующего в определенном направлении, во время повышенной угрозы совершения акта незаконного вмешательства на воздушное судно определенного рейса, при отсутствии или неисправности технических и специальных средств в пункте досмотра. Кроме того, дополнительный досмотр, в том числе досмотр ручным (контактным) методом, осуществляется для проверки вещей, внутреннее содержание которых нельзя определить с помощью технических и специальных средств, а также вещей, находящихся при пассажире, который определен как потенциально опасный. Досмотр ручным (контактным) методом проводится в отношении пассажиров в просторной одежде, скрывающей очертания его тела, а также при повторном срабатывании сигнализации металлоискателя.
128. Предполетный досмотр ручной клади пассажира, связанный с необходимостью её вскрытия, производится в присутствии пассажира, но без его участия в процессе досмотра.
129. Лица, производящие предполетный досмотр пассажиров, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, обязаны быть внимательными и вежливыми в отношении пассажиров и не допускать действий, унижающих их достоинство.
130. Выявленные в ходе предполетного досмотра пассажиров и их ручной клади опасные предметы и вещества, находящиеся в свободной продаже, но запрещенные к перевозке на воздушном судне, изымаются с оформлениям акта обнаружения и изъятия и передаются на хранение в специально оборудованный склад аэропорта в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отдельные предметы, в том числе и бытового назначения, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, могут перевозиться в багажном отсеке воздушного судна и возвращаться пассажиру в пункте назначения.
Оформление и изъятие веществ, материалов и изделий, свободный оборот которых на территории Российской Федерации запрещен или ограничен, осуществляется сотрудниками органов внутренних дел на транспорте в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Процедуры, используемые в этих случаях, а также перечень опасных и запрещенных к перевозке предметов и веществ определяются законодательством Российской Федерации.
131. При отказе пассажира от прохождения предполетного досмотра или от предъявления для досмотра ручной клади перевозчик в соответствии с законодательством вправе расторгнуть с ним договор воздушной перевозки.
132. Организация проведения досмотра возлагается на администрацию аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатанта, осуществляющих досмотр в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных приказом Минтранса России от 28.11.2005 N 142.
133. Порядок проведения досмотра осуществляется в соответствии с "Правилами проведения предполетного и послеполетного досмотров", утвержденными приказом Минтранса России от 25.07.2007 N 104.
134. После прохождения предполетного досмотра пассажиры, находящиеся в стерильной зоне, не должны иметь контактов с лицами, не прошедшими такого досмотра, в том числе с персоналом гражданской авиации, не имеющим отношения к обслуживанию воздушного судна и пассажиров данного рейса.
135. Если смешивание или контакт все же имели место, то соответствующие пассажиры и их ручная кладь вновь подвергаются досмотру перед посадкой на воздушное судно.
Трансферные и транзитные пассажиры
136. Эксплуатанты воздушных судов, осуществляющие пассажирские перевозки, и эксплуатанты аэропортов включают в свои программы безопасности надлежащие меры по контролю за трансферными и транзитными пассажирами и их ручной клади в целях предотвращения проноса на борт воздушного судна несанкционированных предметов и веществ.
137. Предполетный досмотр транзитных и трансферных пассажиров, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, в промежуточных аэропортах проводится на общих основаниях до входа в стерильную зону и смешивания с прошедшими предполетный досмотр пассажирами, для которых данный пункт перевозки является начальным.
С целью исключения контакта с пассажирами, не прошедшими предполетный досмотр в аэропорту, могут быть оборудованы залы прибытия/вылета для размещения транзитных и трансферных пассажиров с вещами, находящимися при пассажирах
Транзитные и трансферные пассажиры не допускаются к своему зарегистрированному багажу.
В случае контакта с пассажирами, не прошедшими предполетный досмотр в аэропорту, или доступа к багажу, транзитные и трансферные пассажиры, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах, подлежат повторному предполетному досмотру на общих основаниях.
138. Должностные лица эксплуатанта воздушного судна обязаны своевременно информировать начальника смены службы авиационной безопасности аэропорта об изменениях маршрутов полета транзитных пассажиров, которые были изменены по инициативе пассажиров. Багаж указанных пассажиров снимается с воздушного судна, проводится его предполетный досмотр и отправляется изменённым рейсом.
Экипажи воздушных судов, персонал аэропортов и прочие лица, не являющиеся пассажирами
139. Экипажи воздушных судов, персонал аэропортов и прочие, не являющиеся пассажирами лица, допускаются в контролируемую зону аэропорта и охраняемые зоны ограниченного доступа в соответствии с требованиями Главы 7, раздела "Контроль доступа: лица" настоящей Федеральной системы АБ.
Администрации аэропорта следует предусмотреть возможность проведения регулярных повторных проверок анкетных данных в отношении всех лиц, которым предоставляется доступ без сопровождения в охраняемые зоны ограниченного доступа аэропорта.
140. Порядок досмотра членов экипажей воздушных судов, персонала аэропортов и прочих, не являющихся пассажирами лиц, так же, как и порядок досмотра пассажиров, должен гарантировать невозможность проноса запрещенных предметов и веществ в контролируемую зону и охраняемые зоны ограниченного доступа аэропорта.
Используемые методы досмотра членов экипажей воздушных судов, персонала аэропортов и прочих, не являющихся пассажирами лиц, аналогичны методам, применяемым для досмотра пассажиров и ручной клади.
Специальные процедуры досмотра
141. Пассажиры с дипломатическим статусом проходят предполетный досмотр и другие процедуры контроля в целях безопасности на общих основаниях, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международным правом.
142. Дипломатическая почта, консульские вализы, а также приравненная к ним на основании международных договоров Российской Федерации иная официальная корреспонденция иностранных учреждений и международных организаций не подлежат ни задержанию, ни вскрытию, ни досмотру, как вручную, так и с применением технических или иных специальных средств.
Все места, составляющие дипломатическую почту, консульскую вализу, а также приравненную к ним на основании международных договоров Российской Федерации иную официальную корреспонденцию иностранных учреждений и международных организаций, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на их характер (замки, сургучные печати, опечатанные бирки с указанием пункта назначения и отправки).
Дипломатический (консульский) курьер снабжается официальным документом, в котором указывается его статус и число мест, составляющих консульскую вализу. Дипломатическая почта и консульская вализа могут также перемещаться транспортными (почтовыми) организациями, в том числе организациями-перевозчиками экспресс-грузов, при этом дипломатическая почта и консульская вализа не теряют своего статуса и должны иметь соответствующие внешние признаки.
При наличии достоверной информации или веских подозрений, что в дипломатической почте находятся опасные предметы или вещества, угрожающие безопасности воздушного судна и его пассажиров, с разрешения представляемого государства и в присутствии уполномоченного лица представляемого государства дипломатическая почта может быть досмотрена компетентными властями Российской Федерации. Отказ от досмотра является обоснованием отказа в провозе дипломатической почты на воздушном судне. В таком случае дипломатическая почта возвращается в место отправления.
В случаях, когда имеются серьезные основания полагать, что в консульской вализе содержится что-то другое, кроме официальной корреспонденции, документов или предметов, предназначенных исключительно для официального пользования, компетентные власти Российской Федерации могут потребовать, чтобы вализа была вскрыта в их присутствии уполномоченным лицом представляемого государства. В том случае, если власти представляемого государства откажутся выполнить это требование, вализа возвращается в место отправления.
Соответствующие меры по задержанию, вскрытию и/или досмотру могут применяться на основе принципа взаимности в отношении дипломатической почты и консульской вализы тех государств, которые применяют аналогичные меры к дипломатической почте и консульской вализе Российской Федерации.
Дипломатическая почта Российской Федерации при ее транспортировке не подлежит вскрытию, задержанию, а также обследованию техническими или иными специальными средствами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
143. Пассажиры, обслуживаемые в VIP зале и зале официальных лиц и делегаций, проходят предполетный досмотр в пунктах досмотра, оборудованных в этих залах. При отсутствии пунктов досмотра в VIP и зале официальных лиц и делегаций пассажиры, обслуживаемые в этих залах, проходят предполетный досмотр в одном из пунктов досмотра аэропорта.
144. От прохождения предполетного досмотра освобождаются лица, подлежащие государственной охране в соответствии с нормативными правовыми актами.
Меры авиационной безопасности при перевозке на воздушных судах и обслуживании в аэропортах лиц, указанных в части первой указанного пункта, регламентируются отдельными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
145. Пассажиры с кардиостимуляторами проходят предполетный досмотр без применения технических средств досмотра. Их багаж и ручная кладь досматриваются на общих основаниях.
Предполетный досмотр пассажиров-инвалидов (на костылях, с протезами ног, рук, в инвалидных колясках) осуществляется таким образом, чтобы исключить пронос в костылях, протезах и инвалидных колясках веществ, материалов и изделий, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства. Сопровождающие их лица проходят контроль в целях безопасности на общих основаниях.
146. Лица с психическими расстройствами (заболеваниями), которые могут представлять угрозу для безопасности полета, могут перевозиться на борту воздушного судна только в сопровождении пассажиров, обладающих правовыми, физическими и иными возможностями для пресечения действий, угрожающих безопасности полета, а также безопасности пассажиров со стороны указанных граждан.
Предполетный досмотр лиц с психическими расстройствами (заболеваниями) осуществляется на общих основаниях.
Эксплуатант воздушного судна в целях обеспечения безопасности полета имеет право отказать по рекомендации своей медицинской службы или службы авиационной безопасности аэропорта в посадке этого гражданина на борт воздушного судна.
Разрешенный провоз оружия
147. Провоз оружия на борту воздушного судна осуществляется в соответствии с положениями "Инструкции о порядке перевозки воздушными судами гражданской авиации оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полёта", введенная в действие совместным приказом ФСВТ России и МВД России от 30.11.1999 N 120/971. Оружие пассажиров, имеющих право на его хранение и ношение, в обязательном порядке передается уполномоченному лицу для временного хранения на период полета в аэропорту отправления и выдается владельцам по окончании полета в аэропорту назначения.
148. Оружие при перевозке и транспортировке должно находиться в разряженном состоянии отдельно от боеприпасов в специальной запираемой и опечатываемой таре, размещаемой в багажных отсеках, изолированных от пассажирских салонов.
149. При предъявлении пассажиром в ходе предполётного досмотра оружия и боеприпасов к нему сотрудник службы авиационной безопасности аэропорта незамедлительно информирует об этом орган внутренних дел на транспорте. Прибывший сотрудник органа внутренних дел на транспорте обязан проверить у пассажира наличие разрешения на хранение, ношение оружия и боеприпасов к нему, а также произвести их тщательный осмотр.
150. Прием оружия и боеприпасов к перевозке, транспортировке, оформление соответствующих документов в аэропорту отправления и выдачу оружия и боеприпасов к нему в аэропорту назначения осуществляет ответственное лицо службы авиационной безопасности аэропорта при участии сотрудников органов внутренних дел на транспорте и членов экипажа воздушного судна.
151. Порядок приема, оформления, перевозки и выдачи оружия и боеприпасов, переданных пассажиром на период полета, определен требованиями Инструкции о порядке перевозки воздушными судами гражданской авиации оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета, утвержденной приказом Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации и Министерства внутренний дел Российской Федерации от 30.11.1999 N 120/971.
152. Контроль за соблюдением правил перевозки, транспортировки оружия и боеприпасов к нему на воздушном судне осуществляют сотрудники органов внутренних дел на транспорте и сотрудники службы авиационной безопасности аэропорта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
153. Невостребованное пассажиром оружие и боеприпасы к нему в аэропортах гражданской авиации Российской Федерации в установленном порядке передаются в органы внутренних дел, в иных аэропортах назначения - в соответствующие правоохранительные органы.
154. На борту воздушного судна при наличии разрешительных документов могут иметь при себе оружие и боеприпасы к нему:
сотрудники Федеральной службы охраны Российской Федерации, находящиеся при исполнении служебных обязанностей (имеющие служебные заграничные паспорта, служебные и командировочные удостоверения установленного образца), при сопровождении объектов государственной охраны;
сотрудники Государственной фельдъегерской службы России Межправительственной фельдъегерской связи, сопровождающие почтовые отправления (корреспонденцию), при наличии отметки в командировочном удостоверении (предписании) о наличии оружия и боеприпасов.
155. Эксплуатанты воздушных судов, перевозящие граждан, которым разрешена перевозка, транспортировка оружия и боеприпасов к нему, обеспечивают принятие следующих мер безопасности:
проверка соответствующих документов с разрешением на провоз оружия и боеприпасов к нему данным рейсом по указанному маршруту;
инструктаж до посадки в воздушное судно граждан, перевозящих оружие и боеприпасы к нему, о правилах, касающихся перевозки оружия и боеприпасов к нему на воздушном судне;
уведомление командира воздушного судна о количестве лиц на борту воздушного судна, имеющих оружие и боеприпасы к нему, и о занимаемых ими местах.
Лица, находящиеся под стражей или административным контролем
156. Предполетный досмотр личного состава маршрутного караула Федеральной службы исполнения наказаний, осуществляющего сопровождение конвоируемых лиц, и обыск осужденных перед посадкой на борт воздушного судна проводится в соответствии с "Инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию", утверждённой совместным приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 мая 2006 г. N 199дсп/369дсп, с соблюдением специальных мер, исключающих угрозу безопасности полета воздушного судна, а также безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна. Указанные специальные меры и процедуры включаются в программы безопасности эксплуатантов. Выделение специальных помещений для временного размещения конвоируемых лиц возлагается на администрацию аэропорта.
Для осуществления надлежащего контроля в целях безопасности эксплуатант и командир воздушного судна заранее уведомляются о перевозке конвоируемых лиц на борту воздушного судна.
157. Решение о перевозке конвоируемых, депортируемых (высылаемых) граждан принимается после предварительной консультации (в том числе при бронировании и продаже авиабилетов) с эксплуатантом воздушного судна, в целях определения степени угрозы безопасности полета и в случае необходимости принимаются дополнительные меры безопасности.
158. Досмотр конвоируемых лиц осуществляется в соответствии "Правилами проведения предполетного и послеполетного досмотров", утвержденных приказом Минтранса России от 25.07.2007 N 104, "Правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности", утвержденных приказом Минтранса России от 23.07.2015 N 227.
Багаж, перевозимый в грузовом отсеке
159. Процедуры надлежащего контроля и досмотра перевозимого в грузовом отсеке багажа предназначены предотвращать помещение в грузовой отсек воздушного судна оружия, взрывчатых веществ или других опасных устройств, предметов или материалов. Такие процедуры включают также охрану перевозимого в грузовом отсеке багажа и его защиту от несанкционированного доступа в ходе его перемещения от пункта досмотра до принятия эксплуатантом под его ответственность и размещения на борту воздушного судна, а также установление принадлежности пассажирам всех единиц такого багажа.
160. Багаж для перевозки воздушным транспортом принимается эксплуатантом воздушного судна только от пассажиров, которые имеют авиабилеты на соответствующий рейс. Перевозка воздушным судном багажа пассажиров, не явившихся на посадку, а также неопознанного багажа запрещается. При неявке пассажира на посадку его багаж подлежит снятию с воздушного судна и обязательному досмотру.
161. При оформлении багажа пассажиров ответственное лицо авиакомпаний производит контроль документов (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, авиабилет), выдает заполненный посадочный талон, принимает багаж, оформляет багажную бирку и отправляет его для доставки в багажное отделение, где он подлежит стопроцентному контролю (досмотру) с использованием технических и других средств.
162. Досмотр зарегистрированного багажа осуществляется в соответствии с положениями Воздушного кодекса Российской Федерации, настоящей Федеральной системы АБ, Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утверждённых приказом Минтранса России от 28.11.2005 N 142, Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утверждённых приказом Минтранса России от 25.07.2007 N 104, Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утверждённых приказом Минтранса России от 23.07.2015 N 227, "Программы обеспечения авиационной безопасности аэропорта", а также в соответствии с требованиями "Технологии проведения досмотра багажа", разработанной и утверждённой администрацией аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатантом, осуществляющими досмотр применительно к условиям аэропорта.
163. Досмотр багажа осуществляется сотрудниками досмотра службы авиационной безопасности, прошедшими соответствующую специальную подготовку (обучение) и имеющими сертификат (удостоверение), подтверждающую наличие у работников досмотра требуемой квалификации для выполнения порученных функций.
164. Досмотр багажа проводится с применением технических и специальных средств: стационарных рентгенотелевизионных интроскопов, портативных (ручных) металлоискателей, детекторов взрывчатых веществ и других технических и специальных средств, сертифицированных в установленном порядке, а также с привлечением кинологических подразделений. Кроме того, в установленном порядке проводится ручной (контактный) досмотр багажа в присутствии пассажира, но без его участия в процессе досмотра, для определения назначения "неопознанных" техническими средствами досмотра предметов, имеющихся в зарегистрированном багаже. В аэропортах Московского аэроузла и иных отдельных международных аэропортах Российской Федерации используются многоуровневые автоматизированные системы досмотра и обработки багажа.
165. Администрация аэропорта, эксплуатанты воздушных судов обеспечивает защиту всего багажа, перевозимого в грузовом отсеке коммерческого воздушного судна, от несанкционированного вмешательства от пункта его досмотра или принятия перевозчиком под свою ответственность, в зависимости от того, что имело место раньше, до вылета воздушного судна, на котором он должен перевозиться. В случае выявления нарушения целостности багажа, он повторно досматривается до погрузки на борт воздушного судна.
166. Контроль доступа в зоны комплектования и сортировки багажа осуществляется службой авиационной безопасности аэропорта. Доступ в зоны комплектования и сортировки багажа предоставляется только персоналу, задействованному для его обработки и доставки для погрузки на борт воздушного судна.
167. Зарегистрированный и проверенный (досмотренный) в целях безопасности багаж маркируется номерными стикерами (за исключением багажа, досмотренного с использованием многоуровневой автоматизарованной системы досмотра и обработки багажа) и доставляется к вылетающему воздушному судну под контролем службы авиационной безопасности аэропорта.
168. Персонал, перевозящий багаж к борту воздушного судна, обязан проявлять бдительность в целях исключения случаев погрузки на воздушное судно незарегистрированного багажа.
169. При регистрации пассажиров и оформлении багажа каждое место багажа заносится в багажную ведомость, которая после окончания регистрации с последним местом багажа передается работнику аэропорта, ответственному за доставку багажа к вылетающему воздушному судну.
170. При сдаче багажа назначенному эксплуатантом воздушного судна члену кабинного экипажа представляется багажная ведомость, по которой он проверяет, что каждый внесенный в неё багаж соответствует данному рейсу, правильно зарегистрирован и прошёл все надлежащие меры контроля в целях обеспечения безопасности. Осуществляется процедура проверки принадлежности багажа пассажирам. После этого уполномоченный член экипажа подписывает багажную ведомость и даёт разрешение на погрузку багажа в воздушное судно.
171. Багаж трансферных пассажиров, прибывший из аэропортов стран, с которыми Российская Федерация не заключила соглашения о признании применяемых стандартов авиационной безопасности, в промежуточном аэропорту подлежит обязательному предполетному досмотру до смешивания с досмотренным багажом пассажиров, для которых данный пункт перевозки является начальным.
Багаж трансферных пассажиров, прибывший из аэропортов стран, с которыми Российская Федерация заключила соглашения о признании применяемых стандартов авиационной безопасности, не подвергается обязательному предполетному досмотру в промежуточном аэропорту в случае, если данный багаж во время наземного обслуживания в промежуточном аэропорту находится под контролем работников службы авиационной безопасности и доступ к нему исключается.
172. Багаж трансферных пассажиров при внутренних воздушных перевозках, а также багаж трансферных пассажиров, вылетающих из промежуточного аэропорта за пределы Российской Федерации (кроме багажа, указанного в абзаце первом настоящего пункта), не подвергается обязательному предполетному досмотру в промежуточном аэропорту в случае, если данный багаж во время наземного обслуживания в промежуточном аэропорту находится под контролем работников службы авиационной безопасности и доступ к нему исключается.
173. Багаж трансферных и транзитных пассажиров при изменении маршрутов по их инициативе повторно досматривается и отправляется тем же рейсом, что и пассажиры. Багаж транзитных пассажиров, следующих далее тем же маршрутом и тем же рейсом, из воздушных судов не выгружается.
174. Каждое место неопознанного багажа, а также багажа пассажиров, не явившихся на посадку, подвергается повышенным мерам контроля в целях обеспечения авиационной безопасности.
Багаж пассажиров, не явившихся на посадку, выгружается с борта воздушного судна для повторного досмотра.
Вскрытие и досмотр неопознанного багажа, а также багажа пассажиров, не явившихся на посадку, и в иных исключительных случаях производится после его исследования с использованием технических, кинологических и иных возможностей комиссионно по письменному мотивированному решению должностных лиц, уполномоченных руководителем аэропорта, эксплуатанта воздушного судна в присутствии двух свидетелей.
175. В случае поступления информации о нарушениях в ходе предполетного досмотра, о ненадлежащем его осуществлении, или в случае нарушения целостности багажа пассажиров, перевозимого в грузовом отсеке, он повторно досматривается до погрузки на борт воздушного судна, в том числе и в транзитном аэропорту.
176. Администрация аэропорта обеспечивает хранение засланного, невостребованного, неопознанного багажа на период, необходимый для его отправления, запроса или уничтожения.
Ошибочно засланный багаж, в отношении которого администрацией аэропорта согласно таможенному законодательству Таможенного союза получено разрешение таможенного органа, позволяющее произвести его возврат, подвергается досмотру и отправляется соответствующим или следующим рейсом в аэропорт отправления.
Авиагрузы и авиапочта
177. Администрацией аэропорта обеспечивается надлежащий контроль в целях безопасности в отношении авиагрузов и авиапочты, предназначенных для перевозки на внутренних и международных пассажирских и грузовых рейсах. Такой контроль представляет собой, как правило, сочетание досмотра и административных процедур. После проведения мер контроля в целях безопасности, включая досмотр грузов и почты, службой авиационной безопасности оформляется декларация о безопасности грузового отправления. Такая декларация оформляется в печатном или электронном виде аэропорта и содержит всю необходимую информацию о статусе безопасности, сопровождающего отправку груза до пункта назначения.
178. Все авиагрузы и авиапочта, предназначенные для перевозки на внутренних и международных пассажирских рейсах, подвергаются досмотру в целях авиационной безопасности, до их погрузки на борт воздушного судна.
179. Администрация аэропорта, эксплуатанта воздушного судна обеспечивает проведение досмотра груза и почты с использованием соответствующего метода или методов, учитывающих характер грузовой отправки.
180. Администрация аэропорта, эксплуатанта воздушного судна обеспечивает применение соответствующих мер обеспечения безопасности к трансферному грузу и почте до погрузки их на воздушное судно, занятое в коммерческих авиаперевозках и вылетающее с его территории.
181. Досмотр грузов и почты осуществляется в соответствии с "Правилами проведения предполетного и послеполетного досмотров", утвержденными приказом Минтранса России от 25.07.2007 N 104, "Правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности", утверждёнными приказом Минтранса России от 23.07.2015 N 227.
182. Администрация аэропорта, эксплуатанта воздушного судна обеспечивает применение повышенных мер обеспечения безопасности к грузу и почте с высокой степенью риска в целях надлежащего снижения уровня связанных с ними угроз. В соответствии с Приказом Минтранса России от 25.07.2007 N 104 "Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров":
При поступлении информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на вылетающее воздушное судно проводится повторный предполетный досмотр пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажа воздушного судна, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты.
Перед загрузкой на борт воздушного судна груз, почта и бортовые запасы воздушного судна подвергаются предполетному досмотру различными видами и способами с применением технических и специальных средств, а также проведением контрольного взвешивания.
Предполетный досмотр и перевозка опасных грузов осуществляются в соответствии с требованиями Приложения 18 к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации "Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху" и Технических инструкций по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Doc 9284 AN/905 ИКАО).
При отсутствии возможности осуществить досмотр содержимого груза с использованием технических и специальных средств, с помощью ручного (контактного) метода или визуально, а также при поступлении информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на вылетающее воздушное судно по решению руководителя службы авиационной безопасности допускается:
выдержка груза до погрузки на борт воздушного судна в безопасных условиях в течение срока не менее двух часов сверх расчетного времени выполнения рейса этого воздушного судна до пункта назначения;
проверка груза в декомпрессионной камере в течение расчетного времени выполнения рейса этого воздушного судна до пункта назначения.
Груз, вызвавший подозрение, подвергается повторному предполетному досмотру с целью обнаружения в нем предметов и веществ, запрещенных к перевозке на борту воздушного судна.
Внешняя упаковка груза подлежит проверке. При повреждении (нарушении целостности) внешней упаковки груз к вылету не допускается.
183. Администрация аэропорта, эксплуатанта воздушного судна обязана организовать предполетный досмотр груза "200" (гроб, урны).
184. Предполетный досмотр груза "200" (гроб) осуществляется с использованием методов, позволяющих выявить содержимое груза. Перед проведением контроля в целях безопасности сотруднику досмотра службы авиационной безопасности предъявляются отправителем сопроводительные документы и свидетельство о смерти.
185. Урны, содержащие кремированные останки, подлежат предполетному досмотру в целях безопасности с использованием технических средств контроля.
186. Администрация аэропорта, эксплуатанта воздушного судна имеет право отказать в перевозке особых категорий груза, указанных в пункте 183 Федеральной системы АБ в случае, если имеются обоснованные подозрения по содержимому груза или по сопроводительным документам к нему.
187. Администрация аэропорта, эксплуатанта воздушного судна обеспечивает охрану груза и почты, предназначенных для перевозки коммерческим воздушным судном, от несанкционированного вмешательства с момента досмотра или применения других мер контроля в целях безопасности до момента вылета воздушного судна.
188. После проведения досмотра груз и почта получают статус безопасности, который указывается в декларации о безопасности грузового отправления в электронном или письменном виде, сопровождающей передвижение груза и почты до пункта назначения.
Бортпитание, бортприпасы и запасы эксплуатанта
189. Досмотр бортпитания и бортприпасов осуществляется в соответствии с положениями Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утверждённых приказом Минтранса России от 28.11.2005 N 142, Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утверждённых приказом Минтранса России от 25.07.2007 N 104, Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утверждённых приказом Минтранса России от 23.07.2015 N 227, "Программы обеспечения авиационной безопасности аэропорта".
190. Администрация аэропорта обязана:
обеспечить контроль за соблюдением мер авиационной безопасности организациями, обеспечивающими пассажиров и членов экипажей воздушных судов бортпитанием и сопутствующими средствами;
организовать проведение предполетного досмотра бортприпасов и товаров, реализуемых на борту воздушного судна, до их погрузки на борт воздушного судна;
организовать в целях безопасности проведение предполетного досмотра контейнеров с бортпитанием до их погрузки на воздушное судно;
обеспечить перевозку к воздушному судну досмотренных бортприпасов, бортпитания и товаров, реализуемых на борту воздушного судна, в закрытом и опечатанном транспортном средстве под контролем сотрудников службы авиационной безопасности. При доставке к воздушному судну контейнеры и тележки должны быть закрыты и опломбированы.
191. Сотрудники службы авиационной безопасности, осуществляющие предполетный досмотр бортприпасов и бортпитания, обязаны иметь средства для пломбирования контейнера, по которым можно было бы идентифицировать лицо, ответственное за контроль, в целях безопасности данной партии бортпитания.
192. Руководитель службы бортового питания аэропорта обеспечивает сотрудника службы авиационной безопасности рабочим местом, телефонной связью и создает все условия для работы.
193. Администрация аэропорта, эксплуатанта воздушного судна определяет и разрабатывает на основе положений Федеральной системы АБ и законодательства Российской Федерации порядок соблюдения мер авиационной безопасности в отношении бортприпасов, бортпитания и товаров, реализуемых на борту воздушного судна.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.