Письмо Министерства просвещения РФ от 21 мая 2019 г. N ИП-520/06
"О направлении методических рекомендаций"
В соответствии с федеральным проектом "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" Минпросвещения России направляет для работы согласованные Образовательным Фондом "Талант и успех" (далее - Фонд) методические рекомендации по созданию и развитию региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, созданных с учетом опыта Фонда.
Заместитель министра |
И.П. Потехина |
УТВЕРЖДАЮ
заместитель министра просвещения
Российской Федерации
И.П. Потехина
21 мая 2019 г.
Методические рекомендации
по созданию и развитию региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, созданных с учетом опыта фонда "Талант и успех" в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"
Региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, созданные с учетом опыта Образовательного Фонда "Талант и успех" (далее - региональные центры), создаются в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. (пр-2346, пункт 46) в соответствии со Стратегией научно-технического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 (далее - Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации) и Концепцией подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 г. N 2245-р (далее - Концепция подготовки спортивного резерва), а также в целях достижения результата 1.8. "Созданы региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, с учетом опыта Образовательного фонда "Талант и успех" федерального проекта "Успех каждого ребенка" паспорта национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 18 марта 2019 г. N 3).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущены опечатки. Имеется в виду "поручением Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. (пр-2346, пункт 4 "б""), Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации"
В рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка", включенного в национальный проект "Образование", к 2024 году региональные центры будут функционировать во всех субъектах Российской Федерации.
Настоящие методические рекомендации направлены на обеспечение организационного, аналитического и методического сопровождения мероприятий по созданию и развитию региональных центров, реализуемых за счет средств софинансирования из федерального бюджета.
Применение настоящих методических рекомендаций не является требованием, подлежащим контролю при проведении проверок в организациях, реализующих образовательные программы, органами государственного контроля (надзора).
1. Общие положения
Образовательная деятельность региональных центров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с целью формирования национальной системы выявления и развития молодых талантов Российской Федерации, принципы которой определены:
- Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г.;
- Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 г. N Пр-827;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р (далее - Стратегия развития воспитания);
- Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 326-р (далее - Стратегия государственной культурной политики);
- Стратегией научно-технического развития Российской Федерации;
- Концепцией подготовки спортивного резерва.
Основными целями создания и развития региональных центров являются:
- выявление проявляющих выдающиеся способности детей и молодежи, проживающих в субъекте Российской Федерации, сопровождение и мониторинг их дальнейшего развития;
- координация, организация и проведение олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений;
- разработка и реализация образовательных программ для детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности;
- обеспечение индивидуальной работы с детьми и молодежью, проявившими выдающиеся способности, по формированию и развитию, их познавательных интересов, построению индивидуальных образовательных маршрутов, в том числе тьюторской и (или) тренерской поддержки;
- формирование и развитие партнерской сети из промышленных предприятий, научных и образовательных организаций, организаций культуры и спорта, общественных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации для обеспечения сопровождения и дальнейшего развития детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности;
- проведение исследований, способствующих формированию образовательной политики субъекта Российской Федерации в области выявления, сопровождения и дальнейшего развития проявивших выдающиеся способности детей и молодежи, в соответствии с задачами социально-экономического, научно-технологического, промышленного и пространственного развития субъекта Российской Федерации;
- информирование общественности о целях и задачах работы с проявившими выдающиеся способности детьми и молодежью, возможностях по развитию их талантов и способностей в субъекте Российской Федерации;
- иная деятельность, направленная на развитие системы выявления, сопровождения и развития проявивших выдающиеся способности детей и молодежи. Основными задачами региональных центров являются:
- консолидация ресурсов образовательных организаций, организаций культуры и спорта, иных организаций, работающих с проявившими выдающиеся способности детьми и молодежью, организаторов мероприятий, способствующих их выявлению, сопровождению и мониторингу их развития;
- реализация мероприятий по выявлению проявляющих выдающиеся способности детей и молодежи, проживающих в субъекте Российской Федерации, сопровождению и мониторингу их дальнейшего развития в первую очередь через реализацию дополнительных общеобразовательных программ;
- разработка и дальнейшая реализация образовательных программ, в том числе в формате интенсивных профильных образовательных программ, с использованием собственной (переданной в управление) инфраструктурой и программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;
- участие в формировании региональной образовательной политики в области развития таланта в соответствии с приоритетами Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, национального проекта "Образование", Стратегии развития воспитания, Стратегии государственной культурной политики и Концепции подготовки спортивного резерва;
- взаимодействие с индустриальными и технологическими компаниями, научными и образовательными организациями, организациями культуры и спорта, общественными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации, в том числе посредством реализации образовательных программ в сетевой форме, сопровождение и дальнейшее развитие проявивших выдающиеся способности детей и молодежи, организация стажировок, практик для них, а также содействие в их трудоустройстве после получения профессионального образования;
- реализация дополнительных профессиональных программ педагогических и управленческих кадров для работы с проявившими выдающиеся способности детьми и молодежью;
- создание и развитие информационных ресурсов для проявивших выдающиеся способности детей и молодежи, а также работающих с ними педагогических работников;
- анализ данных и разработка предложений по индивидуальному развитию детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности, включая сбор информации о победителях и призерах олимпиад, конкурсов и иных мероприятий, а также данных о достижениях детей, сведения о которых включены в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности и (или) получателях грантов Президента Российской Федерации, а также выпускниках Образовательного центра "Сириус";
- создание инфраструктуры для дальнейшего развития образовательных программ для проявивших выдающиеся способности детей и молодежи, в том числе из других субъектов Российской Федерации;
- анализ, обобщение и формирование лучших практик работы с детьми, в том числе распространение опыта реализации дополнительных общеобразовательных программ, других образовательных программ на территории субъекта Российской Федерации;
- мониторинг и формирование сводной аналитической отчетности о реализации в субъекте Российской Федерации мер по выявлению детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождению и мониторингу их дальнейшего развития;
- обмен опытом по выявлению, поддержке, сопровождению и развитию проявивших выдающиеся способности детей и молодежи с другими региональными центрами.
С учетом целей и задач основными видами деятельности регионального центра являются:
- реализация дополнительных образовательных программ для детей;
- организация и проведение общественно значимых мероприятий в сфере образования, науки, культуры и спорта.
Региональным центром также могут быть реализованы другие виды деятельности, в том числе реализация дополнительных образовательных программ для взрослых, основных образовательных программ (в том числе в качестве партнера при сетевой форме реализации); проведение научных исследований и другие.
При разработке образовательных программ регионального центра необходимо использовать имеющийся региональный опыт реализации образовательных программ и мероприятий с детьми, проявившими выдающиеся способности, опыт Образовательного Фонда "Талант и успех" и других ведущих образовательных организаций, Обязательным условием является привлечение экспертного совета регионального центра к разработке и экспертизе образовательных программ. К разработке программ могут привлекаться также ведущие образовательные и научные организации, в том числе образовательные организации высшего образования, организации культуры и спорта.
Методические рекомендации включают:
- типовую форму соглашения между руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и Образовательным Фондом "Талант и успех" о сотрудничестве в области развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи в субъекте Российской Федерации, включая создание регионального центра (приложение 1)*;
- типовой проект плана ("дорожной карты") создания регионального центра (приложение 2);
- таблицу индикаторов эффективности деятельности региональных центров (приложение 3);
- примерный перечень категорий и должностей регионального центра (приложение 4).
2. Формирование плана ("дорожной карты") создания регионального центра
В целях реализации мероприятий по созданию регионального центра высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивается заключение соглашения о сотрудничестве между субъектом Российской Федерации и Образовательным Фондом "Талант и успех" в области развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи в субъекте Российской Федерации (далее - Соглашение).
Решением высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяется региональный координатор по созданию регионального центра - исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивать реализацию Соглашения, создание и функционирование регионального центра, включая его финансовое обеспечение, а также осуществлять общую межведомственную координацию и контроль за деятельностью регионального центра на территории субъекта Российской Федерации (далее - региональный координатор).
План ("дорожная карта"), соответствующий типовой форме согласно приложению к настоящим рекомендациям, разрабатывается региональным координатором и утверждается актом высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее, чем в тридцатидневный срок с момента заключения Соглашения.
В случае включения в план ("дорожную карту") мероприятий, не включенных в типовую форму согласно приложению к настоящим рекомендациям, и (или) в случае существенных изменений плана относительно типовой формы план ("дорожная карта") согласовывается с ведомственным проектным офисом национального проекта "Образование" и Образовательным Фондом "Талант и успех".
Обязательством субъекта Российской Федерации является открытие регионального центра в финансовом году, являющимся годом предоставления соответствующей субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации.
3. Коллегиальные органы управления регионального центра
Обязательством субъекта Российской Федерации является формирование не менее трех коллегиальных органов управления, сопровождающих процесс создания и функционирования регионального центра;
- рабочей группы по созданию и развитию регионального центра (под руководством не ниже уровня заместителя руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее - рабочая группа);
- попечительского совета регионального центра;
- экспертного совета регионального центра.
Персональный состав рабочей группы, а также порядок ее деятельности определяются руководителем рабочей группы. В число постоянных членов рабочей группы входит руководитель (кандидат на должность руководителя) регионального центра. Другие члены рабочей группы привлекаются к ее деятельности по мере необходимости.
Основной функцией рабочей группы является обеспечение эффективного процесса принятия решений, в том числе межведомственного характера, решение проблемных вопросов, требующих участия (принятия решений, актов) высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Попечительский совет регионального центра является ключевым органом управления развитием регионального центра, поэтому руководителем попечительского совета определяется руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. Наличие и полномочия попечительского совета отражаются в уставе организации, на базе которой создается региональный центр.
В состав попечительского совета могут входить:
- представители федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
- ведущие ученые, педагоги, спортсмены и спортивные тренеры, деятели культуры/руководители научных и образовательных организаций различных типов;
- руководители ведущих индустриальных и технологических компаний субъекта Российской Федерации;
- руководители спортивных федераций субъекта Российской Федерации;
- руководители ведущих культурных центров субъекта Российской Федерации;
- представители федеральных экспертных организаций в области работы с одаренными детьми, в том числе представители Образовательного Фонда "Талант и успех".
Основными функциями попечительского совета являются:
- определение приоритетных направлений образовательной деятельности регионального центра, в том числе направленностей (тематик) реализуемых дополнительных общеобразовательных программ с учетом приоритетных направлений, предусмотренных Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, Стратегией пространственного развития, а также планами социально-экономического, культурного и спортивного развития субъекта Российской Федерации;
- назначение (одобрение) руководителя регионального центра и досрочное прекращение (представление о прекращении) его полномочий;
- определение основных направлений организационного, управленческого и финансового развития и функционирования регионального центра, формирование рекомендаций руководителю регионального центра по вопросам деятельности регионального центра;
- формирование и утверждение состава постоянно действующего экспертного совета;
- утверждение по представлению экспертного совета критериев отбора обучающихся по направлениям образовательной деятельности регионального центра;
- одобрение основных параметров плана финансово-хозяйственной деятельности регионального центра и одобрение ключевых изменений в него;
- согласование (по представлению руководителя регионального центра) основных параметров организационной структуры регионального центра.
Экспертный совет является коллегиальным органом, основными функциями которого является содержательное, программное и методическое обеспечение деятельности регионального центра, в том числе содержательное и методическое обеспечение разработки и реализации образовательных программ и иных мероприятий.
Состав экспертного совета регионального центра может состоять из:
- выдающихся педагогов, ученых, спортсменов и спортивных тренеров, деятелей культуры и искусства;
- представителей ведущих общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования;
- представителей научных организаций и образовательных организаций высшего образования;
- представителей индустриальных и технологических компаний;
- представителей спортивных клубов, федераций;
- представителей культурных центров субъектов Российской Федерации, ведущих учреждений культуры.
В экспертный совет регионального центра могут входить, в том числе, представители других субъектов Российской Федерации, готовые принимать активное участие в работе регионального центра. Необходимым условием включения эксперта в состав совета является письменное подтверждение готовности принять участие в его работе.
Основные задачи экспертного совета:
- организация экспертизы образовательных программ регионального центра;
- участие в поиске, отборе и привлечении экспертных организаций, специалистов в области науки, искусства и спорта, преподавателей для реализации образовательных программ и проведения иных мероприятий регионального центра;
- представление на утверждение попечительскому совету критериев отбора обучающихся для зачисления на образовательные программы регионального центра;
- поиск и утверждение руководителей образовательных программ регионального центра;
- анализ потребностей, формирование предложений по ресурсному, материально-техническому, инфраструктурному и кадровому обеспечению образовательных программ регионального центра, а также по развитию образовательной инфраструктуры регионального центра для создания оптимальной среды по работе с детьми;
- определение форм и механизмов взаимодействия обучающихся регионального центра с ведущими педагогами, учеными, представителями организаций-партнеров с целью их дальнейшего профессионального развития;
- анализ результативности и эффективности реализации образовательных программ регионального центра;
- участие в формировании и экспертизе перечня общественно значимых мероприятий в сфере образования, науки, культуры и спорта в субъекте Российской Федерации для выявления детей, проявивших выдающиеся способности;
- участие в формировании программ дополнительного профессионального образования педагогических, тренерских и управленческих кадров для работы с проявившими выдающиеся способности детьми и молодежью.
4. Принципы формирования инфраструктуры регионального центра
Инфраструктура регионального центра должна соответствовать направлениям работы, утвержденным его попечительским советом. Имущественный комплекс регионального центра может находиться в государственной, муниципальной или частной собственности и использоваться центром на праве собственности, оперативного управления, безвозмездного пользования или долгосрочной аренды и др.
Имущественный комплекс регионального центра должен включать в себя инфраструктурные объекты, позволяющие организовать работу по выявлению и сопровождению одаренных детей, в том числе: кампус (доступную инфраструктуру) для проживания детей, коворкинг (от 30 рабочих мест), лекторий (от 60 человек), зону для проектной деятельности, кабинеты для аудиторных занятий, лаборатории, залы и другие специализированные помещения (например, сцену, художественную мастерскую и т.д.) по направлениям деятельности регионального центра (не менее 400 мест суммарно), административно-хозяйственные зоны (серверную, зону ресепшн, медиатеку и т.д.) общественные пространства.
Инфраструктура регионального центра должна включать доступ к Интернету не менее 100 мб/с на каждые 500 обучающихся, оборудование для видеоконтента.
Составной частью регионального центра может являться мобильная платформа с лабораторией естественно-научного и технического блока для работы с одаренными детьми в муниципальных образованиях.
Рекомендуется зонирование помещений согласно современным и актуальным стандартам зонирования общественных пространств (единый стиль брендирования, открытые пространства, энергосберегающие технологии, возможность делать надписи на стенах и др.).
Обязательным является обеспечение соответствия требованиям Роспотребнадзора для организаций, в которых оказываются услуги по дополнительному образованию детей (СанПиН 2.4.4.3172-14), Сводам Правил по доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения (СП 59.13330.2012 и СП 138.13330.2012).
Перечень средств обучения (включая высокотехнологичное оборудование), которыми должны быть оснащены региональные центры, в том числе за счет средств субсидии из федерального бюджета, определяется рабочей группой (при необходимости - с участием попечительского и (или) экспертного советов). К формированию перечня средств обучения, включая высокотехнологичное оборудование, могут привлекаться ведущие образовательные и научные организации субъекта Российской Федерации, организации культуры и спорта.
Перечень средств обучения рекомендуется формировать с учетом выбранных направлений деятельности регионального центра, а также основываться на современных и актуальных моделях оборудования. Для определения закупаемых средств обучения могут использоваться примерные перечни средств Обучения, утвержденные Минпросвещения России в рамках других мероприятий национального проекта "Образование", а также опыт Образовательного Фонда "Талант и успех".
Конкретный перечень приобретаемых средств обучения и оборудования должен определяться региональным центром исходя из содержания реализуемых и планируемых к реализации образовательных программ и мероприятий, которые прошли необходимую экспертизу в экспертном совете регионального центра.
При проведении закупок оборудования и средств обучения для оснащения региональных центров необходимо руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в части предоставления приоритета товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими юридическими лицами. Инфраструктура регионального центра должна обеспечивать его доступность для всех целевых аудиторий (включая лиц с ограниченными возможностями здоровья), эргономичность, трансформируемость (мультифункциональность) помещений, надлежащую звукоизоляцию.
В случае реализации мероприятий по созданию регионального центра за счет средств субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации средства субсидии направляются на софинансирование расходного обязательства субъекта Российской Федерации на приобретение средств обучения, в том числе мебели и высокотехнологичного оборудования для регионального центра, а также обновление инфраструктурного комплекса в соответствии с настоящими методическими рекомендациями (не более 10% от общего объема расходного обязательства), за исключением капитальных вложений в объекты.
5. Основные принципы формирования организационной структуры регионального центра
5.1. Основные принципы формирования штатного расписания регионального центра
Определение штатной численности и формирование штатного расписания для обеспечения функционирования регионального центра осуществляется в соответствии с нормами федерального законодательства, касающимися нормирования и оплаты труда в образовательных организациях, а также в соответствии с нормативными актами субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляется деятельность регионального центра, в том числе:
- Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ;
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения, учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре";
- постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37 "Об утверждении квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих";
- приказом Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
- приказом Минтруда России от 5 мая 2018 г. N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
- постановлением Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры";
- приказом Минздравсоцразвития России от 28 ноября 2008 г. N 678 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи";
- приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".
Должности, введенные в штатное расписание образовательной организации, как по категориям должностей, так и по количеству штатных единиц должны обеспечивать реализацию целей и задач регионального центра. К работе в центре могут привлекаться специалисты как на основе трудовых договоров, так и на основе договоров гражданско-правового характера, которые предусматривают выполнение работ или оказание услуг.
Региональный центр вправе привлекать к реализации дополнительных общеобразовательных программ лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки", в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками.
Примерный перечень должностей, необходимых для реализации целей и задач, приведен в приложении 4 к настоящим методическим рекомендациям.
5.2. Финансовое обеспечение деятельности регионального центра
Финансовое обеспечение деятельности регионального центра осуществляется за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, внебюджетных средств и (или) собственных средств образовательной организации. Определение объемов финансового обеспечения регионального центра производится на основе Методики определения размера финансового обеспечения деятельности нетиповых образовательных организаций, реализующих программы выявления и поддержки одаренных детей, утвержденной Минпросвещения России за N АН-2/11вн от 10 января 2019 г.
6. Индикаторы эффективности деятельности регионального центра
В качестве индикаторов эффективности деятельности региональных центров применяются индикаторы, приведенные в Конкурсной документации на участие в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание центров выявления и поддержки одаренных детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", утвержденной Министерством просвещения Российской Федерации (далее - Конкурсная документация) (приложение 3).
Указанные индикаторы являются качественными критериями, имеющими количественное значение для оценки эффективности деятельности регионального центра.
Таблица индикаторов как целевых показателей эффективности деятельности регионального центра напрямую коррелируется с мероприятиями плана ("дорожной карты") создания и работы регионального центра.
В частности, мероприятие "Разработка двухлетнего плана по проведению региональным центром очных интенсивных образовательных программ для одаренных детей и молодёжи по различным направлениям подготовки (смен), а также проведение очно-заочных образовательных мероприятий" соотносится с индикаторами:
- общий объем проведенных интенсивных профильных образовательных программ;
- численность детей, обучающихся в 5-11-х классах общеобразовательных организаций, вовлеченных в мероприятия по выявлению и сопровождению одаренных детей;
- численность детей, участвующих в программах с применением дистанционных образовательных технологий.
Мероприятие "Проведение других интеллектуальных, творческих, спортивных, конкурсных, образовательных, фестивальных и научно-просветительских мероприятий, способствующих выявлению наиболее мотивированных школьников" соотносится с индикаторами:
- численность детей, обучающихся в 5-11-х классах общеобразовательных организаций, вовлеченных в мероприятия по выявлению и сопровождению одаренных детей (в процентах);
- число проведенных региональных мероприятий по выявлению выдающихся способностей и высокой мотивации у детей и молодежи, включая региональный этап Всероссийской олимпиады школьников и Всероссийского конкурса научно-технологических проектов, очные отборочные туры в Образовательный центр "Сириус", региональные спортивные мероприятия.
Мероприятие "Организация обучения (повышения квалификации, стажировки) для руководства, педагогов и сотрудников регионального центра в образовательном центре "Сириус" и (или) на площадках ведущих организаций, работающих с одаренными детьми, их аттестация" соотносится с индикаторами:
- доля сотрудников регионального центра, прошедших обучение (повышение квалификации, стажировку) по программам и методикам работы с одаренными детьми на площадках ведущих организаций по работе с одаренными детьми;
- доля педагогов регионального центра, принявших участие в организации образовательных программ или прошедших обучение (повышение квалификации, стажировку) по программам и методикам работы с одаренными детьми на площадке Образовательного центра "Сириус".
7. Развитие партнерской сети из промышленных предприятий, научных и образовательных организаций, организаций культуры и спорта, общественных организаций. Организация взаимодействия
Деятельность региональных центров выстраивается в партнерстве с ведущими научными и образовательными организациями, индустриальными и технологическими компаниями, организациями культуры и спорта по следующим направлениям:
- реализация с использованием сетевой формы дополнительных общеобразовательных программ по приоритетным направлениям, определенным Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, планами социально-экономического развития регионов, направленными на решение актуальных образовательных и научно-исследовательских задач;
- совместное проведение просветительских мероприятий по научно-технологическим направлениям, определенным Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации;
- реализация с использованием сетевой формы программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников для работы с проявившими выдающиеся способности детьми и молодежью;
- определение высококвалифицированных наставников (кураторов) от культурных и научных организаций, индустриальных и технологических компаний, в том числе потенциальных работодателей, реализующих индивидуальные программы дальнейшего сопровождения выпускников регионального центра и Образовательного центра "Сириус".
Для более эффективного взаимодействия и расширения перечня индустриальных и технологических компаний - партнеров регионального центра рекомендуется реализация указанных мероприятий с использованием современных средств визуальных коммуникаций, поддержкой и разработкой программ с применением дистанционных технологий, в том числе в дистанционной образовательной среде "Сириус.Онлайн".
Активное вовлечение в обучение ведущих научных организаций, индустриальных и технологических компаний обеспечит:
- обучение через выполнение заказов и проектов реального сектора экономики;
- вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность, обучение через опыт активного экспериментирования и ранних специализаций, командной и проектной деятельности;
- обучение основам технологического предпринимательства.
Взаимодействие с ведущими научными и образовательными организациями, организациями культуры и спорта, индустриальными и технологическими компаниями - партнерами регионального центра осуществляется в рамках соглашений о сотрудничестве регионального центра.
______________________________
* Приложения 1 и 2 при данной публикации не приводятся. См. на сайте в сети "Интернет" по адресу www.ovd.com.ru.
Приложение 3
к Методическим рекомендациям
Таблица
индикаторов эффективности деятельности региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи
Приложение 4
к Методическим рекомендациям
Примерный перечень
категорий и должностей регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, созданного с учетом опыта фонда "Талант и успех"*
Администратор
Педагог-организатор
Педагог по направлению (лаборант)
Специалист по работе с электронной базой данных одаренных детей
Специалист по координации и проведению особо значимых мероприятий
Специалист по работе с партнерами
Специалист технической поддержки (IT)
Специалист по связям с общественностью и работе со СМИ
Специалист по организации интенсивных профильных программ
Специалист по организации программ дополнительного образования
Специалист по сопровождению онлайн-обучения
Специалист
Психолог
Методисты по направлениям деятельности регионального центра
Педагоги по направлениям деятельности регионального центра, в том числе привлеченные в рамках договоров гражданско-правового характера.
______________________________
* При определении доли административно-хозяйственного и обслуживающего персонала рекомендуется не превышать 40%-ой доли в общем штатном расписании.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства просвещения РФ от 21 мая 2019 г. N ИП-520/06 "О направлении методических рекомендаций"
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", июль 2019 г., N 14
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 5 декабря 2019 г. N Р-122
Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.