Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 718736-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и признании утратившим силу абзаца восьмого пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей"
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Решением Совета Государственной Думы от 29 мая 2019 года (протокол N 195) Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 718736-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и признании утратившим силу абзаца восьмого пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей", внесенный Правительством Российской Федерации.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и признании утратившим силу абзаца восьмого пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 6 июля 2016 года N Пр-1300.
Законопроект направлен на совершенствование контроля деятельности организаций отдыха и оздоровления в целях повышения безопасности жизни и здоровья детей в период их нахождения в обозначенных организациях.
В настоящее время к полномочиям Министерства просвещения Российской Федерации относится обеспечение федерального государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей, однако механизм реализации указанного полномочия законодательством не установлен.
При этом сферу детского отдыха и оздоровления контролируют несколько ведомств (МВД России, МЧС России Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Рособрнадзор, Госпожнадзор и другие) и в целях исключения дублирования контроля (надзора) законопроектом уточнены положения Федерального закона от 28 декабря 2016 года N 465-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей" (далее - Федеральный закон N 465-ФЗ), касающиеся обеспечения федерального и регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей, с учетом установленных полномочий федеральных органов исполнительной власти и их территориальных подразделений.
В целях гармонизации законодательства и ясности терминологии законопроектом уточняется понятие организации отдыха и оздоровления, а также предлагается установить дополнительные обязанности для таких организаций. Так, законопроект возлагает на организации отдыха и оздоровления обязанность представлять в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведения о своей деятельности для включения в реестры организаций отдыха детей и их оздоровления.
Сведения, предоставляемые в указанные реестры, должны содержать следующую информацию: предоставляемые организацией услуги в сфере отдыха и оздоровления детей, включая размещение, проживание, питание детей; сведения о наличии и дате выдачи санитарно-эпидемиологического заключения; результаты проведения плановых и внеплановых проверок; сведения о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности либо договора об оказании медицинской помощи; сведения о наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также информация об обеспечении в организации отдыха детей и их оздоровления доступности услуг для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе условий для хранения лекарственных препаратов для медицинского применения и специализированных продуктов лечебного питания, передаваемых в указанную организацию родителями или иными законными представителями ребенка, нуждающегося в соблюдении назначенного лечащим врачом режима лечения.
При этом Комитет отмечает, что законопроектом предусмотрено предоставление сведений об обеспечении доступности услуг для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае приема данной категории детей в указанную организацию.
В целях подготовки к изменениям законопроектом устанавливается переходный период до 1 июня 2020 года, после которого организации отдыха детей и их оздоровления, сведения о которых не внесены в реестры, будут не вправе осуществлять свою деятельность. До указанного срока организации должны устранить имеющиеся нарушения законодательства Российской Федерации, выявленные по итогам контрольных (надзорных) мероприятий.
Кроме того, предлагается, что в случае исключения организации из реестра при отсутствии угрозы причинения вреда жизни и здоровью детей организация завершает исполнение обязательств по организации отдыха и оздоровления детей, если на момент исключения из реестра она приступила к их исполнению.
Проектом федерального закона также уточняются отдельные полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей, а также вопросы, связанные с формированием реестра организаций отдыха детей и их оздоровления.
Полномочия по установлению общих принципов формирования и ведения реестра организаций отдыха детей и их оздоровления, по разработке и утверждению типового реестра организаций отдыха детей и их оздоровления, а также по утверждению требований к организации и проведению мероприятий с организованными группами детей (походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, проводимых в природной среде, за исключением туристских маршрутов и других маршрутов передвижения), проводимых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, законопроектом предлагается установить за Минпросвещения России.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья отмечает категорическую актуальность законопроекта и поддерживает предлагаемые изменения. Вместе с тем, принимая во внимание, что организации отдыха и оздоровления способствуют сохранению и укреплению здоровья детей, необходимо рассмотреть целесообразность подготовки нормативных правовых актов Министерством просвещения Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации. Одновременно Комитет предлагает дополнить статью 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" нормой о том, что охрана здоровья детей осуществляется в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья, поскольку охрана здоровья детей - одна из основных задач организаций отдыха и оздоровления.
Вместе с тем полагаем необходимым при предоставлении информации в реестры также предоставлять сведения о безопасности туристических маршрутов, согласованные с МЧС России на предмет низкой вероятности природных катастроф, опасных погодных явлений, возможностей для проведения эвакуации при возникновении у детей проблем со здоровьем.
Кроме того, Комитет предлагает закрепить, чтобы при лицензировании организации отдыха и оздоровления анализировалось расстояние до ближайшей медицинской организации.
В целях совершенствования оказания медицинской помощи детям в организациях отдыха и оздоровления, в том числе палаточного типа, следует предусмотреть возможность использования информационных технологий. Одновременно полагаем необходимым организациям отдыха детей и их оздоровления представлять в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления сведения об обеспечении условий для хранения не только лекарственных препаратов для медицинского применения и специализированных продуктов лечебного питания, но и медицинских изделий, передаваемых в указанную организацию родителями или иными законными представителями ребенка, нуждающегося в соблюдении назначенного лечащим врачом режима лечения (в случае приема данной категории детей в организацию отдыха детей и их оздоровления),.
На основании изложенного, Комитет по охране здоровья поддерживает проект федерального закона N 718736-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и признании утратившим силу абзаца восьмого пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Настоящее заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 20 июня 2019 года, протокол N 96.
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.