Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 10
Руководство ответными действиями в связи с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации
Общие положения
225. В целях сведения к минимуму последствий акта незаконного вмешательства, который может привести к человеческим жертвам и материальному ущербу, разрабатываются соответствующие скоординированные и эффективные меры реагирования и действия по урегулированию ситуации.
226. Аэропорты, авиационные организации, органы обслуживания воздушного движения (управления полётами), юридические и физические лица, осуществляющие деятельность на территориях аэропортов, разрабатывают согласованные с антитеррористическими комиссиями субъектов Российской Федерации планы действий по урегулированию чрезвычайных ситуаций, инструкции для персонала, устанавливают системы связи и проводят обучение сотрудников действиям в связи с актами незаконного вмешательства и иными чрезвычайными ситуациями. В планах предусматривается принятие возрастающих по масштабу мер по мере повышения степени угрозы, предоставление адекватных ресурсов для поддержки плана и определяются меры по защите и оказанию необходимой помощи пассажирам, членам экипажа и обеспечению сохранности воздушного судна, багажа, груза и почтовых отправлений. Планы включают в себя меры и процедуры с учётом различной степени угрозы, оценок риска и соответствующих мер безопасности, которые необходимо принять. Они предназначены для предупреждения событий и уменьшения степени их последствий, а также для подготовки всех подразделений аэропорта, которые будут выполнять задачи и иметь сферы ответственности в случае фактического акта незаконного вмешательства.
В планах учитывается выделение сил и средств для проведения мероприятий по урегулированию чрезвычайных ситуаций, в зависимости от складывающейся обстановки при: захвате воздушного судна на земле; захвате воздушного судна в полёте; угрозах террористических актов в отношении воздушных судов или важных объектов аэропорта; анонимных угрозах; инцидентах в аэропорту; вооруженном нападении в пределах границ аэропорта; вооруженном нападении на воздушное судно, сооружения и оборудование из-за пределов границ аэропорта; обследовании подозрительных устройств, которые могут быть использованы для совершения диверсии или других потенциальных источников опасности в аэропорту и принятие мер для их обезвреживания и ликвидации; иных инцидентах.
227. Все сотрудники, задействованные в осуществлении мер реагирования согласно плану действий по урегулированию чрезвычайных ситуаций, проходят подготовку (тренировки) в условиях аэропорта, включая персонал, задействованный при захвате воздушного судна на земле, персонал органов управления воздушным движением, задействованный в предоставлении разрешения на посадку воздушному судну, захваченному в полёте, а также в сборе и рассылке информации в связи с актом незаконного вмешательства, персонал, задействованный в предоставлении медицинской и социальной помощи, а также сотрудники, проводящие досмотр воздушного судна в условиях конкретной угрозы.
Полномасштабные учения (тренировки), согласно плану действий по урегулированию чрезвычайных ситуаций, в учебно-практическом порядке проводятся с регулярной периодичностью с участием всех структур, задействованных в процессе принятия решений согласно плану действий на основании присвоенной Федеральным агентством воздушного транспорта объекту либо субъекту категории. При этом полномасштабные учения (тренировки) проводятся не реже, чем раз в два года, а учения (тренировки) по отработке различных элементов плана действий по урегулированию чрезвычайных ситуаций проводятся не реже, чем один раз в год.
В целях выявления несоответствий, недостатков и устранения слабых сторон в механизмах реагирования и ответных действий после проведения учений (тренировок), оперативным штабом проводится оценка проведенных мероприятий и подводится итог. Информация о результатах учений (тренировок) и предпринятых корректирующих мерах направляется соответствующим организациям.
Обязанности
228. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с захватами и угонами воздушных судов или иными актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивает Национальный антитеррористический комитет в соответствии с Положением о Национальном антитеррористическом комитете, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2015 N 664 "О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму".
229. Федеральная служба безопасности Российской Федерации осуществляет непосредственное руководство мероприятиями по противодействию актам незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, ведение переговоров при захвате заложников, использование подразделений по борьбе с терроризмом и обезвреживание взрывных устройств;
230. Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет принятие адекватных мер по урегулированию чрезвычайной ситуации включающих применение оружия в случае инцидентов, связанных с противодействием актам незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;
231. Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает применение Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
232. Органы управления воздушным движением разрабатывают и обеспечивают реализацию соответствующих требований в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, включая "Положение о Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации", утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 N 901 и приказ Минтранса России от 25.11.2011 N 293 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Организация воздушного движения в Российской Федерации", и настоящей Федеральной системы АБ и оказывают воздушному судну, подвергшемуся акту незаконного вмешательства, всяческое содействие в обеспечении безопасности полёта, учитывая при этом возможность аварийного снижения, и предпринимают надлежащие действия по ускоренному выполнению всех этапов полёта, включая выдачу разрешения на посадку.
Органы управления воздушным движением обеспечивают, чтобы персонал, ответственный за осуществление ответных действий в связи с незаконным вмешательством, проходил регулярные тренировки (учения) в условиях аэропорта.
Органы управления воздушным движением Российской Федерации обеспечивают сбор и рассылку другим заинтересованным государствам всей необходимой информации о полёте воздушного судна, которое подверглось акту незаконного вмешательства, в соответствии с приказом Минтранса России от 25.11.2011 N 293 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Организация воздушного движения в Российской Федерации" согласно положениям, содержащимся в Руководстве ИКАО по авиационной безопасности (Doc 8973, Для служебного пользования), и Руководстве ИКАО по безопасности системы организации воздушного движения (Doc 9985-AN/492, Для служебного пользования).
233. При наличии достоверной информации о том, что воздушное судно может подвергнуться акту незаконного вмешательства, вводятся соответствующие меры, включая охрану этого воздушного судна и др., если оно находится на земле, и заблаговременное направление о прибытии такого воздушного судна соответствующим администрациям аэропортов и органам управления воздушным движением государств предполагаемого вылета, если воздушное судно уже вылетело.
234. Администрация аэропорта:
обеспечивает разработку и реализацию Плана действий по урегулированию чрезвычайных ситуаций в аэропорту;
обеспечивает первичное блокирование и оцепление аэропорта и места инцидента;
усиливает организацию и осуществление пропускного и внутриобъектового режимов;
ужесточает меры обеспечения авиационной безопасности;
выделяет специальное помещение - командный пункт, оснащенный средствами связи, в том числе средствами связи с экипажем воздушного судна, и другим необходимым оборудованием;
выделяет изолированное место для стоянки воздушного судна, подвергшемуся акту незаконного вмешательства;
обеспечивает наличие имеющего соответствующую подготовку персонала, находящегося в постоянной готовности для проведения аварийно-спасательных работ.
235. В случае обнаружения в аэропортах опасных предметов, принимаются все необходимые меры для их обезвреживания и ликвидации согласно пункту 7 "Норм, правил и процедур по авиационной безопасности", утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 897 и пунктам 58 и 73 "Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров", утвержденных приказом Минтранса России от 25.07.2007 N 104.
Первоначальные действия
236. Все организации и соответствующие должностные лица, получившие информацию о планируемом или произошедшем акте незаконного вмешательства, предпринимают действия, которые определены в Плане действий по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации (далее - План).
237. Порядок предпринимаемых действий включает рассылку сообщения всем заинтересованным сторонам согласно приказу Минтранса России от 16.02.2011 N 56 "О порядке информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах".
238. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2018 N 943 при получении информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации организуют и проводят в рамках своих полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, мероприятия, направленные на установление достоверности информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства.
239. По результатам проведения мероприятий по установлению достоверности информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства заинтересованным сторонам направляется информация о достоверности либо недостоверности информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства.
240. Если имеются достаточные основания считать, что воздушное судно, находящееся в полёте, может оказаться объектом акта незаконного вмешательства, эксплуатант воздушного судна в соответствии с приказом Минтранса России от 16.02.2011 N 56, уведомляет соответствующие федеральные органы исполнительной власти, правоохранительные органы, органы обслуживания воздушного движения и администрацию аэропорта о прибытии такого воздушного судна, а также экипажем воздушного судна проводится досмотр воздушного судна в полёте.
Если имеются достаточные основания считать, что воздушное судно может подвергнуться акту незаконного вмешательства, когда оно находится на земле, в соответствии с приказом Минтранса России от 16.02.2011 г. N 56 незамедлительно уведомляются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, правоохранительные органы, органы обслуживания воздушного движения и администрация аэропорта, и принимаются надлежащие меры по охране воздушного судна и проведению дополнительного досмотра. Эксплуатант воздушного судна заблаговременно уведомляется об этом.
241. Порядок действий авиаперсонала при получении обращения (сообщения) о совершении или угрозе совершения террористической акции на воздушных судах и объектах гражданской авиации регламентируется нормативными правовыми актами Минтранса России по авиационной безопасности.
Руководство
242. Руководитель полётов, получив информацию об акте незаконного вмешательства в отношении воздушного судна, в соответствии с приказом Минтранса России от 16.02.2011 N 56, оперативно доводит её с использованием всех видов оперативной, аварийной и специальной связи до федеральных органов исполнительной власти, принимающих участие в урегулировании чрезвычайных ситуаций, в соответствии со схемой оповещения, а также направляет необходимую информацию о полёте такого воздушного судна органам обслуживания воздушного движения по маршруту полёта, включая органы в аэропорту известного или предполагаемого пункта назначения. Ространснадзором в установленном порядке организуется оперативное направление информации об инцидентах, связанных с актами незаконного вмешательства, и о подготовке к таким актам, другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти.
243. Действия по пресечению акта незаконного вмешательства в отношении этого воздушного судна осуществляются в соответствии со специальным планом. В случаях, когда захваченное воздушное судно находится в воздухе, руководство полетом и действиями экипажа осуществляет руководитель оперативного штаба по урегулированию акта незаконного вмешательства или лицо, его замещающее.
Контроль
244. Оперативный штаб по урегулированию чрезвычайных ситуаций возглавляют должностные лица Федеральной службы безопасности Российской Федерации, которые осуществляют руководство по контролю за развитием акта незаконного вмешательства, ответными действиями по его урегулированию и локализации.
245. Для обеспечения бесперебойной работы оперативных штабов по урегулированию актов незаконного вмешательства и контроля за обстановкой, в каждом аэропорту под оперативный штаб выделяется специальное помещение - командный пункт, оснащённый средствами связи, в том числе средствами связи с экипажем воздушного судна, и другим необходимым оборудованием.
Предоставление аэронавигационного обслуживания
246. Согласно положениям Руководства ИКАО по безопасности системы организации воздушного движения (Doc 9985-AN/492 Restricted, ИКАО) в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (пункт 4, 5 (подпункт "ж") статьи 1, пункт 1 статьи 4), постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской федерации", "Положением о Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 N 901 "О Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации", приказом Минтранса России от 25.11.2011 N 293 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Организация воздушного движения в Российской Федерации" (Главы II, XI) в рамках Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации разработаны и реализуются требования обеспечения безопасности.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации" в том случае, когда воздушное судно, подвергшееся акту незаконного вмешательства, пересекает воздушное пространство Российской Федерации, соответствующий центр управления воздушным движением оказывает всяческое содействие в обеспечении безопасности полета во время нахождения такого воздушного судна в воздушном пространстве Российской Федерации. Центр управления воздушным движением также передает всю соответствующую информацию другим государствам, в ведении которых находятся соответствующие органы обслуживания воздушного движения, включая службы известного или предполагаемого аэропорта назначения, с тем чтобы можно было своевременно предпринять надлежащие превентивные действия на маршруте, а также в известном, вероятном или возможном пункте назначения воздушного судна.
247. При получении с борта воздушного судна информации (сигнала) о возникновении аварийной ситуации, связанной с актом незаконного вмешательства (захват, угроза захвата или взрыва, другие экстремистские действия, угрожающие безопасности полета), диспетчер управления воздушным движением, в зоне которого находится это воздушное судно, уточняет (при наличии такой возможности) характер незаконного вмешательства, решение командира воздушного судна и безотлагательно информирует о возникновении аварийной ситуации руководителя полётов, смежные диспетчерские пункты по направлению полета и экипажи других воздушных судов, находящихся под его управлением (при наличии угрозы безопасности полёта этих воздушных судов) и оказывает ему всяческое содействие в обеспечении безопасности полёта, учитывая при этом возможность аварийного снижения, и предпринимает надлежащие действия по ускоренному выполнению всех этапов полета, включая выдачу разрешения на посадку.
248. Аэропорты Российской Федерации должны оставаться открытыми и доступными для воздушных судов, подвергшихся акту незаконного вмешательства.
249. Воздушному судну независимо от принадлежности, ставшему объектом акта незаконного вмешательства, предоставляется органами управления воздушным движением приоритет в обслуживании, пользовании средствами связи и другом необходимом ему обеспечении.
250. После совершения посадки воздушное судно направляется к специально выделенному изолированному месту стоянки и готовится контртеррористическая операция, связанная с пресечением акта незаконного вмешательства.
251. В отношении воздушного судна, подвергнувшегося нападению и совершившего посадку на территории Российской Федерации, принимаются соответствующие меры по обеспечению безопасности пассажиров и экипажа воздушного судна в период нахождения их на земле, до тех пор, пока они не смогут продолжить свой полёт. Принимаются все возможные меры, предусматривающие задержание воздушного судна, подвергшегося акту незаконного вмешательства, на земле и все необходимые меры по обеспечению безопасности пассажиров и экипажа воздушного судна.
252. Федеральными органами исполнительной власти (Минтрансом России, Росавиацией и Ространснадзором с привлечением при необходимости иных органов власти, включая МИД России и ФСБ России) в соответствии с их полномочиями, если это практически осуществимо, проводятся консультации, с государством эксплуатанта воздушного судна, совершившего посадку на территории Российской Федерации, а также направляется соответствующее уведомление государствам предполагаемых или заявленных пунктов назначения.
Специальное обеспечение
253. Российская Федерация обеспечивает привлечение специалистов по ведению переговоров при захвате заложников, подразделений по обезвреживанию взрывных устройств и наличие уполномоченного и имеющего соответствующую подготовку персонала, находящегося в постоянной готовности для использования в его аэропортах, обслуживающих гражданскую авиацию, в целях оказания помощи в борьбе с предполагаемыми или фактическими актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
254. На территории аэропорта предусматривается размещение пунктов сбора сил и средств подразделений, участвующих в урегулировании чрезвычайной ситуации, связанной с актом незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
255. После завершения мероприятий по урегулированию этой чрезвычайной ситуации, связанной с актом незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, оперативный штаб организует необходимую помощь в содействии членам экипажа и пассажирам воздушного судна в продолжении ими полёта в пункт назначения или возвращения их в пункт вылета, а также обеспечивает оказание медицинской помощи пострадавшим гражданам.
256. После завершения мероприятий по урегулированию чрезвычайной ситуации, связанной с актом незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации руководство оперативных штабов через Координационный центр по авиационной безопасности Российской Федерации обеспечивает ИКАО всей соответствующей информацией, касающейся связанных с обеспечением безопасности аспектов акта незаконного вмешательства, в кратчайшие сроки после прекращения такого акта, проводит оценку результатов действий, предпринятых с целью урегулирования чрезвычайной ситуации для выявления недостатков и устранения слабых сторон в механизмах ответных действий. После совершения акта незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации проводится расследование и последующий анализ причин его совершения с целью определения эффективности принятых мер безопасности. По результатам этой оценки и анализа принимаются меры по устранению недостатков, при необходимости вносятся соответствующие изменения в нормативные правовые акты.
Средства массовой информации
257. В ходе реализации мероприятий по пресечению и преодолению негативных последствий акта незаконного вмешательства все официальные лица, входящие в состав оперативного штаба, обязаны воздерживаться от непосредственных контактов со средствами массовой информации.
Все запросы на получение информации передаются и обрабатываются уполномоченным представителем оперативного штаба по указанию его руководителя.
Предоставление информации средствам массовой информации осуществляется только через уполномоченного представителя информационной службы или отдела по связям с общественностью.
Уведомление
258. Российская Федерация, столкнувшееся с актом незаконного вмешательства, обеспечивает ИКАО всей соответствующей информацией, касающейся связанных с обеспечением безопасности аспектов акта незаконного вмешательства, в кратчайшие сроки после прекращения такого акта через Координационный центр по авиационной безопасности Российской Федерации в сети координационных центров по авиационной безопасности ИКАО (далее - КЦАБ РФ). При этом предоставление информации осуществляется в соответствии с принятой типовой формой уведомления согласно добавлению 42 Руководства ИКАО по авиационной безопасности (Doc 8973).
259. Информация связанная с актом незаконного вмешательства в отношении воздушного судна иностранного государства и совершившего посадку на территории Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации в соответствии с международными договорами, уведомляет о случившемся дипломатические представительства и консульские учреждения государства регистрации воздушного судна, государства эксплуатанта воздушного судна и государства, граждане которого захвачены в качестве заложников и по имеющимся сведениям находятся на борту воздушного судна, подвергнувшегося нападению, а также погибли или получили телесные повреждения.
260. Российская Федерация оперативно передаёт всем заинтересованным государствам всю соответствующую информацию о связанных с безопасностью аспектах инцидента. Другие государства могут счесть целесообразным принять контрмеры или другие процедуры в ответ на конкретные акты незаконного вмешательства.
261. В случае совершенного акта незаконного вмешательства в отношении гражданской авиации Российской Федерации, Ространснадзор предоставляет через КЦАБ РФ в ИКАО предварительное извещение о результатах расследования акта незаконного вмешательства в течение 30 дней со дня его совершения. Окончательное уведомление о результатах расследования акта незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации Российской Федерации Ространснадзор предоставляет в ИКАО в течение 60 дней со дня его совершения.
262. Передача информации об актах незаконного вмешательства в ИКАО имеет важное значение, так как это может привести к принятию новых или пересмотру действующих Стандартов и Рекомендуемой практики Приложения 17 "Безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства" к Конвенции о международной гражданской авиации, а также к разработке дополнительного инструктивного материала для включения в Doc 8973 "Руководство по авиационной безопасности" (Для служебного пользования, ИКАО).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.