Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 6
Защита аэропортов, воздушных судов и аэронавигационных средств
39. Защита аэропортов, воздушных судов и аэронавигационных средств обеспечивается посредством реализации комплекса мер на основании Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
С целью реализации превентивных мер обеспечения авиационной (транспортной) безопасности Минтрансом России во взаимодействии с Росавиацией и Ространснадзором сформирована комплексная система по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, включающая в себя:
категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта;
проведение специализированными организациями оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, а также утверждение результатов оценки компетентным органом;
разработку субъектом транспортной инфраструктуры плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, а также утверждение данного плана компетентным органом.
Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учётом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности". Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности утвержден приказом Минтранса России от 21.02.2011 N 62.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта", в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2010 N 940 "Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)", постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 N 886 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта", приказом Минтранса России от 12.04.2010 N 87 "О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства и представление её результатов на утверждение в Федеральное агентство воздушного транспорта в установленном порядке. На основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и представить в Федеральное агентство воздушного транспорта план обеспечения безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства.
Проводимые оценки уязвимости позволяют своевременно определить недостатки и слабые места в системе обеспечения мер авиационной (транспортной) безопасности и обеспечить оперативное принятие корректирующих действий в рамках утверждаемых планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта.
Установление охраняемых зон ограниченного доступа
40. Администрация аэропорта определяет конфигурацию и границы контролируемой зоны аэропорта, а также охраняемых зон ограниченного доступа, доступ в которые посторонних лиц и транспортных средств в целях обеспечения авиационной безопасности запрещён или ограничен и контролируется.
41. В контролируемую зону аэропорта и охраняемые зоны ограниченного доступа включаются территория аэродромов, объектов Единой системы организации воздушного движения, авиатопливообеспечения, энергоснабжения, почтово-грузовых терминалов, цехов бортового питания, коммерческих складов, складов хранения опасных грузов и иных объектов гражданской авиации, необходимых для осуществления бесперебойной деятельности аэропорта, а также перрон, зоны, предназначенные для обслуживания вылетающих пассажиров, от пунктов досмотра и до воздушного судна.
42. Рабочая площадь аэропорта, прилегающая к ней территория и расположенные вблизи здания или часть их, доступ в которые контролируется, а также расположение зон, определенных в качестве охраняемых зон ограниченного доступа, описываются в программе авиационной безопасности конкретного аэропорта и обозначаются на план-схеме аэропорта, которая является частью программы авиационной безопасности аэропорта.
43. В контролируемой зоне аэропорта не допускается:
эксплуатация не имеющих пропуска установленного образца, выдаваемого администрацией аэропорта, транспортных средств и механизмов, а также личного транспорта;
использование без разрешения администрации аэропорта кинокамер, фото- и видеоаппаратуры;
нахождение авиационного персонала, работников организаций и иных граждан, осуществляющих свою деятельность на территории аэропорта, после окончания рабочего времени (смены) без письменного разрешения администрации аэропорта;
курение и разведение огня в не предусмотренных для этого местах;
загромождение территории строительными и другими материалами, предметами, которые затрудняют движение транспорта;
нецелевое использование аэродромной территории.
44. Охраняемые зоны ограниченного доступа, находящиеся за пределами аэропорта, контролируются службой авиационной безопасности или подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта или подразделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны.
К таким зонам относятся:
места расположения радиолокационных средств;
места расположения навигационных средств;
места расположения антенных систем;
склады горюче-смазочных материалов;
места снижения воздушных судов для совершения посадки в аэропорту и пролетающих над дорогами общественного пользования, проходящими в непосредственной близости от ограждения аэропорта.
45. Доступ физических лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта и охраняемые зоны ограниченного доступа контролируется и осуществляется в соответствии с требованиями настоящей Федеральной системы АБ, Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных приказом Минтранса России от 28.12.2005 N 142, приказа ФАС России от 20.01.1998 N 22 "Об утверждении Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации", Программы обеспечения авиационной безопасности аэропорта, а также в соответствии с требованиями Инструкции по пропускному и внутриобъектовому режимам.
46. Ответственность за обеспечение контроля доступа на объекты, расположенные в контролируемой зоне аэропорта и в охраняемой зоне ограниченного доступа аэропорта, возлагается на руководителей авиационных организаций. Авиационный персонал перед получением доступа на объекты, расположенные в контролируемой зоне аэропорта, в обязательном порядке проходит ознакомительную подготовку (инструктаж).
Защита охраняемых зон ограниченного доступа
47. Контролируемая зона аэропорта, а также зоны, определенные в качестве охраняемых зон ограниченного доступа, подлежат защите от несанкционированного доступа путём сооружения защитного ограждения контролируемой зоны, оборудования контрольно-пропускных пунктов и постов (далее - КПП), организации и осуществления контролирования доступа лиц и транспортных средств, охраны территории аэропорта и объектов, расположенных в пределах контролируемой зоны, а также осуществления мобильного и пешего патрулирования территории аэропорта и контроля за состоянием периметрового ограждения.
48. Защитное ограждение сооружается по всему периметру контролируемой зоны аэропорта и предназначается для выполнения следующих основных функций:
разделение контролируемой и неконтролируемой зон аэропорта;
создание физического и психологического барьера от преднамеренного или случайного несанкционированного проникновения лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта;
предотвращение проникновения животных на территорию аэродрома и объекты аэропорта;
максимальное затруднение и замедление несанкционированного проникновения лиц и транспортных средств в контролируемую зону;
установление ограниченного количества мест пропуска лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта путем создания контролируемых контрольно-пропускных пунктов.
49. Тип ограждения (железобетонная ограда, колючая проволока, металлическая сетка, решетка) определяется администрацией аэропорта с учетом класса аэродрома, категории объекта транспортной инфраструктуры и местных условий.
50. Требования, предъявляемые к конструкции, высоте, оснащению и расположению ограждения территории аэропорта, определяются Федеральными авиационными правилами "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденными приказом Минтранса России от 28.11.2005 N 142.
51. Использование запасных выездов для проезда транспортных средств к отдельно стоящим объектам гражданской авиации контролируется службой авиационной безопасности аэропорта.
52. Вдоль всего периметра ограждения аэропорта с внутренней стороны прокладывается дорога с искусственным покрытием, обеспечивающая возможность проезда патрульного транспортного средства в любое время и независимо от погодных условий в целях осуществления патрулирования территории аэропорта и контроля за состоянием периметрового ограждения.
53. Контроль за состоянием периметрового ограждения осуществляется службой авиационной безопасности аэропорта, подразделениями ведомственной охраны Минтранса России, и вневедомственной охраны МВД России, осуществляющими охрану границ территории аэропорта, а содержание периметрового ограждения в исправном состоянии возложено на администрацию аэропорта.
54. На объектах Единой системы организации воздушного движения, авиатопливообеспечения, почтово-грузовых терминалах, коммерческих складах, расположенных в контролируемой зоне аэропорта, устанавливается дополнительное ограждение и пропускной режим.
55. Доступ физических лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта и охраняемые зоны ограниченного доступа осуществляется через КПП. Количество КПП и их месторасположение по периметру контролируемой территории аэропорта определяется администрацией аэропорта.
56. Требования, предъявляемые к оснащению и оборудованию КПП, определяются Федеральными авиационными правилами "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденными приказом Минтранса России от 28.11.2005 N 142.
57. При проектировании и строительстве новых и реконструкции существующих инженерных сооружений в аэропортах должно предусматриваться применение новых технологий и технических средств обеспечения авиационной безопасности.
58. Санкционированный доступ в охраняемые зоны ограниченного доступа или в другие обозначенные зоны средств и служб, расположенные за пределами аэропорта, осуществляется на основе использования системы пропусков в соответствии с приказом ФАС России от 20.01.1998 N 22 "Об утверждении Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации".
59. Организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры в соответствии с "Правилами охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 N 42.
60. Места стоянок воздушных судов, территории складов горюче-смазочных материалов, почтово-грузовые терминалы, цеха (фабрики) бортового питания, коммерческие склады, склады хранения опасных грузов, контрольно-пропускные пункты оборудуются системой видеонаблюдения, а также охранным освещением.
61. Охрана стерильных зон и зон дополнительных режимных ограничений в местах пограничных переходов осуществляется в установленном порядке службами авиационной безопасности аэропорта совместно с органами пограничной службы. Стерильные зоны оборудуются запираемыми дверями и средствами контроля за доступом в стерильную зону.
62. Территории аэропорта и охраняемые зоны ограниченного доступа, в том числе и территории объектов Единой системы управления воздушным движением и навигации, должны патрулироваться через неравные промежутки времени нарядами службы авиационной безопасности и подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и подразделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны.
63. Посторонние лица, обнаруженные в пределах установленной охраняемой зоны ограниченного доступа, либо в других зонах аэропорта в пределах контролируемой зоны, задерживаются, а при наличии соответствующих оснований досматриваются и опрашиваются в целях выяснения подозрительных или преступных намерений. Информация о таких инцидентах поступает в службу авиационной безопасности и в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Обеспечение мер безопасности в неконтролируемых зонах аэропортов
64. Неконтролируемые зоны аэропортов определяются и обозначаются на план-схеме аэропорта, которая является частью программы авиационной безопасности аэропорта, администрацией аэропорта в рамках аэропортовой комиссии по авиационной безопасности по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (при отсутствии с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации), Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На привокзальных площадях создаются зоны безопасности шириной не менее 30 метров от зданий аэровокзальных комплексов и других объектов аэропорта. Кратковременная остановка автотранспортных средств в зонах безопасности допускается только для посадки (высадки) пассажиров. Стоянка автотранспортных средств в зонах безопасности запрещена, за исключением транспортных средств, задействованных в проведении работ по обслуживанию, эксплуатации, содержанию и ремонту объектов аэровокзального комплекса и иных объектов инфраструктуры аэропорта, а также инженерно-технических коммуникаций.
Проведение данных работ должно осуществляться под контролем работников подразделений, осуществляющих защиту аэропортов и объектов их инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.
Органы внутренних дел совместно со службами авиационной безопасности аэропортов обеспечивают меры безопасности в неконтролируемых зонах аэропортов, направленные на снижение риска и предотвращение возможных актов незаконного вмешательства, в соответствии с оценкой риска, проводимой полномочными органами, путём осуществления наблюдения за пассажирами и посетителями аэровокзалов, патрулированием аэровокзалов и прилегающих территорий, в том числе не находящихся под контролем служб авиационной безопасности аэропортов. На входах в аэровокзалы осуществляется досмотр лиц и вещей, находящихся при них.
Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте обеспечивают безопасность граждан и общественный порядок в аэропортах, осуществляют в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымают указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; принимают участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа либо осуществляют такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами.
Контроль доступа (общие требования)
65. В процессе процедуры контроля доступа в рамках основанного на оценке риска подхода в области авиационной безопасности осуществляется выявление поведенческих особенностей лиц, которые могут представлять угрозу для гражданской авиации и должны быть подвергнуты дополнительным мерам безопасности в целях предотвращения несанкционированного доступа таких лиц в контролируемую зону аэропорта и охраняемые зоны ограниченного доступа.
66. Доступ в контролируемую зону аэропорта и охраняемые зоны ограниченного доступа предоставляется:
лицам, являющимися пассажирами, которые обладают действительными проездными документами и были допущены к перевозке с использованием услуг соответствующего эксплуатанта воздушного судна;
персоналу и посетителям аэропорта, имеющим единые пропуска, утвержденные администрацией аэропорта и согласованные с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере внутренних дел и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности в сфере воздушного транспорта;
служебным, производственным автотранспортным средствам, эксплуатируемым в данном аэропорту в соответствии с приказом Минтранса России от 23.07.2015 N 227 "Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности".
67. Администрация аэропорта устанавливает порядок организации пропускного режима, оформление, изготовление, выдачу, учет и изъятие пропусков установленного образца для доступа граждан и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта, а также осуществляет контроль за их использованием.
68. Ответственность за соблюдение требований пропускного режима и доступа лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта возлагается на администрацию аэропорта и службу авиационной безопасности.
Контроль доступа лиц
69. Пассажирам предоставляется право для доступа в соответствующие охраняемые зоны ограниченного доступа (пункты досмотра и стерильные зоны аэропорта) при наличии посадочного талона, оформленного в установленном порядке, и действительного документа, удостоверяющего личность пассажира. При входе в пункт досмотра производится проверка посадочного талона, оформленного в установленном порядке, сверка документа, удостоверяющего личность, с личностью пассажира.
70. До посадки на борт воздушного судна все пассажиры и вещи, находящиеся при них (ручная кладь), проходят предполетный досмотр.
71. Пассажиры направляются на посадку в воздушное судно при предъявлении проездных, а также удостоверяющих личность документов. От места ожидания в стерильной зоне к воздушному судну они проходят в сопровождении работника службы организации пассажирских перевозок с целью исключения контакта прошедших досмотр пассажиров с лицами, не прошедшими такого досмотра, в том числе и с персоналом, не имеющим отношения к обслуживанию пассажиров данного рейса.
Контроль за пассажирами в стерильной зоне, а также проверка отметок на билетах (за исключением случаев оформления билетов в электронном виде) и (или) посадочных талонах о прохождении досмотра пассажирами, в том числе и транзитными, у трапа воздушного судна осуществляется работниками службы организации пассажирских перевозок аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатанта.
72. Сверка посадочного талона и документов, удостоверяющих личность пассажира, в целях исключения возможности "подмены пассажира", проводится при посадке на борт воздушного судна одним и тем же лицом, уполномоченным администрацией аэропорта - работником службы организации пассажирских перевозок.
73. Члены экипажа воздушного судна допускаются в контролируемую зону аэропорта для выполнения полетного задания по удостоверениям членов экипажей воздушных судов и при наличии задания на полет после прохождения процедуры предполетного досмотра.
По окончании предполетного досмотра членов экипажа и их вещей сотрудник службы авиационной безопасности аэропорта, проводивший досмотр, ставит личный штамп о прохождении досмотра в полетное задание. На досмотренные вещи вешается (наклеивается) бирка (стикер) с обязательным проставлением на ней штампа досмотра и даты его проведения.
74. Авиационный персонал, работники аэропорта, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, сотрудники пограничных, таможенных и иных органов, осуществляющих государственный контроль допускаются в контролируемую зону аэропорта по пропускам установленного в данном аэропорту образца и в соответствии с требованиями инструкции по пропускному и внутриобъектовому режимам.
Авиационный персонал, работники аэропорта, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, сотрудники пограничных, таможенных и иных органов, осуществляющих государственный контроль перед допуском в контролируемую зону аэропорта, проходят досмотр в целях обеспечения авиационной безопасности.
Администрация аэропорта обязана заранее установить процент выборочного дополнительного, в том числе ручного досмотра авиаперсонала и иных лиц, при их допуске в контролируемую зону при поступлении информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства в деятельность аэропорта.
75. Пропуск установленного образца, утвержденного руководителем аэропорта и согласованный с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере внутренних дел и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности в сфере воздушного транспорта, оформляется авиаперсоналу и иным работникам аэропорта на основании приказа руководителя аэропорта о приеме на работу.
76. Авиаперсонал эксплуатантов воздушных судов, работники других организаций, индивидуальные предприниматели, которые находятся и осуществляют деятельность на территории аэропорта и которые имеют доступ в контролируемую зону, обязаны иметь пропуска, которые выдаются в порядке, определяемом администрацией аэропорта, на основании письменного обращения (заявки) руководителей этих организаций.
77. Письменные обращения (заявки) на пропуск физического лица должны включать полное наименование организации или юридического лица, инициирующего выдачу пропуска, а также установочные данные лица, которому требуется оформить пропуск, в том числе фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, место жительства (пребывания), занимаемую должность, сведения о серии, номере, дате и месте выдачи документа, удостоверяющего личность, а также сведения о целях пребывания в контролируемой зоне аэропорта (охраняемых зонах ограниченного доступа) и сроке (периоде), на который требуется оформить пропуск.
78. Письменные обращения (заявки) на пропуска проверяются уполномоченными администрацией аэропорта сотрудниками на предмет достаточности оснований для выдачи пропуска.
79. Авиационные организации обеспечивают в порядке, установленном законодательством, проведение проверок анкетных данных лиц, которым предоставляется допуск без сопровождения в охраняемые зоны ограниченного доступа аэропорта до принятия решения о выдаче им пропусков с доступом в эти зоны.
Администрации аэропорта следует предусмотреть возможность проведения регулярных повторных проверок анкетных данных в отношении всех лиц, которым предоставляется доступ без сопровождения в охраняемые зоны ограниченного доступа аэропорта и осуществляющих контроль в целях безопасности.
80. Все пропуска должны содержать необходимую информацию о предназначении пропуска и срока его действия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 N 886 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта".
На личном постоянном пропуске должна содержаться следующая информация:
номер пропуска;
наименование субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск;
место работы (службы), должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) и фотография владельца пропуска;
срок и временной интервал действия постоянного пропуска и секторы зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в которые допущен владелец пропуска.
Такая же информация должна содержаться (за исключением отсутствия фотографии владельца) на личном и разовом пропуске.
81. Выдача постоянных пропусков производится по согласованию с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и только при личном обращении владельца пропуска, с регистрацией факта выдачи в базах данных на электронном и бумажном носителях.
82. Все лица до получения пропуска установленного образца, предоставляющего право доступа в контролируемую зону аэропорта без сопровождения, проходят в аэропорту обязательную ознакомительную подготовку (обучение) по соблюдению ими мер авиационной безопасности в соответствии с учебной программой, разработанной руководителем занятий, согласованной с руководителем службы авиационной безопасности и утверждённой руководителем аэропорта.
83. Выдача разовых пропусков производится с уведомлением уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и только при личном обращении владельца пропуска, с регистрацией факта выдачи в базах данных на электронном и бумажном носителях.
84. Лица, обладающие разовыми пропусками, допускаются в контролируемую зону аэропорта только в сопровождении лиц, имеющих личные постоянные пропуска.
85. Все лица при нахождении в контролируемой зоне аэропорта должны иметь и носить на верхней одежде на видном месте пропуска установленного образца. Для размещения пропуска в специальной одежде предусматривается нагрудный прозрачный карман.
86. Лица, незаконно находящиеся в контролируемой зоне аэропорта и охраняемых зонах ограниченного доступа, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
87. Оформление и выдача всех видов пропусков возложена на бюро пропусков службы авиационной безопасности аэропорта и осуществляется специально уполномоченными должностными лицами данного подразделения.
Бланки пропусков, материалы и приспособления, используемые при оформлении пропусков, журналы учета бланков и пропусков хранятся с соблюдением условий, исключающих их утрату и доступ к ним лиц, не имеющих непосредственного отношения к оформлению пропусков.
88. При утрате или хищении пропуска его владелец должен незамедлительно сообщить об этом руководителю своего структурного подразделения (организации, осуществляющей свою деятельность на территории аэропорта) и уполномоченному должностному лицу бюро пропусков по телефону и в письменной форме. Распоряжением заместителя руководителя аэропорта по авиационной безопасности (заместителя руководителя аэропорта по безопасности, начальника службы авиационной безопасности) назначается служебное расследование, по результатам которого принимается решение о выдаче нового пропуска взамен утраченного, а также о целесообразности привлечения виновного в утрате пропуска лица к дисциплинарной или иным видам ответственности.
89. Факты утери пропусков регистрируются и документируются уполномоченными должностными лицами бюро пропусков.
После получения сообщения об утере или краже пропуска уполномоченными должностными лицами бюро пропусков оформляются стоп-листы, которые незамедлительно или в кратчайшие возможные сроки доставляются на КПП аэропорта в целях уведомления работников службы авиационной безопасности о том, что указанные пропуска более не действительны и подлежат изъятию, а предъявители данных пропусков подлежат задержанию и передаче представителям правоохранительных органов.
Контроль доступа транспортных средств
90. Доступ в контролируемую зону аэропорта и охраняемые зоны ограниченного доступа предоставляется только служебным, производственным автотранспортным средствам, эксплуатируемым в данном аэропорту при наличии пропуска установленного образца.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 N 42 "Об утверждении Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры", приказом Минтранса России от 28.11.2005 N 142 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", приказом Минтранса России от 23.07.2015 N 227 "Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности", приказом ФАС России от 20.01.1998 N 22 "Об утверждении Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации" транспортные средства и средства механизации перед допуском в контролируемую зону аэропорта подвергаются досмотру на КПП вместе с провозимыми ими предметами с использованием технических средств досмотра.
Эксплуатация личного автотранспорта в контролируемой зоне аэропорта не допускается.
91. Пропуска на транспортные средства выдаются в соответствии с установленным администрацией аэропорта порядком выдачи пропусков на основании письменного обращения (заявки).
92. Письменные обращения на пропуск автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов должны включать полное наименование организации или юридического лица, инициирующего выдачу пропуска, а также сведения об автотранспортных средствах, самоходных машинах и механизмах, на которые требуется оформить пропуск, в том числе их виды, марки, модели, цвет, регистрационные знаки (номера), сведения о должности (должностях) лица (лиц), под управлением которых будут находиться данные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы, а также сведения о целях пребывания в контролируемой зоне аэропорта и сроке (периоде), на который требуется оформить пропуск.
93. Количество пропусков на транспортные средства является минимальным с тем, чтобы избежать увеличения движения транспортных средств в контролируемой зоне аэропорта, на перроне и зонах маневрирования воздушных судов.
94. На транспортных пропусках должна содержаться следующая информация:
номер пропуска;
наименование субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск;
вид, марка, модель, цвет, государственный регистрационный знак (номер);
сведения о собственнике (наименование юридического лица) - для юридических лиц;
фамилия, имя, отчество (при наличии) - для физических лиц, в том числе для индивидуальных предпринимателей;
срок и временной интервал действия пропуска;
сведения о должности лица, под управлением которого будут находиться автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы.
95. Перед допуском в контролируемую зону аэропорта транспортные средства подвергаются обязательному досмотру.
Пропуск на транспортное средство не дает право лицам, находящимся на транспортном средстве, доступа в контролируемую зону без пропуска установленного образца и без прохождения процедуры досмотра.
96. Автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы при движении в контролируемой зоне аэропорта и в течение всего времени пребывания транспортного средства в контролируемой зоне аэропорта должны иметь четко видимые и закрепленные на передней части транспортного средства транспортные пропуска.
97. Допуск в контролируемую зону аэропорта и на территорию аэродрома транспортных средств сторонних организаций производится в порядке, определенном администрацией аэропорта. Встречу транспортных средств сторонних организаций на КПП, их сопровождение до места, определённого в заявке и обратно, а также контроль за транспортным средством в процессе работы, обеспечивают начальники служб аэропорта (авиапредприятия), ответственные за проведение работ.
98. Лица, управляющие автотранспортными средствами, самоходными машинами и механизмами, должны обладать знаниями требований правил движения транспортных средств по территории аэродрома и иметь удостоверение на право вождения транспортного средства.
Защита воздушных судов
99. В целях обеспечения безопасности эксплуатанты воздушных судов несут ответственность за реализацию системы мер, направленных на защиту воздушных судов от угрозы совершения актов незаконного вмешательства, включающую процедуры защиты воздушных судов в обычных условиях эксплуатации и процедуры защиты воздушных судов в период повышенной угрозы.
100. Воздушные суда должны находиться под постоянной охраной.
Воздушные суда размещаются на специально выделенном участке перрона, предназначенном для стоянки - местах стоянок воздушных судов.
Места стоянок воздушных судов оборудуются техническими средствами, приспособлениями для заземления и швартовки, освещением, средствами пожаротушения, емкостями для сбора отработанных нефтепродуктов, тарой для использованной ветоши.
101. При нахождении воздушных судов на стоянках перрона, в зонах технического обслуживания в целях исключения доступа посторонних лиц к воздушным судам принимаются следующие необходимые меры:
запирание наружных дверей, удаление и блокировка находящихся вблизи трапов, стремянок, загрузочных устройств и приспособлений;
защита с помощью чехлов, заглушек, крышек, наиболее уязвимых мест воздушного судна;
установка специальных противоугонных устройств;
освещение мест стоянок воздушных судов в темное время суток;
осуществление охраны воздушных судов;
проведение задержания постовыми, инженерно-техническим составом эксплуатанта, членами экипажа всех лиц, у которых нет основания на доступ к воздушному судну.
102. Воздушные суда должны постоянно находиться под охраной и ответственностью:
экипажа - при использовании воздушного судна для производства полетов, при кратковременных стоянках на аэродроме продолжительностью до 2-х часов, а также при вынужденных посадках вне аэродрома;
инженерно-технического состава эксплуатанта - во время технического обслуживания (ремонта) воздушного судна или при стоянках на аэродроме, превышающих 2 часа;
службы авиационной безопасности - при стоянках воздушных судов на аэродроме, когда на них не ведутся работы по техническому обслуживанию или ремонту и эти воздушные суда переданы под охрану.
Порядок приема-передачи воздушных судов и объектов аэропорта под охрану определяется инструкцией по охране, разрабатываемой и утверждаемой администрацией аэропорта по согласованию с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и подразделением, осуществляющим охрану аэропорта и объектов его инфраструктуры.
Ответственность за воздушное судно и его охрану несет то должностное лицо (член экипажа, дежурный по стоянке, бригадир (авиатехник) АТБ (ИАС), работник охраны, подпись которого о приёме судна в бортовом журнале, журнале дежурного по стоянке или журнале приема-передачи воздушных судов под охрану является последней.
103. Члены экипажа воздушного судна, представители инженерно-технического состава эксплуатанта должны устанавливать личность каждого человека, пытающегося подняться на борт воздушного судна, в целях предотвращения несанкционированного доступа.
104. Сотрудники службы авиационной безопасности аэропорта осуществляют охрану воздушных судов с момента передачи их под охрану эксплуатантом воздушного судна после окончания всех работ по техническому обслуживанию или ремонту воздушного судна до его отправления.
105. Прием под охрану воздушного судна осуществляется должностным лицом службы авиационной безопасности аэропорта с оформлением в журнале приема-сдачи воздушного судна под охрану.
106. В случае, если воздушное судно не сдано под охрану службы авиационной безопасности аэропорта, эксплуатант воздушного судна возлагает ответственность за безопасность и охрану воздушного судна на лиц, указанных в абзацах втором и третьем пункта 102 Федеральной системы АБ. Порядок организации обеспечения безопасности и охраны воздушного судна определяется в "Программе авиационной безопасности эксплуатанта".
107. При подготовке воздушного судна к вылету производится его предполётный досмотр в целях выявления посторонних лиц, оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств и других опасных веществ, материалов и изделий, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства в отношении воздушного судна.
Предполётный досмотр воздушного судна предусматривает тщательный осмотр внутренних помещений воздушного судна, включая багажный и технические отсеки, а также сервисных панелей воздушного судна, которые являются доступными с земли без использования оборудования.
Право доступа к месту стоянки и на самолёт во время досмотра имеет только персонал аэропорта или эксплуатанта воздушного судна для выполнения служебных обязанностей.
108. Предполётный досмотр воздушных судов выполняют сотрудники службы авиационной безопасности аэропорта или сотрудники службы авиационной безопасности эксплуатанта воздушного судна. Результаты предполетного досмотра воздушного судна оформляются документально и хранятся в течении года.
Предполётный досмотр воздушного судна, убывающего за границу, осуществляется совместно с представителями органов пограничного и таможенного контроля.
Досмотр воздушного судна иностранного государства производится в присутствии членов экипажа досматриваемого воздушного судна или представителей эксплуатанта этого воздушного судна.
Эксплуатант воздушного судна обеспечивает наличие на каждом воздушном судне схемы (перечня) с указанием контрольных мест предполётного досмотра и информации о наиболее и наименее опасных местах возможного размещения взрывного устройства.
109. Защита воздушного судна от несанкционированного вмешательства с целью исключения проникновения на борт воздушного судна посторонних лиц, а также доставки на борт воздушного судна опасных и запрещенных предметов и веществ и наблюдение за передвижением лиц и транспортных средств к воздушному судну и от него обеспечивается в соответствии с положениями Воздушного кодекса Российской Федерации, Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утверждённых приказом Минтранса России от 28.11.2005 N 142, Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утверждённых приказом Минтранса России от 25.07.2007 N 104, Правил по производству досмотра гражданских воздушных судов, утверждённых и введенных в действие приказом ФАС России от 29.07.1998 N 238 (ДСП), Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации" утверждённом приказом Федеральной авиационной службы России от 20.01.1998 N 22.
110. В соответствии с приказом Минтранса России от 23.07.2015 N 227 "Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности" при поступлении информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства в отношении конкретного воздушного судна и рейса производится дополнительный досмотр воздушного судна в целях обнаружения сокрытого оружия, взрывчатых веществ или других опасных устройств, предметов и веществ. Для проведения такого досмотра привлекаются специалисты-взрывотехники, инженерно-технический персонал эксплуатанта и представители правоохранительных органов. Заблаговременное уведомление о таком досмотре предоставляется эксплуатанту воздушного судна.
111. Эксплуатанты воздушных судов должны принимать меры, препятствующие проникновению в кабину летного экипажа в полёте лиц, не имеющих на это разрешения.
112. Эксплуатанты воздушных судов должны принимать меры для исключения фактов оставления пассажирами любых предметов и вещей в салоне воздушного судна, в том числе и во время транзитных остановок.
113. В целях обеспечения безопасности и охраны воздушных судов во время выполнения авиационных работ и их базирования на временных аэродромах или посадочных площадках эксплуатант воздушного судна обязан обеспечить введение мер контроля в целях безопасности для предотвращения актов незаконного вмешательства в отношении воздушных судов, не находящихся в охраняемых зонах ограниченного доступа.
114. В случае поступления сообщения о совершении или угрозе совершения акта незаконного вмешательства на воздушных судах и на объектах гражданской авиации, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, вводится в действие план по действиям в чрезвычайных ситуациях для обеспечения защиты воздушных судов и объектов гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.
115. В соответствии с проведенной оценкой уязвимости специализированной организацией, эксплуатантом обеспечиваются меры безопасности и эксплуатационные процедуры, снижающие вероятность нападения на воздушные суда с использованием ПЗРК и другого оружия, представляющего аналогичную угрозу воздушным судам в аэропорту или в непосредственной близости от него.
Навигационные и другие особо важные средства
116. Объекты Единой системы организации воздушного движения, находящиеся на территории аэропорта или за его пределами, которые имеют особо важное значение для бесперебойного функционирования гражданской авиации отнесены законодательством о транспортной безопасности к объектам транспортной инфраструктуры. Их безопасность обеспечивается субъектом транспортной инфраструктуры в рамках Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" путем создания или привлечения на договорной основе аккредитованных уполномоченным органом в области транспортной безопасности в установленном порядке подразделений транспортной безопасности.
Перечень объектов Единой системы организации воздушного движения определяется федеральными авиационными правилами.
Защита критически важных систем и данных от кибератак
117. Обеспечение безопасности авиационных информационных систем и защита каналов передачи данных, используемых в гражданской авиации, осуществляется согласно Стандартам и Рекомендуемой практике, содержащимся в Приложении 17 к Конвенции о международной гражданской авиации "Безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства", положениям Руководства ИКАО по авиационной безопасности (Doc 8973), в соответствии со следующими законодательными, нормативными и правовыми актами:
Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации",
Федеральным законом от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне",
Федеральным законом от 04.07.1996 N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене",
Федеральным законом от 26.07.2017 N 187-ФЗ "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации",
Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных",
Указом Президента Российской Федерации от 05.12.2016 N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации";
Указом Президента Российской Федерации от 22.12.2017 N 620 "О совершенствовании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2018 N 127 "Об утверждении Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также перечня показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений",
постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 N 171 "О лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации",
постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2018 N 162 "Об утверждении Правил осуществления государственного контроля в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации";
приказом ФСТЭК России от 14.03.2014 N 31 "Об утверждении Требований к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды", комплексом требований ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408 и КТ-178С и другими нормативными правовыми актами ФСТЭК России, ФСБ России, Минкомсвязи России, изданными в целях реализации указанных в настоящем пункте Федеральной системы АБ законодательных, нормативных правовых актов.
Эффективная, безопасная и надёжная работа гражданской авиации в значительной степени зависит от защищённости авиационных информационных систем и защита каналов передачи данных, используемых в гражданской авиации. Защищённость и надёжность работы авиационных систем в условиях киберугроз обеспечивается с учётом оценки риска посредством разработки и внедрения надлежащих мер защиты конфиденциальности, целостности и доступности критически важных информационных систем и систем связи и передачи данных, применяемых в гражданской авиации, от вмешательства, которое может поставить под угрозу безопасность гражданской авиации.
В соответствии с оценкой риска, проводимой на основании и в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2017 N 187-ФЗ "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2018 N 127 "Об утверждении Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также перечня показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений" федеральный орган исполнительной власти уполномоченный в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации обеспечивают разработку надлежащих мер защиты конфиденциальности, целостности и доступности критически важных систем информационных и связных технологий и данных, используемых для целей гражданской авиации, от вмешательства, которое может поставить под угрозу безопасность гражданской авиации.
К силам, предназначенным для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (кибератак) и реагирования на компьютерные инциденты, в Российской Федерации относятся:
1) подразделения и должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации;
2) организация, создаваемая федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, для обеспечения координации деятельности субъектов критической информационной инфраструктуры по вопросам обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты (далее - национальный координационный центр по компьютерным инцидентам (кибератакам));
3) подразделения и должностные лица субъектов критической информационной инфраструктуры, которые принимают участие в обнаружении, предупреждении и ликвидации последствий компьютерных атак и в реагировании на компьютерные инциденты.
Субъекты транспортной инфраструктуры в согласовании с национальным координационным центром по компьютерным инцидентам (кибератакам), определяет свои критически важные системы информационных и связных технологий и данные, включая угрозы и их уязвимые места, а также разрабатывает и внедряет, по мере необходимости, меры защиты, включающие, в частности, учет аспектов безопасности на этапе разработки, безопасность цепи поставок, разделение сетей и дистанционный контроль доступа в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.