Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 6
Защита аэропортов, воздушных судов и аэронавигационных средств
39. Защита аэропортов, воздушных судов и аэронавигационных средств обеспечивается посредством реализации комплекса мер на основании Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
С целью реализации превентивных мер обеспечения авиационной (транспортной) безопасности Минтрансом России во взаимодействии с Росавиацией и Ространснадзором сформирована комплексная система по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, включающая в себя:
категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта;
проведение специализированными организациями оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, а также утверждение результатов оценки компетентным органом;
разработку субъектом транспортной инфраструктуры плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, а также утверждение данного плана компетентным органом.
Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учётом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности". Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности утвержден приказом Минтранса России от 21.02.2011 N 62.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта", в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2010 N 940 "Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)", постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 N 886 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта", приказом Минтранса России от 12.04.2010 N 87 "О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства и представление её результатов на утверждение в Федеральное агентство воздушного транспорта в установленном порядке. На основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и представить в Федеральное агентство воздушного транспорта план обеспечения безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства.
Проводимые оценки уязвимости позволяют своевременно определить недостатки и слабые места в системе обеспечения мер авиационной (транспортной) безопасности и обеспечить оперативное принятие корректирующих действий в рамках утверждаемых планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта.
Установление охраняемых зон ограниченного доступа
40. Администрация аэропорта определяет конфигурацию и границы контролируемой зоны аэропорта, а также охраняемых зон ограниченного доступа, доступ в которые посторонних лиц и транспортных средств в целях обеспечения авиационной безопасности запрещён или ограничен и контролируется.
41. В контролируемую зону аэропорта и охраняемые зоны ограниченного доступа включаются территория аэродромов, объектов Единой системы организации воздушного движения, авиатопливообеспечения, энергоснабжения, почтово-грузовых терминалов, цехов бортового питания, коммерческих складов, складов хранения опасных грузов и иных объектов гражданской авиации, необходимых для осуществления бесперебойной деятельности аэропорта, а также перрон, зоны, предназначенные для обслуживания вылетающих пассажиров, от пунктов досмотра и до воздушного судна.
42. Рабочая площадь аэропорта, прилегающая к ней территория и расположенные вблизи здания или часть их, доступ в которые контролируется, а также расположение зон, определенных в качестве охраняемых зон ограниченного доступа, описываются в программе авиационной безопасности конкретного аэропорта и обозначаются на план-схеме аэропорта, которая является частью программы авиационной безопасности аэропорта.
43. В контролируемой зоне аэропорта не допускается:
эксплуатация не имеющих пропуска установленного образца, выдаваемого администрацией аэропорта, транспортных средств и механизмов, а также личного транспорта;
использование без разрешения администрации аэропорта кинокамер, фото- и видеоаппаратуры;
нахождение авиационного персонала, работников организаций и иных граждан, осуществляющих свою деятельность на территории аэропорта, после окончания рабочего времени (смены) без письменного разрешения администрации аэропорта;
курение и разведение огня в не предусмотренных для этого местах;
загромождение территории строительными и другими материалами, предметами, которые затрудняют движение транспорта;
нецелевое использование аэродромной территории.
44. Охраняемые зоны ограниченного доступа, находящиеся за пределами аэропорта, контролируются службой авиационной безопасности или подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта или подразделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны.
К таким зонам относятся:
места расположения радиолокационных средств;
места расположения навигационных средств;
места расположения антенных систем;
склады горюче-смазочных материалов;
места снижения воздушных судов для совершения посадки в аэропорту и пролетающих над дорогами общественного пользования, проходящими в непосредственной близости от ограждения аэропорта.
45. Доступ физических лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта и охраняемые зоны ограниченного доступа контролируется и осуществляется в соответствии с требованиями настоящей Федеральной системы АБ, Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных приказом Минтранса России от 28.12.2005 N 142, приказа ФАС России от 20.01.1998 N 22 "Об утверждении Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации", Программы обеспечения авиационной безопасности аэропорта, а также в соответствии с требованиями Инструкции по пропускному и внутриобъектовому режимам.
46. Ответственность за обеспечение контроля доступа на объекты, расположенные в контролируемой зоне аэропорта и в охраняемой зоне ограниченного доступа аэропорта, возлагается на руководителей авиационных организаций. Авиационный персонал перед получением доступа на объекты, расположенные в контролируемой зоне аэропорта, в обязательном порядке проходит ознакомительную подготовку (инструктаж).
Защита охраняемых зон ограниченного доступа
47. Контролируемая зона аэропорта, а также зоны, определенные в качестве охраняемых зон ограниченного доступа, подлежат защите от несанкционированного доступа путём сооружения защитного ограждения контролируемой зоны, оборудования контрольно-пропускных пунктов и постов (далее - КПП), организации и осуществления контролирования доступа лиц и транспортных средств, охраны территории аэропорта и объектов, расположенных в пределах контролируемой зоны, а также осуществления мобильного и пешего патрулирования территории аэропорта и контроля за состоянием периметрового ограждения.
48. Защитное ограждение сооружается по всему периметру контролируемой зоны аэропорта и предназначается для выполнения следующих основных функций:
разделение контролируемой и неконтролируемой зон аэропорта;
создание физического и психологического барьера от преднамеренного или случайного несанкционированного проникновения лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта;
предотвращение проникновения животных на территорию аэродрома и объекты аэропорта;
максимальное затруднение и замедление несанкционированного проникновения лиц и транспортных средств в контролируемую зону;
установление ограниченного количества мест пропуска лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта путем создания контролируемых контрольно-пропускных пунктов.
49. Тип ограждения (железобетонная ограда, колючая проволока, металлическая сетка, решетка) определяется администрацией аэропорта с учетом класса аэродрома, категории объекта транспортной инфраструктуры и местных условий.
50. Требования, предъявляемые к конструкции, высоте, оснащению и расположению ограждения территории аэропорта, определяются Федеральными авиационными правилами "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденными приказом Минтранса России от 28.11.2005 N 142.
51. Использование запасных выездов для проезда транспортных средств к отдельно стоящим объектам гражданской авиации контролируется службой авиационной безопасности аэропорта.
52. Вдоль всего периметра ограждения аэропорта с внутренней стороны прокладывается дорога с искусственным покрытием, обеспечивающая возможность проезда патрульного транспортного средства в любое время и независимо от погодных условий в целях осуществления патрулирования территории аэропорта и контроля за состоянием периметрового ограждения.
53. Контроль за состоянием периметрового ограждения осуществляется службой авиационной безопасности аэропорта, подразделениями ведомственной охраны Минтранса России, и вневедомственной охраны МВД России, осуществляющими охрану границ территории аэропорта, а содержание периметрового ограждения в исправном состоянии возложено на администрацию аэропорта.
54. На объектах Единой системы организации воздушного движения, авиатопливообеспечения, почтово-грузовых терминалах, коммерческих складах, расположенных в контролируемой зоне аэропорта, устанавливается дополнительное ограждение и пропускной режим.
55. Доступ физических лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта и охраняемые зоны ограниченного доступа осуществляется через КПП. Количество КПП и их месторасположение по периметру контролируемой территории аэропорта определяется администрацией аэропорта.
56. Требования, предъявляемые к оснащению и оборудованию КПП, определяются Федеральными авиационными правилами "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденными приказом Минтранса России от 28.11.2005 N 142.
57. При проектировании и строительстве новых и реконструкции существующих инженерных сооружений в аэропортах должно предусматриваться применение новых технологий и технических средств обеспечения авиационной безопасности.
58. Санкционированный доступ в охраняемые зоны ограниченного доступа или в другие обозначенные зоны средств и служб, расположенные за пределами аэропорта, осуществляется на основе использования системы пропусков в соответствии с приказом ФАС России от 20.01.1998 N 22 "Об утверждении Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации".
59. Организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры в соответствии с "Правилами охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 N 42.
60. Места стоянок воздушных судов, территории складов горюче-смазочных материалов, почтово-грузовые терминалы, цеха (фабрики) бортового питания, коммерческие склады, склады хранения опасных грузов, контрольно-пропускные пункты оборудуются системой видеонаблюдения, а также охранным освещением.
61. Охрана стерильных зон и зон дополнительных режимных ограничений в местах пограничных переходов осуществляется в установленном порядке службами авиационной безопасности аэропорта совместно с органами пограничной службы. Стерильные зоны оборудуются запираемыми дверями и средствами контроля за доступом в стерильную зону.
62. Территории аэропорта и охраняемые зоны ограниченного доступа, в том числе и территории объектов Единой системы управления воздушным движением и навигации, должны патрулироваться через неравные промежутки времени нарядами службы авиационной безопасности и подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и подразделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны.
63. Посторонние лица, обнаруженные в пределах установленной охраняемой зоны ограниченного доступа, либо в других зонах аэропорта в пределах контролируемой зоны, задерживаются, а при наличии соответствующих оснований досматриваются и опрашиваются в целях выяснения подозрительных или преступных намерений. Информация о таких инцидентах поступает в службу авиационной безопасности и в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Обеспечение мер безопасности в неконтролируемых зонах аэропортов
64. Неконтролируемые зоны аэропортов определяются и обозначаются на план-схеме аэропорта, которая является частью программы авиационной безопасности аэропорта, администрацией аэропорта в рамках аэропортовой комиссии по авиационной безопасности по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (при отсутствии с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации), Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На привокзальных площадях создаются зоны безопасности шириной не менее 30 метров от зданий аэровокзальных комплексов и других объектов аэропорта. Кратковременная остановка автотранспортных средств в зонах безопасности допускается только для посадки (высадки) пассажиров. Стоянка автотранспортных средств в зонах безопасности запрещена, за исключением транспортных средств, задействованных в проведении работ по обслуживанию, эксплуатации, содержанию и ремонту объектов аэровокзального комплекса и иных объектов инфраструктуры аэропорта, а также инженерно-технических коммуникаций.
Проведение данных работ должно осуществляться под контролем работников подразделений, осуществляющих защиту аэропортов и объектов их инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.
Органы внутренних дел совместно со службами авиационной безопасности аэропортов обеспечивают меры безопасности в неконтролируемых зонах аэропортов, направленные на снижение риска и предотвращение возможных актов незаконного вмешательства, в соответствии с оценкой риска, проводимой полномочными органами, путём осуществления наблюдения за пассажирами и посетителями аэровокзалов, патрулированием аэровокзалов и прилегающих территорий, в том числе не находящихся под контролем служб авиационной безопасности аэропортов. На входах в аэровокзалы осуществляется досмотр лиц и вещей, находящихся при них.
Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте обеспечивают безопасность граждан и общественный порядок в аэропортах, осуществляют в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымают указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; принимают участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа либо осуществляют такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами.
Контроль доступа (общие требования)
65. В процессе процедуры контроля доступа в рамках основанного на оценке риска подхода в области авиационной безопасности осуществляется выявление поведенческих особенностей лиц, которые могут представлять угрозу для гражданской авиации и должны быть подвергнуты дополнительным мерам безопасности в целях предотвращения несанкционированного доступа таких лиц в контролируемую зону аэропорта и охраняемые зоны ограниченного доступа.
66. Доступ в контролируемую зону аэропорта и охраняемые зоны ограниченного доступа предоставляется:
лицам, являющимися пассажирами, которые обладают действительными проездными документами и были допущены к перевозке с использованием услуг соответствующего эксплуатанта воздушного судна;
персоналу и посетителям аэропорта, имеющим единые пропуска, утвержденные администрацией аэропорта и согласованные с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере внутренних дел и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности в сфере воздушного транспорта;
служебным, производственным автотранспортным средствам, эксплуатируемым в данном аэропорту в соответствии с приказом Минтранса России от 23.07.2015 N 227 "Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности".
67. Администрация аэропорта устанавливает порядок организации пропускного режима, оформление, изготовление, выдачу, учет и изъятие пропусков установленного образца для доступа граждан и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта, а также осуществляет контроль за их использованием.
68. Ответственность за соблюдение требований пропускного режима и доступа лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта возлагается на администрацию аэропорта и службу авиационной безопасности.
Контроль доступа лиц
69. Пассажирам предоставляется право для доступа в соответствующие охраняемые зоны ограниченного доступа (пункты досмотра и стерильные зоны аэропорта) при наличии посадочного талона, оформленного в установленном порядке, и действительного документа, удостоверяющего личность пассажира. При входе в пункт досмотра производится проверка посадочного талона, оформленного в установленном порядке, сверка документа, удостоверяющего личность, с личностью пассажира.
70. До посадки на борт воздушного судна все пассажиры и вещи, находящиеся при них (ручная кладь), проходят предполетный досмотр.
71. Пассажиры направляются на посадку в воздушное судно при предъявлении проездных, а также удостоверяющих личность документов. От места ожидания в стерильной зоне к воздушному судну они проходят в сопровождении работника службы организации пассажирских перевозок с целью исключения контакта прошедших досмотр пассажиров с лицами, не прошедшими такого досмотра, в том числе и с персоналом, не имеющим отношения к обслуживанию пассажиров данного рейса.
Контроль за пассажирами в стерильной зоне, а также проверка отметок на билетах (за исключением случаев оформления билетов в электронном виде) и (или) посадочных талонах о прохождении досмотра пассажирами, в том числе и транзитными, у трапа воздушного судна осуществляется работниками службы организации пассажирских перевозок аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатанта.
72. Сверка посадочного талона и документов, удостоверяющих личность пассажира, в целях исключения возможности "подмены пассажира", проводится при посадке на борт воздушного судна одним и тем же лицом, уполномоченным администрацией аэропорта - работником службы организации пассажирских перевозок.
73. Члены экипажа воздушного судна допускаются в контролируемую зону аэропорта для выполнения полетного задания по удостоверениям членов экипажей воздушных судов и при наличии задания на полет после прохождения процедуры предполетного досмотра.
По окончании предполетного досмотра членов экипажа и их вещей сотрудник службы авиационной безопасности аэропорта, проводивший досмотр, ставит личный штамп о прохождении досмотра в полетное задание. На досмотренные вещи вешается (наклеивается) бирка (стикер) с обязательным проставлением на ней штампа досмотра и даты его проведения.
74. Авиационный персонал, работники аэропорта, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, сотрудники пограничных, таможенных и иных органов, осуществляющих государственный контроль допускаются в контролируемую зону аэропорта по пропускам установленного в данном аэропорту образца и в соответствии с требованиями инструкции по пропускному и внутриобъектовому режимам.
Авиационный персонал, работники аэропорта, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, сотрудники пограничных, таможенных и иных органов, осуществляющих государственный контроль перед допуском в контролируемую зону аэропорта, проходят досмотр в целях обеспечения авиационной безопасности.
Администрация аэропорта обязана заранее установить процент выборочного дополнительного, в том числе ручного досмотра авиаперсонала и иных лиц, при их допуске в контролируемую зону при поступлении информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства в деятельность аэропорта.
75. Пропуск установленного образца, утвержденного руководителем аэропорта и согласованный с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере внутренних дел и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности в сфере воздушного транспорта, оформляется авиаперсоналу и иным работникам аэропорта на основании приказа руководителя аэропорта о приеме на работу.
76. Авиаперсонал эксплуатантов воздушных судов, работники других организаций, индивидуальные предприниматели, которые находятся и осуществляют деятельность на территории аэропорта и которые имеют доступ в контролируемую зону, обязаны иметь пропуска, которые выдаются в порядке, определяемом администрацией аэропорта, на основании письменного обращения (заявки) руководителей этих организаций.
77. Письменные обращения (заявки) на пропуск физического лица должны включать полное наименование организации или юридического лица, инициирующего выдачу пропуска, а также установочные данные лица, которому требуется оформить пропуск, в том числе фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, место жительства (пребывания), занимаемую должность, сведения о серии, номере, дате и месте выдачи документа, удостоверяющего личность, а также сведения о целях пребывания в контролируемой зоне аэропорта (охраняемых зонах ограниченного доступа) и сроке (периоде), на который требуется оформить пропуск.
78. Письменные обращения (заявки) на пропуска проверяются уполномоченными администрацией аэропорта сотрудниками на предмет достаточности оснований для выдачи пропуска.
79. Авиационные организации обеспечивают в порядке, установленном законодательством, проведение проверок анкетных данных лиц, которым предоставляется допуск без сопровождения в охраняемые зоны ограниченного доступа аэропорта до принятия решения о выдаче им пропусков с доступом в эти зоны.
Администрации аэропорта следует предусмотреть возможность проведения регулярных повторных проверок анкетных данных в отношении всех лиц, которым предоставляется доступ без сопровождения в охраняемые зоны ограниченного доступа аэропорта и осуществляющих контроль в целях безопасности.
80. Все пропуска должны содержать необходимую информацию о предназначении пропуска и срока его действия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 N 886 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта".
На личном постоянном пропуске должна содержаться следующая информация:
номер пропуска;
наименование субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск;
место работы (службы), должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) и фотография владельца пропуска;
срок и временной интервал действия постоянного пропуска и секторы зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в которые допущен владелец пропуска.
Такая же информация должна содержаться (за исключением отсутствия фотографии владельца) на личном и разовом пропуске.
81. Выдача постоянных пропусков производится по согласованию с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и только при личном обращении владельца пропуска, с регистрацией факта выдачи в базах данных на электронном и бумажном носителях.
82. Все лица до получения пропуска установленного образца, предоставляющего право доступа в контролируемую зону аэропорта без сопровождения, проходят в аэропорту обязательную ознакомительную подготовку (обучение) по соблюдению ими мер авиационной безопасности в соответствии с учебной программой, разработанной руководителем занятий, согласованной с руководителем службы авиационной безопасности и утверждённой руководителем аэропорта.
83. Выдача разовых пропусков производится с уведомлением уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и только при личном обращении владельца пропуска, с регистрацией факта выдачи в базах данных на электронном и бумажном носителях.
84. Лица, обладающие разовыми пропусками, допускаются в контролируемую зону аэропорта только в сопровождении лиц, имеющих личные постоянные пропуска.
85. Все лица при нахождении в контролируемой зоне аэропорта должны иметь и носить на верхней одежде на видном месте пропуска установленного образца. Для размещения пропуска в специальной одежде предусматривается нагрудный прозрачный карман.
86. Лица, незаконно находящиеся в контролируемой зоне аэропорта и охраняемых зонах ограниченного доступа, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
87. Оформление и выдача всех видов пропусков возложена на бюро пропусков службы авиационной безопасности аэропорта и осуществляется специально уполномоченными должностными лицами данного подразделения.
Бланки пропусков, материалы и приспособления, используемые при оформлении пропусков, журналы учета бланков и пропусков хранятся с соблюдением условий, исключающих их утрату и доступ к ним лиц, не имеющих непосредственного отношения к оформлению пропусков.
88. При утрате или хищении пропуска его владелец должен незамедлительно сообщить об этом руководителю своего структурного подразделения (организации, осуществляющей свою деятельность на территории аэропорта) и уполномоченному должностному лицу бюро пропусков по телефону и в письменной форме. Распоряжением заместителя руководителя аэропорта по авиационной безопасности (заместителя руководителя аэропорта по безопасности, начальника службы авиационной безопасности) назначается служебное расследование, по результатам которого принимается решение о выдаче нового пропуска взамен утраченного, а также о целесообразности привлечения виновного в утрате пропуска лица к дисциплинарной или иным видам ответственности.
89. Факты утери пропусков регистрируются и документируются уполномоченными должностными лицами бюро пропусков.
После получения сообщения об утере или краже пропуска уполномоченными должностными лицами бюро пропусков оформляются стоп-листы, которые незамедлительно или в кратчайшие возможные сроки доставляются на КПП аэропорта в целях уведомления работников службы авиационной безопасности о том, что указанные пропуска более не действительны и подлежат изъятию, а предъявители данных пропусков подлежат задержанию и передаче представителям правоохранительных органов.
Контроль доступа транспортных средств
90. Доступ в контролируемую зону аэропорта и охраняемые зоны ограниченного доступа предоставляется только служебным, производственным автотранспортным средствам, эксплуатируемым в данном аэропорту при наличии пропуска установленного образца.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 N 42 "Об утверждении Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры", приказом Минтранса России от 28.11.2005 N 142 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", приказом Минтранса России от 23.07.2015 N 227 "Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности", приказом ФАС России от 20.01.1998 N 22 "Об утверждении Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации" транспортные средства и средства механизации перед допуском в контролируемую зону аэропорта подвергаются досмотру на КПП вместе с провозимыми ими предметами с использованием технических средств досмотра.
Эксплуатация личного автотранспорта в контролируемой зоне аэропорта не допускается.
91. Пропуска на транспортные средства выдаются в соответствии с установленным администрацией аэропорта порядком выдачи пропусков на основании письменного обращения (заявки).
92. Письменные обращения на пропуск автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов должны включать полное наименование организации или юридического лица, инициирующего выдачу пропуска, а также сведения об автотранспортных средствах, самоходных машинах и механизмах, на которые требуется оформить пропуск, в том числе их виды, марки, модели, цвет, регистрационные знаки (номера), сведения о должности (должностях) лица (лиц), под управлением которых будут находиться данные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы, а также сведения о целях пребывания в контролируемой зоне аэропорта и сроке (периоде), на который требуется оформить пропуск.
93. Количество пропусков на транспортные средства является минимальным с тем, чтобы избежать увеличения движения транспортных средств в контролируемой зоне аэропорта, на перроне и зонах маневрирования воздушных судов.
94. На транспортных пропусках должна содержаться следующая информация:
номер пропуска;
наименование субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск;
вид, марка, модель, цвет, государственный регистрационный знак (номер);
сведения о собственнике (наименование юридического лица) - для юридических лиц;
фамилия, имя, отчество (при наличии) - для физических лиц, в том числе для индивидуальных предпринимателей;
срок и временной интервал действия пропуска;
сведения о должности лица, под управлением которого будут находиться автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы.
95. Перед допуском в контролируемую зону аэропорта транспортные средства подвергаются обязательному досмотру.
Пропуск на транспортное средство не дает право лицам, находящимся на транспортном средстве, доступа в контролируемую зону без пропуска установленного образца и без прохождения процедуры досмотра.
96. Автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы при движении в контролируемой зоне аэропорта и в течение всего времени пребывания транспортного средства в контролируемой зоне аэропорта должны иметь четко видимые и закрепленные на передней части транспортного средства транспортные пропуска.
97. Допуск в контролируемую зону аэропорта и на территорию аэродрома транспортных средств сторонних организаций производится в порядке, определенном администрацией аэропорта. Встречу транспортных средств сторонних организаций на КПП, их сопровождение до места, определённого в заявке и обратно, а также контроль за транспортным средством в процессе работы, обеспечивают начальники служб аэропорта (авиапредприятия), ответственные за проведение работ.
98. Лица, управляющие автотранспортными средствами, самоходными машинами и механизмами, должны обладать знаниями требований правил движения транспортных средств по территории аэродрома и иметь удостоверение на право вождения транспортного средства.
Защита воздушных судов
99. В целях обеспечения безопасности эксплуатанты воздушных судов несут ответственность за реализацию системы мер, направленных на защиту воздушных судов от угрозы совершения актов незаконного вмешательства, включающую процедуры защиты воздушных судов в обычных условиях эксплуатации и процедуры защиты воздушных судов в период повышенной угрозы.
100. Воздушные суда должны находиться под постоянной охраной.
Воздушные суда размещаются на специально выделенном участке перрона, предназначенном для стоянки - местах стоянок воздушных судов.
Места стоянок воздушных судов оборудуются техническими средствами, приспособлениями для заземления и швартовки, освещением, средствами пожаротушения, емкостями для сбора отработанных нефтепродуктов, тарой для использованной ветоши.
101. При нахождении воздушных судов на стоянках перрона, в зонах технического обслуживания в целях исключения доступа посторонних лиц к воздушным судам принимаются следующие необходимые меры:
запирание наружных дверей, удаление и блокировка находящихся вблизи трапов, стремянок,
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.