Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту и строительству
на проект федерального закона N 674420-7 "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о введении обязательного перечня услуг, предоставляемых автовокзалом (автостанцией)),
внесённый Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по транспорту и строительству рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о введении обязательного перечня услуг, предоставляемых автовокзалом (автостанцией) (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроект разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 25 октября 2017 года N Пр-2165ГС, на основании анализа международного опыта, анализа сложившейся практики в гражданской авиации, а так же в целях изменения существующей структуры взаимоотношений между автовокзалами (автостанциями), перевозчиками и пассажирами, устранения препятствий, сложившихся на практике в развитии электронных систем дистанционной продажи билетов.
Действующими нормами статьи 34 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об организации регулярных перевозок пассажиров) закреплена ранее сложившаяся практика, предусматривающая то, что основным источником доходов для большинства автовокзалов (автостанций) являются агентские услуги по продаже билетов, размер которых определяется в процентном отношении от стоимости билета. Такой порядок в дальнейшем предопределил развитие ряда проблем для всех сторон процесса. Перевозчики на практике постоянно сталкиваются с проблемой своевременного возврата автовокзалом вырученных средств от продажи билетов, усугубляемой в периоды возникновения у автовокзалов нехватки финансовых средств. Перевозчики и пассажиры маршрутов с большей стоимостью билета платят автовокзалу большую цену, чем при меньшей стоимости билета за те же услуги. Доходы автовокзалов, оказываются зависимыми от колебаний пассажиропотоков перевозчиков, а так же количества проданных ими билетов через интернет- ресурсы, либо в салоне автобуса, что обуславливает их препятствование этому.
Верховным Судом Российской Федерации (определение от 13 марта 2015 г. по делу N А50-24492/2012) был сделан вывод о неправомерности взимания агентского вознаграждения в процентном соотношении от суммы, полученной от реализации билетов, так как это ведет к ущемлению интересов одной группы пассажиров и перевозчиков и создает необоснованные преимущества другой.
При этом добровольное переформатирование гражданско - правовых отношений между автовокзалами и перевозчиками не представляется возможным вследствие наличия финансовой заинтересованности отдельных участников в сохранении условий заключенных договоров в ущерб другим. Законопроектом предусматривается установление групп обязательных платных услуг, предоставляемых автовокзалами, ограничивающих их состав. Полномочия по установлению конкретного перечня платных услуг, по каждой группе с установлением перечня тарифов и сборов по ним, правил их формирования предоставляются федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющему функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
Такая конструкция обеспечит внесение изменений в структуру правоотношений между перевозчиками, автовокзалами и пассажирами, исключающих принудительное субсидирование пассажирами и перевозчиками с большей стоимостью билетов услуг, состав и качество которых одинаковы для всех, повышающих финансовую устойчивость автовокзалов, снимающих ограничения на применение систем продажи билетов с помощью интернет ресурсов без участия автовокзалов.
В то же время, законопроектом не предусматривается включение в перечень обязательных услуг, услуг, в которых в настоящее время заинтересована большая группа граждан - услуг по продаже билетов в кассах автовокзала. Исключение такой услуги может привести к ее отсутствию в ряде автовокзалов (автостанций), что приведет к проблемам в приобретении билетов. По мнению Комитета, такая услуга должна быть включена в перечень обязательных услуг. При этом, ее включение так же целесообразно ограничить условиями, предусматривающими возможность продажи через кассы автовокзала части билетов, определяемой по соглашению сторон, а так же определение стоимости услуги, исключающей зависимость в процентах от стоимости билета.
Отсутствует также важная для пассажиров группа информационных услуг, включающая предоставление информации о расписании автобусов, фактическом времени отправления и прибытия автобуса, ценах на билеты, количестве мест и уровне комфорта, других предоставляемых в автобусах услугах. Включение информационных услуг, как указывается в Пояснительной записке к законопроекту, в подзаконном акте в группу услуг по предоставлению помещений для пассажиров не соответствует составу услуг этой группы.
Так же, в законопроекте не предусмотрен механизм дифференциации перечня услуг в зависимости от того является ли автовокзал (автостанция) начальным, конечным или промежуточным пунктом маршрута. Отсутствие механизма такой дифференциации может привести к необоснованному росту стоимости пользования услугами и росту стоимости проезда.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 674420-7 "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о введении обязательного перечня услуг, предоставляемых автовокзалом (автостанцией) с учетом доработки ко второму чтению согласно предложениям.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.